Украинская правда

Слава Медведенко: Еще в 2004 году мне нужно было уходить из Лейкерс

Getty Images
Слава Медведенко: Еще в 2004 году мне нужно было уходить из Лейкерс

Подписание Алексеем Ленем контракта с Лейкерс напомнило Чемпиону историю первого украинца в Лос-Анджелесе Славы Медведенко.

Свой последний двухлетний контракт в "Лос-Анджелес Лейкерс" он подписал на 6 миллионов долларов. Всего за один из сильнейших баскетбольных клубов мира Станислав Медведенко отыграл шесть сезонов. За это время украинец подружился со звездами Национальной баскетбольной ассоциации Шакилом О'Нилом и Кобби Брайантом и дважды примерял на своем пальце перстень победителя НБА. Одними из самых эмоциональных зрителей на домашних матчах его команды были Сильвестр Сталлоне и Джек Николсон.

Казалось, что перед Славой, как его с детства называли родные, открываются широкие горизонты и ему суждено было еще долго радовать калифорнийских болельщиков своей искрометной игрой. Однако из-за серии травм в 2006 году "Лейкерс" был вынужден расторгнуть контракт с украинцем. Восстановившись, Медведенко еще немного поиграл в "Атланте Хоукс", но из-за проблем со здоровьем закончил свою игровую карьеру в расцвете сил – в 28 лет. Теперь Слава постоянно живет в Киеве. В откровенном разговоре с Чемпионом самый титулованный украинец рассказал о закулисной кухне в НБА, съемках в фильме с Кармен Электра и своих буднях в городе Ангелов.

– Слава, давайте вспомним время, когда вы только приехали в Лос-Анджелес. В 2000 году в "Лейкерс" уже блистал талант Шакила О'Нила и Коби Брайанта. Что у вас были за стычки с Коби?

– Коби пытался пренебрежительно обращаться со мной. Я с этим и не думал мириться. В результате у нас с ним и возникали разногласия на этой почве. Но до драк дело не дошло. А потом, как это часто бывает, мы с ним даже подружились.

– Если проанализировать вашу карьеру в НБА – о чем жалеете?

– В спортивном плане ключевая ошибка была одна – мне еще в 2004 году нужно было уходить из "Лейкерс". Передо мной стоял выбор – либо попробовать заиграть в лучшей команде мира, либо перейти в другой клуб, выступая бок о бок с игроками более низкого уровня. Я отдал предпочтение первому. Хотя "Даллас" проявил сумасшедшую заинтересованность во мне – предлагали четырехлетний контракт. 4 миллиона за сезон. И играл бы я там, пожалуй, регулярно. Менеджер настойчиво рекомендовал сменить команду. Но я хотел доказать, что могу играть в лучшей, в то время, команде мира. И продолжал цепляться за "Лейкерс".

– Какое упражнение в "Лейкерс" времен легендарного наставника Фила Джексона считали бессмысленным?

– Сначала всю его систему – треугольник – считал бессмысленной. Потом, когда начал ее понимать, поменял свое мнение. Самым тяжелым упражнением у Фила была "душегубка". В конце тренировки, когда все 15 игроков физически подсели, на фоне усталости проводили последнее упражнение – пробитие штрафных бросков. Реализация должна составить не менее 76 процентов. Каждый бросает по одному штрафному.

Из 15 не забить могли только четверо. Если больше – вся команда становилась на лицевую и перебегали площадку 10 раз. А потом снова начинала серию бросков. И бросали до тех пор, пока реализация не составляла больше 76 процентов. Иногда выполнение этого упражнения очень сильно затягивалось. Когда в команде играли Шакил О'Нил и Хорас Грант, это случалось чаще. У них с реализацией штрафных было не очень.

– Какие книги вам дарил Фил Джексон?

– Разнообразные. Это была его философия. Каждый сезон он покупал книги для каждого игрока "Лейкерс". Подписывал и дарил. Он чувствовал, какие у парня есть проблемы, покупал книгу, направленность которой стимулировала эти проблемы решать. То есть, книга была с подтекстом. Это было своего рода месседжем, один из его психологических приемов. В моем дебютном сезоне в НБА Фил вручил мне детское издание американского писателя доктора Сьюса. Там были крупные шрифты, элементарные высказывания, простые схемы предложений.

– Фил на первых порах не очень высоко оценил ваш уровень интеллектуального развития?

– Нет, наполнение книги было таким, чтобы я понимал, что там написано и быстрее изучал английский язык. Название книги, кстати, было символическим – "Каких вершин могу достичь".

– При этом с Джексоном вы, кажется, очень долго притирались друг к другу.

– У Фила была свое тренерская концепция. Она получила название треугольник Джексона. Я ее долго не мог принять. Мой первый тренер Александр Коваленко, по сути, изобрел тот же треугольник, только со своим видением. Там были разные интерпретации. Поэтому в первые годы своей карьеры в "Лейкерс" пытался доказать Джексону, что могу играть под другими углами атаки с немного другой философией игры – той, которую проповедовал Александр Коваленко. Со временем углы стерлись. Я понял претензии Фила. Он понял меня.

