Украинская правда

На колесах – в асфальтный период. На чем катаются биатлонисты в межсезонье

На колесах – в асфальтный период. На чем катаются биатлонисты в межсезонье

Ушел в историю еще один летний чемпионат Украины по биатлону. Атлеты традиционно в этот период тренировались и соревновались на лыжероллерах. Самое время поведать об особенностях лыжероллерной индустрии. Ведь от многих тонкостей зависит результат тех, за кого вы болеете.

Лыжники на колесах еще с 30-х годов

Конфетно-букетный период – это об отношениях пары. А у биатлонистов летний период – асфальтный! У зимних спортсменов в это время уже начинают "играть" гормоны в предвкушении основного сезона, обычно стартующего в конце ноября и продолжающегося до середины марта. Лыжеролеры, с точки зрения техники, не замена лыжам, но без них в подготовке никак. Пауза слишком длинная, чтобы обходиться кроссами, велосипедом и тренажером. Надо на чем-то ехать! Тем более в этот период практически закладывается основа на изнурительный сезон.

Этому инвентарю почти 100 лет! Первые лыжероллеры создали еще в 30-х годах прошлого столетия в Италии. Уже с 50-х годов, когда начал набирать обороты лыжный спорт, летние лыжи на колесах начали применять активно, чтобы снежные гонщики летом могли активно готовиться к зиме.

Модели были откровенно древние, если посмотреть с высоты нашего хайтек века. Ролик имел два задних колеса, чтобы тело атлета было более непоколебимо во время езды. Еще в семидесятые годы в Украине тренировались на таком железе.

Керамики – для динамики

Сегодня лыжные ролики разные для разных стилей. Для "классики" одни, для конькового – другие. Биатлонисты на соревнованиях преимущественно применяют коньковые. А тренируются на обоих.

В общем, пообщавшись со специалистами, пришли к выводу, что лучшими являются финские, шведские, немецкие и французские производители.

В Украине их производили в Харькове. Есть несколько частных мастеров, но это очень небольшой сегмент. В свою очередь у нас производят компоненты, а в Европе из них рождается новенький лыжероллер и сюда едет уже как импортный. Диапазон цены – 200-300 евро за пару. Плюс крепления – ориентировочно полсотни. Цена на "летние лыжи" зависит от многих характеристик. О них ниже.

Немаловажный элемент – колесо и резина. Здесь своя "Формула-1". Внутренняя утварь тоже влияет на техническую характеристику и цену. К примеру, в быстрых моделях есть даже керамические подшипники. И это делает разницу. Хотя очень быстрый девайс еще не гарантирует победы.

Сама же основа, рама – из алюминия или композита. Из последнего, кстати, изготовляют и фидерные удилища – привет фанатам рыбосмыка!

Украинским биатлонистам преимущественно закупают алюминиевые лыжероллеры. Композитные более быстрые, но алюминиевые более живучи. И они лучше подходят для ритмичной работы. Алюминием легче управлять. То есть, это некая стабильность. А композит – "неуправляемая" скорость, взрывчатость, в известной степени "романтика". Одному биатлонисту, говорят специалисты, на сезон три пары лыжероллеров должно хватить "с головой".

Лови момент, лови прокат

На чемпионатах Украины и мира все бегут на одинаковых лыжероллерах, чтобы все были в равных условиях. Каждую пару нумеруют, а представители команд тянут жребий. Каждую пару перед стартами еще предстоит "откатать", протестировать.

"Еще в конце 90-х и начале 2000-х биатлонисты что-то сами мудрствовали: разбирали колесо, доставали подшипники, обезжиривали резьбу, клей "момент" использовали, чтобы гайка лучше сидела, керосином детали промывали. Тогда это было разрешено, а в нынешние времена спортсмену запрещено лезть внутрь техники.
Вообще, в те времена гонки могли превращаться в соревнования техников, а теперь соревнуются биатлонисты", – рассказывает Сергей Седнев, призер чемпионата мира, а ныне руководитель отдела зимних видов спорта в Минмолодежьспорта.

Кстати, если видите, как биатлонист очень ярко выступает в летнем биатлоне – не спешите делать глобальные выводы. Есть много таких, кто классно смотрится на роликах, но исчезает на снегу. Хотя, конечно, делать выводы об общей физической форме можно.

"На лыжероллерах техника другая. В лыжах нужно лучше ловить момент проката, скольжения, много важных технических мелочей, которые существенно отличаются", – добавляет бывший биатлонист.

Кстати, заметили, как биатлонист летом бежит и стреляет в перчатках в жару!? Нет, они не "мерзляки", а девушки не берегут нежную кожу. Перчатки для того, чтобы не терять зимние навыки стрельбы. Ведь в зимний сезон стрелять точно придется не голыми пальцами. Потому и работать летом на стрельбище нужно с максимальной имитацией зимы.

Перчатки, палки, и даже ремешки к ним – это тоже целая наука, а нюансы помогают выиграть на финише несколько секунд.

Расскажем вам больше о биатлонном инвентаре в следующих публикациях.

біатлон Сергій Седнєв