Украинская правда

Второй шанс Хуана Аюсо. Самый токсичный талант мирового велоспорта стремится выйти из тени Погачара

Getty Images, Хуан Аюсо
Второй шанс Хуана Аюсо. Самый токсичный талант мирового велоспорта стремится выйти из тени Погачара

Главной Санта-Барбарой нынешнего трансферного окна в мировом велоспорте был переход Ремко Эвенепула из Soudal Quick Step в Red Bull Bora. Несколько в тени этой истории оказался другой трансфер, который потенциально может иметь не меньшее влияние на расстановку сил в элите мирового велоспорта на ближайшие годы – переход Хуана Аюсо из UAE Emirates в Lidl Trek.

Суммарная стоимость сделки по Аюсо оценивается в 25 миллионов евро. 15 из них получит сам гонщик, который подписал 5-летний контракт с зарплатой в 3 миллиона евро в год. Еще 10 миллионов получила UAE Emirates за досрочное расторжение контракта, который действовал до конца 2028 года и в котором была прописана клаусула в размере 100 миллионов евро.

10-миллионов сумма за выкуп контракта делает трансфер Аюсо самым дорогим в истории велоспорта. Для сравнения, Red Bulla Bora за контракт Эвенепула заплатила втрое меньше. Работа генерального менеджера UAE Emirates Мауро Джанетти достойна аплодисментов: он избавился от токсичного и проблемного актива, получив за это рекордную для велоспорта сумму. Высший пилотаж.

Хуан Аюсо
Хуан Аюсо
LaPresse

Как и почему Аюсо стал таким проблемным активом, и при этом не потерял статус суперталанта, за которого готовы платить 10 миллионов? Об этом и поговорим.

***

UAE Emirates в последние годы является самой могущественной командой мирового велоспорта – как в финансовом плане, так и с точки зрения спортивных результатов. При этом, проект Мауро Джанетти не просто заливает рынок бешеными деньгами. UAE Emirates целенаправленно и эффективно реализовывает стратегию скупки главных молодых талантов и выращивания из них готовых звезд. Тадей Погачар, Исаак Дель Торо, Пабло Торрес – все они были талантами №1 в своей возрастной категории, и все оказались именно в команде Джанетти.

Исаак Дель Торо
Исаак Дель Торо
La Presse

Одним из таких топ-талантов был и Аюсо, который в 2022 году пришел во взрослый велоспорт, имея за спиной бэкграунд на молодежном уровне не менее солидный, чем у самого Погачара. Ожидания были колоссальными.

Первый сезон среди взрослых тоже оказался точно не хуже, чем дебют словенца среди элиты в 2019-м. Весной 19-летний Аюсо финишировал в топ-5 общего зачета таких престижных недельных многодневок Мирового тура как Вуэльта Каталонии и Тур Страны Басков.

Как и Погачар, испанец в свой дебютный сезон проехал свой первый в карьере Гран тур. Им также стала Вуэльта, и итоговый результат оказался аналогичным – третье место в общем зачете и белая майка лучшего молодого гонщика. Да, Хуану, в отличие от своего словенского партнера по команде, не удалось добавить к этому еще две (или хотя бы одну) победы на этапах. Однако стоит отметить, что доезжал ту Вуэльту Аюсо с коронавирусом, который, к тому же, протекал не бессимптомно: в неполные 20 лет испанец продемонстрировал невероятную волю к победе и способность терпеть. Блестящий дебют на элитном уровне.

Однако столь же яркого продолжения не последовало. Сезон-2023 у Аюсо снова был выстроен вокруг Вуэльты, однако, в отличие от предыдущего года, к домашнему Гран туру Хуан подошел с менее впечатляющим багажом результатов на недельных многодневках: достойно внимания лишь второе место на июньском Туре Швейцарии. На самой Вуэльте Аюсо также выступил хуже, чем в прошлом году: четвёртое место в генеральной классификации без каких-либо реальных шансов разбавить доминирование трио из Visma Lease a Bike на итоговом подиуме.

