Дмитрий Ильченко: В ноге была дырка. Я наступаю, а она "чвякает"

Один из лидеров сборной Украины, который помог команде пробиться на Евро-2026, сам турнир точно пропустит.
До мужского Евро-2026 осталось чуть меньше полугода. Хотя Дмитрий Ильченко сыграл только в первом "окне" отбора, его вклад не остался незамеченным. Именно тогда сборная показала качественный гандбол. Тех двух матчей в итоге и хватило для квалификации на еврофорум.
Журналист "Чемпиона" Игорь Грачев пообщался с травмированным линейным сборной Украины, который еще официально на контракте с польским Гурником. Откровенный разговор ожидаемо превратился в лонгрид.
– Дмитрий, как дела? В каком состоянии сейчас нога?
– Только начал восстановление после повторной операции. Вот только что вернулся с первого занятия в реабилитационном центре.
– Травму ты получил еще в январе – напомни, как все произошло?
– Играли в футбол на сборах. С начала тренировки прошло около десяти минут – вдруг почувствовал в ноге резкий прострел. Оказалось: порвалось ахиллово сухожилие.
– В столкновении?
– Наоборот – просто на ровном месте. И что удивительно, ахилл раньше никогда не беспокоил.
– Нужна была операция?
– Да. И, к счастью, сделали ее быстро: уже через восемь дней – 28 января. Казалось, впереди долгая, но стандартная реабилитация. На самом же деле настоящий кошмар только начинался.
– Какое именно?
– Наступил на камень и у меня треснула кожа вместе с ахиллом. Острой боли не почувствовал, но белый носок мгновенно стал красным. Снял его, и вижу реальную дырку в ноге. Сразу обратился к хирургу, который меня оперировал. Он как будто сшил разрыв, но кожа не стягивалась. Швы должны были снимать через неделю, однако уже через несколько дней звоню доктору и говорю: "Там дырка сквозная – она сама по себе сочится, как насос. Я наступаю, а она звенит". Очевидно, что что-то не так. Когда же сделал УЗИ и проходил осмотры – говорили, что ахилл целый.
– Но с остальными операцию таки переделали?
Фактически три месяца ходил с дыркой в ноге – и она гнила. Когда увидели состояние, операция уже была сложнее: сухожилие с большого пальца пришили к ахиллу и прикрутили к пятке шурупом. Я просил не затягивать, но переделали только в конце апреля. С января по сегодняшний день нормально не хожу. И что не менее неприятно – повторную операцию оплачивал самостоятельно. Руководство сказало, что не гарантирует компенсации, потому что якобы я сам виноват.
– А ты виноват?
– Как посмотреть. Наступить в темноте на камень перед подъездом, это могло произойти с любым в любых условиях.
– И какова позиция клуба?
– Спортивный директор сразу заявил, что это полностью моя вина.
– Сколько обошлась операция?
– Относительно недорого как для такого вмешательства – 2000 евро.
– Ты морально уже попрощался с этой суммой?
– Да. Хотя в конце мая был разговор, что помогут компенсировать расходы. По состоянию на сейчас – никаких сдвигов. И страховку оформить не удается: нужны медицинские документы от клуба, а клуб их не дает. Уже два месяца пробуем найти компромисс.
– Контракт с Гурником действует до конца сезона-2025/2026?
– Да, еще год.

– Почему, по твоему мнению, клуб не способствует оформлению страховки? Он же ничего не теряет.
– Польский друг сказал: пока ты играешь – ты "святой человек". Как только травма – сам за себя. Особенно если ты легионер.
– Зарплату выплачивают вовремя?
– Да, с этим никогда не было проблем. Но майская зарплата стала последней. Клуб подал документы на ликвидацию. Его больше не будет существовать. Думаю, именно поэтому никто и не пытается помочь. Президент просто отвернулся от всех. Говорят, загорает где-то на пляже в Португалии. А все игроки – травмированные или нет – сидят в панике.
– Вам предоставили статус свободных агентов?
– Нам еще в феврале сообщили о возможных проблемах. В мае говорили: все будет хорошо, обещали поддержку города и спонсора. А в июле уже предложили всем искать новые клубы. Как найдете – сразу к президенту. Он хотел хоть что-то заработать на трансферах. Нескольким игрокам разрешили уйти, но с условием – подписать бумагу, что они отказываются от зарплаты с июня.
