Старт в Монако, много жары и гор. Каким будет маршрут Вуэльты-2026

В среду, 17 декабря, в Монако состоялась презентация маршрута Вуэльты-2026. Монако был выбран локацией для церемонии не случайно – именно здесь испанский Гран тур и начнется в субботу, 22 августа. Это будет третий подряд зарубежный старт для Вуэльты – после Португалии в 2024 году и Италии в 2025-м.
Стоит сказать, что в этом году у организаторов Вуэльты возникли очень большие проблемы с конструкцией маршрута гонки, особенно – финальных этапов. В значительной степени это отголоски массовых акций протеста пропалестинских активистов во время Вуэльты -2025, однако были и другие причины.
Изначально организаторы гонки вынашивали грандиозную – и очень непростую с точки зрения логистики – идею провести два заключительных этапа Вуэльты на Канарских островах с финишем последнего этапа на знаменитом вулкане Тейде, где очень многие гонщики проводят высокогорные тренировочные сборы.
Однако менее чем за месяц до презентации маршрута от этой идеи пришлось отказаться, и не из логистических соображений. Яблоком раздора стала все та же команда Israel Premier Tech – власти Канарских островов выступили против ее участия, и их не волновало даже то, что этот проект сменил владельцев, название и полностью отказался от своей израильской идентичности.
Начались срочные поиски другой локации для финиша. Традиционный вариант с Мадридом также отпадал – 12-13 сентября столица Испании примет этап Формулы-1. В итоге завершить Вуэльту-2026 решили на юге Испании. И локацию подобрали очень красивую – возле знаменитого замка Альгамбра в Гранаде.
Вуэльта -2026 – это 21 этап суммарной дистанцией 3310,9 км с двумя днями отдыха – после 9 и 15 этапов. Из 21 этапа 19 будут групповыми, еще два – индивидуальные разделки: на 9 км в Монако на первом этапе и на 32,5 км из Пуэрто Сан Мария в Херес на 18 этапе. Из 19 групповых этапов 5 будут равнинными, 3 – холмистыми, 5 – среднегорскими и 6 – высокогорными.
Вуэльта первой из Гран туров задала тренд на более короткие групповые этапы, однако в этом году в плане дистанций все перевернулось с ног на голову. Джиро д'Италия, которая всегда была самой консервативной, презентовала маршрут, в котором средняя дистанция групповых этапов – 170,95 км. Это меньше, чем на Тур де Франс (173), и чем на Вуэльте (172). В 2026 году групповые этапы Вуэльты действительно будут длиннее, чем обычно, хотя этапов с дистанцией в более 200 км будет всего два – вдвое меньше, чем, например, на Джиро-2026.
Первая неделя: старт в Монако и визит в Андорру
Как уже было сказано выше, начнется Вуэльта-2026 9-километровой индивидуальной разделкой в Монако. Она будет стартовать возле казино, а завершаться на прямой старта-финиша гонок Формулы-1. Почти столообразный рельеф, на котором спусков будет больше, чем подъемов – идеальная территория для чистых, силовых разделителей. Возможность выиграть этап и одеться в красную майку лидера точно может привлечь таких людей как Филиппо Ганна.

После стартовой разделки гонка отправится в Монако в направлении Испании транзитом через Францию. Второй этап будет самым длинным на Вуэльте-2026 – 215 км из Монако в Маноску с частоколом не слишком сложных подъемов, большинство из которых вообще не получили никакой категории. Территория для панчеров и спринтеров широкого профиля, или даже шанс на первый результативный отрыв – вариантов много.

Уже на третий день Вуэльты гонщиков будут ждать первые большие горы. Большая часть 166-километрового этапа со стартом в Груиссане равнинная, однако на последних 50 км спортсмены заедут в Пиренеи, где их ждет перевал 1 категории Коль де Мон Луи. После его вершины, расположенной на высоте в 1570 м над уровнем моря, гонщиков будет ждать небольшой участок равнины и спуск, а далее – финальный подъем на Фонт Ромеу на высоту 1937 м. Подходящая территория для первой пробы сил в больших горах, типичный этап, о котором говорят "здесь Гран тур не выиграть, но проиграть – можно".

