Украинская правда

От Галисии до Галичины и обратно: экс-нападающий Карпат выкупил сам себя, забивает за Депортиво и вспоминает Украину

Лукас Перес, Getty Images
От Галисии до Галичины и обратно: экс-нападающий Карпат выкупил сам себя, забивает за Депортиво и вспоминает Украину

В решающем матче за титул Примеры-2024 Депортиво встречался с Барселоной.

Звучит, а?

Но вот нюанс: это была лишь Примера RFEF – 3-й дивизион испанского футбола, который даже не считается профессиональным, а соперником выступала Барса-Б – молодежь каталонского гранда.

Классная молодежь! Касадо уже основной у Флика; Виктор, Берналь и Мартин тоже имеют будущее, а Марк Гийю забил 6 голов за Челси в Лиге конференций.

В тот вечер, однако, юность проиграла опыту.

К радости 31,833 болельщиков – рекордной аудитории, когда-либо собиравшейся на матчах Примеры RFEF, – единственный мяч со штрафного забил Лукас Перес, герой Карпат из почти забытого мирного прошлого.

"Я не даю обещаний поднять команду в классе, но я обещаю бороться, чтобы это произошло", – говорил он в январе 2023-го, когда возвращался в Депортиво.

Тогда он казался чудаком. Лукас заплатил 493 тысячи евро со своего кармана, чтобы выкупить себя у Кадиса и вернуться в Ла-Корунью. Также он согласился на в 10 раз меньшую зарплату, и ко всему это было понижение из элиты до любителей.

"А я с любителями играть не буду, я буду играть за Депортиво. Для меня это навсегда клуб элиты", – так он всем отвечал.

***

Помните удивление, когда этот романтик приехал из богатой теплой Испании к нам?

К сожалению, мы знали слишком мало.

Лукас родом из панелек на окраине Ла-Коруньи, где жили в основном рыбаки. Его отец был таким. Однажды вышел в море – и мать его не ждала. Малыша воспитали дедушка с бабушкой – как успели, ведь уже вскоре одного съел рак, а другую – Альцгеймер.

Чтобы поменьше смотреть, как бабушка умирает, Лукас шел на улицу с мячом – всегда в компании Ивана и Маркоса, лучших друзей даже сейчас, когда у них уже семьи и совместный бизнес.

"Лукасу было на световые годы тяжелее, хотя и я работал с 14-ти. Мама кем только не была, даже рылась в мусорных баках, прежде чем нашла работу повара", – говорит Маркос. "Ну, а у меня папа официант, так я редко ходил в школу, больше ему помогал", – кивает Иван.

Они вспоминают, как Лукас поехал на просмотр в Алавес всего в 15 лет – не знал там никого и даже не попал бы на базу, если бы не подбросил Оскар де Маркос, ныне капитан Атлетика Бильбао.

Двое претендентов на одно место – и баски тогда взяли Лукаса, а имя другого парня все забыли.

Так это началось.

Лукас, Іван та Маркос, lavozdegalicia.es
Лукас, Іван та Маркос, lavozdegalicia.es
"Футбол помог мне. Он научил меня долгу, дисциплине, распорядку дня. Футбол руководил моей жизнью и спас ее".

***

Сейчас Лукас возвращает игре долг и наслаждается клубом, за который болеет с трех лет.

Депортиво – это же легенда 90-х, его детства.

В 1994-м они, а не Барса Кройфа, должны были выиграть Ла Лигу, но в последнем туре с Валенсией Бебето отказался бить пенальти, и к мячу подошел Мирослав Джукич.

Тем не менее, уже через год они выиграли Кубок короля в финале, растянувшемся на три дня из-за грозы. Да и вообще – кто не любил Мауро Силву, Джалминью, Донато, Ривалдо? Чемпионство Депора в 2000-м не стало сенсацией, ведь клуб долго к нему шел.

А помните их победы на Олд Траффорд, Хайбери, Делле Альпи? Выдающийся камбэк в Лиге чемпионов с Миланом? А триумф над Реалом в день, когда Сливочные праздновали столетие?

Лукас все видел и обожал, но сначала был слишком мал для Депора, а когда повзрослел – легенды не стало.

В 2011-м Депортиво выбыл в Сегунду, имея 160 млн евро долгов.

Президент Аугусто Сесар Лендойро годами тратил больше, чем мог позволить, и финансовый кризис 2008-го подвел под этим черту. Не только Депор, но и Валенсия, Сельта, Бетис, Сарагоса стремительно покатились тогда вниз.

Что было делать Лукасу? Он подписался в Райо Вальекано, но там тоже был кризис, и 8-9 месяцев не платили зарплату.

"Чтобы собрать на билет в Украину я продал телефон и айпад", – говорит нападающий.

Зато Карпаты выплатили хорошие подъемные, и с них он купил первую в жизни квартиру – разумеется, в Ла-Корунье.

***

В Галисии его часто достают вопросами об Украине. Для них это где-то очень далеко, словно Северный полюс.

