От Галисии до Галичины и обратно: экс-нападающий Карпат выкупил сам себя, забивает за Депортиво и вспоминает Украину
В решающем матче за титул Примеры-2024 Депортиво встречался с Барселоной.
Звучит, а?
Но вот нюанс: это была лишь Примера RFEF – 3-й дивизион испанского футбола, который даже не считается профессиональным, а соперником выступала Барса-Б – молодежь каталонского гранда.
Классная молодежь! Касадо уже основной у Флика; Виктор, Берналь и Мартин тоже имеют будущее, а Марк Гийю забил 6 голов за Челси в Лиге конференций.
В тот вечер, однако, юность проиграла опыту.
К радости 31,833 болельщиков – рекордной аудитории, когда-либо собиравшейся на матчах Примеры RFEF, – единственный мяч со штрафного забил Лукас Перес, герой Карпат из почти забытого мирного прошлого.
"Я не даю обещаний поднять команду в классе, но я обещаю бороться, чтобы это произошло", – говорил он в январе 2023-го, когда возвращался в Депортиво.
Тогда он казался чудаком. Лукас заплатил 493 тысячи евро со своего кармана, чтобы выкупить себя у Кадиса и вернуться в Ла-Корунью. Также он согласился на в 10 раз меньшую зарплату, и ко всему это было понижение из элиты до любителей.
"А я с любителями играть не буду, я буду играть за Депортиво. Для меня это навсегда клуб элиты", – так он всем отвечал.
***
Помните удивление, когда этот романтик приехал из богатой теплой Испании к нам?
К сожалению, мы знали слишком мало.
Лукас родом из панелек на окраине Ла-Коруньи, где жили в основном рыбаки. Его отец был таким. Однажды вышел в море – и мать его не ждала. Малыша воспитали дедушка с бабушкой – как успели, ведь уже вскоре одного съел рак, а другую – Альцгеймер.
Чтобы поменьше смотреть, как бабушка умирает, Лукас шел на улицу с мячом – всегда в компании Ивана и Маркоса, лучших друзей даже сейчас, когда у них уже семьи и совместный бизнес.
"Лукасу было на световые годы тяжелее, хотя и я работал с 14-ти. Мама кем только не была, даже рылась в мусорных баках, прежде чем нашла работу повара", – говорит Маркос. "Ну, а у меня папа официант, так я редко ходил в школу, больше ему помогал", – кивает Иван.
Они вспоминают, как Лукас поехал на просмотр в Алавес всего в 15 лет – не знал там никого и даже не попал бы на базу, если бы не подбросил Оскар де Маркос, ныне капитан Атлетика Бильбао.
Двое претендентов на одно место – и баски тогда взяли Лукаса, а имя другого парня все забыли.
Так это началось.
"Футбол помог мне. Он научил меня долгу, дисциплине, распорядку дня. Футбол руководил моей жизнью и спас ее".
***
Сейчас Лукас возвращает игре долг и наслаждается клубом, за который болеет с трех лет.
Депортиво – это же легенда 90-х, его детства.
В 1994-м они, а не Барса Кройфа, должны были выиграть Ла Лигу, но в последнем туре с Валенсией Бебето отказался бить пенальти, и к мячу подошел Мирослав Джукич.
Тем не менее, уже через год они выиграли Кубок короля в финале, растянувшемся на три дня из-за грозы. Да и вообще – кто не любил Мауро Силву, Джалминью, Донато, Ривалдо? Чемпионство Депора в 2000-м не стало сенсацией, ведь клуб долго к нему шел.
А помните их победы на Олд Траффорд, Хайбери, Делле Альпи? Выдающийся камбэк в Лиге чемпионов с Миланом? А триумф над Реалом в день, когда Сливочные праздновали столетие?
Лукас все видел и обожал, но сначала был слишком мал для Депора, а когда повзрослел – легенды не стало.
В 2011-м Депортиво выбыл в Сегунду, имея 160 млн евро долгов.
Президент Аугусто Сесар Лендойро годами тратил больше, чем мог позволить, и финансовый кризис 2008-го подвел под этим черту. Не только Депор, но и Валенсия, Сельта, Бетис, Сарагоса стремительно покатились тогда вниз.
Что было делать Лукасу? Он подписался в Райо Вальекано, но там тоже был кризис, и 8-9 месяцев не платили зарплату.
"Чтобы собрать на билет в Украину я продал телефон и айпад", – говорит нападающий.
Зато Карпаты выплатили хорошие подъемные, и с них он купил первую в жизни квартиру – разумеется, в Ла-Корунье.
***
В Галисии его часто достают вопросами об Украине. Для них это где-то очень далеко, словно Северный полюс.
У Лукаса Переса воспоминания паршивые:
"Я приехал в 20 лет, чувствовал себя брошенным и беспомощным. Хорошо, что познакомился с эквадорцем Даниэлем, он был студентом и знал язык. Без него было бы еще труднее.
