Как в Донецке взорвали президента Шахтера и что в это время делали Ахметов и Гоблин

15 октября 1995 года в Донецке на стадионе "Шахтер" был взорван Ахать Брагин
Пожалуй, у большинства футбольных болельщиков словосочетание "президент Шахтера" ассоциируется с Ринатом Ахметовым. Оно и неудивительно, человек почти тридцать лет владеет клубом, именно при нем Шахтер переживает свои лучшие времена. Но путь Шахтера к вершинам начался при его предшественнике.
Кто такой Ахать Брагин
Ахать Брагин, или же "Алик Грек", как его знали в криминальном мире, был одним из самых влиятельных людей Донецка. Он начинал свой путь с работы мясником. Впоследствии начал заниматься валютными операциями, импортом бытовой техники (компьютеры, видеомагнитофоны и т.д.) и охранными услугами. Также, по некоторым свидетельствам, Брагин имел отношение к так называемому "рынку игр" (азартные игры, игровые автоматы и подпольные казино).
Официально в собственности Брагина не было много предприятий, однако он имел значительное неформальное влияние на бизнес в регионе. Например, Ахать был по сути "хозяином" Центрального рынка Донецка. И благодаря контролю над арендой торговых мест и неформальным сборам с продавцов он сформировал свои первые финансовые ресурсы и влияние.
Постепенно влияние Брагина распространилось на металлургические, угольные и машиностроительные отрасли. Нет, он не стал собственником предприятий, однако участвовал в поставках сырья, металла и топлива, а также "охране" и финансировании некоторых заводов. Среди них, в частности, были Азовсталь и Харцызский трубный завод.

"А кто тогда не был бандитом? У Брагина и Ахметова тогда были хорошие отношения с российскими бизнес-структурами. Они взяли на себя российский рынок водочной продукции. Мы с Евгением (Щербанем – прим.), Брагиным и Ахметовым создали компанию "Гефест" по реализации нефтепродуктов. Потом начали совместно поставлять сырье с ГОКов на металлургические комбинаты. Так мы вместе и шагали", – цитировал сайт города Донецк Юрия Дедуха со ссылкой на Forbes.ua.
Также будущий владелец Шахтера фигурировал в трех делах. По словам начальника УМВД г. Донецка Аркадия Болдовского, в 1971 году он получил 2 года условно за проникновение в чужую голубятню, а в 1974-м его и еще нескольких человек обвиняли в избиении несовершеннолетнего парня. Однако тогда дело закрыли. Так же закрыли дело в 1991 году, в котором Ахатя обвиняли в спекуляциях.
А еще Брагин очень не любил, когда его называли "мафией". Собственно, из-за этого он подал в суд на газету "Город", где в конце 1994 года опубликовали интервью Болдовского с заголовком "Мафиозные разборки: милиция разбирается". Там полицейский заявил, что Алик Грек возглавляет мощнейший мафиозный клан Донецка. Дело Ахать, ожидаемо, выиграл.
Приход в футбол, первые успех Шахтера
Ориентировочно в 1992 году Брагин стал владельцем будущего гранда украинского футбола, и команда отблагодарила его, выиграв первое в истории серебро чемпионата Украины в сезоне 1993/94. Также Шахтер стал победителем Кубка Украины в розыгрыше 1994/95.
В еврокубках, правда, выступления были не очень успешны. Шахтер одержал лишь одну победу, одолев норвежский Лиллестрем в августе 1994-го (2:0). Правда, до этого было поражение со счетом 1:4, поэтому пройти дальше не удалось. А уже в следующем сезоне "горняки" вылетели от Брюгге (0:1 на выезде и 1:1 дома).
О домашней игре мы вскоре вспомним, ведь она могла стать последней в жизни Ахатя Брагина. Но в итоге он погиб в следующем матче, против симферопольской Таврии.
Ужасная смерть на стадионе Шахтера
Брагин погиб 15 октября 1995 года, но смерть могла наступить и раньше. Все же он имел врагов в криминальном мире, которым очень не нравилось его влияние в Донецке. Так, Ахатя пытались расстрелять 19 марта 1994 года возле его голубятни в селе Пески Ясиноватского района. Уже через два месяца состоялась вторая попытка убийства, снова неудачная.
Но в третий раз спастись Брагину не удалось. Он умер от взрыва на стадионе Шахтера во время матча чемпионата Украины между Шахтером и Таврией. Как оказалось, на входе в гостевую ложу была установлена взрывчатка с дистанционным управлением. Брагин несколько опоздал на игру и прибыл через несколько минут после начала встречи. Взрыв прозвучал, когда Брагин с охранниками шел в ложу.
"Если не ошибаюсь, уже на 4-й минуте игры произошел взрыв. Раздевалки на стадионе находились с противоположной стороны центральной трибуны. Там был навес от дождя. После взрыва я сразу повернул голову. Мне показалось, что после мощной взрывной волны этот навес немного поднялся и так же быстро опустился. Люди с центральной трибуны сразу начали сбегать вниз. Признаюсь откровенно, где-то секунд на 5 я оцепенел.

