Украинская правда

Погачар в погоне за рекордом Коппи. Превью Ломбардии-2025

Getty Images
Погачар в погоне за рекордом Коппи. Превью Ломбардии-2025

В субботу, 11 октября, на севере Италии состоится легендарная велооднодневка Ломбардия-2025. Она традиционно является последней топ-гонкой сезона в календаре шоссейного велоспорта и заключительным из Монументов – серии из 5 самых престижных однодневных велогонок, первые четыре из которых проходят еще весной.

И хотя Ломбардия не является последней гонкой в календаре Мирового тура (на следующей неделе в Китае состоится Тур Гуанси), для многих велофанатов именно она ознаменует закрытие сезона шоссейного велоспорта. В связи со сроками проведения Ломбардию называют "La classica delle foglie morte" – классикой опавших листьев. Гонку проводит компания RCS Sport, являющаяся организатором и всех других топовых итальянских велогонок, включая Джиро д'Италия, Милан – Санремо и Тиррено – Адриатико.

Маршрут

Ломбардия – самый тяжелый по рельефу из пяти Монументов: за победу ежегодно борются в основном горняки топового уровня. Сложность маршрута делает его более прогнозируемым. По сравнению с другими монументами, здесь чаще побеждают предстартовые топ-фавориты: на "Классике опавших листьев" легче выигрывать чистой силой, если ты самый сильный на данный момент, факторы везения и тактических нюансов отходят на второй план.

x.com/Il_Lombardia

При этом маршрут Ломбардии – наименее "классический" среди пятерки Монументов. В то время как на Париж – Рубэ, Туре Фландрии, Милан – Санремо и Льеж – Бастонь – Льеж маршруты меняются крайне редко и не радикально, на "Классике опавших листьев" экспериментов всегда достаточно.

До 1960 года гонка стартовала и финишировала в Милане, с 1961 по 1984 год в качестве финишной локации использовался Комо, после чего в течение 5 лет гонщики ехали в обратном направлении – из Комо в Милан. А дальше начались массовые эксперименты: в качестве стартовых или финишных точек маршрута появлялись также Монца, Варезе, Канту, Бергамо, Лекко и даже швейцарское Мендризио, где Ломбардия стартовала в 2004 – 2006 годах.

В последние 11 лет заключительный Монумент сезона либо стартует в Комо и финиширует в Бергамо, либо наоборот. При этом, участники "Классики опавших листьев" не преодолевают одну и ту же дистанцию в прямом или обратном направлении, маршруты Комо – Бергамо и Бергамо – Комо совершенно разные.

В этом году гонщики будут стартовать в Комо и финишировать в Бергамо. Спортсмены преодолеют 241 км дистанции с суммарным набором высоты более 4400 метров.

Маршрут Ломбардии-2025
Маршрут Ломбардии-2025
ilombardia.it

После старта спортсменов будут ждать 30 км равнины, после чего – первый подъем дня, Мадонна дель Гизалло: 8,8 км со средним градиентом в 3,9%. Вероятно, именно здесь сформируется отрыв дня. Мадонна дель Гизалло – один из немногих подъемов, регулярно встречающийся в обеих версиях маршрута Ломбардии: и когда в Комо стартуют, и когда там финишируют.

Только, конечно, при реверсной версии маршрута Мадонна дель Гизалло обычно штурмуется с противоположной стороны. Исключением был прошлый, 2024 год, когда этот подъем проходил с той же стороны – прошлогодняя версия маршрута была несколько необычной.

После спуска с Гизалло гонщиков будет ждать почти 50-километровый равнинный участок всего с одним и не слишком сложным подъемом Сан Готтардо – 2,7 км, 6,5%. А уже за 145 км до финиша начнется все самое интересное.

Первой связкой подъемов будет Ронкола (7,5 км, 7,4%) и Бербенно (6,9 км, 4,9%). Затем, после небольшого куска равнины, еще одна связка: самый длинный подъем дня, Пассо делла Крочетта (11,7 км, 5,8%) и, практически без спуска, Дзамбла Альта, где по-настоящему тяжелы лишь последние 2,6 км со средним уклоном в 6,9%.

Связка подъемов Крочетта и Дзамбла Альта
Связка подъемов Крочетта и Дзамбла Альта
ilombardia.it

Именно на этих двух связях подъемов будет проходить селекция, после которой в пелотоне останутся только самые сильные. Хотя возможны и варианты, при которых на Крочетте и Дзамбла Альта начнутся решающие атаки в борьбе за победу.

