Украинская правда

Домашний этап Ферстаппена и продолжение чемпионской битвы после перерыва: превью Гран-при Нидерландов

Getty Images
Домашний этап Ферстаппена и продолжение чемпионской битвы после перерыва: превью Гран-при Нидерландов

4-недельный перерыв в Формуле-1 наконец подошел к своему завершению и уже в эти выходные "королева автоспорта" возвращается с очередным европейским этапом, который будут принимать Нидерланды.

С 29 по 31 августа на автодроме Зандворт, что находится в одноименном городе, определится победитель нидерландского этапа Формулы-1. Чемпион решил разобраться с главными интригами и интересностями накануне первой гонки после летнего перерыва.

Историческая справка

Первая всего стоит заметить, что все этапы Гран-при Нидерландов, что до Формулы-1, что после, проводились на трассе Зандворт, полюбившейся фанатам автоспорта своей конфигурацией и атмосферой, которую создают местные фанаты Ф-1.

В рамках официального чемпионата Формула-1 впервые приехала в Нидерланды в сезоне 1952 года. С тех пор состоялось уже 34 Гран-при.

Большой перерыв произошел между 1986 и 2019 годами. Дело в том, что многим местным жителям мешал шум, создаваемый автодромом. Руководство трассы приняло решение перенести юго-восточную часть гоночного кольца от близлежащего жилого массива.

Несмотря на дальнейшие реконструкции трека, Зандворт исчез из календаря Формулы-1 на 33 года, а вернулся уже тогда, когда в Ф-1 начал зажигать местный гонщик Макс Ферстаппен, успехи которого стали появлением такого явления, как "оранжевая армия".

Getty Images

Заметим, что сейчас контракт Гран-при Нидерландов с Формулой-1 рассчитан до 2026 года и скорее всего заезд в Зандворте будет или чередоваться с другим европейским этапом, или вовсе исчезнет из календаря "королевы автоспорта".

Рекорды этапа в Нидерландах

Абсолютным рекордсменом по победам в Нидерландах является легендарный британский пилот Джим Кларк, который побеждал здесь четыре раза. Конечно, это связано с долгим отсутствием гонок в Зандворте, который не видел ни битвы Сенны и Проста за титул, ни доминации Шумахера в Феррари, ни современных доминаторов – Себастьяна Феттеля и Льюиса Хэмилтона.

А вот чью доминацию нидерландский этап застал, так это местного любимца Макса Ферстаппена. "Супер Макс" трижды побеждал "дома" из четырех заездов. Возможно пилот Ред Булл выиграл бы и четвертый домашний этап, но Макларен во второй половине прошлого сезона уже стал слишком быстрым и даже великолепный старт не помог Ферстаппену одержать победу в борьбе с Норрисом.

По три победы кроме Ферстаппена получали еще два легендарных гонщика, Джеки Стюарт и Ники Лауда.

Что касается команд, то абсолютным лидером является Феррари, однако Скудерия не одержала ни одной победы после успеха в 1983-м. К итальянцам ближайшим является команда, которая уже даже не соревнуется в Ф-1 – Лотус с 6 победами.

Еще одной изюминкой трассы в Нидерландах является невероятный рекорд 2023 года – 186 обгонов в течение одной гонки, что является рекордом за всю историю Формулы-1.

Конфигурация трека

Как и у многих других автодромов, современная конфигурация трассы Зандворт отличается от той, какой она была изначально, и оставалась неизменной с 1948 до 1972 года включительно, а ее длина составляла 4,195 метра.

Перед сезонами 1973, 1979 и 1980 гоночное кольцо корректировалось, однако лишь минимально. Кардинальная же перестройка состоялась в 1989 году, уже после ухода трассы из Формулы-1 по завершению чемпионата 1985 года.

Однако тогда была открыта лишь короткая конфигурация длиной всего 2,526 метра – скорее временная клубная трасса, чем место для полноценных гонок.

В середине 90-х было принято решение возродить величие Зандворта, и началась еще одна масштабная перестройка автодрома – на этот раз в соответствии с международными стандартами Гран-при. Новый проект был завершен в 2001 году.

Трасса Зандвоорт извивается и пролегает среди песчаных дюн, создавая ощущение, будто вы едете на американских горках. И хотя трасса была модернизирована до последнего возвращения Ф1, включая увеличение угла наклона на знаменитом повороте Тарзан до 18 градусов, что превосходит Индианаполис Мотор Спидвей, Зандвоорт остается настоящей, сложной трассой для гонщиков.

