Погачар в погоне за рекордом Коппи. Превью Ломбардии-2025

В субботу, 11 октября, на севере Италии состоится легендарная велооднодневка Ломбардия-2025. Она традиционно является последней топ-гонкой сезона в календаре шоссейного велоспорта и заключительным из Монументов – серии из 5 самых престижных однодневных велогонок, первые четыре из которых проходят еще весной.
И хотя Ломбардия не является последней гонкой в календаре Мирового тура (на следующей неделе в Китае состоится Тур Гуанси), для многих велофанатов именно она ознаменует закрытие сезона шоссейного велоспорта. В связи со сроками проведения Ломбардию называют "La classica delle foglie morte" – классикой опавших листьев. Гонку проводит компания RCS Sport, являющаяся организатором и всех других топовых итальянских велогонок, включая Джиро д'Италия, Милан – Санремо и Тиррено – Адриатико.
Маршрут
Ломбардия – самый тяжелый по рельефу из пяти Монументов: за победу ежегодно борются в основном горняки топового уровня. Сложность маршрута делает его более прогнозируемым. По сравнению с другими монументами, здесь чаще побеждают предстартовые топ-фавориты: на "Классике опавших листьев" легче выигрывать чистой силой, если ты самый сильный на данный момент, факторы везения и тактических нюансов отходят на второй план.

При этом маршрут Ломбардии – наименее "классический" среди пятерки Монументов. В то время как на Париж – Рубэ, Туре Фландрии, Милан – Санремо и Льеж – Бастонь – Льеж маршруты меняются крайне редко и не радикально, на "Классике опавших листьев" экспериментов всегда достаточно.
До 1960 года гонка стартовала и финишировала в Милане, с 1961 по 1984 год в качестве финишной локации использовался Комо, после чего в течение 5 лет гонщики ехали в обратном направлении – из Комо в Милан. А дальше начались массовые эксперименты: в качестве стартовых или финишных точек маршрута появлялись также Монца, Варезе, Канту, Бергамо, Лекко и даже швейцарское Мендризио, где Ломбардия стартовала в 2004 – 2006 годах.
В последние 11 лет заключительный Монумент сезона либо стартует в Комо и финиширует в Бергамо, либо наоборот. При этом, участники "Классики опавших листьев" не преодолевают одну и ту же дистанцию в прямом или обратном направлении, маршруты Комо – Бергамо и Бергамо – Комо совершенно разные.
В этом году гонщики будут стартовать в Комо и финишировать в Бергамо. Спортсмены преодолеют 241 км дистанции с суммарным набором высоты более 4400 метров.

После старта спортсменов будут ждать 30 км равнины, после чего – первый подъем дня, Мадонна дель Гизалло: 8,8 км со средним градиентом в 3,9%. Вероятно, именно здесь сформируется отрыв дня. Мадонна дель Гизалло – один из немногих подъемов, регулярно встречающийся в обеих версиях маршрута Ломбардии: и когда в Комо стартуют, и когда там финишируют.
Только, конечно, при реверсной версии маршрута Мадонна дель Гизалло обычно штурмуется с противоположной стороны. Исключением был прошлый, 2024 год, когда этот подъем проходил с той же стороны – прошлогодняя версия маршрута была несколько необычной.
После спуска с Гизалло гонщиков будет ждать почти 50-километровый равнинный участок всего с одним и не слишком сложным подъемом Сан Готтардо – 2,7 км, 6,5%. А уже за 145 км до финиша начнется все самое интересное.
Первой связкой подъемов будет Ронкола (7,5 км, 7,4%) и Бербенно (6,9 км, 4,9%). Затем, после небольшого куска равнины, еще одна связка: самый длинный подъем дня, Пассо делла Крочетта (11,7 км, 5,8%) и, практически без спуска, Дзамбла Альта, где по-настоящему тяжелы лишь последние 2,6 км со средним уклоном в 6,9%.

