Украинская правда

Старт в Албании, белые дороги, безумная третья неделя. Каким будет маршрут Джиро д'Италия-2025

Getty Images
Старт в Албании, белые дороги, безумная третья неделя. Каким будет маршрут Джиро д'Италия-2025

Наконец-то это произошло. 13 января, в 55-ю годовщину со дня рождения легендарного Марко Пантани, организаторы Джиро д'Италия в Риме представили маршрут 108-го издания гонки. Обычно представление маршрута Джиро происходит в конце октября или начале ноября, однако в этом году возникли серьезные задержки, связанные с местом старта, которым была выбрана Албания.

В определенный момент соглашение с балканской страной было на грани срыва по двум причинам: ухудшение отношений между Италией и Албанией на государственном уровне, а также с тем, что албанская сторона в последний момент захотела пересмотреть условия соглашения в сторону уменьшения суммы своей выплаты организаторам Джиро, компании RCS Sport. Последние уже начали прорабатывать альтернативный вариант Grande Partenza на Сицилии, однако добиться компромисса с албанской стороной все же удалось.

Опоздание с презентацией маршрута Джиро создавало проблемы для команд с планированием нового сезона, поэтому поговаривают, что эскиз маршрута "Корса роза", максимально приближенный к окончательной версии, они получили на руки еще в конце ноября.

giroditalia.it

Итак, Джиро-2025 пройдет с 9 мая по 1 июня, Албанию гонка посетит впервые в истории. Суммарно за это время состоится 21 этап совокупной дистанцией 3413 км с тремя днями отдыха вместо привычных двух. Такой формат на Джиро применялся не раз, когда гонка стартовала за пределами Италии. Гонщикам дают дополнительный день отдыха для того, чтобы в спокойном режиме перебраться на Апеннинский полуостров после трех стартовых этапов в Албании. Суммарный набор высоты за три недели составит 52 500 метров.

Из 21 этапа 2 будут индивидуальными гонками с раздельным стартом – на 13,7 км на втором этапе в Тиране и на 28,6 км на десятом этапе между Пизой и Луккой. Средняя дистанция 19 групповых этапов составит 177,5 км – на 5 км больше чем на Тур де Франс-2025. Из 19 групповых этапов по 7 будут равнинными и среднегорными, еще 5 – высокогорными. Помимо старта в Албании, Джиро еще раз покинет территорию Италии: в конце второй недели гонка посетит Словению, на финиш в Новой Горице. Финшировать гонка в третий раз подряд спринтерским этапом в Риме.

Первая неделя: Албания и белые дороги

Первые три этапа в Албании будут довольно непростыми, и ни один из них не даст шансов для чистых спринтеров. Будет стартовать гонка 164-километровым отрезком из Дурреша в Тирану. В середине дистанции гонщиков будет ждать подъем 2-й категории Грачен: 13,5 км со средним градиентом в 5,2%. За 45 км до финиша гонщики въедут в Тирану, где их будет ждать два круга со штурмом подъема 3-й категории Суррель, последний из них – за 11,3 км до финиша. Чистые спринтеры здесь точно не высидят, при желании можно даже превратить первый этап в первую пробу сил генеральщиков.

Маршрут 1 этапа
Маршрут 1 этапа
giroditalia.it

После этого гонщики останутся в столице Албании, где их, как уже было сказано выше, будет ждать первая разделка. Она также не будет равнинной: в середине почти 14-километровой дистанции гонщиков будет ждать холм Саук: 1,8 км со средним уклоном в почти 4%. Однако главной сложностью может стать не рельеф, а техническая составляющая: обилие резких поворотов – явление абсолютно типичное для разделок, которые проходят внутри города. Если в Тиране еще и пойдет дождь – то может стать довольно опасно.

Маршрут 2 этапа
Маршрут 2 этапа
giroditalia.it

Самый тяжелый подъем албанской части Джиро будет ждать гонщиков на третьем этапе со стартом и финишем во Влоре. За 50 км до финиша начнется штурм перевала Кафа э Ллогарасе: 10,7 км, средний градиент – 7,4%. Этому подъему дали только вторую категорию, хотя по своей сложности он мог бы потянуть даже на первую. Однако тот факт, что его вершина расположена за 38,4 км до финиша, значительно снижает шансы на то, что здесь мы увидим очное противостояние грандов общего зачета.