У Лукаса Переса воспоминания паршивые:

"Я приехал в 20 лет, чувствовал себя брошенным и беспомощным. Хорошо, что познакомился с эквадорцем Даниэлем, он был студентом и знал язык. Без него было бы еще труднее.
Мои одноклубники... не были добры ко мне. И ко всем иностранцам. Их раздражало, что те приезжают и получают больше денег. Они считали, что президент любит нас больше, чем их. Но он и нам по 4 месяца зарплату не давал, а мог просто урезать ее на 20-30%, потому что так хотел. Это вам не Испания. В Украине мы официально зарабатывали всего 500 евро".

О Динамо Лукас не вспоминает – только Карпаты. Говорит, хотел сбежать уже через 2 месяца, но пробыл 3 года.

И еще вспоминает, как к Дыминскому приезжал Иван Саввиди, и они долго договаривались о его переходе в ПАОК:

"Какое же это было облегчение! Нормальные поля, гостиницы. В Украине президент отвозил нас в монастырь, когда раздражался. Серьезно! Монахини сдавали там комнатки, мы спали в двухместных. Все очень строго и религиозно. После этого ПАОК казался мне лучшим клубом в мире!"

***

Жалеет ли он о том опыте? Лукас уверяет, что нет; шутит о мемуарах.

Тем более, после Карпат и ПАОК он таки пришел в Депортиво, мечта сбылась.

На дворе был 2014-й, и Ла-Корунья еще боролась в элите. Лукас стал их Месси – забивал и отдавал в решающие минуты. 17 голов в Ла Лиге-2015/16 – лучший его отрезок, и он не хотел уходить, но клуб балансировал на грани банкротства, а им интересовался Арсен Венгер.

"Они не ставили меня к стенке или что-то такое. Руководители просто рассказали о нашей ситуации в деталях и убедили, что эти деньги пойдут на пользу клубу, помогут ему развиваться", – вот так Лукас во второй раз покинул дом.

А когда не заиграл в Арсенале и через год вернулся в Депортиво в аренду, разгневанные фаны, которые ничего не знали, швырнули в него его собственной подаренной ранее футболкой.

Несправедливо!

Да и разве Лукас привез на Риасор абсолютно бездарного в роли тренера Кларенса Зеедорфа, с которым они вылетели? Клуб сам себя топил, и из-за этого некоторое время Перес еще держался в стороне – в Алавесе играл хорошо, в Эльче слабо, а в Кадисе кое-как, прежде чем его окончательно одолела "моринья".

Не надо гуглить – это галисийский термин; так они называют тоску по дому, морю, детству.

Маркос признается – до последнего уговаривал друга не делать этого: "Я сейчас буду очень искренним. Когда Лукас рассказал свой план, я прямо сказал: "Мужик, нахрен Депор!" Он играл за один из лучших клубов мира... Мне это трудно было понять".

Наверное, товарищи лучше почувствовали Лукаса в июне, когда 80 тысяч галисийцев собрались возле Риасора отпраздновать возвращение клуба в Сегунду.

В Сегунду!

Вы представляете, что будет, если они вернутся в Примеру?!

***

Но до этого еще много работы.

После 20 туров текущего чемпионата Депортиво идет 17-м, борется за выживание.

В прошлом сезоне в 3-м дивизионе Лукас Перес каким-то нечеловеческим спуртом снял все вопросы – в январе-июне он забил 15 голов и отдал 12 ассистов. Но Сегунда – это уже профессионалы, а ему 36 лет.

Лишь раз Лукасу удался подвиг – выезд в Кадис, где он оформил хет-трик в меньшинстве. Чаще радуют юные звездочки Депора – Йеремай Эрнандес и Давид Мелья. Последний летом был основным в сборной Испании, выигравшей Евро U19.

"Для нас это принципиально", – говорит гендир Массимо Бенасси. "На данный момент почти 25% игроков основной команды являются выходцами из нашей академии, и будет больше".

Депортиво финансово идет на поправку с 2020-го, когда его выкупил банк Abanca, чей президент Хуан Карлос Эскотет с лета 2024-го возглавляет правление клуба.

Долги в прошлом – все выплачено, и банк нанял Populous, чтобы тот строил новый тренировочный центр. Несмотря на отсутствие громких покупок 28,500 проданных абонементов показывают, что Ла-Корунья верит в проект.

"Цель – быть конкурентоспособными сегодня, но также обеспечить долгосрочный успех и жизнеспособность", – чеканит слова Бенасси.

В этом прагматичном Депоре у Лукаса Переса уникальная роль – не только стареющего голеадора, третьего здесь по голам в ХХІ веке после Макая и Тристана, но и связного со славным прошлым, которое молодежь уже и не помнит.

Это последняя роль его карьеры, и Лукас принимает это без страха.

Говорит, что травм крупных не было, ничего не болит, поэтому его будущее решит клуб. Если не дадут новый контракт – то и завершит немедленно, ведь других амбиций давно не имеет:

"Депор был после Мауро Силвы и Франа, то что уж и говорить о Лукасе Пересе. После меня будут Йеремай, Мельита, Барсия. А я что? Я буду на трибуне болеть. Или работать в клубе. Придет время и мы все решим".
Сегунда Лукас Перес Депортиво (Ла-Корунья)