После того, как у меня возникли проблемы со здоровьем, "Лейкерс" предлагал новый контракт – хотели, чтобы я остался работать в структуре клуба в качестве тренера. Но я к тому времени "Лейкерс" уже наелся. Скажу больше: наелся Америкой. Скорее всего, именно поэтому даже не стал оформлять себе американский паспорт. Хотя, учитывая, что у моей бывшей жены было американское гражданство, сделать это было несложно.

– За семь сезонов своих выступлений в НБА вы вникали в нюансы ведения баскетбола как бизнеса?

– Мне это было интересно. У владельцев клубов разные подходы к своему детищу. Есть люди, которые вкладывают в клуб душу. А есть чисто прагматичный подход – эти хозяева команд просто зарабатывают деньги. Что, впрочем, и неудивительно, ведь НБА – коммерческий проект. На билетах, на рекламе, на продаже маек можно зарабатывать десятки миллионов долларов. Думаю, что большинство клубов НБА – прибыльные предприятия.

– Когда я был в Лос-Анджелесе, заметил много девушек, которых называют "пластилиновыми" – то есть, красоту им наводили пластические хирурги. Искусственные бюсты, губы. Вас это, когда только приехал в город ангелов, не удивляло?

– Меня сразу же предупредили, что все так и будет. Мои знакомые вообще называют Лос-Анджелес городом пластиковых людей. Это скопление всех сексуальных меньшинств. Половина города Ангелов – актеры и режиссеры, а вторая половина мечтает ими стать.

– За шесть лет жизни в Лос-Анджелесе прониклись американским футболом или бейсболом?

– Больше нравился футбол – бейсболу, по моему мнению, немного не хватает динамики. Я старался посещать все спортивные мероприятия. Был на боксе – когда Оскар де ла Хойя выходил в ринг. Жаль только, что на бои братьев Кличко так и не попал. Когда Виталий с Владимиром боксировали в Лос-Анджелесе, "Лейкерс" играл выездные матчи. Хотя Кличко долгое время жили в городе ангелов, нередко посещали поединки "Лейкерс".

Помню, как-то папарацци после игры сфотографировали нас четверых – меня, Виталия, Владимира, а также Сильвестра Сталлоне, который также часто приходит поддержать "Лейкерс" в домашних матчах. Причем Сильвестр в этом плане не одинок – рядом с ним часто сидел Джек Николсон. Оба очень эмоционально болели за "Лейкерс".

– Вы сыграли эпизодическую роль официанта в фильме "Любовь как любовь". Какой сюжет этой картины?

– Это комедия. Еврейская и итальянские семьи живут в Нью-Йорке и недолюбливают друг друга. По ходу фильма возникает множество смешных ситуаций и диалогов. Бюджет у фильма был небольшой – около 3,5 миллионов долларов. От самой идеи до ее воплощения в жизнь прошло около пяти лет. Сначала нужно было правильно подобрать и подписать актеров. Также необходимы были деньги на съемки. Шел поиск инвесторов. В принципе, мне понравилось сниматься. Было чнеобычно. Впрочем, снялся лишь в эпизоде. А главную роль второго плана сыграла Кармен Электра, которая перевоплотилась в соблазнительницу. Также в фильме можно идентифицировать Лейни Казан. Но больше меня кинематограф не привлекает. Это был просто эксперимент, не более.

– Какими чертами характера вас удивляли американцы?

– Их узконаправленность иногда вызывала недоумение. В этом их сила и слабость. У нас много специалистов широкого профиля. Они знают в каждой области по чуть-чуть. Американцы же свою сферу знают досконально. Но когда ты в разговоре выводишь американца из сферы его мышления, у него уже начинаются проблемы. Там почти нельзя встретить разнопланового человека. Но в своем деле он обычно разбирается "от и до".

Личное дело

Станислав Медведенко родился 4 апреля 1979 года в селе Карапыши Киевской области. Рост 208 см. Нападающий/центровой.

Выступал за команды: "Денди-СКИФ" Киев (1995-96), "Денди-Баскет" Киев (1996-97), "Строитель" Киев (1997-98), "Алита" Литва (1998-99), БК "Киев" (1999-2000), "Лос-Анджелес Лейкерс" США (2000-06), "Атланта Хоукс" США (2006-07). .

Двукратный чемпион НБА (2001, 2002). Финалист чемпионата НБА (2004). Чемпион Украины (2000), серебряный (1998) и бронзовый (1997) призер чемпионата Украины. Бронзовый призер и лучший легионер чемпионата Литвы (1999). Медведенко стал вторым европейцем в "Лейкерс" – после Владе Диваца – за всю историю калифорнийского клуба.

Максим Розенко, Чемпион
Ответственный редактор
– Николай Дендак