Мои одноклубники... не были добры ко мне. И ко всем иностранцам. Их раздражало, что те приезжают и получают больше денег. Они считали, что президент любит нас больше, чем их. Но он и нам по 4 месяца зарплату не давал, а мог просто урезать ее на 20-30%, потому что так хотел. Это вам не Испания. В Украине мы официально зарабатывали всего 500 евро".
О Динамо Лукас не вспоминает – только Карпаты. Говорит, хотел сбежать уже через 2 месяца, но пробыл 3 года.
И еще вспоминает, как к Дыминскому приезжал Иван Саввиди, и они долго договаривались о его переходе в ПАОК:
"Какое же это было облегчение! Нормальные поля, гостиницы. В Украине президент отвозил нас в монастырь, когда раздражался. Серьезно! Монахини сдавали там комнатки, мы спали в двухместных. Все очень строго и религиозно. После этого ПАОК казался мне лучшим клубом в мире!"
***
Жалеет ли он о том опыте? Лукас уверяет, что нет; шутит о мемуарах.
Тем более, после Карпат и ПАОК он таки пришел в Депортиво, мечта сбылась.
На дворе был 2014-й, и Ла-Корунья еще боролась в элите. Лукас стал их Месси – забивал и отдавал в решающие минуты. 17 голов в Ла Лиге-2015/16 – лучший его отрезок, и он не хотел уходить, но клуб балансировал на грани банкротства, а им интересовался Арсен Венгер.
"Они не ставили меня к стенке или что-то такое. Руководители просто рассказали о нашей ситуации в деталях и убедили, что эти деньги пойдут на пользу клубу, помогут ему развиваться", – вот так Лукас во второй раз покинул дом.
А когда не заиграл в Арсенале и через год вернулся в Депортиво в аренду, разгневанные фаны, которые ничего не знали, швырнули в него его собственной подаренной ранее футболкой.
Несправедливо!
Да и разве Лукас привез на Риасор абсолютно бездарного в роли тренера Кларенса Зеедорфа, с которым они вылетели? Клуб сам себя топил, и из-за этого некоторое время Перес еще держался в стороне – в Алавесе играл хорошо, в Эльче слабо, а в Кадисе кое-как, прежде чем его окончательно одолела "моринья".
Не надо гуглить – это галисийский термин; так они называют тоску по дому, морю, детству.
Маркос признается – до последнего уговаривал друга не делать этого: "Я сейчас буду очень искренним. Когда Лукас рассказал свой план, я прямо сказал: "Мужик, нахрен Депор!" Он играл за один из лучших клубов мира... Мне это трудно было понять".
Наверное, товарищи лучше почувствовали Лукаса в июне, когда 80 тысяч галисийцев собрались возле Риасора отпраздновать возвращение клуба в Сегунду.
В Сегунду!
Вы представляете, что будет, если они вернутся в Примеру?!
***
Но до этого еще много работы.
После 20 туров текущего чемпионата Депортиво идет 17-м, борется за выживание.
В прошлом сезоне в 3-м дивизионе Лукас Перес каким-то нечеловеческим спуртом снял все вопросы – в январе-июне он забил 15 голов и отдал 12 ассистов. Но Сегунда – это уже профессионалы, а ему 36 лет.
Лишь раз Лукасу удался подвиг – выезд в Кадис, где он оформил хет-трик в меньшинстве. Чаще радуют юные звездочки Депора – Йеремай Эрнандес и Давид Мелья. Последний летом был основным в сборной Испании, выигравшей Евро U19.
"Для нас это принципиально", – говорит гендир Массимо Бенасси. "На данный момент почти 25% игроков основной команды являются выходцами из нашей академии, и будет больше".
Депортиво финансово идет на поправку с 2020-го, когда его выкупил банк Abanca, чей президент Хуан Карлос Эскотет с лета 2024-го возглавляет правление клуба.
Долги в прошлом – все выплачено, и банк нанял Populous, чтобы тот строил новый тренировочный центр. Несмотря на отсутствие громких покупок 28,500 проданных абонементов показывают, что Ла-Корунья верит в проект.
"Цель – быть конкурентоспособными сегодня, но также обеспечить долгосрочный успех и жизнеспособность", – чеканит слова Бенасси.
В этом прагматичном Депоре у Лукаса Переса уникальная роль – не только стареющего голеадора, третьего здесь по голам в ХХІ веке после Макая и Тристана, но и связного со славным прошлым, которое молодежь уже и не помнит.
Это последняя роль его карьеры, и Лукас принимает это без страха.
Говорит, что травм крупных не было, ничего не болит, поэтому его будущее решит клуб. Если не дадут новый контракт – то и завершит немедленно, ведь других амбиций давно не имеет:
"Депор был после Мауро Силвы и Франа, то что уж и говорить о Лукасе Пересе. После меня будут Йеремай, Мельита, Барсия. А я что? Я буду на трибуне болеть. Или работать в клубе. Придет время и мы все решим".