Я всегда верю в Кирилла: Мария Пинчук – о шансах Марсака на медаль Олимпиады-2026 и проблемах судейства

Уже завтра, 10 января, свой олимпийский путь начнет 21-летний украинец Кирилл Марсак, для которого Олимпийские игры 2026 года станут первыми в карьере.
К тому же Кирилл – единственный представитель Украины в фигурном катании на этой Олимпиаде. Он будет выступать в мужских одиночных соревнованиях.
10 января, в 19:30 по киевскому времени начнутся соревнования в короткой программе, а уже на следующий день, в 20:00 Марсак выступит в произвольной программе.
Перед стартом украинца на Олимпийских играх Чемпион пообщался с Марией Пинчук, которая боролась за лицензию в танцах на льду, однако, к сожалению не сумела отобраться на главный турнир 4-летия.
19-летняя спортсменка рассказала о шансах Кирилла получить медаль, борьбе за лицензию, несмотря на серьезную травму, проблемах судейства и состоянии фигурного катания в Украине.
– Как хорошо вы знакомы с Кириллом Марсаком?
– Мы очень хорошо с ним знакомы. В 2022 году, когда началась война, и мы, и он должны были представлять Украину на юниорском чемпионате мира в Таллинне. Да, мы были знакомы и до этого, потому что виделись на чемпионатах Украины, но близко познакомились уже на этом турнире.
С тех пор мы всегда поддерживаем друг друга. Я очень горжусь его достижениями в этом сезоне, видела его результаты в прошлом, знаю, как он работает. И он эту квоту на Олимпийские игры заслуживал, как никто другой. Поэтому я за него очень, очень рада.

– Какие, по вашему мнению, у него шансы выиграть олимпийскую медаль?
– То, что он попал на Олимпийские игры, получил единственную лицензию – это уже победа. Если посмотреть его результаты из прошлых сезонов, то он сделал чрезвычайный прогресс, очень большой шаг вперед. У него очень сильные контент-программы.
На Олимпиаде выступают только лучшие спортсмены. Я считаю, что попасть туда – это уже внутренняя победа. Но перед соревнованиями я не хочу ничего говорить о медалях, потому что в этом виде спорта, особенно в его дисциплине, все будет зависеть от психологического настроя.
Но я всегда верю в Кирилла очень сильно. И хочу, чтобы у него получилось все, что он планирует, и чтобы он показал лучший результат, который может. А о медалях говорить, мне кажется, еще немножко рано.
– Во многих видах спорта есть одна-две страны, которые доминируют и выигрывают почти все. А кто это в фигурном катании?
– Сейчас в мужском одиночном катании это Америка – Илья Малинин, потому что он делает что-то необыкновенное. То есть то, что делает он – не делает никто. Также очень сильные и интересные спортсмены во Франции и Японии. Но если посмотреть результаты на протяжении всего сезона, то самые сильные США.
– В гимнастике, например, часто жалуются на предвзятое судейство. Есть ли с этим проблема в фигурном катании?
– Да, 100% есть такая проблема. Но сейчас у нас судейство старается быть более объективным.
В таких дисциплинах, как мужское и женское одиночное катание, а также пары – оно более объективное, потому что там многое зависит от прыжков, стабильности и чистоты проката. И в этих видах нет такого, как в гимнастике.
– Нет в целом или в таких объемах?
– Думаю, что в таких объемах.
– А каким странам тогда больше подсуживают?
– Не могу сказать, что в нашем виде спорта подсуживают, еще очень многое зависит от рейтинга спортсмена. Да и в фигурном катании это не такая серьезная проблема, как, например, в художественной гимнастике, где спортсменам из некоторых стран значительно легче получить определенное количество баллов. А у нас все-таки все зависит от рейтинга и исполнения.
Но на всех соревнованиях разное оценивание, и, если говорить уже о своей дисциплине (танцы на льду – прим.) никогда не знаешь, как тебя оценят на тех или иных турнирах. Потому что здесь уже более субъективное судейство.
– Вы говорили, что сейчас тренируетесь в Италии. Не планируете сходить на выступление Кирилла, поддержать его?
– Я бы очень хотела, но наверное в этот раз не получится. Билеты довольно дорогие, и мы сейчас готовимся к своим следующим соревнованиям. Но я надеюсь, что когда-нибудь я увижу еще его выступление на Олимпийских играх вживую.
Надеюсь, что это хоть и первые, но далеко не последние Игры. Я со своим партнером очень сильно его поддерживаем, болеем, и верим, что у него все получится. Будем смотреть онлайн.
– Давайте поговорим о вас. Как и почему вы начали заниматься фигурным катанием?
– Мне было где-то 3 года, и кто-то из врачей сказал моим родителям, что это будет полезно для моего здоровья и я буду меньше болеть...
– Из любопытства, помогло? =)
– (смеется – прим.) Не знаю, если честно. Наверное, когда еще была ребенком и не так серьезно и профессионально этим занималась, то, думаю, помогало.
...Я никогда не была в одиночном катании – сразу занималась с тренером танцев на льду. Когда мне было где-то 6 лет, меня поставили в пару с первым партнером. Так и начался мой спортивный путь.