Хуан Аюсо
Хуан Аюсо
Sprint Cycling

В этой стагнации Аюсо многие небезосновательно обвиняют тренеров команды. В межсезонье перед сезоном 2023 года они решили прокачать навыки испанца в гонке с раздельным стартом. Им это удалось, однако ценой определенной деградации в горах: там Хуан не феерил и откровенно не проваливался, однако чередовал солидные выступления с довольно посредственными.

Как бы там ни было, в 2024 году солидные результаты на недельных многодневках вернулись: весной 2024 года Аюсо выиграл Тур Страны Басков, занял 2 место на Тиррено – Адриатико и замкнул топ -5 на Туре Романдии.

В отличие от двух предыдущих лет, на этот раз в программе испанца на сезон была не Вуэльта, а дебют на Тур де Франс. И именно здесь наружу вылезла вся проблемная сторона характера Аюсо. Испанец должен был ехать на "Большую петлю" в роли помощника Тадея Погачара. Однако первые же горные этапы Тура показали, что честолюбивый и амбициозный испанский талант не горит желанием работать на кого-то из партнеров по команде. Даже если речь идет о звезде №1 мирового велоспорта и претенденте на звание лучшего гонщика в истории.

Тадей Погачар
Тадей Погачар
Getty Images

Аюсо держался на высокой позиции в общем зачете, а во время 13 этапа сошел с гонки, сославшись на болезнь. Многие считают, что выдуманную: изнутри пелотона доносились слухи, что проблемы со здоровьем у испанца если и были, то точно не настолько серьезные, чтобы безвольно сходить с Тура. Считалось, что Хуан просто не желает работать на Погачара и хочет сосредоточиться на подготовке к Вуэльте.

Эту теорию в Твиттере подогревал и анонимный инсайдер под ником "mou". Еще в феврале 2024 года он с поразительной точностью (даже по средней мощности в Ваттах на килограмм, которую Тадей демонстрировал на ключевых подъемах) предсказал колоссальный прогресс Погачара и его тотальное доминирование в том сезоне. Сначала над этими прогнозами в сети откровенно смеялись – настолько нереалистичными они казались. Однако после перфомансов словенца на Джиро и Туре было уже не до смеха – слова mou начали воспринимать всерьез.

И анонимный инсайдер, который, очевидно, имел какой-то доступ к окружению Погачара и его тренировочным программам, рассказывал много чего интересного не только о самом словенце, но и обо всей UAE Emirates. В частности, mou утверждал, что у Аюсо очень сложный характер и ужасные отношения с Погачаром: мол, он завидует успехам словенца и отказывается ехать с ним на одни и те же гонки, чтобы не быть вынужденным работать на Тадея.

Тадей Погачар
Тадей Погачар
Getty Images

Учитывая то, что показывал испанец на Туре-2024, выглядело довольно реалистично. В UAE Emirates эти слухи не очень и пытались отрицать. Более того, слова и решения менеджмента команды четко говорили о том, что Хуаном очень недовольны. Его исключили из состава на Вуэльту, причем, даже не скрывали, что это решение носило дисциплинарный характер:

"Аюсо должен был ехать в Тур де Франс. Вы его видите? Мы не поставим его в состав на Вуэльту. У нас есть много сильных гонщиков, которых мы можем заявить", – заявил под конец Тура-2024 гендиректор Мауро Джанетти.

Все это выглядело как конец истории Аюсо в UAE Emirates – тем более, что желающих переманить проблемного таланта было достаточно. Однако, довольно неожиданно, команда решила не отпускать испанца. Сложилось полное впечатление, что менеджмент UAE Emirates не очень-то и хотел в дальнейшем иметь дело с Аюсо, однако боялся, что, перейдя в другой проект, испанец в полной мере раскроется и станет опасным конкурентом для Погачара и других лидеров команды.