Именно на этих двух связях подъемов будет проходить селекция, после которой в пелотоне останутся только самые сильные. Хотя возможны и варианты, при которых на Крочетте и Дзамбла Альта начнутся решающие атаки в борьбе за победу.
Впрочем, вероятнее всего, все самое интересное будет происходить на предпоследнем и тяжелом подъеме гонки – Пассо ди Ганда: 9,3 км со средним градиентом в 7,1%. Его вершина расположена в 31 км до финиша.

Далее гонщиков будет ждать длинный спуск в направлении Бергамо и небольшой участок равнины после Нембро. После этого гонщики въедут непосредственно в Бергамо. Последним подъемом дня будет короткий и покрытый брусчаткой Колле Аперто (1,3 км, 7,4%) по живописным узким улочкам старого города. Вершина Колле Аперто расположена за 3 км до завершения гонки, после этого гонщиков будет ждать спуск непосредственно к финишу.

История и факты
– Ломбардия проводится с 1905 года. Первым победителем гонки стал итальянец Джованни Герби.
– В отличие от большинства топовых спортивных событий в Европе, "Классика опавших листьев" непрерывно проводилась во время Первой мировой войны и прерывалась всего на два года – 1943 и 1944 – во время Второй мировой войны. Таким образом, Ломбардия-2025 станет 119-й в истории.
– Самым успешным гонщиком в истории гонки является легендарный итальянец Фаусто Коппи. "Иль Кампиониссимо" выигрывал "Классику опавших листьев" 5 раз: в 1946, 1947, 1948, 1949 и 1954 годах.
– По четыре раза победителями становились его соотечественник Альфредо Бинда и действующий чемпион гонки Тадей Погачар. Словенец выиграл четыре последних издания "Классики опавших листьев" и уже повторил 4-летнюю победную серию Коппи образца конца 40-х. В этом году у Погачара есть прекрасные шансы единоличным автором самой длинной победной серии на Ломбардии и сравняться с Коппи по суммарному количеству побед на гонке.

– Чаще всего выигрывали Ломбардию хозяева, итальянцы – 69 раз. По 12 побед в представителей Франции и Бельгии.
– Украинские гонщики на Ломбардии не побеждали ни разу. Лучший результат – седьмое место Сергея Гончара в 2003 году.
Действующие лица
В статусе безоговорочного фаворита №1 на старт Ломбардии выходит ее действующий и четырехкратный чемпион Тадей Погачар, который, как уже было сказано выше, нацелен на продолжение своей победной серии до рекордных 5 лет подряд. И, откровенно говоря, на горизонте не видно никого и ничего, что могло бы остановить словенца на пути к очередной победе.
В предыдущие два уикенда капитан UAE Emirates проехал две похожих по маршруту гонки – чемпионаты мира и Европы, и обе выиграл более чем убедительно. Эти победы Тадей одерживал в составе далеко не сильнейшей сборной Словении. На Ломбардии его будет поддерживать лучшая команда мира, UAE Emirates, которая в этом году уже побила рекорд по количеству побед за один сезон – при таких обстоятельствах проиграть на гонке, которая подходит идеально Погачару, кажется, просто нереально.

Состав помощников словенца будет по-настоящему звездным. Джей Вайн и сам может сразиться за подиум, в статусе элитных грегари выйдут на старт Адам Йейтс и Рафал Майка . Поляк проведет свою прощальную гонку в карьере, хотя сначала ею предстоял еще августовский Тур Польши.
Однако ставкой №2 UAE Emirates , безусловно, будет Исаак Дель Торо, доминировавший на всей осенней серии итальянских классик. В альтернативной вселенной, в которой не существует Погачара, мексиканец был бы как минимум фаворитом №2 Ломбардии. Однако мы живем там, где мы живем, и сам Исаак еще на чемпионате мира продемонстрировал свою полную лояльность словенцу и готовность жертвовать своими амбициями. Учитывая еще и супервыносливость, необходимую для победы в Ломбардии, и молодой возраст Дель Торо, он – явный претендент на топ-5, однако даже по подиуму есть вопросы.
Вторым фаворитом Ломбардии небезосновательно считается Ремко Эвенепул , который проведет свою последнюю гонку за Soudal Quick Step перед переходом в Red Bull Bora. Этой осенью бельгиец находится в блестящей форме, он разгромил соперников в разделах чемпионатов мира и Европы, а в групповых гонках дважды финишировал вторым позади Погачара. Ремко был на голову сильнее остальных соперников, однако словенцу проигрывал безапелляционно. По всей вероятности, похожую картину мы увидим и на Ломбардии.

