Оксана Баюл: Пока не умру, пить нельзя

16 ноября первой олимпийской чемпионке в истории независимой Украины Оксане Баюл исполнилось 47 лет.
Ее жизнь – сплошная драма.
Оксана Баюл достигла олимпийской вершины в 16 лет. Вскоре после своего триумфа переехала жить в США. Стала там звездой, которая ярко вспыхнула и... быстро угасла. Подросток с неустойчивой психикой не смог справиться с гремучей смесью денег и славы. Стала злоупотреблять алкоголем. В результате попала в аварию, после которой врачи рекомендовали лечение в клинике от алкоголизма. Но Оксана, по крайней мере, по её словам, сумела победить в себе этот недуг, как когда-то побеждала всех соперниц на льду.
Автор этих строк познакомился с Баюл в 2003 году. Организовывал с ней пресс-конференцию, когда она после многолетнего перерыва прилетела в Днепропетровск. Затем последовали встречи, интервью и телефонные звонки из-за океана. В этом материале – небольшая квинтэссенция рассказанного мне Оксаной. С акцентом на события, случившиеся с ней более четверти века назад.

Триумф в Лиллехаммере-1994
– В фигурном катании всегда кто-то будет с чем-то не согласен. Кому-то нравится техника исполнения, другим – иные моменты. Это как балет.
Американская пресса представила мою победу как большую неожиданность. У нас бы об этом сказали: "Пришел, увидел, победил". Но ведь это было совсем не так! В Норвегию я приехала в ранге действующей чемпионки мира. То есть в мире фигурного катания обо мне уже все знали. Просто в то время внимание мировой прессы было сосредоточено на конфликте между Нэнси и Тоней Хардинг. Спортивные результаты отошли на второй план.
После короткой программы я столкнулась с немецкой фигуристкой Таней Шевченко. Сильно повредила себе ногу. Некоторые масс-медиа уже начали писать, что Баюл из-за травмы может сняться с соревнований. В случайной программе должна была выходить на лед четвертой, сразу после Нэнси. После того, как Керриган откаталась, американцы стали дружно передавать в свои редакции новость о победе землячки.
Мы с тренерами до последнего момента не знали, буду ли я выходить на лед. На тренировке ничего сделать не смогла – мучительно болели травмированная нога и спина. Наконец тренер сказал: "У тебя есть выбор. Ты молода, у тебя все еще впереди. Решай сама". Я решила выйти на разминку, и там по самочувствию определить, смогу ли откатать программу. На разминке неожиданно легко стали выходить уже тройные прыжки. Во время своего выступления автоматически отработала "от и до". В конце программы решила совершить каскад прыжков. Думаю: "Была не была!". Выполнив всё, подняла руки и заплакала. Не потому, что завоевала золотую медаль – откуда я тогда могла знать итоговые оценки! Просто начал выходить стресс. Подъехала к своему тренерскому дуэту (справа сидела Змиевская, слева – Николаев), Валентин мне шепнул, что я выиграла. Была в шоке!

Характер
– Еще в юношеском возрасте перед началом соревнований в раздевалке говорила конкуренткам: "Маша, ты сегодня будешь третьей, ты, Люда, пятой, а я выиграю". Как-то мамы этих девушек пытались меня пристыдить, мол, нельзя себя так вести. Ответила: "Мне можно. Я – лидер".
В Днепропетровске прожила первые 13 лет своей жизни. В 4 года стала на коньки, и всё своё свободное время проводила на льду. Но и этого мне было мало: зимой шла к маминой подруге тете Нине, брала коньки и вместе с ней искала во дворе замерзшие лужи. Она держала меня за руку, а я каталась.
Затем характер помог и в борьбе с алкогольной зависимостью. Если за что-то берусь, стараюсь довести дело до конца. Не могу остановиться на полпути.

Лечение от алкоголизма
– Сразу после триумфа в Лиллехаммере я со своими тренерами Галиной Змиевской и Валентином Николаевым подписала контракт на работу в США. В 17 лет тяжело быть одной в чужой стране. Даже лучшие наставники не заменят родителей. С тем давлением, которое на меня оказывалось в Америке, справиться не смогла. Попробовала снимать стрессы с помощью алкоголя. Сначала помогало. Потом стало мешать. Моей работе, моим выступлениям на льду. Когда врачи рекомендовали мне лечение в клинике, поняла, что стала алкоголиком. В больнице, где провела три с половиной месяца, полностью осознала, какая это беда. Лечению эта болезнь не поддается. Не помогут ни таблетки, ни уколы. Единственный выход – просто не пить. Вообще не прикасаться к бутылке.
Нашла в себе силы справиться с этим недугом. Но до тех пор пока не умру, мне нельзя пить. Ни капли.
Сначала, когда снова стала посещать разные тусовки, чувствовала себя немного неловко. Затем привыкла на вечеринках спокойно заказывать себе воду или сок.

Отношения с Галиной Змиевской
– Если моей спортивной подготовкой занимался Валентин Николаев, психологический тренинг лежал на плечах Змиевской. Галина Яковлевна – великий тренер. Просто после переезда в США она пыталась мне заменить маму. Во всем. В Украине тренер тебе и наставник, и отец, и хореограф, и костюмер. В Америке каждый занимается своим делом: тренер тренирует, хореограф ставит программы, костюмер подбирает костюмы, менеджер заключает соглашения. На этой основе у нас и возник конфликт. В какой-то момент я поняла, что для меня она, прежде всего – тренер. Мать мне никто никогда не заменит. Она скончалась. С Галиной Яковлевной у меня было много хороших моментов. Были и плохие. Она сделала для меня всё, что могла. Я отплатила ей сторицей. В 1997 году, после аварии, наши пути-дороги разошлись.

Предложение от Playboy
– Американский журнал Playboy предлагал мне сняться обнаженной на своей обложке за миллион долларов. Я отказалась, решив, что лучше остаться в памяти людей олимпийской чемпионкой.
Личное дело:
Оксана Баюл. Родилась в Днепропетровске 16 ноября 1977 года. Заслуженный мастер спорта Украины по фигурному катанию (1994). Олимпийская чемпионка Лиллехаммера-1994. Чемпионка мира (1993), вицечемпионка Европы (1993, 1994). С 1994 года проживает в США.
Фотографии из личного архива Оксаны Баюл.
Максим Розенко, Чемпион
Ответственный редактор – Денис Шаховец