Однако время показало, что решение UAE Emirates сохранить Аюсо было ошибочным: в 2025 году конфликт между гонщиком и командой становился все глубже. Особенно ярко это проявилось во время Вуэльты, где на испанца рассчитывали как на вице-капитана, в то время как лидером команды должен был стать Жоау Алмейда. Говорят, что с португальцем у Хуана отношения еще хуже, чем с Погачаром.

Жоау Алмейда
Жоау Алмейда
Getty Images

Уже на первом же серьезном горном этапе до Паля в Андорре Аюсо ничем не помог Алмейде (за что Жоау открыто и публично раскритиковал его после финиша) и далеко отстал от лидеров. Плохое самочувствие? Да где там. Уже на следующий день испанец, который перестал быть опасным в общем зачете, отбирается в отрыв дня и одерживает с него более чем убедительную победу.

При чем, в своем фиаско в Андорре Аюсо обвинил UAE Emirates. Гонщик заявил, что ехать Вуэльту его заставила команда, сам он участвовать в домашнем Гран туре не планировал и поэтому оказался не готовым к борьбе в общем зачете.

Аюсо выглядел абсолютно антисистемным элементом, не готовым работать на команду и выполнять указания руководства. Все это проходило на фоне все более активных разговоров о том, что испанец из UAE Emirates таки уйдет. И уже 2 сентября, в самый разгар Вуэльты, команда объявила о том, что сотрудничество с Хуаном будет досрочно завершено в конце текущего сезона.

Это стало поводом для очередного конфликта между гонщиком и командой. Аюсо заявил, что договорился с UAE Emirates о том, что о его уходе объявят лишь по завершении Вуэльты, и команда своё обещание не выполнила.

На следующий день после объявления об уходе Аюсо испанец выигрывает еще один этап с отрыва. К удивлению многих, удовлетворив свои личные амбиции двумя победами на этапах, испанец несколько раз добросовестно отработал на Алмейду в горах на решающих этапах Вуэльты.

Хуан Аюсо
Хуан Аюсо
Getty Images

Однако глобально впечатление от Аюсо это никак не изменило. Испанец зарекомендовал себя как токсичный, проблемный и антикомандный гонщик с очень сложным характером.

Но здесь ваш покорный слуга попробует себя в роли адвоката дьявола, став на защиту Аюсо. Начать стоит с того, что атмосфера в UAE Emirates в целом очень напряженная и конфликтная – об этом еще в прошлом году писал тот самый загадочный инсайдер mou. И вина в этом точно не одного только испанца.

Несмотря на все конфликты, для большинства команды Тадей Погачар является безоговорочным авторитетом. Однако в гонках, где словенец отсутствует – в UAE Emirates сразу возникают проблемы с тактической дисциплиной и соблюдением внутрикомандной иерархии. И присутствие Аюсо – далеко не обязательное условие для возникновения таких конфликтов.

Чего стоит хотя бы Тур Швейцарии -2025, где Ян Кристен вел гонку "без царя в голове" и с полным игнорированием командной тактики, за что его публично раскритиковал Антониу Моргаду. Нет, как ни крути, но дело далеко не только в Аюсо – проблема с дисциплиной и иерархией в UAE Emirates есть, и она системная. Безусловно, это неотвратимый побочный эффект от перенасыщенности команды топовыми гонщиками с большими личными амбициями, однако считать, что источником всех проблем является исключительно Аюсо, точно неправильно.

Хуан Аюсо
Хуан Аюсо
Getty Images

А сам испанец уже после перехода в Lidl Trek публично обвинил свою предыдущую команду в чрезмерной демонизации его образа:

"Команда пыталась изобразить меня в очень плохом свете в течение последних нескольких месяцев. Я был в роли отрицательного персонажа кинофильма. Это меня больше всего беспокоит, но я уверен, что в 2026 году я смогу показать, кем я являюсь на самом деле, в новой команде.