Маршрут 3 этапа
Маршрут 3 этапа
giroditalia.it

После трех этапов в Албании гонщиков ждет первый день отдыха, после чего гонка переместится на юг Апеннинского полуострова. И только после возвращения в Италию первые шансы проявить себя получат спринтеры. Шансов этих будет, может быть, даже три подряд. Четвертый этап из Альберобелло в Лечче будет столообразным, а вот развязка пятого этапа до Матеры – не совсем равнинная. Впрочем, предфинишные холмы все же не слишком серьезные, поэтому если они и выбьют кого-то из борьбы за победу, то разве что абсолютно "паркетных" спринтеров типа Фабио Якобсена.

Маршрут 5 этапа
Маршрут 5 этапа
giroditalia.it

Шестой этап в Неаполь также начнется с холмов, однако развязка абсолютно равнинная. Поэтому, скорее всего, это еще один шанс для спринтеров, а сложности рельефа в начале будут влиять только на формирование и личный состав участников отрыва дня.

После трех спринтерских дней на юге Италии гонщики начнут двигаться в северном направлении, и на седьмом этапе заедут в Апеннинские горы, где их будет ждать первый горный этап и первый горный финиш Джиро-2025. 168-километровая дистанция от Кастель ди Сангро до Тальякоццо начнется со штурма подъема Роккаразо, который бывал финишным и на Джиро, и на Тиррено-Адриатико. В середине этапа – еще два перевала 2-й категории: Монте Урано (4,5 км, 9,4%) и Вадо делла Форчелла (21,6 км, 3,6%). Первый горный финиш в Тальякоццо будет не слишком сложным: 12,6 км со средним градиентом в 5,4%. Подъем откровенно лайтовый, лишь на последних 3 км крутизна будет превышать 7%. Можно лишь в очередной раз повторить заезженную фразу: "на таком этапе Джиро можно проиграть, но не выиграть".

Маршрут 7 этапа
Маршрут 7 этапа
giroditalia.it

На следующий день – еще один этап с апеннинскими холмами, однако с простой развязкой в Кастельраймондо. Такой маршрут просто создан для успешного отрыва.

Маршрут 8 этапа
Маршрут 8 этапа
giroditalia.it

А завершать первую неделю Джиро одна из главных жемчужин и изюма этого издания "Корса роза" – этап белыми дорогами через виноградники Тосканы. Первая половина 181-километровой дистанции с Губбио до Сиены будет простой, все самое интересное начнется за 70 км до финиша. Три подряд длинных и преимущественно равнинных сектора знаменитых белых гравийных дорог Тосканы, так называемого "стеррато", на которых ежегодно проходит известная однодневка Страде Бьянке – испытание очень непростое.

Маршрут 9 этапа
Маршрут 9 этапа
giroditalia.it

На последних 35 км гонщиков ждут еще два коротких сектора белых дорог (суммарная дистанция стеррато – 29,5 км) и традиционный крутой финиш в подъем к Пьяцца дель Кампо в старинном и живописном центре Сиены. Этап, который точно подарит эстетическое наслаждение, а, вполне вероятно, станет важным и с точки зрения общего зачета. Особенно если в тот день в Тоскане будет дождливо.

Вторая неделя: разделка, горы и визит в Словению

Далее – второй день отдыха, после которого гонка возобновится еще одним крайне важным с точки зрения общего зачета этапом: второй разделкой. В отличие от первой индивидуальной гонки в Тиране, здесь рельеф будет практически столообразным. Главное коварство этой разделки – в том, что она будет сразу после дня отдыха: это всегда создает угрозу того, что кто-то из грандов общего зачета не войдет в гоночный ритм после паузы.

Маршрут 10 этапа
Маршрут 10 этапа
giroditalia.it

После разделки легко тоже не будет. На 11 этапе пелотон будет направляться на север через Апеннинские горы. В середине 185-километрового отрезка – штурм очень тяжелого перевала Альпе Сан Пеллегрино (пусть название не сбивает с толку – это все еще Апеннины): 14,2 км со средним градиентом в 8,7%. После спуска с него подъем Тоано (11,2 км, 4,9%). В развязке этапа – холм Пьетра ди Бисмантова (6,5 км, 5,2%), вершина которого расположена в 5 км от финиша. Слишком просто, чтобы стать сценой битвы грандов.

Маршрут 11 этапа
Маршрут 11 этапа
giroditalia.it

После этого три подряд спринтерских этапа: 13-й этап с финишем в Виченце таким можно считать даже несмотря на то, что финиш – в небольшой подъем. В конце 14-го этапа пелотон посетит Словению и будет финишировать в Новой Горице. Визиты Джиро на территорию Словении обычно бывают горными, но не в этот раз.

