Александра Олейникова: Уже в марте 2022 года я играла под украинским флагом

2025 год стал прорывным для украинской теннисистки
В 2025-м украинская теннисистка Александра Олейникова сделала то, чего от нее уже почти не ожидали. 24-летняя киевлянка начинала год 282-й в мировом рейтинге, а завершает в первой сотне, тем самым забронировав за собой статус 4-й ракетки Украины.
В этом году теннисистка дебютировала в квалификациях турниров серии Grand Slam – на Уимблдоне и Открытом первенстве США. Также в активе украинки 3 титула на турнирах WTA 125 (Толентино, Тукуман, Колина).
Хотя, говоря об Олейниковой, мы вспоминаем не только о теннисе – девушка проводит мощную волонтерскую деятельность, и имеет даже именные дроны.
Особенно же памятной является ее смена гражданства... на украинское. Да, да, в юности, в поисках возможностей для развития, девушка получила хорватское гражданство, для того, чтобы иметь возможность заниматься теннисом.
Обо всем этом журналисты Чемпиона эксклюзивно поговорили с теннисисткой.
Предложение для инвестора
– Александра, текущий сезон для вас получился лучшим в карьере. Начинали год вы на турнирах ITF, летом дебютировали в квалификациях Уимблдона и US Open, а осенью стали чемпионкой на трех турнирах WTA 125. Что помогло так прибавить в игре и результатах?
– Да, это действительно очень удачный сезон для меня, и он ещё не завершился. Насчет каких-то особых секретов – на самом деле все очень прозрачно. У меня есть моя модель игры, представление, что и как надо делать в корте. Есть тренировочная концепция, которую разработали мы в семье, и которую воплощаем в жизнь. В определенный момент пришло понимание, что нужно просто "делать свое" – и все будет.
И это случилось раньше, чем год назад. Более быстрому прорыву мешал дефицит ресурсов. В начале 2024 года мой отец обращался к одному известному теннисному инвестору в Украине с очень выгодным предложением – но получил отказ, потому что я старая и "никакого Уимблдона не будет".
Конец 2025 года – и я там, где я есть. Но, в принципе, мы знали, что по игре оно должно сложиться, раньше или позже.
– Несмотря на очень насыщенный сезон, вы продолжаете выступать. Планируете ли где-то сыграть до конца года?
– Завершаю южноамериканскую серию турниром WTA 125 в Эквадоре, после чего возвращаюсь в Украину, где буду готовиться к Австралии.
– Какой момент этого сезона стал самым запоминающимся? Первое попадание на Гранд Слэм, или, возможно, один из титулов?
– Если говорить о теннисных моментах – это не Уимблдон и US Open, а мой второй титул, в Тукумане. Это был какой-то "магический клик" – с публикой и трибунами, с организатором, с городом, с регионом.
Вообще, мне очень нравится отношение латиноамериканцев к теннису, как к празднику – это касается и публики, и игроков, и тренеров. Они более расслаблены, больше наслаждаются моментом, у них меньше этой "внутренней драмы", на которую любят жаловаться в Европе. Люди просто наслаждаются жизнью, какой бы неидеальной она ни была.
– Вы сейчас занимаете 96 строчку в мировом рейтинге и являетесь четвертой ракеткой Украины. Возможно, уже получали предложение сыграть за сборную в Кубке Билли Джин Кинг?
– Нет, никто даже познакомиться не звонил. Но у меня нет претензий – каждый тренер или капитан несет личную ответственность за результат и подбирает игроков под свое видение. Тем более, что в нашей женской сборной серьезная конкуренция.
– Уже считали, хватит ли набранных очков для попадания в основную сетку январского Australian Open?
– Вы удивитесь, но я вообще об этом не думаю. Все очки, что есть – мои. Будет основа – хорошо, квалификация - тоже вроде бы неплохо. Там немного что-то считает моя команда – и то больше в разрезе того, на когда брать билеты.
– Ваш стиль тенниса можно называть грунтовым. Это ваше любимое покрытие или следствие становления как теннисистки на хорватском грунте?
– И то, и другое, и что-то третье. Во-первых – да, это мое любимое покрытие. Мне нравится и травка, кстати, но ее просто очень мало в сезоне. А бетон придумали коммерциализированные американцы, чтобы "оптимизировать" теннисный процесс и не вкладываться в заботу о земле или траве. А что, залил один раз паркинг цементом – вот тебе и корты, ни посыпать, ни заливать, ни подстригать не нужно.
Бетонные корты изменили теннис, и не в лучшую сторону. Теннис все-таки – больше про игру с мячом, а не про "бей сильнее, беги дальше". Для меня это вообще другой вид спорта, который почему-то требуют от меня в нагрузку с моим любимым грунтовым теннисом.
