Украинская правда

Третий Гран тур Вингегора, первый подиум Пидкока. Итоги Вуэльты-2025

x.com/lavuelta
Третий Гран тур Вингегора, первый подиум Пидкока. Итоги Вуэльты-2025

Большое поражение Вуэльты: протестующие сорвали финальный этап в Мадриде

К сожалению, заключительная неделя Вуэльты снова не позволила обойти стороной вопрос протестующих. При чем, к пропалестинским под конец гонки добавились еще и экоактивисты: как и говорилось в итогах второй недели, такое потакание (а никак иначе такое поведение ни организаторов, ни местных властей назвать нельзя) лишь стимулировало расширение протестного ассортимента вокруг гонки.

Началась третья неделя с сокращения 16 этапа. Активисты перегородили дорогу на финише холмистого этапа в Кастро де Эрвилье, и последние 8 км дистанции пришлось убрать. К счастью, нельзя говорить о том, что это сокращение существенно повлияло на ход борьбы за победу. Скорее всего, при полной версии маршрута 16 этапа победу все равно разыграли бы Эган Берналь и Микель Ланда.

В итоге Берналь оказался быстрее и одержал свою первую победу на Гран турах после страшной аварии в январе 2022 года. Еще один весомый успех в карьере колумбийца, тесно связанный с экстренным сокращением дистанции гонки. Напомним, на победном Тур де Франс-2019 Берналь перехватил желтую майку лидера на 19 этапе, который в экстренном порядке сократили и нейтрализовали из-за оползней на спуске с Коль д'Изеран.

Что интересно, предпринимали протестующие и еще одну попытку сорвать проведение 16 этапа: они срубили дерево в начале финального подъема и сбросили его на трассу, перегородив дорогу. Организаторы сумели оперативно устранить проблему, однако провести этап в полном объеме все равно не удалось.

Что характерно, такие действия пропалестинских протестующих не вызвали никаких вопросов и возмущения у экоактивистов, которые планировали присоединиться к протестам на 20 этапе. Очередное доказательство того, что у этой категории людей, как у самураев – "нет цели, есть только путь". И сам процесс протестирования их интересует гораздо больше, чем конечная цель и те идеалы, за которые они якобы борются.

Далее из-за угрозы массовых акций протеста в Вальядолиде пришлось сократить разделку с 27 км до 12. К счастью, в итоге это не оказало решающего влияния на борьбу ни за победу, ни за третье место в общем зачете, но об этом мы поговорим ниже.

На 20 этапе протестующие перегородили дорогу неподалеку от начала финального подъема на Бола дель Мундо, однако пелотону все же удалось объехать активистов: спасло то, что дорожное полотно в том месте было очень широким.

Ну а кульминацией всего этого театра абсурда стал заключительный, 21 этап. Еще во второй день отдыха в L'Equipe появилась информация о том, что 21 этап могут отменить из-за запланированных массовых акций протеста в Мадриде. Организаторы уверяли, что этап проведут, а сама новость на сайте L'Equipe исчезла. Не исключено, что на редакцию надавило руководство ASO: напомним, ей принадлежит и сама газета, и Вуэльта.

Однако удаление новости выглядело словно засовывание страусом головы в песок: от того, что ты игнорируешь проблему, она не решится. И финальный этап в Мадриде провести так и не удалось – как и итоговую церемонию награждения призеров. Впоследствии команды самостоятельно организовали импровизированную церемонию, где таки наградили обладателей всех призовых маек.

И фотография с призерами Вуэльты на фоне рекламного плаката кустарного изготовления и импровизированного подиума, на котором места были написаны фломастером от руки, стала очень красноречивой. Просто идеальный символ того, как протестующие опустили уровень и статус Вуэльты как события ниже плинтуса, какой колоссальный удар по имиджу и репутации гонки они нанесли.

x.com/vismaleaseabike

Впрочем, все это было бы невозможным без абсолютно бездарных действий всех, кто был причастен к организации гонки. Местной полиции, которая своими нерешительными действиями лишь поощряла протестующих действовать еще активнее. Организаторов, которые прятали голову в песок и намекали, что Israel Premier Tech лучше было бы сойти (хотя, убежден, проблему протестов это бы точно не решило), просто перекладывая ответственность на чужие плечи.