Накануне третьего дня отдыха пелотон вернется в Италию и впервые заедет в Альпы. После равнинной первой половины 214-километровой дистанции – штурм знаменитой Монте Граппы, которую дважды (но с другой стороны) штурмовали на 20 этапе прошлогодней Джиро. После спуска с этого перевала – подъем Дори (16,3 км, 5,5%). Он сам по себе не слишком сложный, а после него – еще и почти 30 км равнины до финиша в Асьяго. Тяжелый по набору высоты горный этап, однако снова неудачная конфигурация с простой развязкой, которая не побуждает генеральщиков к открытой борьбе друг с другом даже несмотря на то, что после этого – третий день отдыха.

Маршрут 15 этапа
Маршрут 15 этапа
giroditalia.it

Третья неделя: много гор и финиш в Риме

Как и вторая, третья неделя также не позволит плавно войти в гоночный ритм: 16-й этап будет настоящим частоколом перевалов. Самые сложные из них – два последних: Санта Барбара (12,7 км, 8,3%) и финишный Сан Валентино, известный, прежде всего, по апрельской многодневке Тур Альп, считающейся генеральной репетицией Джиро. Подъем очень непрост: 17,4 км со средним уклоном в 6,4%. На самом деле на большей части перевала держится крутизна в районе 8%, однако две "полки" несколько "воруют" показатель среднего уклона. Первый действительно серьезный горный финиш на Джиро – и только на третьей неделе.

Маршрут 16 этапа
Маршрут 16 этапа
giroditalia.it

На следующий день гонка продолжит курсировать по Альпам с востока на запад. Еще один тяжелый горный этап, однако снова с довольно простой развязкой. Сначала – штурм Пассо Тонале (15,2 км, 6%), затем – легендарная Мортироло, однако в очередной раз не с самой сложной стороны: от Монно (12,6 км, 7,6%). После спуска в Грозио – длинный и очень пологий подъем до Ле Мотте, вершина которого – за 9 км до финиша в знаменитом горнолыжном курорте Бормио.

Маршрут 17 этапа
Маршрут 17 этапа
giroditalia.it

После этого – динамическая пауза в виде равнинного этапа на 114 км. Шанс для спринтеров? На бумаге – да, однако в реальности такие этапы на третьей неделе между тяжелыми связками горных этапов часто отдают отрывам.

Решающей будет связка из двух очень тяжелых (более 9000 метров набора высоты за два дня) этапов в западной части итальянских Альп, неподалеку от французской и швейцарской границ. Львиная доля 19 этапа пройдет на территории региона Валле д'Аоста, куда Джиро заезжает относительно нечасто. На 166-километровом отрезке равнины почти не будет. Сразу после старта – штурм перевала 3 категории Кроче Серра, на котором, скорее всего, и будет формироваться отрыв дня.

После 25-километрового равнинного отрезка начнется настоящий ад. Сначала – перевал Коль Тцекоре (16 км, 7,7%), далее – Коль Сен-Панталеон (16,5 км, 7,2%) и Коль де Жу (15,1 км, 6,9%). Последний перевал – Антаньо (9,5 км, 4,5%), вершина которого расположена перед 5-километровым спуском к финишу в Шамполуке. Снова не слишком тяжелый последний перевал, однако совокупная сложность этапа будет сказываться, поэтому даже на Антаньо мы можем увидеть открытую борьбу генеральщиков – если она не начнется еще раньше.

Маршрут 19 этапа
Маршрут 19 этапа
giroditalia.it

Решающим будет 20-й этап: 203 км от Верра до Сестриера. Первые 159 км будут относительно простыми и ознаменуются только двумя не слишком сложными перевалами. Однако за 44 км до финиша начнется штурм знаменитой Колле делле Финестре – одного из самых сложных подъемов в мировом велоспорте. 18,5 км со средним (и очень стабильным) уклоном в 9,2%, последние 8 км – по гравийному бездорожью – просто адское испытание, которое может решить судьбу этой Джиро. На вершине Финестре будет расположена Чима Коппи, самая высокая точка маршрута "Корса роза". 2178 метров – показатель довольно скромный по меркам Джиро.

Далее – опасный спуск в направлении олимпийского Праджелато, где проводились соревнования по прыжкам с трамплина на Олимпиаде 2006 года в Турине. После этого – финальный подъем на Сестриере, который гораздо проще, чем Финестре, однако к тому времени усталость в ногах гонщиков будет уже настолько велика, что разрывы на финише могут быть просто колоссальными. Как это было, например, в 2018 году, хотя тогда легендарный этап с победой Криса Фрума связкой Финестре/Сестриере не завершался.

Маршрут 20 этапа
Маршрут 20 этапа
giroditalia.it

После этого – непростой с логистической точки зрения переезд обратно в центральную Италию и финишный спринтерский этап с финишем в Риме: последний шанс для тех спринтеров, которые смогут претерпеть все эти горные испытания.

