Камбек на Джиро, безумные спуски, дождливая брусчатка на Туре. Топ-10 моментов в карьере Винченцо Нибали
Сегодня, 14 ноября, исполняется 40 лет живой легенде мирового велоспорта, Винченцо Нибали, которого по праву считают одним из лучших гонщиков XXI века. Еще до появления Тадея Погачара Нибали стал гонщиком, который разрушал стереотипы современного велоспорта относительно узких специализаций: выигрывал как Гран туры, так и Монументы, обеспечил себе победу на Тур де Франс на этапе с брусчаткой, победил на Милан - Санремо, которая всегда считалась гонкой для спринтеров.
По случаю юбилея "Мессинской акулы" предлагаем вспомнить 10 лучших моментов его карьеры. Спортивная биография Нибали была настолько богатой и яркой, что в наш рейтинг не попали, например, его победы на Вуэльте-2010 или Ломбардии-2017.
10 место. Первое шоу на спуске. Джиро д'Италия-2010, 14 этап, Феррара – Азоло
Винченцо смолоду считался большим талантом и главной надеждой Италии, однако в полной мере оправдывать надежды начал только в 2009 году, когда занял 7 место в общем зачете Тур де Франс. Впрочем, на Джиро-2010 Нибали приехал в статусе лишь второго номера своей команды, Liquigas: капитанские полномочия были у Ивана Бассо, который надеялся повторить свой триумф на "Корза роза" образца 2006 года.
Несмотря на статус Бассо, было очевидно, что Нибали и сам готов бороться как минимум за подиум в общем зачете. Первая серьезная битва грандов в больших горах состоялась на 14 этапе. Гонщиков ждало восхождение на Монте Граппу, вершина которой располагалась за 41 км до финиша. После этого – 26 км спуска и 15 км равнины до финиша в Азоло.
Liquigas с самого начала подъема на Монте Граппа задал очень высокий темп в группе – Бассо и Нибали нужно было отыгрывать ту огромную фору, которую они дали Карлосу Састре, Давиду Арройо и Ричи Порту. Ближе к завершению подъема удалось изолировать еще и Александра Винокурова. На вершине Граппы за звездным дуэтом из Liquigas удержались лишь Микеле Скарпони и Кадел Эванс.
А на спуске мы стали свидетелями "Нибали-шоу". В молодости Винченцо считался выдающимся мастером даунхиллов, и наконец впервые в полной мере продемонстрировал свой талант в борьбе с соперниками экстра-класса. Сицилиец пошел в сольную атаку на спуске, заработал себе комфортное преимущество и первым пересек финишную черту, на 23 секунды опередив трех преследователей. Дебютная победа на этапе Джиро и первая из многих результативных атак на спуске, которые впоследствии станут визитной карточкой Нибали и неотъемлемой составляющей его гоночного стиля.
9 место. Доминирование в горах и месть Хорнеру. Тур де Франс-2014, 18 этап, По – Отакам
На Тур де Франс-2014 Винченцо приехал в статусе одного из трех топ-фаворитов, однако его перед стартом оценивали несколько ниже, чем Криса Фрума и Альберто Контадора. Блестящие выступления Нибали на первой неделе с каждым днем приближали его к статусу фаворита №1. Более того: сначала из-за тяжелого падения с Тура сошел Фрум, а затем – и Контадор.
Путь к победе в общем зачете был открыт, а на фоне остальных соперников итальянец выглядел волком, ворвавшимся в курятник. К 18 этапу, который был заключительным днем в больших горах, Нибали подошел уже с более чем 5-минутным преимуществом над ближайшим соперником в общем зачете. Итоговый триумф капитана Астаны уже ни у кого не вызывал сомнений – никакой необходимости снова атаковать не было.
Однако за 10,5 км до финиша на легендарном подъеме Отакам в атаку из пелотона решил пойти Крис Хорнер. Американец к тому времени никакой угрозы для Нибали уже не представлял: 18 место в общем зачете с отставанием в почти 35 минут. Однако Винченцо прекрасно помнил, что в прошлом году именно Хорнер опередил его в борьбе за победу на Вуэльте-2013, и решил отомстить гонщику Lampre.
Итальянец закрыл атаку Криса, а затем легко сбросил соперника с колеса, помчавшись за своей четвертой победой на этапах Тура-2014. Более чем минута преимущества над всеми преследователями на финише – капитан Астаны не просто отомстил давнему сопернику, но и выдал, возможно, самый впечатляющий горный перфоманс в своей карьере, поставив жирный восклицательный знак на триумфальной "Большой петле" 2014 года.