Каждый раз, когда я что-то обсуждал с командой, руководство говорило "нет". Это стало заметно во время Вуэльты. В то же время я всегда чувствовал, что покинуть команду невозможно. Поэтому я пытался использовать свои шансы, но в какой-то момент разочарование просто начало нарастать.

Если допускались ошибки, их никогда не исправляли. Это отнимало у меня столько энергии. Неприятно соревноваться с товарищами по команде, быть больше сосредоточенным на том, что происходит внутри командного автобуса, чем снаружи. А руководство никогда не объясняло, какие роли у гонщиков. Проблема на самом деле заключалась в руководстве.

С января 2025 года дела стали действительно агрессивными. Затем у меня на столе появилось предложение продлить мой контракт до 2030 года. Моим самым большим беспокойством во время этих переговоров была клаусула в размере 100 миллионов евро в моем контракте. Если бы ее исключили, я бы хотел продлить его. С того момента начались угрозы. Они сказали, что если я не продлю контракт, тогда увижу, по какой программе я буду выступать. Именно тогда я подумал: хватит".

Возвращаясь к ситуации внутри UAE Emirates, стоит отметить, что иногда Аюсо был не источником хаоса, а его жертвой. Это наилучшим образом проявилось во время Джиро-2025. На нее Хуан приехал в качестве сокапитана, на равных с Адамом Йейтсом.

Для британца гонка сразу не сложилась, и очень быстро стало очевидно, что к борьбе за самые высокие места он не готов. В то же время, для Аюсо гонка складывалась великолепно: он победил на первом горном финише в Тальякоццо и долгое время шел вторым в общем зачете.

В то же время, другой мегаталант, Исаак Дель Торо, приехал на гонку в статусе лишь третьего гонщика в иерархии UAE Emirates. Однако на 9 этапе в Сиену, который проходил по белым гравийным дорогам Тосканы, он пошел в атаку вместе с Воутом Ван Артом, оставив Аюсо в пелотоне без поддержки.

Исаак Дель Торо
Исаак Дель Торо
x.com/giroditalia

Мексиканец финишировал вторым на этапе и перехватил лидерство в общем зачете, однако не нарушил ли он этой атакой внутреннюю командную иерархию? Точно знать этого мы не можем, однако сам факт того, что после финиша Дель Торо начал оправдываться (в интервью мексиканец утверждал, что в пыли перепутал Аюсо с Эганом Берналем из Ineos Grenadiers), свидетельствует о том, что все-таки нарушил.

Также в течение сезона-2025 появлялись слухи о том, что в контракте Аюсо с UAE Emirates прописан пункт, согласно которому Хуану на любой гонке, которую он едет, гарантируется статус как минимум свободного художника, что освобождает его от обязанностей работать на кого-либо из партнеров по команде. Если эта информация действительно правдива, то это вообще заставляет посмотреть на весь конфликт Аюсо с UAE Emirates под другим углом: получается, что, требуя от Хуана работы на Погачара или Алмейду, команда нарушала прописанные на бумаге договоренности.

Безусловно, все сказанное выше не отрицает того очевидного факта, что характер у Аюсо действительно сложный и конфликтный. Однако это не значит, что всегда и во всем был виноват именно он. Как бы там ни было, его конфликты с UAE Emirates – это уже перевернутая страница. Хуан перешел в Lidl Trek, и гораздо интереснее поговорить о том, что будет ждать его в новой команде.

Безусловно, испанец переходит в топовый проект. Команду, в которой произошли важные структурные изменения. Немецкая сеть супермаркетов Lidl увеличила свою долю собственности в проекте и теперь будет иметь еще большее влияние на стратегию команды. При этом, немцы готовы инвестировать дополнительные средства и увеличить бюджет. Амбиции у них максимальные: построить команду №1 в мире. И переход в такой проект на роль его центральной фигуры – казалось бы, идеальный выбор для Аюсо. Однако своих подводных камней хватает.

