Победы Погачара и Эвенепула на чемпионате Европы. Итоги недели

Гонки недели
1 октября - чемпионат Европы-2025, индивидуальная разделка, 24 км
Главным вопросом перед разделкой на чемпионате Европы было состояние Ремко Эвенепула: он был единственным из претендентов на медаль, кто участвовал в чрезвычайно тяжелой групповой гонке чемпионата мира и имел всего три дня на восстановление и перелет из Африки во Францию. Несмотря на безоговорочный статус бельгийца как лучшего раздельщика мира, все эти обстоятельства заставляли сомневаться в его шансах на победу.
Однако Эвенепул не просто победил - он деклассировал всех соперников. На дистанции в 24 км он навез всем соперникам, за исключением серебряного призера, Филиппо Ганны, больше минуты. Да и итальянец серьезной борьбы навязать Ремко не сумел – 43 секунды отставания. И это на трассе, которая подходила Анне идеально: почти столообразная равнина и не слишком большая дистанция – все как любит Филиппо.
Эвенепул стал первым гонщиком в истории, кому удалось одновременно быть действующим олимпийским, мировым, европейским и национальным чемпионом в разделке. Безусловно, здесь стоит помнить, что в элитной категории чемпионаты Европы проводятся лишь с 2016 года, однако достижение все равно выдающееся. Уже сейчас Ремко можно считать одним из лучших раздельщиков в истории – а ему всего 25 лет!

А вот борьба за бронзу оказалась чрезвычайно напряженной – трех претендентов на нее разделили всего 2,05 секунды. В итоге третьим сенсационно стал малоизвестный датчанин Никлас Ларсен, выступающий за скромную континентальную команду BHS – PL Beton Bornholm. Правда, на следующий сезон 28-летний спортсмен еще до чемпионата Европы подписал контракт с Unibet Tietema Rockets, которая входит хотя бы не в третий, а во второй дивизион мирового велоспорта, Проконтинентальный тур.
На протяжении большей части дистанции промежуточный третий график демонстрировал Джошуа Тарлинг. Однако на последних километрах британец проиграл не только Ларсену, но и партнеру по команде Итану Хейтеру, став в итоге лишь пятым. Медали Тарлинга лишил небольшой подъем в конце дистанции. 1,1 км со средним градиентом в 5,2% – казалось бы, ничего серьезного. Однако при такой плотной борьбе за бронзу любая мелочь может оказаться решающей.
Ну а Хейтер своим четвертым местом напомнил всем о том, что когда-то он считался очень перспективным гонщиком. Однако разделка – похоже, единственный компонент, в котором он за последние несколько лет не деградировал.
Лишь восьмым финишировал Штефан Кюнг, которому, казалось бы, такой маршрут подходил великолепно. Швейцарец стартовал предпоследним и повторил судьбу Погачара в разделке на чемпионате мира – Эвенепул его прошел насквозь. Другой швейцарец, Штефан Биссеггер, вообще провалился – 18 место. Ужасно выступила на домашней гонке сборная Франции: Бруно Армирай и Реми Каванья заняли лишь 9 и 13 места в итоге.

Прицельно готовился к разделке Мадс Педерсен, однако он в итоге показал лишь 15-й результат. Через несколько дней датчанин объявил о том, что текущий сезон он досрочно завершил из-за болезни. Предположительно, ее симптомы проявлялись уже во время разделки. Последний, 30-й результат показал именитый голландец Дилан Ван Барле. Это следствие не провального выступления экс-чемпиона Париж – Рубэ, а довольно неприятного падения во время гонки.
5 октября - чемпионат Европы-2025, групповая гонка
Групповая гонка чемпионата мира по своему рельефу очень напоминала то, что мы видели всего неделю назад на чемпионате мира – с той только разницей, что на европейском первенстве дистанция была на 65 кам короче – 203 км вместо 268. Похожий маршрут привел к почти идентичному результату и ходу гонки: убедительной победе Тадея Погачара ранней сольной атакой и уверенным вторым местом Ремко Эвенепула.
Если на мундиале в Кигали словенец атаковал за 66 км до финиша, то на чемпионате Европы – за 75. Эвенепул снова уверенно финишировал вторым, и снова – без реальных шансов на победу. На этот раз Ремко обошелся без двух замен велосипеда и в итоге проиграл почти на минуту меньше: 31 секунду вместо 1:28. Впрочем, цифры могут ввести в заблуждение: Погачар уверенно держал своего главного соперника на дистанции в более чем одну минуту, и просто сбавил темп на последних километрах, когда победа уже была у него в кармане.
В отличие от чемпионата мира в Кигали, на этот раз Эвенепул сумел ответить на первую атаку словенца, однако долго продержаться на колесе у Тадея ему не удалось. Погачар целенаправленно атаковал во время последнего прохождения подъема Сен Ромен де Лерпс (7 км со средним градиентом в 7,2%), поскольку не был уверен, сможет ли сбросить своего соперника на более коротком Валь д'Энфер (1,6 км, 9,7%), который четыре раза преодолевали на последних 60 км дистанции.

