Она была ведущей на украинском ТВ, а сейчас копает ямы для могил в Швеции.

Начинаем вспоминать самые лучшие материалы, вышедшие на сайте Champion.com.ua в 2023 году. Впервые этот текст был опубликован 17 мая.
Ирина Литвин-Комаровская работала ведущей на ТРК Эра и программы "Спорт-репортер" на Новом канале. Война коренным образом изменила ее жизнь.
До войны: на телевидении
В 2005 году Ирина Литвин-Комаровская начала работать спортивной ведущей программы "Доброе утро, Украина!" на ТРК Эра. Ирина вспоминает, что взяли ее только благодаря мотивации, поскольку спортивных знаний у нее в то время было немного.
"В первом моем выпуске редактор дал материал на вычитку. Перечитывая, я спрашиваю куда ставить ударение в незнакомом имени футболиста. Это был Зинедин Зидан", – с улыбкой вспоминает украинка.

В 2010 году Литвин-Комаровская в паре со Славой Вардой стала работать ведущей программы "Спорт-репортер" на Новом канале.

К тому времени Ирина уже по-настоящему начала увлекаться спортом. Но вскоре руководство холдинга решило полностью переформатировать канал, исключив из эфирной сетки сначала спортивные, а затем и другие новости.
Через некоторое время ведущая вернулась на канал Эра, где проработала еще несколько лет до его расформирования. Затем начались времена педагогической деятельности – Ирина занималась с детьми актерским и сценарным мастерством, постановкой голоса.


Начало войны: 5 суток в подвале в Ирпене
Полномасштабную войну семья Литвин-Комаровской встретила в Ирпене в доме, который они с мужем построили всего за три года до широкого нашествия российских захватчиков.
"Пять суток мы просидели в соседнем подвале – своего полноценного не было. С приближением боев поняли, что стоит выезжать, потому что потом такой возможности может не стать. С одним чемоданом в руках мы с дочерью добрались до Киева, откуда доехали до Рахова", – признается Ирина.
Дальше путь пролег в Румынию, где некоторое время мать с дочерью провели в лагере для беженцев. В Швецию они попали случайно – семья местных фермеров решила помочь украинским беженцам и через общих знакомых они вышли на Ирину.
Тотальная экономия и мешки сена для лошадей
"Целый год мы прожили в доме фермеров, за что искренне благодарны этой очень гостеприимной семье. Государство в рамках европейской директивы ежемесячно насчитывало финансовую помощь в размере 6 евро мне и 5 евро ребенку в день, – рассказывает Ирина. – Для жизни в одной из самых дорогих стран Европы этого откровенно не хватало, мы экономили буквально на всем. В магазине думала, что купить, хлеба или молока… Вскоре начала искать работу".
Первая работа в Швеции была на фабрике – упаковка в 8-килограммовые мешки сена для лошадей. Бывшая телеведущая работала несколько дней в неделю, по четыре часа в день. Заработная плата составляла 13 евро в час.

Литвин-Комаровская так описывает детали:
Это была монотонная и физически очень тяжелая работа, особенно для женщины небольшого роста, а у меня 160 см, которая никогда не работала физически. Я просыпалась ночью от страшного кашля после работы с сеном”.
Культурное место памяти
Семья, в доме которой жила женщина, нашла объявление о поиске рабочих в местную церковь. На собеседовании оказалось, что речь шла о кладбище, принадлежащем религиозному учреждению. Впрочем, Ирина неожиданно положительно отзывается о данном месте работы:
"Европейские кладбища – это не культовое место смерти, это больше о культурном месте памяти".
Это сезонная работа – с середины апреля по середину октября. 8-часовой рабочий день начинается в 7 утра, а зарплата составляет около 2000 евро.
Чтобы попасть на работу, нужно было сдать анализы на употребление наркотических веществ и алкоголя, причем для последнего обследуют состояние печени. При сдаче анализов мочи медсестра проводит в туалет и следит за процессом, так как имеют место случаи фальсификации. Еще одним из требований были водительские права, поскольку кладбище очень большое и передвигаются там на маленьких электрокарах”, – откровенно добавляет о местных особенностях принятия на работу украинка.

Очень глубокие ямы
На собеседовании Литвин-Комаровской объяснили, что работа будет похожа на работу садовника – подстричь кусты, загребть листья, посадить цветы и т.д. Украинка была уверена, что справится, несмотря на то, что раньше этим никогда не занималась. Но в первые же дни экс-телеведущей дали лопату, специальное оборудование и сказали рыть ямы для захоронения урн с прахом. Ирина признается, что это работа сложная как физически, так и морально:
"Я выкапываю узкие, но очень глубокие ямы – это, конечно, трудно. Но отдавать себе отчет в том, для чего ты это делаешь – еще труднее".
Также среди обязанностей – "уравнивать могилы с землей" после их усадки и перед посевом на них травы.
Среди нескольких десятков рабочих Ирина – единственная иностранка. По ее словам, шведы общаются преимущественно на английском, хотя иногда и переходят на шведский язык, тем самым помогают в изучении. Что интересно, у шведов нет культа, связанного с кладбищем – оно действительно выглядит как парк, где гуляют с колясками, катаются на велосипедах и выгуливают животных. Это, говорит женщина, и помогает абстрагироваться. Кроме этого, отличие в подходе к работе огромное – местные обычно работают "без стресса".

Хотя это и труд на свежем воздухе, погодные условия в Швеции не слишком благоприятны – весь апрель ночью была минусовая температура, а днем – максимум 2-3 градуса тепла, которые часто сопровождались дождями. В мае, напротив, начались жаркие дни под солнцем.
"После работы принимаю душ и сразу ложусь спать. Времени хватает только на работу и сон. Очень надеюсь, что тело и мозг "втянутся", возможно, на это уйдет несколько месяцев, потому что сейчас очень трудно", – делится непростым опытом Ирина.
Эмансипация по-шведски
В настоящее время Ирина с дочерью уехали из дома фермеров. Ее украинский брак распался. Литвин-Комаровская встретила шведа, с которым сейчас и живет, разделяя аренду:
“Здесь совсем другой взгляд на права и обязанности женщин, поэтому когда парень предложил мне платить аренду жилья на двоих, мол, у тебя уже есть полноценная работа, была удивлена. Но ко всему привыкаешь”.
Грусть по Украине
Ирина признается, что очень скучает по Родине, хотя возвращаться некуда – дома в Ирпене больше нет. Мечтает, что осенью, после окончания работы, сможет приехать в Украину, чтобы "поцеловать родные улицы Киева" и увидеть родственников.
Владислава Розенко, Чемпион