Резюме

Тадей Погачар в 2024 году доказал, что успешно ехать связку Джиро+Тур в современном велоспорте возможно – хотя, не исключено, что способен это делать только он. Так или иначе, еще задолго до презентации маршрута ходило много разговоров о том, что Джиро-2025 сделают относительно простой, чтобы поощрить как Погачара, так и других звезд супермноговдневок ехать связку Джиро+Тур.

Однако все эти инсайды оказались ошибочными. Суммарно 52,5 тысячи метров вертикального набора высоты против 44 тысяч в прошлом году – никакой лайтовой версией Джиро здесь и не пахнет. При этом, если вынести за скобки этап с белыми дорогами Тосканы, то маршрут можно назвать во многом вуэльтообразным. Эти 52,5 тысячи набора высоты довольно равномерно распределены по этапам: супертяжелых горных этапов не так много (всего три), зато очень много холмов и высокогорных этапов с простыми развязками, и при этом – относительно мало шансов для чистых спринтеров.

Опять мы видим максимальную концентрацию решающих горных этапов на третьей неделе. Все горные этапы первых двух недель - либо с очень простыми финишными подъемами, либо вообще без них.

На следующий день после презентации маршрута Джиро стало известно, что Йонас Вингегор отказался от планов ехать в "Корса роза" в текущем сезоне и поедет связи Тур+Вуэльта. Вполне возможно, что именно тяжесть маршрута Джиро его и отпугнула.

Отсутствие заоблачно высоких перевалов вроде Стельвио, Гавии или Аньелло снижает риски того, что горные этапы придется перекраивать на ходу из-за тяжелых погодных условий. Большое количество среднегорных дистанций создаст хорошие условия для захватывающей борьбы за отдельные этапы, в том числе из отрывов.

Однако малое количество равнинных маршрутов и их полное отсутствие в первые три дня гонки отпугнуло многих звездных спринтеров. 52,5 тысячами метров суммарного набора высоты организаторы отпугнули Вингегора и при этом умудрились не сконструировать ни одного топового горного этапа на первых двух неделях. Все это делает маршрут 108-й Джиро д'Италия одним из самых неудачных за последние годы.

Полное расписание Джиро д'Италия-2025:

giroditalia.it

Пятница, 9 мая. 1-й этап: Дюрреш – Тирана (Албания), 164 км, холмы

Суббота, 10 мая 2-й этап: Тирана – Тирана, 13,7 км, индивидуальная разделка

Воскресенье, 11 мая. 3-й этап: Влор – Влор, 160 км, холмы

Понедельник, 12 мая. Первый день отдыха

Вторник, 13 мая. 4-й этап: Альберобелло – Лечче, 187 км, равнина

Среда, 14 мая. 5-й этап: Челье Мессапика – Матера, 144 км, равнина

Четверг, 15 мая. 6-й этап: Потенца – Неаполь, 226 км, равнина

Пятница, 16 мая. 7-й этап: Кастель ди Сангро – Тальякоццо, 168 км, горный этап

Суббота, 17 мая. 8-й этап: Джульянова – Кастельраймондо, 197 км, холмы.

Воскресенье, 18 мая. 9-й этап: Губбио – Сиена, 181 км, холмы (белые дороги)

Понедельник, 19 мая. Второй день отдыха

Вторник, 20 мая. 10-й этап: Лукка – Пиза, 28,6 км, индивидуальная разделка

Среда, 21 мая. 11-й этап: Вьяреджо – Кастельново нэ' Монти, 185 км, холмы

giroditalia.it

Четверг, 22 мая. 12-й этап: Модена – Вьядана, 172 км, равнина

Пятница, 23 мая. 13-й этап: Ровиго – Виченца, 180 км, холмы

Суббота, 24 мая. 14-й этап: Тревизо – Нова Горица (Словения), 186 км, равнина

Воскресенье, 25 мая. 15-й этап: Фьюме Венето – Асьяго, 214 км, горный этап

Понедельник, 26 мая. Третий день отдыха

Вторник, 27 мая. 16-й этап: Пяццола суль Брента – Сан Валентино (Брентонико), 199 км, горный этап

Среда, 28 мая. 17-й этап: Сан Микеле алль' Адидже – Боримо, 154 км, горный этап

Четверг, 29 мая. 18-й этап: Морбеньо – Чезано Мадерно, 144 км, равнина

Пятница, 30 мая. 19-й этап: Бьелла – Шамполук, 166 км, горный этап

Суббота, 31 мая. 20-й этап. Верр – Сестриере, 203 км, горный этап

Воскресенье, 1 июня. 21-й этап. Рим – Рим, 141 км, равнина

велоспорт Джиро д'Італія