После того, как Эвенепул выпал из колеса у Погачара, его сперва догнал Поль Сейксас, а затем – и Хуан Аюсо с Кристианом Скарони. Именно этот квартет и составил группу преследования, и какое-то время она работала довольно эффективно. На спуске с Сен Ромен де Лерпс им даже удалось сократить отставание от Погачара с 37 секунд до 25.
Однако после этого преимущество лидера снова начало расти. В первую очередь – потому что работа перестала быть слаженной: реальную помощь Эвенепул получал лишь от Аюсо. Сейксас вполне резонно отказывался выходить на смены, поскольку в следующей группе ехали сразу четыре его партнера по сборной Франции. Похожую мотивацию имел и Скарони: в следующей группе у него были Джанмарко Гарофоли и Марко Фриго.
Эвенепул начал нервничать из-за неэффективной работы по преследованию, и за 38 км до финиша пошел в сольную атаку. На тот момент его отставание от Погачара составляло уже 1 минуту и 20 секунд. И, как и неделей ранее на чемпионате мира, самостоятельно отыгрывать у словенца какие-то существенные куски времени Ремко не удавалось – он просто уверенно заехал на второе место.
Эвенепул в конце текущего сезона находится в отличной форме, однако не может ничего сделать с Погачаром. Похоже, такой же сценарий ждет нас и на субботней Ломбардии, которая в плане сложности рельефа очень похожа на групповые гонки чемпионатов мира и Европы.

Сам Ремко в этот раз вряд ли мог сделать что-то большее. А вот к тактике сборной Бельгии вопросы были. Бельгийцы в середине гонки активно начали форсировать темп в пелотоне и устраивать просадки, тем самым по сути сработав как грегари Погачара, чем словенец впоследствии с радостью воспользовался. Почему бельгийцы не отправили в ранний отрыв дня какую-то боеспособную единицу, которая на поздних стадиях гонки могла бы оказать реальную помощь капитану – не понятно.
Настоящим украшением гонки стала борьба за бронзу. Аюсо, который активно помогал Эвенепулу преследовать Погачара, потратил на это слишком много сил и из борьбы за бронзу выпал, в итоге финишировав лишь шестым. Результат, почти идентичный с тем, который показал испанец неделю назад на чемпионате мира (там он финишировал седьмым) – и это при том, что на чемпионате Европы не было брусчатки, которая стала главной проблемой для Хуана в Кигали.
Третье место разыграли Сейксас и Скарони. На последнем подъеме итальянец отчаянно пытался закрыть все атаки хозяина трассы, но усидеть на Полем так и не сумел. Сейксас после солидного выступления на чемпионате мира провел еще более впечатляющую гонку и завоевал бронзу в такой солидной компании на чемпионате Европы. И это при том, что только 24 сентября он отпраздновал свой 19-й день рождения и был самым молодым участником воскресной гонки.
Француз в очередной раз доказал, что действительно является главным талантом нового поколения мирового велоспорта, и все те огромные авансы ему были выданы не зря. Трудно вспомнить еще хоть одного гонщика, который бы был настолько силен в таком раннем возрасте – вспоминаются разве что Петер Саган или тот же Эвенепул.