Впрочем, вероятнее всего, все самое интересное будет происходить на предпоследнем и тяжелом подъеме гонки – Пассо ди Ганда: 9,3 км со средним градиентом в 7,1%. Его вершина расположена в 31 км до финиша.

Пассо ди Ганда
Пассо ди Ганда
ilombardia.it

Далее гонщиков будет ждать длинный спуск в направлении Бергамо и небольшой участок равнины после Нембро. После этого гонщики въедут непосредственно в Бергамо. Последним подъемом дня будет короткий и покрытый брусчаткой Колле Аперто (1,3 км, 7,4%) по живописным узким улочкам старого города. Вершина Колле Аперто расположена за 3 км до завершения гонки, после этого гонщиков будет ждать спуск непосредственно к финишу.

Последние 5 км маршрута Ломбардии-2025
Последние 5 км маршрута Ломбардии-2025
ilombardia.it

История и факты

– Ломбардия проводится с 1905 года. Первым победителем гонки стал итальянец Джованни Герби.

– В отличие от большинства топовых спортивных событий в Европе, "Классика опавших листьев" непрерывно проводилась во время Первой мировой войны и прерывалась всего на два года – 1943 и 1944 – во время Второй мировой войны. Таким образом, Ломбардия-2025 станет 119-й в истории.

– Самым успешным гонщиком в истории гонки является легендарный итальянец Фаусто Коппи. "Иль Кампиониссимо" выигрывал "Классику опавших листьев" 5 раз: в 1946, 1947, 1948, 1949 и 1954 годах.

– По четыре раза победителями становились его соотечественник Альфредо Бинда и действующий чемпион гонки Тадей Погачар. Словенец выиграл четыре последних издания "Классики опавших листьев" и уже повторил 4-летнюю победную серию Коппи образца конца 40-х. В этом году у Погачара есть прекрасные шансы единоличным автором самой длинной победной серии на Ломбардии и сравняться с Коппи по суммарному количеству побед на гонке.

Тадей Погачар
Тадей Погачар
x.com/LeTour

– Чаще всего выигрывали Ломбардию хозяева, итальянцы – 69 раз. По 12 побед в представителей Франции и Бельгии.

– Украинские гонщики на Ломбардии не побеждали ни разу. Лучший результат – седьмое место Сергея Гончара в 2003 году.

Действующие лица

В статусе безоговорочного фаворита №1 на старт Ломбардии выходит ее действующий и четырехкратный чемпион Тадей Погачар, который, как уже было сказано выше, нацелен на продолжение своей победной серии до рекордных 5 лет подряд. И, откровенно говоря, на горизонте не видно никого и ничего, что могло бы остановить словенца на пути к очередной победе.

В предыдущие два уикенда капитан UAE Emirates проехал две похожих по маршруту гонки – чемпионаты мира и Европы, и обе выиграл более чем убедительно. Эти победы Тадей одерживал в составе далеко не сильнейшей сборной Словении. На Ломбардии его будет поддерживать лучшая команда мира, UAE Emirates, которая в этом году уже побила рекорд по количеству побед за один сезон – при таких обстоятельствах проиграть на гонке, которая подходит идеально Погачару, кажется, просто нереально.

x.com/Il_Lombardia

Состав помощников словенца будет по-настоящему звездным. Джей Вайн и сам может сразиться за подиум, в статусе элитных грегари выйдут на старт Адам Йейтс и Рафал Майка . Поляк проведет свою прощальную гонку в карьере, хотя сначала ею предстоял еще августовский Тур Польши.

Однако ставкой №2 UAE Emirates , безусловно, будет Исаак Дель Торо, доминировавший на всей осенней серии итальянских классик. В альтернативной вселенной, в которой не существует Погачара, мексиканец был бы как минимум фаворитом №2 Ломбардии. Однако мы живем там, где мы живем, и сам Исаак еще на чемпионате мира продемонстрировал свою полную лояльность словенцу и готовность жертвовать своими амбициями. Учитывая еще и супервыносливость, необходимую для победы в Ломбардии, и молодой возраст Дель Торо, он – явный претендент на топ-5, однако даже по подиуму есть вопросы.