– А когда вы решили, что хотите заниматься профессионально?
– Мне тогда было где-то лет десять. Родители не очень хотели, чтобы я была прям профессиональной спортсменкой. А я тогда занималась в группе где другие спортсмены занимались этим профессионально, и поняла, что хочу этим заниматься. Поэтому договаривалась с родителями, чтобы вместо школы ходить на тренировки – они были во время уроков.
Я хотела достигать результатов, смотрела на спортсменов из нашей группы, и тоже хотела много работать наслаждаться тем и что я делаю.
– Вы никогда не хотели попробовать себя в индивидуальных соревнованиях?
– Нет, никогда, я с самого детства была в танцах на льду, как-то так привыкла. Я не умею прыгать, и все элементы изучала именно в паре. Поэтому учиться с нуля было бы очень сложно.
– Насколько я помню, вы также боролись за олимпийскую лицензию. Чего не хватило?
– Даже наше участие в квалификационном турнире было под вопросом. За несколько недель до соревнований я неудачно упала на тренировке. У меня был перелом колена и растянутая связка. А наша федерация решила, что турнир Lombardia Trophy, который должен был состояться за неделю до квалификации, будет решающим, кто будет бороться за квоту.
Поэтому мы снялись с первых соревнований, чтобы немного сохранить колено. Я не могла ни бегать, ни прыгать. К тому же сломала правую ногу – основную для себя. Поэтому в активный этап подготовки мы должны были снизить нагрузки до минимума – я не могла тренироваться в полной мере.
Однако мы очень продуктивно готовились до этого. И у нас с партнером была цель – несмотря ни на что поехать на квалификационный турнир. Врачи говорили, что лучше сохранить колено, не нагружать его, но у нас не было другого выбора и мы приехали в Пекин. Там я выступала с тейпом и на обезболивающих.
И, несмотря на травму, я считаю, что мы выдали наш максимум на то время. Потому что на Lombardia Trophy выступили не очень хорошо, было много ошибок. Нам надо было психологически собраться, ведь физически я была не в лучшей форме. Но в нашей команде работает прекрасный физиотерапевт, который спас мое колено и сделал все возможное, чтобы я смогла уверенно выступить.
Это был непростой путь к соревнованиям в Пекине, но, оглядываясь назад, я горжусь нашим результатом.
– Расскажите, на кого вы сейчас учитесь, и как это – совмещать спорт с учебой?
– Я учусь на 3-м курсе УНИ менеджмента и маркетинга в ХНЭУ по программе "бизнес-администрирование". Мне очень интересна эта специальность. В школьные времена я проходила курсы в ІТ-школе по SMM, и поняла, что мне интересна эта тема. Тогда родители сказали, что у нас очень хороший экономический университет в Харькове. Позвонила, пообщалась с деканом и поняла, что хочу там учиться.
У меня не было возможности всегда присутствовать на парах, потому что в первой половине дня тренировки. Но потом я читала весь материал, просматривала курсы. Мне очень интересно изучать что-то новое. И иногда очень жаль, что я не могу в полной мере присутствовать в студенческой жизни, потому что мне кажется, что это очень интересно.
И мне очень приятно, что университет поддерживает то, чем я занимаюсь. Например, выкладывает мои результаты в соцсети.
– Как в целом дела в фигурном катании в Украине?
– Очень сложно сказать, потому что я не тренируюсь в Украине с марта 2022 года. Но, общаясь с другими спортсменами, знаю, что ситуация довольно тяжелая. Во-первых, из-за отключения света. Во-вторых, в Харькове, например, уже нет льда, на котором мы тренировались.
То есть вся инфраструктура разрушена. Льда во Дворце спорта, на котором я начинала, уже нет. Очень больно на это смотреть каждый раз, когда приезжаю домой, потому что я живу в том районе, и вижу развалившееся здание.
К тому же очень проблематично тренироваться из-за обстрелов, воздушных тревог, отключения света. От этого очень многое зависит. Нашим спортсменам в Украине не хватает времени, чтобы тренироваться, и осталось очень мало локаций, где можно это делать. Поэтому те, кто тренируется в Украине, а потом выезжает на международные соревнования – заслуживает отдельного уважения.
– В последнее время Россия массово возвращается в международный спорт. Стоит ли бойкотировать турниры с россиянами и какова ситуация в фигурном катании?
– Если вопрос – бойкотировать или соревноваться, то почему из-за них мы должны отказываться от турниров? Поэтому игнорировать нет. Это нам никак не поможет – мы просто уступим свое место.
А насчет допуска россиян. То, что говорят международные федерации, мол, ситуация никак не меняется – неправда. Люди в Украине продолжают воевать, отдавать свою жизнь за нашу страну. Это очень некорректно – аргументировать их возвращение тем, что политическая ситуация между странами не меняется.
Конечно, я не могу согласиться с этим решением. Но в нашей дисциплине их не вернули. Однако сейчас на Олимпийских играх будет два представителя из той страны в мужских и женских одиночных соревнованиях.
– И напоследок – какая ваша самая большая спортивная мечта?
– Наверное, часто отвечают Олимпийские игры? (смеется – прим.). Я всегда думала, что это было бы круто – поехать на Олимпиаду. Но мое желание – дойти до своего максимума и наслаждаться всем процессом. И чтобы результат окупился. Но Олимпийские игры также моя спортивная мечта.
– А выступить на Олимпиаде, или выиграть медаль?
– (смеется – прим.) Ну пусть будет олимпийская медаль. Мысли материальны, поэтому так.