Впрочем, активных действий на этом этапе ждать не стоит еще и потому, что на следующий день гонщиков ждет еще более сложное испытание. Вуэльта покинет территорию Франции, однако переберется не в Испанию, а в Андорру – страну, где равнин просто нет. Вот и на четвертом этапе их не будет: 104-километровая петля по карликовой стране будет состоять из непрерывных подъемов и спусков, прекрасно знакомых большинству гонщиков и фанатов.
Сразу после старта гонщики начнут штурмовать самый высокий перевал Вуэльты-2025 – Порт д'Энвалира, высота которого составляет 2409 м. 22,3 км, средний градиент в 5,1% – гонщикам сразу станет тяжело. После спуска – значительно короче и круче Кольяда де Брейксалис. Далее – классический подъем на Коль д'Ордино (9,8 км, 7,1%).
После долгого спуска из Ордино обратно в Энкамп гонщиков будет ждать заключительный перевал дня – короткий Альто де ла Комелья со стороны Эскальдеса: 3,8 км, 5,7%. Впрочем, цифры среднего градиента могут быть обманчивыми. На самом деле подъем состоит из трех частей. Первая и третья – это довольно крутые участки, где градиент практически не опускается ниже 8%, а часто превышает и 10%. Между ними расположена "полка", на которой равнина чередуется даже с небольшими спусками.
Преодолев вершину Комельи, гонщики спустятся на финиш в Андорре-ла-Вельи. Похожая развязка была на 3 этапе Вуэльты-2017, когда победил Винченцо Нибали. Однако тогда Комелью проходили в обратном направлении. В целом же – очень нетипичный для Вуэльты горный этап. Испанский Гран тур славится своими маршрутами формата "унипуэрто": равнина и финальный подъем. Здесь же все наоборот: частокол перевалов, последний из которых – самый простой, и финиш после спуска.

После такого экстремального испытания гонщики наконец-то переберутся в Испанию, и окажутся на побережье Балеарского моря. По большей части равнинный этап, и перевал 3 категории Альто де Паулис за 23,4 км до финиша вряд ли помешает спринтерам разыграть победу между собой.

Шестой этап станет для Вуэльты во многом уникальным. Участки бездорожья довольно регулярно встречаются на карте Джиро (в основном – гравий), на Тур де Франс (брусчатка на севере страны), однако для Вуэльты это совсем непривычная территория. Однако на 6 этапе участникам придется встретиться с гравийным покрытием, которое итальянцы обычно называют "Sterrato".
На 176-километровой дистанции из Алькоссебре в Кастельо гонщикам предстоит преодолеть 4 перевала, самым сложным из которых будет последний, Пуэрто Эль Бартоло, вторая половина которого проходится по гравийному покрытию. Этап могут отдать отрыву, однако попытки изменить ситуацию в общем зачете точно будут – даже несмотря на то, что вершина Пуэрто Эль Бартоло расположена за 19 км до финиша.

После коварного 6 этапа легкой жизни у гонщиков не будет: на следующий день их ждет горный этап. Три перевала в середине дистанции лишат спортсменов свежести в ногах, а судьба этапа будет решаться на заключительной связке из перевала Пуэрто де Сан Рафаэль (10,8 км, 4,4%), в середине которого будет "полка", и финального подъема на Арамон Вальделинарес – 8,4 км, 6,4%. Последний раз этот подъем принимал финиш этапа в 2014 году, когда Виннер Анакона победил с отрыва, а Альберто Контадор привез 23 секунды Крису Фруму.

На 8 этапе генеральщики получат небольшую передышку, а спринтеры – свой второй шанс побороться за победу. И вряд ли подъем Пуэрто де Баркс за 22 км до финиша сорвет спринтерскую развязку.

А завершать первую неделю будет еще один горный этап с финишем на Альто де Айтана – 22,1 км со средним уклоном в 5,7%. Первая треть подъема довольно пологая, а вот последние 7 км – вполне "рабочие" и могут стать сценой бескомпромиссной горной битвы перед днем отдыха.