Безусловно, Lidl Trek уже сейчас является командой топового уровня. Однако в своем современном виде она славится, прежде всего, успехами в спринте, однодневках и охоте за отдельными этапами. И присутствие в команде таких звездных спринтеров как Джонатан Милан и Мадс Педерсен может стать проблемой для Аюсо: в какой бы Гран тур он не поехал, с вероятностью в 90% кто-то из указанного выше дуэта также будет в составе.

Джонатан Милан
Джонатан Милан
x.com/uae_tour

И Милан, и Педерсен не относятся к числу спринтеров, способных побеждать в одиночку, без ощутимой поддержки команды – сезон -2025 неоднократно позволял в этом убедиться. А это значит, что на любой -какой Гран тур они будут приезжать со своим спринтерским поездом из нескольких гонщиков. Хоть Аюсо и будет безоговорочной главной ставкой Lidl Trek на общий зачет, он не будет располагать полностью заточенной исключительно под него командой.

Несмотря на это, Lidl Trek явно имеет большие амбиции с точки зрения общего зачета Гран туров, и давно искал генеральщика топового уровня. В частности, еще в прошлом году в интервью Чемпиону об этом рассказывал действующий на тот момент спортивный директор команды Ярослав Попович.

Ставка на Тао Геогеган Харта не сработала – британец до сих пор так и не может восстановиться после перелома бедра двухлетней давности. Попытка слепить генеральщика из Джулио Чикконе также потерпела неудачу – и после Вуэльты-2025 итальянец заявил, что больше не будет пытаться делать то, к чему он не склонен от природы.

Джулио Чикконе
Джулио Чикконе
x.com/dklasikoa

Есть еще Маттиас Скьелмосе, который уже успел заочно вступить в конфликт с Аюсо, еще до появления Хуана в команде. Датчанин заявил, что удивлен подписанием Хуана, о котором его никто не предупредил, и намекнул на свое нежелание делиться с ним своими капитанским полномочиями на Гран турах:

"Команда говорит, что верит в меня. Не знаю, как это связано с появлением Аюсо. Они уже пару лет говорят, что хотят создать команду вокруг меня. Но не думаю, что они взяли его в качестве доместика. Не знаю, как это будет работать. У нас одни и те же цели.

Если ему тяжело помогать Тадею, то не знаю, захочет ли он помогать мне, если до этого дойдет. Но, возможно, ему просто не очень понравилось в UAE. Я его толком не знаю, поэтому, конечно, не знаю, что произошло в той команде. Но да, это будет интересно. Новый вызов", – заявил датчанин.

Честно говоря, очень дерзкое заявление для человека, который, несмотря на свои успехи на однодневках и недельных гонках, провалил все свои мероприятия на общий зачет Гран туров, за исключением разве что 5 места на Вуэльте-2024. И если между Скьелмосе и Аюсо в будущем возникнет полноценный конфликт, то виноват в нем будет не Хуан: на тропинку войны первым вышел датчанин.

Маттиас Скьелмосе
Маттиас Скьелмосе
Getty Images

Как бы там ни было, пока что способность тренеров Lidl Trek лепить топовых многодневщиков определенные вопросы вызывает. Тем не менее, надежды на то, что в новой команде Аюсо совершит резкий качественный скачок вверх в результатах, есть, и небезосновательные.

До 2024 года Погачар в UAE Emirates тренировался под руководством Иньиго Сан Мильяна, чьи методы подготовки многие считают устаревшими и неэффективными. И именно переход от Сан Мильяна под крыло Хавьера Солы позволил Тадею достичь того колоссального прогресса, который мы увидели в 2024 году по сравнению с 2023. Аюсо же в UAE Emirates также тренировался под руководством Сан Мильяна, поэтому не исключено, что после смены личного тренера также очень заметно прибавит, наконец-то реализовав весь свой огромный потенциал.

Подписание Хуана для Lidl Trek выглядит подбрасыванием монетки, и может завершиться как громким провалом, так и огромным успехом. На какую сторону упадет эта монетка – угадать трудно. Одно можно сказать точно: наблюдать за этой историей будет очень интересно.