Испанского правительства и местных властей, которые прямо потакали протестующим, пытаясь не потерять голоса радикально настроенного электората. Единственное, чего они добились – это нанесли колоссальный удар по важному элементу национального спортивного и социокультурного наследия.

После такого фиаско трудно представить, кто из топовых гонщиков согласится ехать на Вуэльту в следующем году: похоже, что испанский Гран тур ждет очень скромный стартлист в 2026 году. И организаторам вместе с правоохранительными органами и политическим руководством придется таки высунуть голову из песка, взять ответственность на себя и идти на решительные шаги для того, чтобы такой фарс больше не повторился. Однако затолкать эту зубную пасту обратно в тюбик будет ой как нелегко.

Вингегор доказал свое превосходство над соперниками

Довольно неубедительная и защитная вторая неделя Вуэльты в исполнении Йонаса Вингегора и незначительное преимущество над Жоау Алмейдой в общем зачете делали третью неделю гонки по-настоящему интригующей с точки зрения борьбы за красную майку. Однако в итоге надежды на камбэк Алмейды не оправдались, и его отставание в общем зачете на третьей неделе даже увеличилось.

Йонас Вингегор
Йонас Вингегор
x.com/lavuelta

Главным козырем в руках Алмейды была единственная индивидуальная разделка нынешней Вуэльты – 27 км на 18 этапе в Вальядолиде. Да, на бумаге португалец и датчанин – раздельщики примерно одинакового уровня. Однако оснований полагать, что разделку в Вальядолиде лидер UAE Emirates проедет сильнее своего оппонента, было достаточно.

Во-первых, разделку на нынешнем Туре Вингегор неожиданно провалил, заняв лишь 12 место. Во-вторых – было совершенно очевидно, что на нынешней Вуэльте Йонас был не в оптимальной форме. А разделка – это лакмусовая бумажка формы гонщика: результаты в ней наиболее чувствительны к текущему физическому состоянию спортсмена. Тем более, когда речь идет о таком гонщике как Вингегор, для которого гонка на время не была сильной стороной от природы: его высокие результаты в этом виде программы – это плоды многолетней работы над собой, а не природных данных.

Однако все планы Алмейды отыграться в разделке начали рушиться еще до старта. Из-за угрозы очередных акций протеста пропалестинских активистов разделку пришлось сократить с 27 км до 12: на большую дистанцию испанская полиция не могла гарантировать безопасность.

В итоге опасения относительно слабого выступления Вингегора в гонке на время оправдались: Йонас занял лишь 9 место, проиграв Алмейде 11 секунд. То есть, капитан Visma Lease a Bike проигрывал своему сопернику в темпе почти 1 сек/км.

Йонас Вингегор
Йонас Вингегор
CX Cycling

Что было бы на полной 27-километровой дистанции – сказать трудно. Однако логика "просто умножить количество километров дистанции на среднее отставание на 1 км" чаще всего не работает: на большей дистанции динамика могла бы быть совсем другой – как в ту, так и в другую сторону. Однако основания считать, что протестующие украли у Алмейды шанс отыграть значительно больше времени, точно были.

Все это могло привести к ситуации, когда потенциальную победу Вингегора на Вуэльте могли бы списать на везение и фактор сокращения разделки. Однако перипетии борьбы на двух горных этапах третьей недели развеяли сомнения в заслуженности итогового успеха датчанина.

За день до разделки гонщиков ждал горный финиш на Альто де Эль Морредеро. Довольно неожиданно Алмейда на нем действовал от обороны. Несколько раз португалец повисал в хвосте группы лидеров, однако в своем фирменном стиле ровным темпом возвращался, в итоге проиграв Вингегору в тот день лишь 2 секунды. Лидер UAE Emirates от отчаянных попыток атаковать красную майку перешел в защитный режим, и точно не по своему желанию. Это был вынужденный шаг, который свидетельствовал о том, что на третьей неделе форма Жоау пошла на спад.