Актуальная конфигурация трассы имеет 4,259 км, включает 14 поворотов и является одной из самых коротких и сложных в календаре Формулы-1. Зандворт имеет быстрые, плавные переходы, рельеф, напоминающий американские горки, а в конце – поворот, который является визитной карточкой ГП-Нидерландов. Вираж Арье Люендик получил новый вид после реконструкции, наклон здесь примерно вдвое круче поворотов в Индианаполисе – 18°.

Рекордное время в гонке в Нидерландах продемонстрировал бывший пилот Мерседес, а ныне гонщик Феррари Льюис Хэмилтон в 2021 году – 1,11,097.

Шины, стратегии и погода в Нидерландах

Для гонки в Нидерландах производитель резины Pirelli сделал шаг в сторону более мягких смесей, чем в прошлом году. Команды будут иметь на выбор C2 как Hard, C3 как Medium и C4 как Soft, тогда как в 2024 году доступными были смеси C1, C2 и C3.

Это решение, принятое совместно с FIA и организатором чемпионата, имеет целью увеличить вариативность стратегий, которая заключается в потенциальных двух пит-стопах, а не только одной остановке, которая была преимущественным выбором с момента возвращения этой гонки в календарь в 2022 году.

Это решение, принятое совместно с FIA и организатором чемпионата, имеет целью увеличить вариативность стратегий, которая заключается в потенциальных двух пит-стопах, а не только одной остановке, которая была преимущественным выбором с момента возвращения этой гонки в календарь в 2022 году.

Ещё один шаг в этом направлении связан с решением FIA увеличить ограничение скорости в пит-лейне с 60 до 80 км/ч, что сократит время, необходимое для пит-стопа.

Согласно моделированию, предоставленному командами, один пит-стоп всё ещё является самым быстрым вариантом, отчасти из-за того, что на трассе в Зандвоорте очень трудно обгонять, поскольку кроме главной прямой, здесь очень мало участков для манёвров – это связано с узостью трассы.

Пирелли

Что касается погоды, то здесь складывается очень интересная ситуация: на протяжении всего уик-энда должен идти не сильный, но все же дождь, что может сделать вроде бы предсказуемую гонку крайне непредсказуемой.

Фавориты и интриги Гран-при Нидерландов

Гран-при Нидерландов без дождя кажется максимально легко прогнозируемой гонкой – доминация Макларен, продолжение борьбы за чемпионство между Ландо Норрисом и Оскаром Пиастри.

И здесь кажется, что преимущество будет на стороне британца. Он выиграл 3 из последних 4 гонок, он единственный, кто побеждал в Нидерландах кроме Ферстаппена и в квалификации прошлого года Норрис был значительно быстрее своего напарника.

И хотя Ферстаппен может вмешаться в эту борьбу, шансов на успех Макса крайне мало.

А вот дождь может изменить все – это удобные для нидерландца условия, еще и на домашней трассе. Осадки могут подарить нам действительно зрелищную гонку или как минимум сенсацию.

Прогноз Чемпиона

Как бы нам не хотелось зрелища, сенсаций и приятных сюрпризов, Гран-при Нидерландов выглядит, как сверхудобная трасса для Макларен, которые набрали невероятный ход.

Прогнозировать 1-2 для "папаи" слишком очевидно, поэтому попробуем зайти с совсем другой стороны – сразу 4 из 6 новичков финишируют в очках в Зандворте.

Да этот прогноз немного "пальцем в небо", особенно, если будет дождь, однако в течение сезона мы увидели значительный прогресс Габриэля Бортолето, Исака Хаджара, Кими Антонелли все еще на Мерседесе, а Лиам Лоусон адаптировался к Рейсин Буллз.

Оливер Берман довольно стабилен, а вот его Хаас не очень, а вот в Франко Колапинто верится меньше, хотя кажется, что аргентинец еще удивит поклонников Формулы-1 в этом году.

Расписание Гран-при Нидерландов

Пятница, 29 августа

13:30 – 14:30. Первая практика
17:00 – 18:00. Вторая практика

Суббота, 30 августа

12:30 – 13:30. Третья практика
16:00 – 17:00. Квалификация

Воскресенье, 31 августа

16:00. Гонка

Где смотреть Гран-при Нидерландов

Смотреть гонку и квалификацию Гран-при Нидерландов можно на ОТТ-платформе Setanta Sports, а также на телеканале Setanta Sports Ukraine +.