Айтана относится к числу классических подъёмов Вуэльты, однако на карте испанского Гран тура этот подъём появится после 10-летнего перерыва. Дело в том, что на Айтане расположена база испанской армии, и организаторам непросто добиться от Министерства обороны Испании права на проведение гонки на её территории. Похожая история у Джиро с легендарной Колле делле Финестре.
Вторая неделя: заезд на юг Испании: заезд на юг Испании
После первого дня отдыха организаторы решили не устраивать гонщикам шоковую терапию: вторая неделя начнется с двух "проходных" этапов. 10 этап будет холмистым и, скорее всего, будет отдан отрыву.

На следующий день свой третий шанс на нынешней Вуэльте получат спринтеры. Хотя перевал 3 категории Альто дель Моррон де Тотана, вершина которого расположена за 33,5 км до финиша, заметно усложнит им жизнь.

На 12 этапе гонщики вернутся в большие горы. Три перевала на первой половине 166-километровой дистанции будут лишь разминкой. Все самое интересное начнется за 43 км до финиша, когда пелотон встретится с классической связкой подъемов Альто де Велефике и Калар Альто, которая на Вуэльте не появлялась с 2017 года. Первый из них – Велефике – сложнее: 14,5 км, 7%.
Финальный подъем к астрономической обсерватории Калар Альто (17,1 км, 5,6%) довольно специфический. Первые 7 км очень сложные, там градиенты часто-густо превышают 10%. Однако после этого приходит очередь довольно простого участка, где господствует равнина и даже небольшие спуски. Заключительная часть – снова в подъем, однако с далеко не заоблачными градиентами.

Если на этом этапе должны произойти важные с точки зрения общего зачета события, то они должны начаться на первых же километрах подъема на Калар Альто. Потом будет поздно: равнинные и пологие участки для атак не подходят. Тем более, продувная вершина подъема с минимумом растительности также не стимулирует активность грандов общего зачета. Поэтому вероятность того, что этап завершится ничем, довольно высока – Калар Альто снова штурмуют не с более сложной стороны, которая появлялась в маршруте Вуэльты в 2004 и 2006 годах.
После этого – еще один проходной холмистый этап из Альмуньекара до Лохи, который, скорее всего, будет отдан отрыву: для спринтеров он слишком сложный.

В предпоследний день второй недели гонщиков снова ждут горы. На 152-километровой дистанции из Хаэна на пути гонщиков встретятся немало холмов, однако категорию получили лишь перевалы Пуэрто де лос Вильярес, Пуэрто де Локубин и знаменитый финальный подъем Сьерра де ла Пандера – снова классика Вуэльты.

Пандера – это 12,7 км со средним уклоном в 7,2%. Самый тяжелый его участок – отрезок от 4,7 до 2,7 км до финиша со средним градиентом в 11,8%. Именно там и должны произойти главные события, поскольку заключительные километры подъема довольно пологие.
Ну а завершать вторую неделю будет еще один "проходной" этап из Пальма де Рио в Кордобу. Несмотря на три перевала 3 категории на дистанции, вероятность спринтерской развязки есть.

Третья неделя: разделка, решающие горы и финиш возле Альгамбры
Третья неделя также начнется спокойно. Первые два этапа после дня отдыха – самые простые из групповых на Вуэльте -2026. Вероятность спринтерской развязки максимально высока.


А начиная с 18 этапа наступает время решающих битв в общем зачете. Сначала – 32-километровая равнинная разделка из Эль Пуэрто де Санта Мария до Хереса. Непростое испытание для чистых горняков, которые могут проиграть много времени.

После разделки – связка из двух подряд горных этапов. Сперва – 205-километровый (второй по дистанции на Вуэльте-2026) 19 этап с финишем на Пеньяс Бланкас (19,8 км, 6,3%). Финальный подъем – абсолютно "рабочий", без "полок" и заоблачных градиентов. Атаковать есть где – главное, чтобы было желание это делать.