8 место. Красивый гол престижа. Тур де Франс-2015, 19 этап, Сен Жан де Морьенн – Тюссуир
В следующем году с защитой титула на Туре у Нибали не сложилось. Полторы минуты отставания в результате завала на равнине на втором этапе, кризис на первом горном финише на Пьер-сен-Мартен – очень быстро стало очевидно, что повторить успех годичной давности не удастся. Оставалось только побороться за подиум и хотя бы одержать победу на отдельном этапе.
И на 19 этапе Нибали был полон решимости это сделать. Винченцо несколько раз атаковал из пелотона, но желтая майка, Крис Фрум, каждый раз отвечал – несмотря на 8-минутное преимущество, он по-прежнему опасался "Мессинскую акулу". Однако ближе к вершине перевала Круа де Фер у Фрума возникла механическая неисправность велосипеда, и он был вынужден остановиться. Нарушая неписаные правила джентльменского поведения, Нибали этим воспользовался и за 58 км до финиша пошел в атаку, которую другие соперники Винченцо закрыть не смогли.
Капитан Астаны понимал, что обрекал себя на 58 км работы в основном в одиночку против пелотона во главе со Sky и Movistar. Буквально сразу после вершины следующего перевала Коль ду Молар, за 34 км до финиша, Нибали догнал одинокого лидера гонки Пьера Роллана, который был участником отрыва дня. Однако серьезной подмогой для "Мессинской акулы" француз не стал: на спуске Винченцо демонстрировал твое техническое мастерство, а в начале финального подъема на Тюссуир сбросил своего соперника и уехал за победой на этапе.
44 секунды преимущества над Найро Кинтаной, 1:14 над Крисом Фрумом, 2:26 над другими соперниками – Нибали вернулся в борьбу за подиум. Победа благодаря смелой ранней атаке за 58 км до финиша – важный и красивый гол престижа, даже несмотря на не совсем джентльменские обстоятельства, при которых началось это победное соло.
7 место. Заснеженная розовая майка. Джиро д'Италия-2013, 20 этап, Силандро – Тре Чиме ди Лаваредо
Горные этапы Джиро д'Италия очень часто бывают проблемными с точки зрения погоды: в мае на альпийских высотах еще очень часто лежат зимние снега, а иногда и выпадают свежие. 2013 год, когда Нибали на всех парах мчался к своему первому титулу на "Корса роза", в этом плане был особенно сложным. 15 этап до Коль ду Галибье из-за тяжелых погодных условий обрезали, 19 – вообще отменили.
Откровенно говоря, у организаторов были все основания отменять и королевский, 20 этап с финишем у легендарных Тре Чиме ди Лаваредо – погодные условия были ужасными. Однако отмена двух горных этапов подряд стала бы серьезным репутационным ударом для гонки, поэтому этап все-таки решили провести, хотя и убрали из маршрута несколько высоких перевалов.
Впрочем, финишный подъем на Тре Чиме ди Лаваредо на высоту 2307 метров над уровнем моря оставили, несмотря на температуры в районе 0 градусов и высокую вероятность снегопада. Чуть более чем за 3 км до финиша, когда крутизна подъема уже значительно превышала 10%, Нибали пошел в атаку, несмотря на то, что турнирная ситуация этого не требовала – розовая майка уже была в кармане у Винченцо.
Капитан Астаны сбросил всех своих соперников, и ближе к вершине Тре Чиме ди Лаваредо столкнулся с беспрецедентным как для велоспорта зарядом снегопада. Третья* победа Нибали на этапах Джиро за карьеру и первая – на групповом этапе с горным финишем. И просто невероятные по своей эпичности кадры: розовая майка, которая героически преодолевает сложнейший подъем на фоне снегопада. Легендарные моменты.
* – без учета двух побед (одной – в 2011, другой – в 2013 году), которые присудили Нибали после допинговых дисквалификаций Альберто Контадора и Мауро Сантамброджо.
6 место. Триумф на апеннинских холмах. Тиррено-Адриатико-2013, 6 этап. Порто Сант'Эльпидио
Историческое наследие Нибали скептики неоднократно подвергали сомнению, объясняя это тем, что ни на одном из своих победных Гран туров итальянец не обыгрывал в очной борьбе других суперзвезд многодневок той эпохи – Криса Фрума, Альберто Контадора и Найро Кинтану. Да, те же Фрум и Контадор были на старте Тура-2014 и сошли по ходу гонки. Поэтому, можно спорить с правомерностью логики "не добрался до финиша – значит не проиграл", однако это тема для совсем другого разговора.
