Матчи в США, стажировка в Летней лиге и Суперлига сегодня: интервью с Валентином Берестневым

Валентин Берестнев – культовая личность баскетбольной Суперлиги Украины.
В 1992 году он был ассистентом, когда МБК Николаев получил серебряные награды, а через три года возглавил клуб и привел команду к бронзовым медалям по итогам сезона-1997/98.
Валентин Борисович работал наставником команды в сильнейшей лиге Украины в 1990-х, 2000-х, 2010-х годах, а теперь является тренером клуба Суперлиги уже и в 2020-те.
"Чемпион" решил пообщаться со специалистом и узнать его мысли о старте Нико-Баскета, воспоминания о Суперлиге предыдущих десятилетий, а также вспомнить турне в США и стажировку в Летней лиге НБА.
– Баскетбол вернулся в Николаев – город, где этот вид спорта любят. Как вы оцените первую часть сезона: что не удалось, а чем довольны больше всего?
– В целом я доволен. Несмотря на то, что мы находимся на 8-9 строчке. Я доволен уже тем, что большой баскетбол вернулся в Николаев. Все понимают, какие сейчас сложные времена.
Мы находимся в 70-80 километрах от линии соприкосновения, но даже в такой ситуации вернули баскетбол.
Да, был один клуб, но Нико-Баскет – это прямой правопреемник МБК Николаев. Те же тренеры, те же ребята. Например, Сафонов, Зайцев, Лихой, Гарбар – они немного, но играли за вторую команду, а также выходили за основную.
Нико-Баскет представляет не просто Николаев, а весь Николаевский регион на всеукраинской арене. До этого полномочным представителем региона был МБК Николаев, сейчас – Нико-Баскет.
Мы вернулись в Суперлигу – это уже большой успех. Конечно, мы надеялись, что начнем лучше. Были мысли, что ребята быстро воспримут наши идеи, но мы были в розовых очках.

Мы упорно работали, быстрее всех вышли из отпуска – уже с 1 августа начали тренировки. Ребята хорошо выполняли свою работу: утром – 2,5 часа, вечером – еще 3. Но случилось так, как случилось.
К игрокам у меня нет никаких личных претензий. Они старались, старались выиграть в каждом матче. Не хватило опыта. Нам, к сожалению, не удалось пригласить ни одного игрока с большим опытом, который бы имел за плечами 4-5 сезонов в Суперлиге.
Сафонов и Зайцев отыграли 1-2 сезона в хороших командах, но на второстепенных ролях. Мы благодарны им, что они откликнулись на наше предложение.
Нам очень не хватало лидера. Из-за этого часто случались матчи с большими перепадами в игре. Если бы был лидер, то мы могли бы выиграй дома у Черкасских Мавп и Говерлы.
Но в целом можно быть довольными тем, что большой баскетбол снова в нашем городе. Команда от игры к игре прогрессирует. Это она доказала в предпоследнем туре в Луцке, когда победила Старый Луцк, в составе которого есть три легионера, в их зале. Также долгое время была равная игра с Говерлой, где мы уступили только в последние минуты.
– Вы – человек, который тренировал и в 1990-е, и в 2000-е, и в 2010-е, и сейчас. Многие говорят, что из-за войны уровень Суперлиги вернулся именно в 1990-е: играют молодые украинцы, ветераны, а легионеры далеко не всегда лучше украинцев. Согласны с таким мнением?
– Да, ситуация действительно напоминает 1990-е годы. Тогда также молодые игроки получили возможность выступать в главной лиге.
Конечно, тогда обстоятельства были другими. В Высшей лиге СССР играли Будивельник и Николаев. В Первой лиге – Луганск, СКА-Киев и Одесса, если не ошибаюсь. Другие команды не имели такого календаря и не проводили большого количества матчей.
Когда начался чемпионат Украины, мы становились вторыми, третьими. Будивельник выигрывал чемпионство семь или восемь лет подряд. Никто не мог потеснить эту команду с лидерских позиций.
Потом в игру вошли крупные города – Днепр, Одесса, Донецк. Со временем присоединились Мариуполь и Южный. Они сделали большой шаг вперед, ведь имели значительно больше средств, чем, например, Николаев или Ровно.
Мы же больше полагались на молодых игроков. Напомню, Виталий Бойко и Алексей Онуфриев дебютировали в 18 лет, а Сергей Гладырь – вообще в 16.
Григорий Хижняк переехал в Киев в 1995 году, когда ему был 21 год. До этого он уже 2-3 года стабильно играл в Николаеве, то есть также дебютировал в 18.

Позже, когда наступило засилье легионеров, игровые минуты получали только опытные и высококлассные украинские игроки, которые могли пробиться в составы команд.
Например, в Мариуполе тогда пригласили много талантливых украинских ребят – Кирилла Фесенко, Максима Ившина, Игоря Локитонова, Юрия Лохманчука. Они не могли получить стабильного игрового времени в Азовмаше, поэтому была создана команда СК Мариуполь.
Сейчас времена сложные, но это шанс для нашей молодежи. Они имеют возможность проявить себя. Недавно мы играли против Киев-Баскета – меня приятно удивила игра Романицы и Малича. У нас замечательный прогресс демонстрирует Максим Грищук – ему всего 19 лет.
– В разные годы МБК Николаев приглашал иностранцев, которые впоследствии шли на повышение в Украине или играли в сильных европейских лигах. Назовете тех легионеров, с которыми вам было комфортнее всего работать?
– Когда я работал последний год в МБК Николаев, у нас был Нейт Эдриан – четвертый номер, с высоким баскетбольным IQ, командный игрок. После нас он уехал в сильную итальянскую лигу, где выступал за Бриндизи (также играл в Серии A за Кремону – прим.).
Маклинток после нас поехал в Азовмаш, а затем вернулся в Николаев. Замечательный парень и высококлассный игрок.
Отмечу Джастина Лава. Он оставил хорошую память о себе. К сожалению, его уже нет – он ушел из жизни в 41 год. Также он играл в Суперлиге за Одессу.
Хотел бы вспомнить и балтийских игроков – Андриуса Мажутиса и Юриса Умбрашко. Они были позитивными людьми в раздевалке, настоящими профессионалами и отличными ребятами.
Можно назвать еще много фамилий, но стоит сказать и другое: были легионеры, которые просто приезжали заработать денег, не отдавались на площадке, быстро уезжали, и болельщики даже не запоминали их имен.