– Тарас Миноцкий перешел во французский Дюнкерк, а какова ситуация с другим украинцем Дмитрием Артеменко?
– Он также был на стрессе. Мы с ним постоянно на связи. В ближайшие дни должно решиться, где он будет играть. Не хочу пока говорить, останется он в Польше или нет в этом сезоне, но искренне желаю ему играть в Лиге чемпионов. Он давно соответствует этому уровню.
– Как с долгами перед игроками?
– Например, Тарасу Миноцкому оставили виноватыми зарплату за месяц. Сейчас этим занимается польская Суперлига, которая взяла на себя ответственность. Ситуация неприятная еще и как именно мы обо всем узнали. Получили СМС от президента: "Клуб прекращает существование, ищите новую работу". Я ему, кстати, очень сдержанно написал: не претендую на зарплату, но прошу компенсировать реабилитацию. Мы всегда нормально общались, поэтому не хочется доводить дело до суда.
– Ответ не получил?
– Нет. И, думаю, не получу.
– Можно озвучить общую сумму расходов?
– 7-8 тысяч евро. Это реабилитация плюс повторная операция. Все счета и чеки я сохранил – во избежание двойных трактовок.
***
– Мы с тобой разговаривали в апреле, и тогда ты говорил, что шансы на твое участие на Евро-2026 оцениваешь в 30%. Сейчас ситуация приобрела более четкие формы?
– К сожалению, да. Вопрос закрыт на 100%, ведь впереди – длительное восстановление. Еще 6-7 месяцев. Как я уже упоминал (разговор состоялся 27 июля), только начал курс реабилитации.
– Поиск клуба для травмированного игрока – дополнительное осложнение?
– Безусловно, это значительно усложняет процесс. Тем не менее, у меня на горизонте появились определенные предложения. Например, один из клубов бонусом готов взять на себя мою реабилитацию. Конечно, контракт в этом случае будет рассчитан минимум на два сезона, ведь большую часть первого я пропущу.
***
– За этот сложный период, начиная с января, с кем из сборной Украины ты чаще всего держал связь?
– Мне очень приятно, что партнеры не остались в стороне. Захар Денисов позвонил сразу после операции – и до сегодняшнего дня мы на тесной связи. Даже несмотря на то, что я долгое время не смогу помогать сборной. Также Иван Шурша, врач сборной и Мотора, сразу сказал: любая помощь – обращайся, помогу. Звонил и тренер Вадим Бражник ... Честно скажу – приятно удивлен. Потому что обычно о травмированных быстро забывают. Даже генеральный секретарь ФГУ Александр Гладун позвонил.
– Даже?
– Ну, у нас с ним никогда не было острых конфликтов, но на некоторые вещи мы смотрим с абсолютно противоположных позиций. Сказал: чем сможем – поможем, тем более в ситуации, подобной моей, сейчас находится Женя Левченко из женской сборной.
– Первое окно отбора на Евро-2026 в исполнении сборной Украины – самое сильное. Почему не удалось удержать качество в следующих двух?
– В ноябре собрались опытные, сыгранные ребята, которые давно не виделись в сборной. У каждого была бешеная мотивация. Просто бешеная. Мы реально рассчитывали взять очки не только у Фарерских островов, но и у голландцев. В выездном матче с Косово допускаю, что имела место мысль о победе еще в раздевалке, даже несмотря на ожидаемое сопротивление хозяев. Плюс очень сложная логистика проезда в Приштину. О качестве судейства можно даже не вспоминать. "Дома" уже все стало на свои места – соперники не имели шансов.

– В заключительном окне уже мы не имели никаких шансов...
– Голландцы и настроились лучше, и состав собрали более мощный. Главное усиление – Люк Стейнс. Он, будто на велосипеде, объезжал защитников. Дани Баэнс – тоже невысокого роста. Надо быть откровенным, мы уступаем им в ногах, и эти двое нас просто раскрошили.
– Появление Денисова на относительно долгое время в центр защиты – попытка хоть как-то успеть за ногами Стейнса. У тебя не было разочарования, что не мог помочь в этот момент?
– Было и еще какое! Разве приятно наблюдать за матчами сборной по ту сторону экрана? Я и игры клуба смотрел с горькими ощущениями. Я не говорю, что мое присутствие точно изменило бы картину, но даже маленькая помощь иногда может многое изменить.
– Не могу не спросить: кто вернул тебя в сборную после "омоложения"?