Тиррено – Адриатико – это, конечно, не Гран тур, но одна из самых престижных недельных многодневки в календаре. И в 2013 году, на пути к своей второй подряд победе в общем зачете "Гонки двух морей" Нибали в непосредственной очной борьбе обыграл и Фрума, и Контадора, и многих других звезд. После двух высокогорных этапов Винченцо делил второе-третье место в общем зачете с испанцем, проигрывая 20 секунд лидеру Sky.
Однако на холмистом 6 этапе "Мессинская акула" перевернул гонку вверх ногами в свою пользу. Маршрут этапа представлял собой частокол средних по сложности холмов со стартом и финишем в Порто Сант'Эльпидио. И на предпоследнем, коротком, но очень крутом холме, Нибали пошел в атаку, на которую его главные конкуренты не смогли ответить.
Винченцо собрал вокруг себя звездную группу, в которую также вошли Петер Саган и Хоаким Родригес. Вместе они сохранили и даже несколько развили свое преимущество на последнем холме и равнинных заключительных километрах дистанции. Саган одержал победу на этапе, а Нибали перехватил лидерство в общем зачете, которое успешно защитил на следующий день на заключительном этапе, равнинной разделке на 9,2 км в Сан Бенедетто дель Тронто.
Считалось, что в целом по карьере Нибали как горняк был немного слабее Контадора и Фрума, однако при этом итальянец, в отличие от своих основных соперников, был гораздо большим универсалом, что позволяло ему выигрывать классики и одерживать такие победы, как на Тиррено-Адриатико-2013. Триумф универсализма над чистой горной силой.
5 место. Шедевр на спуске. Ломбардия-2015
Как уже было сказано выше, безумные атаки на скоростных спусках были визитной карточкой Нибали и принесли ему множество великих побед. Самой легендарной была атака Винченцо на спуске на Ломбардии-2015. На вершине предпоследнего подъема Чивильо впереди ехала группа из семи гонщиков. Кроме героя нашего материала, там был его партнер по Астане Диего Роза, а также Алехандро Вальверде, Дани Морено, Микель Ньеве, Эстебан Чавес и Джованни Висконти.
И в начале спуска с Чивильо Нибали атаковал. Буквально за 4 км до подножия последнего холма, Сан Фермо делла Батталья, "Мессинская акула" сумел привезти группе преследователей 25 секунд – невероятные цифры! Техническое мастерство и степень риска, которые продемонстрировал Нибали на спуске с Чивильо, трудно описать словами. Да, несколько раз Винченцо заставил всех хвататься за сердце – он шел на грани возможностей и был в нескольких сантиметрах от падения. Однако за этот риск капитан Астаны получил более чем достойную награду - первую в карьере победу на Монументе.
3-4 места. Камбек на Джиро д'Италия-2016.
Часть 1. 19-й этап. Пинероло – Ризуль
В 2016 году Нибали приехал на Джиро в статусе безоговорочного фаворита №1. В течение первой половины 3-недельного марафона Винченцо выглядел не слишком убедительно, однако казалось, что гонка все еще под его контролем. Но в конце второй недели это ощущение контроля начало исчезать. Сначала капитан Астаны проиграл 37 секунд Стивену Круйсвейку и Эстебану Чавесу на первом доломитовом этапе до Корвары.
На следующий день, на 15 этапе, разразилась настоящая катастрофа. На горной разделке до Альпе ди Сьюзи Нибали показал лишь 25-й результат, проиграв тому же Круйсвейку более двух минут. Да, на последних километрах у Винченцо случилась механическая поломка, на этом он потерял 15-20 секунд, однако глобальной картины это не могло изменить.
Казалось бы, второй день отдыха должен был дать итальянцу возможность перезагрузиться. И начало 16 этапа в Андало было оптимистичным. Нибали пошел в атаку еще в середине гонки, на перевале Пассо делла Мендола, и сумел изолировать одного из главных соперников, Эстебана Чавеса.
Однако на последнем перевале Фаи делла Паганелла для "Мессинской акулы" грянула еще одна катастрофа. Нибали снова оказался в глубоком кризисе, соперники один за другим начали обгонять его, словно стоячего. Еще почти две минуты отставания, падение на четвертое место в общем зачете с очень туманными перспективами побороться даже за топ-3.
На 19 этапе участников Джиро ждал этап с горным финишем во французском Ризуле и с преодолением самого высокого перевала "Корса роза" 2016 года, Колле дель Аньелло (2733 м). После того, как гонщики выехали на самые тяжелые последние 9 км подъема, вице-лидер общего зачета, Эстебан Чавес, начал атаковать розовую майку, Стивена Круйсвейка. Нибали не мог поддерживать такого темпа и дважды выпадал из колеса у дуэлянтов.