Обойти Аюсо на последних километрах дистанции сумел Томс Скуиньш, который выдал очередную невероятную гонку за сборную Латвии и снова замкнул топ-5.
Провалили гонку Йонас Вингегор и Жоау Алмейда, которые даже не сумели добраться до финиша. Очередная яркая иллюстрация тому факту, что даже на удобном для себя рельефе топовый многодневка может провалиться в однодневке, если он базово слаб в формате однодневных гонок.
Главной надеждой сборной Дании в итоге стал все тот же Маттиас Скьелмосе. Впрочем, в этот раз, в отличие от чемпионата мира, гонщик Lidl Trek в реальной борьбе за медали участия не принимал, финишировав в итоге седьмым. Ни один другой представитель сборной Дании до финиша в итоге не добрался.

Хотя такое можно сказать не только о датчанах. Суммарно до финиша добрались лишь 17 гонщиков. Только в сборных Франции, Италии и Бельгии финиша добрались больше, чем один спортсмен. Очевидное свидетельство тому, что организаторы чемпионата Европы также переборщили со сложностью рельефа. Все это выглядит особенно нелепо в комбинации с чемпионатом мира недельной давности и Ломбардией, которая состоится в следующую субботу. Нас ждет три подряд топовые однодневки с очень похожим рельефом и, вполне вероятно, с одним и тем же сценарием и итоговым результатом.
Сборная Украины на чемпионат Европы приехала в усиленном составе по сравнению с чемпионатом мира: на старт вышел не только Анатолий Будяк, но и Кирилл Царенко. Впрочем, от этого не изменилось ровно ничего: украинцы провели абсолютно бледную и пассивно гонку, не отобрались в отрыв дня и в итоге не добрались до финиша.
Дайджест новостей
– Команда Cofidis завершила сотрудничество с генеральным менеджером команды Седриком Вассьором. Его место занял Рафаэль Жен.
–Visma Lease a Bike Официально объявила о подписании контракта на два года с 32-летним британцем Овейном Дауллом из EF Education. На него рассчитывают как на важный элемент спринтерского поезда Мэттью Бреннана.
– В 2026 году чемпионат Европы состоится на родине Погачара и Приможа Роглича – в словенской Любляне. Первенство снова пройдет осенью – с 3 по 7 октября.
– Команде Arkea так и не удалось найти спонсора на следующий сезон. Французский проект находится в шаге от закрытия.
– Состоялся один из самых неожиданный и одновременно громких трансферов межсезонья: Киан Уйтдебрукс досрочно разорвал контракт с Visma Lease a Bike и перешел в Movistar. Напомним, два года назад в Visma Lease a Bike бельгиец перешел из Bora Hansgrohe, также досрочно разорвав контракт с командой.
– Вслед за Джиро дель Эмилия Israel Premier Tech отказалась от участия и в других осенних итальянских однодневках – Коппа Бернокки, Тре Валли Варезине и Гран Пьемонте. А вот от участия в последнем Монументе сезона, Ломбардии (11 октября), команда Сильвена Адамса отказываться не собирается. Поэтому итальянским организаторам нужно будет думать над тем, как обезопасить гонку от пропалестинских митингующих.
– Прощальная гонка в карьере Александера Кристоффа, Тур Лангкави, сложилась не так, как он надеялся. Норвежцу так и не удалось выиграть ни одного этапа и преодолеть отметку в 100 побед за карьеру, а на седьмом этапе он еще и сошел с гонки из-за падения.

– Бывший итальянский велогонщик Стефано Казагранда (не путать с Франческо Казагранде) умер в возрасте 52 лет после длительной борьбы с раком. Профессиональная карьера итальянца длилась с 1996 до 2004 года, своего наиболее громкого успеха – победы на этапе Париж – Ницца – спортсмен достиг в первый же сезон карьеры.
–Red Bull Bora переманила сразу двух менеджеров Ineos Grenadiers – Закари Демпстера и Оливера Куксона. Оба пойдут на повышение. Демпстер станет главой спортивного департамента, де-факто – вторым человеком в проекте, выше него в иерархии будет стоять только Ральф Денк. Куксон станет главой гоночного департамента, то есть руководителем всех спортивных директоров.
Ранее к менеджменту Red Bull Bora уже присоединились Тони Галлопен, Клас Лодевик и Свен Ванторенхаут. Масштабные изменения, связанные как с подписанием Ремко Эвенепула, так и с неудовлетворительными результатами в текущем сезоне.