Инспектором матча был легендарный экс-тренер Металлиста Евгений Лемешко. Я посмотрел на него. Евгений Филиппович колебался. Я предложил выяснить, что там случилось. Через весь стадион побежал на трибуну. Увидел ужасную картину. Перед служебным входом лежали трупы. Рядом стояла машина, возле которой сидели люди с автоматами. Я вернулся в раздевалку. Вместе с Лемешко сказали, что игра продолжена не будет", – вспоминал в разговоре с журналистом Чемпиона Максимом Розенко главный судья того матча Анатолий Жосан.
Кроме Брагина, при взрыве погибли еще пятеро его охранников, трое получили тяжелые ранения. Также задело клубного оператора Таврии Владимира Абраменко. И, несмотря на это, представители Шахтера настаивали на продолжении матча. Мол, взрыв был за пределами стадиона. Но в итоге игру прервали, а сам матч переиграли через месяц. Команды сыграли 0:0.
"Вскоре пришли незнакомые мне крепкие ребята, которые начали настаивать на продолжении игры. Мол, взрыв произошел за пределами стадиона, поэтому поединок нужно продолжать. Представитель тренерского штаба Шахтера Михаил Соколовский также продолжал настаивать на продолжении матча. Во время разговора к нам зашли представители Таврии. Переспросили Михаила: "Твоего президента взорвали, а ты хочешь продолжать игру?" Миша замолчал", – рассказал Жосан.
Слова арбитра подтверждает и бывший голкипер сборной Украины и симферопольской Таврии Максим Левицкий, который принимал участие в том матче.
"Навес над трибуной действительно зашатался, поэтому часть болельщиков полезла через ограждение, а несколько даже выбежали на поле. Фаны начали кричать с трибун "Заканчиваем игру". Арбитр матча Анатолий Жосан еще немного подумал и прервал поединок. В раздевалке к команде присоединился клубный оператор Володя Абраменко. Он снимал матч ближе к эпицентру взрыва, от взрывной волны вылетела фрамуга, которая повредила ему ногу.
Вскоре в раздевалку зашли люди в милицейской форме. Помню, что при высоких погонах. Делегацию возглавлял полковник или даже генерал. Говорят, все нормально, взрыв произошел за пределами стадиона, стоит продолжать игру. Володе Абраменко в это время оказывали медицинскую помощь. Он продемонстрировал повреждения и эмоционально воскликнул: "Какое продолжение игры? Там гора трупов!", – вспоминал Максиму Розенко Левицкий.
Версии убийства
Вскоре после убийства газета "Зеркало недели" вышла со статьей "Взрыв, потрясший всю страну", где предложила несколько версий:
– это дело рук чеченских или же грузинских группировок, с которыми конкурировал Брагин;
– следствие противостояния с днепропетровским кланом, который стремился установить контроль над Донецким регионом;
– действия украинских правоохранителей, которые решили таким радикальным методом бороться с криминалом.
Также ходили слухи, что к заказу причастен Ринат Ахметов, ведь именно он стал "наследником" империи Брагина. Однако через много лет в своем интервью The Washington Post Ахметов скажет:
"Это ложь, которая причиняет мне боль. Мы с Ахатем опоздали на матч на 5 минут, и он, не дождавшись меня, бросился из машины на стадион. Разница была 5 секунд, не больше. Взрыв произошел, как только я открыл дверь своего автомобиля. Когда твой лучший друг умирает на твоих глазах, ты понимаешь, что смерть опоздала на 5 секунд, и после этого тебя в чем-то обвиняют, это очень больно и несправедливо".