И 20 этап до Бола дель Мундо, который был последним шансом Алмейды перехватить красную майку у Вингегора, это лишь подтвердил: Жоау снова не был даже вторым по силе горняком в пелотоне. Зато Вингегор выдал топовый перфоманс, одержав сольную победу благодаря атаке примерно за 1,5 км до финиша. Йонас развеял любые сомнения в заслуженности своего итогового успеха, и на самом деле это очень положительный момент: протестующим не удалось повлиять на итоги борьбы за красную майку.

Йонас Вингегор
Йонас Вингегор
x.com/lavuelta

Капитан Visma Lease a Bike выиграл свой третий Гран тур в карьере, добавив к титулам чемпиона Тур де Франс 2022 и 2023 годов победу на Вуэльте. Перед Вингегором открывается вполне реальный шанс выиграть все три Гран тура за карьеру раньше, чем это сделает Погачар - для этого нужно в следующем году ехать на Джиро д'Италия. Датчанин всерьез рассматривал участие в итальянском Гран туре уже в этом году, однако в итоге от поездки на "Корса роза" отказался. Теперь аргументов в пользу майской поездки в Италию станет еще больше.

Какое же решение примет Вингегор? Размышлять над этим еще слишком рано. И вопрос здесь не только и не столько в том, что маршруты Джиро и Тура 2026 года еще не представлены: против всех соперников, кроме Погачара, датчанин будет фаворитом на любом маршруте. Думаю, что главным фактором, который повлияет на итоговое решение лидера Visma Lease a Bike, станет концовка нынешнего сезона в исполнении Погачара.

Прошла ли та апатия, которая окутала словенца под конец Тур де Франс? Не станут ли его проблемы с мотивацией долгосрочными? Если Погачар выдаст неубедительную концовку нынешнего сезона, то это откроет двери для интриги на Туре-2026. И Вингегор вряд ли захочет участием в Джиро подвергать риску шанс обыграть Тадея на "Большой петле" 2026 года, если этот шанс будет казаться вполне реальным.

Жоау Алмейда
Жоау Алмейда
Getty Images

Что касается Алмейды, то для него нынешняя Вуэльта, вполне вероятно, была наиболее реальным шансом выиграть Гран тур на последующие годы. Статус единоличного капитана UAE Emirates на супермногодневках в ближайшее время ему вряд ли светит, даже несмотря на уход Хуана Аюсо. Авторитет Погачара безоговорочен, а кроме этого в команде растет и крепнет еще один суперталант - Исаак Дель Торо, который параллельно с Вуэльтой выиграл три подряд итальянские однодневки.

В течение нынешней Вуэльты UAE Emirates немало критиковали за недостаточную сплоченность вокруг своего капитана. Однако имел ли шанс Алмейда завоевать красную майку, если бы Аюсо, Джей Вайн и Марк Солер забыли о собственных амбициях и полностью сосредоточились на работе на португальца? Третья неделя четко показала, что нет. А так команда собрала впечатляющий урожай из 7 побед на этапах и гороховой майки Вайна. Стратегия, которая казалась ошибочной, в итоге принесла впечатляющие плоды.

Подкок удержался на подиуме

Перед стартом третьей недели Вуэльты ситуация в борьбе за третье место была еще более напряженной, чем в дуэли за победу: если Вингегора и Алмейду разделяли 48 секунд, то Тома Пидкока и Джея Хиндли - лишь 32. Тем не менее и в этом противостоянии на третьей неделе рокировки в общем зачете не произошло, хотя многие ее ожидали.

Еще под конец второй недели Хиндли перешел к атакующим действиям, однако тогда они успехом не увенчались. Учитывая, что австралиец в компоненте восстановления является одним из сильнейших генеральщиков мира, а Пидкок впервые шел на высокий результат в общем зачете Гран тура, казалось, что на третьей неделе лидер Red Bull Bora своего таки добьется.

Джей Хиндли
Джей Хиндли
Maximilian Fries

Но этого так и не случилось. Чего здесь больше – силы Пидкока или слабости Хиндли? Наверное, первого. Австралиец на горных этапах третьей недели выглядел вторым по силе среди генеральщиков, уступая лишь Вингегору. Однако в итоге за два горных этапа Джей отыграл у своего соперника всего 3 секунды – ровно столько же, сколько проиграл в разделке.