Казалось бы, мы наблюдаем за похоронами Винченцо и его шансов на победу, однако в итоге мы стали свидетелями одного из самых легендарных камбэков в современной истории велоспорта. Нибали всегда славился умением быстро восстанавливаться и находить второе дыхание во время гонки, а также любовью к сверхвысотам и низким температурам. И все эти качества стали ключевыми в тот день на Аньелло.
Винченцо восстановился, вернулся к Чавесу и Круйсвейку, а ближе к вершине начал атаковать сам. Сбросить соперников в подъеме не удалось, однако волшебное возрождение было очевидным. Ну а дальше гонщиков ждал спуск с Аньелло. И Нибали, конечно, снова занялся любимым делом – атаками в даунхилл.
Маленький и компактный Чавес под давлением "Мессинской акулы" чувствовал себя более-менее комфортно, а вот высокий и габаритный Стивен Круйсвейк явно был не в своей тарелке. В таком случае ты либо отстаешь и идешь спуск в своем темпе, либо рискуешь, надеясь, что падений удастся избежать. Голландец понимал, что потеря контакта грозит проигрышем немалого количества времени, и решил рисковать. Прогадал: в одном из поворотов обладатель розовой майки вылетел за пределы трассы и врезался в стену еще не растаявшего после зимы снега.
Нибали остался один на один с Чавесом, однако в отрыве дня у итальянца было подспорье в виде Микеле Скарпони. Тот опустился за своим партнером по команде, и вместе они начали работать над наращиванием преимущества над Круйсвейком, Вальверде и другими соперниками.
На финальном подъеме на Ризуль Нибали начал атаковать Чавеса, и со второй попытки сбросил колумбийца, уехав за победой на этапе. Ситуация в общем зачете полностью перевернулась. Винченцо поднялся с четвертого места на второе, 4 минуты и 43 секунды отставания от Круйсвейка, который при том падении получил небольшие повреждения, превратились в 21 секунду преимущества, а впереди оставался лишь Чавес с 44 секундами запаса. Судьба розовой майки должна была решиться на 20 этапе.
Часть 2. 20 этап. Гильестр – Сант'Анна ди Винадио
И на 20 этапе Нибали сразу решил не бороться за победу на этапе, сосредоточившись на общем зачете. Пелотон далеко отпустил отрыв, однако Астане удалось отправить туда очень сильного горного грегари – Танела Кангерта.
И на предпоследнем подъеме дня, Колле делла Ломбарда, Астана начала подготовку атаки Нибали, прежде всего, усилиями все того же Скарпони. После этого в атаку пошел уже сам капитан команды. Первым рывком удалось отрезать побитого Круйсвейка и ряд генеральщиков второго эшелона, на колесе у Винченцо остались лишь Чавес и Алехандро Вальверде. Повторная атака итальянца позволила сбросить и их. "Мессинская акула" почувствовала запах крови своей жертвы, и бросилась перехватывать розовую майку.
В то же время Кангерт по рации получил информацию об атаке своего капитана, отстал от отрыва дня и подождал Нибали. Эстонец выдал блестящую смену на Винченцо и позволил ему развить свое преимущество. Для Чавеса это был сложный день, пытаясь ответить на атаку Нибали, он залез в долг своему организму и на финише проиграл 1 минуту и 36 секунд, пропустив еще ряд соперников, включая Круйсвейка.
Ну а капитан Астаны перехватил розовую майку лидера и на следующий день в Турине праздновал свою вторую в карьере победу на Джиро. Нибали совершил невероятный камбэк и написал одну из самых ярких страниц современной истории велоспорта.
2 место. Триумф на "Классичиссиме". Милан – Санремо-2018
Он мечтал об этой победе с детства. Он шел к ней всю свою жизнь. Милан – Санремо всегда была для Винченцо Нибали, казалось бы, несбыточной мечтой. При всем универсализме "Мессинской акулы", выиграть Милан – Санремо ему было, казалось, не по силам. Ну где король гор и супермногодневок, а где классика для спринтеров? Это не под силу даже Тадею Погачару – по крайней мере, пока что.
Нибали множество раз пытался выиграть Милан – Санремо, атаковал на Поджо, однако каждый раз либо не мог сбежать от соперников, либо, получив небольшое преимущество, не удерживал его под натиском пелотона. Ближе всего к триумфу на "Классичиссиме" Энцо был в 2012 году. Тогда сбежать от основной группы он таки сумел, однако не в одиночку, а в компании Саймона Герранса и Фабиана Канчеллары, которым и проиграл в финишном спринте – третье место.