Кто на самом деле убил Брагина?
Следствие установило, что в убийстве Брагина виновата банда луганского авторитета Игоря Кушнира. Почти все ее члены погибли в конце 1990-х, до суда дожили только двое – гражданин РФ, киллер Вадим Болотских (убийца Евгения Щербаня, приговоренный в 2003 году к пожизненному заключению, отбывал наказание в Луганской области, сбежал после штурма колонии боевиками, – LB.ua) и милиционер из Донецка Вячеслав Синенко. Обоих задержали и судили в середине 2000-х.
"Непосредственными исполнителями были Игорь Филиппенко и Андрей Акулов, члены банды, а помогал им Вячеслав Синенко, который на тот момент работал в милиции. Именно благодаря ему исполнители сумели покинуть стадион. И также именно он должен был помогать убийцам, если бы возникли какие-то непредвиденные обстоятельства", – цитировала Болотских Україна молода.
Майор милиции Вячеслав Синенко был осужден на пожизненный срок за соучастие в организации убийства. В свою очередь, Синенко обвинил в фальсификации своего уголовного дела бывшего прокурора Донецкой области Геннадия Васильева и намекнул на причастность к покушению на него Рината Ахметова...
Болотских так и не признал факт получения денег за совершение данных преступлений... Он заявил, что действовал, как Робин Гуд, помогая украинскому народу избавиться от "архибогатых людей", – писало донецкое интернет-издание "ОстроВ" в 2011 году.
Заказчики убийства так и не были найдены.
Что во время убийства делал коллаборационист Аксенов
Тот же Максим Левицкий, экс-голкипер Таврии, вспоминал, что на том матче также присутствовал Гоблин – коллаборационист и самопровозглашенный премьер-министр временной российской оккупационной власти в Автономной республике Крым Сергей Аксенов. В 1995 году он был обычным бандитом. Левицкий вспомнил разговор Аксенова с другими бандитами.
"После взрыва мы поехали в аэропорт, ожидали разрешения вылетать. Приехала наша крымская "бригада". Мы услышали их рассказы. Лично меня трясло. А они были очень спокойны. Рассказывали, что ехали в следующей за Брагиным машине. И совсем немного задержались. Президент Шахтера забежал в помещение, где была лестница в ВИП-ложу. Сразу раздался взрыв.
Он был настолько сильный, что бронированный Мерседес президента Шахтера развернуло почти на 180 градусов. И на стекло их авто прилетел кусок мяса. Когда я услышал эти детали, мне стало плохо. А они курили сигареты и не выглядели расстроенными или смущенными. Скорее всего, для них такие события были нормой, а не исключением".

***
Смерть Ахатя Брагина стала не только кровавой страницей в истории Донецка, но и переломным моментом для Шахтера. Уже через год место Брагина, и не только на посту президента клуба, занял его ближайший помощник и молодой бизнесмен Ринат Ахметов. Именно он построил сильнейший Шахтер в истории. Но начиналось все с мечты Брагина.