Вторым фаворитом Ломбардии небезосновательно считается Ремко Эвенепул , который проведет свою последнюю гонку за Soudal Quick Step перед переходом в Red Bull Bora. Этой осенью бельгиец находится в блестящей форме, он разгромил соперников в разделах чемпионатов мира и Европы, а в групповых гонках дважды финишировал вторым позади Погачара. Ремко был на голову сильнее остальных соперников, однако словенцу проигрывал безапелляционно. По всей вероятности, похожую картину мы увидим и на Ломбардии.

x.com/Il_Lombardia

Очень интересно будет понаблюдать за Полем Сейксасом , который на домашнем чемпионате Европы завоевал бронзу. Для французского вундеркинда Ломбардия будет третьей сверхтяжелой гонкой за последние три недели. Вопросов много: хватит ли восстановления 19-летнему юноше и не слишком ли активно его эксплуатируют в Decathlon Ag2r?

Блестяще выступил на чемпионатах мира и Европы и Томс Скуиньш, дважды замкнувший топ-5. Впрочем, все главные успехи в карьере латвийцы приходятся на выступления за национальную сборную. На Ломбардии он будет делить капитанские полномочия в Lidl Trek Маттиасом Скелмосе, который на чемпионатах мира и Европы занял 4 и 7 места соответственно.

Едва ли не главной надеждой хозяев, итальянцев, будет Кристиан Скарони из XDS Astana, находящийся в великолепной форме. На недавнем чемпионате Европы он до последнего сражался за бронзу с Сейксасом, финишировав в итоге четвертым.

Опасным соперником будет Том Пидкок. Маршрут Ломбардии, тем более вот этот, с финишем в Бергамо, ему подходит отлично. Ожидаемого спада формы пока еще нет: на Джиро дель'Эмилия, самой престижной из серии итальянских классик перед Ломбардией, он стал вторым, проиграв лишь блестящему Дель Торо.

Том Пидкок
Том Пидкок
instagram.com/tompidcock

Постепенно возвращает себе форму недельной давности Жулиан Алафилипп, по болезни проваливший чемпионат мира. До мундиаля у него была победа на Гран-При Квебеке, после – подиум Тре Валли Варезине. У легендарного француза есть шансы на подиум, особенно если Погачар не будет атаковать слишком рано и не сделает гонку слишком селективной. Не списываем со счетов и второго номера Q 36.5, Марка Хирши, ставшего вторым на Гран Пьемонте.

Не впечатляет после второй половины сезона Ричард Карапас, пропустивший Вуэльту именно ради серии осенних итальянских классик и чемпионата мира. На мундиале он сошел с дистанции, а на итальянских классиках лучший результат – седьмое место на Коппа Сабатине. И не видно никаких оснований рассчитывать на то, что капитан EF Education выстрелит именно в Ломбардию.

Впрочем, главной ставкой EF Education будет не он, а бронзовый призер чемпионата мира Бен Хили. После этого ирландец занял лишь 34 место на Тре Валли Варезине, хотя, думаю, важнее то, что в Ломбардию он, в отличие от большинства соперников, подходит на свежих ногах.

Бен Хили
Бен Хили
SWpix

Достаточно статусный состав привез на Ломбардию Bahrain Victorious. Здесь и Дамьяно Карузо, и Пельо Бильбао, и Антонио Тибери, и Ленни Мартинес, попавший на подиум Эмилии. Однако никто не удивится, если лучшим в составе команды будет скромный португалец Афонсу Эулалиу, ставший девятым на чемпионате мира.

Капитаном Red Bull Bora будет Примож Роглич. Заключительная часть сезона в его исполнении получается не столь яркой, как он хотел бы, однако 11 место на чемпионате мира и топ-5 на Джиро делль'Эмилии – свидетельство хорошего уровня готовности. Будет в составе Red Bull Bora и Джулио Пеллиццари, и можно лишь еще раз повторить один и тот же вопрос: не слишком ли активно эксплуатирует его команда Ральфа Денка в таком раннем возрасте?

Лидером Ineos Grenadiers будет Эган Берналь. На его счету – четвертое место на Джиро дель Эмилии и девятое – на Гран Пьемонте. Однако выступление колумбийца на чемпионате мира заставляет усомниться в его способностях на очень длинных дистанциях. В любом случае лучшей кандидатуры на роль капитана у Ineos Grenadiers все равно нет.