И кто бы мог подумать, что выиграть Милан – Санремо Нибали удастся в 2018 году! Винченцо не готовился к гонке целенаправленно, его участие вообще до последнего было под вопросом. Тем не менее итальянец, проводивший свой второй сезон в Bahrain Merida, вышел на старт в роли свободного художника, в то время как главной ставкой команды был спринтер-универсал Сонни Кольбрелли.
На самой гонке Нибали делал, казалось бы, все то же, что и в предыдущие годы: атаковал на Поджо. Однако на этот раз атака Винченцо с самого начала выглядела более мощной и убедительной. Повисев несколько секунд на колесе у чемпиона Латвии Кристса Нейландтса, "Мессинская акула" сбросил и его, решившись преодолевать последние километры дистанции в одиночку. Однако на этот раз его никто не догнал. Максимально агрессивное прохождение спуска с Поджо, отчаянная работа на равнине на последних километрах – и наконец заветный сольный победный финиш в Санремо.
До появления Тадея Погачара современный велоспорт жил в парадигме разделения на узкие специализации, и Нибали со своим универсализмом выглядел белой вороной, гостем из другой, более древней эпохи. Это ставило Винченцо на особое место в пантеоне великих современного велоспорта, и победа на Милан – Санремо стала одним из самых ярких проявлений его универсализма, настоящей жемчужиной исторического наследия великого итальянца.
И вот она, роль личности в истории: после триумфа Нибали Милан – Санремо перестал быть гонкой для спринтеров! После победы Винченцо и вплоть до 2024 года судьба первого места на "Классичиссими" каждый раз решалась либо в финише из небольшой группы из нескольких гонщиков, либо вообще сольной атакой. И только Яспер Филипсен в текущем году сумел эту тенденцию прервать. Безусловно, частично на изменение тенденции повлияли и косметические изменения маршрута (равнинный участок между завершением спуска с Поджо и финишем стал несколько короче), однако Нибали показал, что на Милан – Санремо можно самостоятельно бороться с пелотоном и обыгрывать его.
1 место. Желтая майка в болоте. Тур де Франс-2014, 5 этап. Ипр – Аренберг
В современную эпоху считалось, что судьба Гран туров решается в горах и гонках с раздельным стартом. Однако Нибали наплевал на эти стереотипы, и фактически выиграл Тур де Франс-2014 на брусчатке. На 5 этапе участникам гонки пришлось преодолевать суммарно 7 секторов брусчатки, да еще и под проливным дождем. Учитывая, что на Париж – Рубэ осадков не было с далекого 2002 года, в пелотоне не было практически ни одного спортсмена с опытом прохождения мокрой брусчатки в гоночных условиях.
Еще до выезда на секторы брусчатки в гонке произошло одно ключевое событие – сошел Крис Фрум. Действующий на тот момент чемпион Тура несколько раз падал в предыдущие дни, а очередное падение на пятом этапе стало последней каплей: травма запястья, с которой преодолевать брусчатку в любом случае было бы невозможно.
Ну а чуть меньше чем за 50 км до финиша, когда гонщики выехали на второй сектор брусчатки, началось шоу Астаны и Нибали, который к тому времени уже ехал в желтой майке. Команда итальянца начала диктовать темп в пелотоне и просеивать основную группу. И практически сразу другой опасный конкурент "Мессинской акулы", Альберто Контадор, отстал, и с каждым последующим сектором брусчатки разрыв между двумя топ-фаворитами только рос.
В то же время просеивалась и сама группа лидеров, в которой не было никого из генеральщиков, кроме Нибали. Настоящий шок наступил ближе к финишу, когда итальянец, вместе с партнерами по команде Люве Вестрой и Якобом Фугльсангом, сбросил Фабиана Канчеллару и Петера Сагана! Было трудно поверить в случившееся: горняк-многодневщик Нибали ехал по брусчатке лучше, чем два лучших мастера северных классик на тот момент.
Победу на этапе одержал Ларс Боом из Belkin, Винченцо вместе с Фугльсангом финишировали в топ-3. Саган и Канчеллара проиграли итальянцу 42 секунды, Контадор – 2 минуты и 35 секунд, остальные генеральщики – ненамного меньше. Нибали в один день перевернул Тур в свою пользу и взял гонку под полный контроль. А эпичные кадры желтой майки в болоте после прохождения мокрой брусчатки стали настоящим символом того исторического перфоманса Винченцо. Еще одна демонстрация невероятного универсализма и того, какие щедрые плоды он может принести.