– После полуторагодичной паузы, когда сказали, что я больше не игрок сборной, мне позвонил Вадим Бражник с предложением вернуться. Сказал, что решение отказаться от меня после неудачного отбора на предыдущее Евро – не его. Я ответил согласием на возвращение. Никогда не отказывался от сборной.
– Давай проговорим неординарное событие, как наша команда радовалась по поводу квалификации Украины на Евро. Кстати, как ты о нем узнал?
– Я смотрел матч онлайн. И как только прозвучала сирена – выключил экран, даже не видел реакцию команды. Более того, я думал, что Литва вышла, а мы – нет. Но мне почти сразу написал Иван Бурзак: "Мы на Евро!" И уже потом рассказал, какими были эмоциональные качели.
– А что именно рассказывал Иван?
– Сразу после окончания матча мы начали радоваться, а фарерцы в это время на нас смотрят удивленно, мол, с вами все в порядке – чего вы радуетесь? Потому что в тот момент еще не было известно о результатах всех матчей, а следовательно и итоговой таблицы третьих мест. Затем зашли в раздевалку и минут 20 просидели в тишине, не будучи уверенными – прошли или нет. И когда ЕГФ уже опубликовала список участников – тогда уже выдохнули: мы вышли на Евро!
От автора. Позволю себе приоткрыть завесу – как именно эволюционировала ситуация с ожиданием новости об успешной квалификации. Считаю необходимым отдельно отметить Вадима Бражника, который взял на себя ответственность и достойно с ней справился.
Он заранее просчитал все возможные варианты зачета третьих мест (в том числе и потенциальную разницу мячей) и во время матча с Фарерами держал руку на пульсе – внимательно следил за результатами в других группах. Наибольшее внимание было приковано к Скопье, где сборная Северной Македонии победила Литву с достаточной для нас разницей в счете ("+9"). Этот результат не позволил подопечным Гинтараса Савукинаса зацепиться за последнюю проходную позицию среди третьих мест, на которой находилась Украина, – мы опередили литовцев в итоге на 7 мячей.
Понимая формулу отбора, Бражник мгновенно поздравил команду с выходом на Евро сразу после финальной сирены. Впрочем, некоторые "флешскоры" поспешно опубликовали итоги зачета третьих мест, ошибочно поставив туда Литву вместо Украины. Причина – этот зачет не рассчитывается простой формулой: он имеет относительно сложный, почти ручной подход. Сначала нужно определить, кто именно занял третьи места (их состав может измениться буквально в последний момент), а затем считать очки и разницу мячей только в матчах с первыми и вторыми командами групп.
Именно поэтому ЕГФ обнародовала официальный список финалистов не сразу, а примерно через 20 минут после завершения всех матчей.
В новейшей истории нашей сборной уже случались досадные ошибки и просчеты со стороны ФГУ в подобных ситуациях. Например, в предыдущих отборах наша федерация поспешила анонсировать невыход сборной Украины, хотя на самом деле мы успешно прошли квалификацию. Такая неосторожность вызвала эмоциональный дисбаланс – как для команды в раздевалке, так и для болельщиков.
В нынешнем случае, несмотря на сложный ход событий, Бражник имел четкую уверенность в своих расчетах – и они полностью подтвердились в Торсгавне. Это положительный кейс, который заслуживает фиксации, особенно на фоне прошлых ошибок.
***
– Я видел твои эмоции в соцсетях. Что это был за концерт?
– Макс Корж. Белорус с принципиальной позицией, которая не совпадает с позицией действующей власти. На него зрители приходят с бело-красно-белыми флагами. Искренний, настоящий артист. Получил настоящий кайф: 40 000 зрителей, никаких инцидентов, исключительно положительный эмоциональный взрыв. Это была моя мечта – попасть на его концерт. Жена Вика, купив билеты, сделала лучший подарок на мой день рождения.
– Высокие ожидания совпали с реальностью?
– Даже превзошли.
– Это был лучший концерт в твоей жизни?
– Это был мой первый концерт в жизни.
– На кого пойдешь в следующий раз?
– Опять на Коржа.
– Еще раз?
– Да, чтобы снова почувствовать эту атмосферу. Из более конкретных планов – поедем с женой в Краков на стендап-выступление украинки Аллы Волковой. Интересно будет почувствовать этот вайб вживую в большом зале.
Игорь Грачев, специально для "Чемпиона"