И наконец – то, что у нас с отцом есть собственная концепция подготовки игрока, продуктом которой я являюсь. Эта концепция отличается и от украинской, и от хорватской школы. В нашей концепции деток, юниоров учат играть с мячом, а это лучше всего делать как раз на грунте.
– Какой технический элемент вы считаете самым сильным в своей игре? А какой еще нужно совершенствовать?
– Мой лучший элемент – осознанная игра. Я этому училась много лет. Над слабыми сторонами я продолжаю работать, но не хочу их лишний раз разглашать. Мои цели на сезон? Количественных целей как таковых нет. Буду играть, совершенствовать свою игру.
Дроны с нашими именами утилизируют технику оккупантов
– В 2022 году вы стали едва ли не единственной спортсменкой, которая вернула себе украинское гражданство. Это было проявлением солидарности с народом Украины во времена полномасштабного вторжения России? Или вы планировали так поступить независимо от войны?
– Я хотела вернуться под украинский флаг еще до начала полномасштабной агрессии России. Целенаправленно к этому шла. Это достаточно длительный процесс. Тем более, что мы сами все это делали по собственной инициативе. Никакого интереса со стороны украинских теннисных чиновников не было, но и не мешали.
А в феврале 2022 года, когда началось вторжение, мы просто начали стучать во все двери, чтобы ускорить процесс – и, кстати, получилось. Уже в начале марта я играла под моим родным украинским флагом, хотя до этого процедура тянулась почти год.
– Ваш отец Денис с началом полномасштабной войны принял решение вернуться в Украину и пойти в ВСУ добровольцем. Он советовался с вами перед этим?
– Да, мы принимали это решение вместе. Я поддержала его тогда, поддерживаю и сейчас.
– Отец продолжает выполнять функции вашего менеджера, даже находясь на службе в ВСУ? В мае была очень неприятная история с WTA, когда вам не начислили очки за чемпионство на турнире в Италии, поскольку отец не мог вовремя ответить на их письма из-за боевого задания.
– Эта ситуация уже в прошлом. Но здесь надо обратить внимание на то, что тогда было очень маловероятное событие даже для человека, который не в армии. В один день снялось 15 игроков, и было менее 4 часов на ответ. Любой мог пропустить, если бы, например, спал.
В целом отец справляется с менеджерскими делами не хуже, а может, и лучше крутых агентств. Единственное – у нас нет доступа к wild card. Это правда. Я, пожалуй, единственный игрок в топ-100, который за всю карьеру ни разу не получал WC! Зато мы свободны и в спортивном смысле, и в коммерческом, и что самое важное – в общении с публикой и медиа.
Поэтому я могу и буду говорить в целом о войне, о необходимости поддержки нашей страны и наших защитников.
– Вы сама активно занимаетесь волонтерской деятельностью, даже ваш никнейм в инстаграме _drones4ua.org_. Как возникла эта идея, кто вам в ней помогает, с кем сотрудничаете?
– Это очень важный аспект моей жизни. И лично для меня, и для нашей семьи лозунг "С войском или для войска" – не пустые слова. Этому проекту уже больше года, он успел пройти несколько итераций. Мы начали его вместе с Вероникой Мирошниченко, потом к нам присоединились украинские теннисистки Кристина Возняк и Лиза Труш.
Сначала мы просто агитировали фанов донатить Сообществу Стерненко. Потом был очень интересный период с именными дронами – у меня в Инстаграме есть много видео, где дроны с нашими именами утилизируют технику оккупантов, а им самим выписывают билеты на концерт к Кобзону.
Сейчас начинаем следующий этап. Обновленный drones4ua.org мы запустили совсем недавно – поэтому приглашаю всех присоединиться. Донаты идут на нужды подразделения, где служит мой отец, и спортивным амбассадором которого являюсь я. Мы общаемся тесно, я знаю конкретные потребности и хочу помочь ребятам их решить с помощью, прежде всего, зарубежных, но и украинских фанов.
– Бываете ли вы в Украине, остался ли здесь кто-то из родных?
– Я буду готовиться к Australian Open именно в Киеве. В теннисном клубе "Теннис Парк" есть очень замечательная команда тренеров, с которыми мне за честь поработать.
Что касается родных – папа служит в разных местах, но в каждый мой приезд мы стараемся увидеться. В Запорожье живет бабушка, которую я очень люблю. Недавно ей прямо во двор прилетел КАБ – очень за нее переживаю.
Самое главное – я не бываю в Украине, я живу здесь, это мой дом. Да, я много путешествую по моей теннисной работе, но мой дом – Киев, Украина.