– В сезоне-1997/98 МБК Николаев стал бронзовым призером Суперлиги, а в 1992-м вы были ассистентом, когда команда добыла серебро. Прошло много времени, но помните, были ли тогда какие-то дополнительные премии за эти медали?
– Уже точно не помню. Конечно, премии были. В те годы не существовало больших зарплат. Сейчас также все клубы платят скромно – все понимают, что идет война. Мы благодарны всем, кто помогает нам иметь зарплаты на таком уровне.
В 2011-2014 годах, когда иностранцы получали 30-40 тысяч долларов в месяц, а украинцы – 15-25, премии уже не имели большого значения.
А тогда, когда зарплата составляла около 1000 гривен, какие-то 200 гривен премии были очень и очень нужны. Это были не слишком большие суммы. Наверное, за бронзу мы получили что-то на уровне месячного оклада.
Но главная награда – это медаль. Ярких сезонов и матчей было много, но больше всего запоминаются именно те чемпионаты, где ты получаешь награды.

– С конца 1990-х и до середины 2000-х Николаев несколько раз ездил в США играть матчи. Как возник этот вариант и чем те поездки запомнились?
– Этот вариант возник совершенно случайно. Мы играли матчи Европейского кубка против венгерской команды Гонвед. В гостях проиграли 7-8 очков, а дома выиграли 2-3, но по сумме двух матчей дальше прошел Гонвед.
Перед игрой в Николаеве к нам обратились коллеги из Венгрии с просьбой перенести матч на 3-4 дня, ведь они должны были лететь в США.
Именно они и рассказали, что существует баскетбольная организация Basketball Traveling, которая организует туры в Америку для европейских команд. Венгры помогли нам связаться с ними и наладить контакты.
Уже в первый сезон мы выступили очень достойно. Играли против Флорида Гейторз, которые в 2025 году стали чемпионами NCAA, тогда также были чемпионами студенческой лиги. Мы показали хорошую игру и уступили лишь 4 очкам в концовке. Организаторы остались довольны, ведь переживали, что мы можем проиграть 20-30 очков. После этого нам сразу предложили трехлетний контракт.
Мы каждый раз хорошо себя показывали – за 11 лет летали в США 10 раз.
Те поездки, прежде всего, запомнились тем, что ребята были вынуждены играть на совсем других скоростях, под постоянным давлением американских защитников. Некоторые матчи мы проигрывали, некоторые – выигрывали.
Для нашей молодой команды это был чрезвычайный опыт. Мы начинали сезон в другом состоянии, а после турне в США коллектив возвращался совсем другим – более готовым и зрелым.
– В 2014 и 2015 годах вы работали в Летней лиге с Торонто Рэпторз. Как это стало возможным и что скажете о том опыте?
– Так сложилось, что тогда я работал в Лиге ВТБ. Мой клуб подписал нескольких американских игроков через агентство, которое базировалось в Торонто. Мы поинтересовались, можно ли попасть на стажировку, и нам ответили: "Без проблем".
Мне этот опыт очень понравился. Мне даже показалось, что я был там полезен. Им был интересен европейский взгляд – на мои оценки индивидуального и командного развития игроков. В следующем году меня пригласили еще раз.
– И напоследок – нетипичный вопрос. В соцсетях есть ваши фото в форме Ливерпуля. Вы фанат команды? Что скажете о нынешней игре?
– Я слежу за Ливерпулем. На самом деле я не столько фанат клуба, сколько фанат тренеров. Когда там работал Клопп, я видел, как он жил командой 24/7, как мотивировал игроков, какие футбольные идеи внедрял.
Когда Клопп ушел, Слот выиграл чемпионство на его багаже. Сейчас мы уже видим собственную работу Слота. Я не ставлю под сомнение его квалификацию – он, безусловно, хороший тренер, иначе его бы туда не пригласили. Но настоящую оценку его работы дадут дальнейшие выступления.
Сейчас я бы хотел, чтобы Манчестер Сити вышел из кризиса, ведь Пеп Гвардиола – гениальный футбольный тренер.
Мне обидно смотреть на то, что происходит в Манчестер Юнайтед – там не дают тренерам нормально работать. Похожая ситуация и в Челси. Мареска выиграл два трофея. Межконтинентальный кубок и Лигу конференций, но его все равно уволили.
К сожалению, в мировом спорте – начиная с футбола, а затем это дойдет и до баскетбола – все больше будут решать "денежные мешки", а не спортивные принципы или тренерские качества.
Мне также обидно, что уволили Алонсо. Я болел за него, когда он тренировал Байер, радовался, когда его пригласили в Реал. Думал, что он создаст команду-космос. Его уволили, а Флика – нет, хотя у них одинаковое количество побед и поражений.
Жду нового взлета Ливерпуля. Очень жаль Мохамеда Салаха. С ним поступили не по-спортивному и не по-человечески. Это легенда клуба. На протяжении десяти лет Ливерпуль был среди топ-команд именно благодаря этому человеку.