А желания этого может и не возникнуть, поскольку на следующий день – адское испытание. Заключительный горный этап, 187 км по массиву Сьерра Невада с суммарным набором высоты в более 5200 метров.
Начнется все относительно спокойно: главное испытание первой трети этапа – перевал 3 категории Пуэрто де Бланкарес. А дальше начинается самое сложное. Сперва – очень крутой подъем Аль де Асальянас: 7,1 км со средним градиентом в 9,6% и длинными секциями более 12%.
После него – Пуэрто де Эль Пурче (8,9 км, 7,7%), который также почти полностью покрыт участками в более 10%. Показатель среднего градиента портит только предпоследний километр, который проходится в небольшой спуск.
После Эль Пурче гонщики повторно будут штурмовать Асальянас, а дальше – новый для Вуэльты финальный подъем Кольядо дель Альгуасиль. 8,4 км со средним градиентом в 10% и участками более 20% (в частности, в самом начале подъема) – сумасшедшее испытание в конце невероятно сложного этапа. Мы можем стать свидетелями эпической битвы, которая кардинально перекроит общий зачет.

Финальный этап в Гранаде также не будет равнинным. На заключительной трети дистанции гонщиков ждут 5 холмов, включая финальный. Если на тот момент соперников в борьбе за победу или подиум будут разделять считанные секунды или даже десятки секунд, то никаким "этапом дружбы" не будет и пахнуть. Спринтерам на таком маршруте ловить нечего.

Резюме
Из всех трех Гран туров в 2026 году именно маршрут Вуэльты будет самым тяжелым. Об этом говорят и цифры суммарного набора высоты: на Джиро – 49150 метров, на Туре – 54450 м, на Вуэльте – 58156 м. При этом, две разделки суммарной дистанцией в более 41 км немного сбалансируют этот фестиваль чистых горняков.
Тяжелым этот маршрут делает не только рельеф, но и география. Обычно организаторы Вуэльты обходят вниманием юг Пиренейского полуострова из-за сильной жары, которая царит там в конце августа и начале сентября. Однако в 2026 году все будет ровно наоборот: большая часть Вуэльты пройдет именно на юге Испании.

Андалусия примет сразу 10 этапов, а Гранада – самая южная точка финиша Вуэльты с 1986 года, когда заключительный этап принимал Херес, который, кстати, присутствует в маршруте 2026 года. Тотальный контраст с 2025 годом, когда финальный этап в Мадриде был самой южной точкой на карте Вуэльты. В 2026 же году 2/3 Вуэльты пройдут южнее столицы Испании.
Еще одна уникальная характерная черта Вуэльты-2026 – полное отсутствие привычных этапов формата "унипуэрто" с короткими и крутыми финишными холмами, "муритос". Учитывая еще и непривычно длинные по дистанции групповые этапы, можно сказать, что при конструкции маршрута Вуэльты-2026 организаторы во главе с Фернандо Эскартином довольно заметно отошли от канонов.
Несмотря на большое количество гор, спринтеры свои шансы получат. Впрочем, здесь организаторы Вуэльты взяли пример с Джиро. Равнинных этапов вроде и много, однако большинство из них не лишены сложностей рельефа, которые могут ударить по ногам спринтеров. Гарантированных спринтерских шансов имело – только два этапа на старте третьей недели: хороший стимул для спринтеров не сходить с гонки слишком рано.
Кого же привлечет такой маршрут? Кроме спринтеров -универсалов – еще и раздельщиков, которые не захотят терять шанс примерить красную майку по итогам стартового этапа в Монако. Второго шанса побороться за победу им придется ждать аж до середины третьей недели – также стимул не сходить слишком рано.
Что касается генеральщиков – то уже обозначили свои планы принять участие в Вуэльте Примож Роглич и Энрик Мас. Впрочем, словенцу с его проблемами с восстановлением убийственный 10 этап точно не на руку. Что касается Тадея Погачара, то он решение об участии в Вуэльте, вероятно, будет принимать по ходу сезона, уже после Тур де Франс. Учитывая, что лидер UAE Emirates не любит жару, столь южный маршрут Вуэльты-2026 может его отпугнуть.