Говорит ли это о том, что горные этапы третьей недели были неселективными? Нет, как по мне, здесь цифры обманчивы. На той же Бола дель Мундо все генеральщики шли на максимуме возможностей, однако все равно финишировали на минимальных разрывах друг от друга. Истинная причина в том, что они были очень близкими по уровню друг к другу. Этим нынешняя гонка очень напоминала отдельные этапы Вуэльты-2020, особенно восхождение на Англиру, где Примож Роглич, Ричард Карапас, Хью Карти и Энрик Мас ехали полуживыми, однако так и не могли оторваться друг от друга.

Так или иначе, Пидкок, чьи попытки идти на общий зачет Гран туров раньше не вызывали ничего, кроме смеха, таки сумел пройти трехнедельную дистанцию без серьезных спадов и кризисов – и сразу запрыгнул на подиум Вуэльты.

Однако снял ли этим выступлением лидер Q36.5 все вопросы относительно себя как генеральщика? Однозначно нет. Все же Вуэльта - Гран тур, который гонщикам такого плана как Пидкок, которые пытаются вырасти из панчеров в многодневки, подходит лучше всего. Это территория этапов формата "унипуэрто", в то время как суперсложных мультигорных этапов здесь мало. Например, в этом году был лишь один, с натяжкой – два. Сможет ли Пидкок столь же успешно пройти испытание Джиро или Туром? Этот вопрос остается открытым, и сомнений по-прежнему немало. Тем не менее, в любом случае, в возрасте 26 лет британец, которого долгое время считали едва ли не самым переоцененным (в том числе и в прямом смысле: зарплата Тома что в Ineos Grenadiers, что в Q36.5 казалась неоправданно высокой) гонщиком мирового велоспорта, действительно сделал весомый шаг вперед в своей карьере.

Том Пидкок
Том Пидкок
instagram.com/tompidcock

Что касается Хиндли, то для него ситуация чем-то похожа на ту, которая сложилась у Алмейды: нынешняя Вуэльта, вполне вероятно, была для австралийца последним шансом на ближайшие годы попробовать себя в статусе единоличного капитана команды на Гран туре. Подписание Ремко Эвенепула, прогресс молодых талантов Флориана Липовитца и Джулио Пеллиццари – все это говорит о том, что в ближайшие годы в Red Bull Bora будет тесновато.

Вряд ли в команде Ральфа Денка решатся перевести Хиндли в роль элитного грегари: во-первых, статус Джея слишком высок, во-вторых, последние два сезона показали, что в роли грегари он не очень эффективен. Свои шансы он точно будет получать, однако на статус единоличного капитана претендовать вряд ли сможет. Впрочем, это касается не только его: в Red Bull Bora подобралась целая группа примерно равных по классу и потенциалу генеральщиков. Поэтому команде Ральфа Денка следует учиться ведению гонки с несколькими капитанами в лучших традициях Movistar образца прошлого десятилетия.

На зло протестующим: Риккителло завоевал белую майку

Так случилось, что по ходу нынешней Вуэльты борьба за общий зачет разбилась на три дуэли: Вингегор и Алмейда сражались за победу, Пидкок и Хиндли – за третье место, а Мэттью Риккителло и Джулио Пеллиццари – за пятую позицию и белую майку лучшего молодого гонщика. И их перед стартом третьей недели разделяло 32 секунды – ровно столько же, сколько Пидкока и Хиндли.

Впрочем, стоит отметить, что после двух недель Вуэльты казалось, что Риккителло и Пеллиццари будут бороться не за пятое место, а за шестое – их опережал Феликс Галль. Однако для австрийца третья неделя явно не задалась: уже на не слишком сложном и селективном (а вдобавок – еще и укороченном на 8 км) 16 этапе он проиграл всем прямым конкурентам 54 секунды.

Вторая неделя для Галля начиналась столь же неудачно, однако тогда оказалось, что капитан Decathlon Ag2r просто плохо вошел в гоночный ритм после дня отдыха: на следующих этапах он значительно прибавил. Однако на третьей неделе этого не случилось, и в итоге австриец пропустил в генеральной классификации не только Риккителло и Пеллиццари, но и Сеппа Кусса. С восстановлением возникли проблемы, и это вполне нормально для человека, который удерживал пик формы еще с июня.