Очень интересно будет понаблюдать за Полем Сейксасом , который на домашнем чемпионате Европы завоевал бронзу. Для французского вундеркинда Ломбардия будет третьей сверхтяжелой гонкой за последние три недели. Вопросов много: хватит ли восстановления 19-летнему юноше и не слишком ли активно его эксплуатируют в Decathlon Ag2r?
Блестяще выступил на чемпионатах мира и Европы и Томс Скуиньш, дважды замкнувший топ-5. Впрочем, все главные успехи в карьере латвийцы приходятся на выступления за национальную сборную. На Ломбардии он будет делить капитанские полномочия в Lidl Trek Маттиасом Скелмосе, который на чемпионатах мира и Европы занял 4 и 7 места соответственно.
Едва ли не главной надеждой хозяев, итальянцев, будет Кристиан Скарони из XDS Astana, находящийся в великолепной форме. На недавнем чемпионате Европы он до последнего сражался за бронзу с Сейксасом, финишировав в итоге четвертым.
Опасным соперником будет Том Пидкок. Маршрут Ломбардии, тем более вот этот, с финишем в Бергамо, ему подходит отлично. Ожидаемого спада формы пока еще нет: на Джиро дель'Эмилия, самой престижной из серии итальянских классик перед Ломбардией, он стал вторым, проиграв лишь блестящему Дель Торо.

Постепенно возвращает себе форму недельной давности Жулиан Алафилипп, по болезни проваливший чемпионат мира. До мундиаля у него была победа на Гран-При Квебеке, после – подиум Тре Валли Варезине. У легендарного француза есть шансы на подиум, особенно если Погачар не будет атаковать слишком рано и не сделает гонку слишком селективной. Не списываем со счетов и второго номера Q 36.5, Марка Хирши, ставшего вторым на Гран Пьемонте.
Не впечатляет после второй половины сезона Ричард Карапас, пропустивший Вуэльту именно ради серии осенних итальянских классик и чемпионата мира. На мундиале он сошел с дистанции, а на итальянских классиках лучший результат – седьмое место на Коппа Сабатине. И не видно никаких оснований рассчитывать на то, что капитан EF Education выстрелит именно в Ломбардию.
Впрочем, главной ставкой EF Education будет не он, а бронзовый призер чемпионата мира Бен Хили. После этого ирландец занял лишь 34 место на Тре Валли Варезине, хотя, думаю, важнее то, что в Ломбардию он, в отличие от большинства соперников, подходит на свежих ногах.

Достаточно статусный состав привез на Ломбардию Bahrain Victorious. Здесь и Дамьяно Карузо, и Пельо Бильбао, и Антонио Тибери, и Ленни Мартинес, попавший на подиум Эмилии. Однако никто не удивится, если лучшим в составе команды будет скромный португалец Афонсу Эулалиу, ставший девятым на чемпионате мира.
Капитаном Red Bull Bora будет Примож Роглич. Заключительная часть сезона в его исполнении получается не столь яркой, как он хотел бы, однако 11 место на чемпионате мира и топ-5 на Джиро делль'Эмилии – свидетельство хорошего уровня готовности. Будет в составе Red Bull Bora и Джулио Пеллиццари, и можно лишь еще раз повторить один и тот же вопрос: не слишком ли активно эксплуатирует его команда Ральфа Денка в таком раннем возрасте?
Лидером Ineos Grenadiers будет Эган Берналь. На его счету – четвертое место на Джиро дель Эмилии и девятое – на Гран Пьемонте. Однако выступление колумбийца на чемпионате мира заставляет усомниться в его способностях на очень длинных дистанциях. В любом случае лучшей кандидатуры на роль капитана у Ineos Grenadiers все равно нет.