Феликс Галль
Феликс Галль
instagram.com/gall_felix

Что касается дуэли Пеллиццари и Риккителло, то на 17 этапе, казалось, итальянец решил ее судьбу в свою пользу. Red Bull Bora прекрасно разыграли ту самую тактику двух капитанов, о которой мы говорили выше, и, пока все пасли Хиндли, Джулио со второй попытки сумел убежать от всех соперников. Итальянец не только одержал свою первую в карьере победу на этапах Гран туров, но и добавил к 32 еще 36 (с учетом бонификаций) секунд преимущества над Риккителло. После финиша американец был в отчаянии – казалось, он уже сам не верил в завоевание белой майки.

На 20 этапе до Боле дель Мундо Мэттью выглядел не лучше, чем на Морредеро, однако Пеллиццари попал в кризис и буквально сам подарил гонщику Israel Premier Tech белую майку вместе с местом в топ-5. Решение Red Bull Bora заявить Джулио на второй Гран тур в сезоне вызвало много вопросов – другие команды стараются беречь и не перегружать своих молодых вундеркиндов.

И в предпоследний день Вуэльты переутомление, похоже, таки настигло Пеллиццари. Остается лишь надеяться, что для одного из главных талантов нового поколения это не будет иметь каких-то долгосрочных последствий.

Ну а Риккителло завоевал белую майку и поднялся на подиум в Мадриде. Самый громкий успех в истории Israel Premier Tech на Гран турах, и именно тогда, когда команда в течение всех трех недель была под прицелом пропалестинских протестующих. Стоит только поаплодировать самому Мэтью, который, несмотря на молодой возраст, не сломался под тем бешеным давлением, которое оказывали на его команду не только активисты, но и организаторы Вуэльты и даже правительство Испании.

Мэттью Риккителло
Мэттью Риккителло
CX Cycling

Какая ирония: испанские протестующие делали все возможное, чтобы сорвать нынешнюю Вуэльту, выходя далеко за рамки адекватности. Тем не менее Israel Premier Tech в итоге не только не сошла с гонки, но и завоевала призовую майку усилиями Риккителло. А вот для испанского велоспорта нынешняя Вуэльта стала провальной. Ужасный сценарий, о котором мы говорили еще после первой недели, реализовался: впервые в истории ни один испанский гонщик не попал в топ-10 общего зачета.

В топ-15 сумели финишировать лишь два скромных гонщика проконтинентальной Caja Rural – Абель Бальдестон и Хауме Гуарденьо, которые заняли 13 и 14 места соответственно. При чем, у Бальдестона были шансы зацепиться за топ-10, однако он не сумел отобраться в результативные отрывы на второй половине гонки. Например, на 15 этапе пелотон проиграл беглецам 13 минут и 31 секунду – почти столько же, сколько Абель в итоге проиграл Маттео Йоргенсону, который замкнул топ-10.

Ну а Риккителло, о котором уже больше года говорилось как о потенциально сильном генеральщике, наконец-то заявил о себе в полный голос. В конце текущего сезона он покинет Israel Premier Tech и перейдет в Decathlon Ag2r (именно сегодня, 15 сентября, об этом объявили официально), где возможностей для развития и профессионального роста точно будет больше. В команде Лорана Бьонди подбирается очень интересная компания – и Риккителло, и Галль, и звездный спринтер Олав Коой, и главная надежда французского велоспорта Поль Сейксас.

Ну а Israel Premier Tech, несмотря на уход Риккителло, закрываться под давлением протестов не собирается – тем более, что за пределами Испании никакого давления мы в течение всего сезона, по сути, и не видели. На место Риккителло команда подпишет именитого спринтера Биньяма Гирмая. Хорошее подписание, однако оно одновременно демонстрирует полное отсутствие четкой стратегии развития команды. Вместо генеральщика на роль лидера подписали спринтера-однодневку. Полное впечатление, что проект Сильвена Адамса живет просто эпизодическими случайными решениями: кого смогли - того и подписали.

Підтвердження віку21+

На сайті онлайн-медіа "Чемпіон" може розміщуватись реклама азартних ігор. Продовжуючи користуватись сайтом, ви підтверджуєте, що вам виповнилось 21 рік