Новый чемпион Швеции играет в деревне. Его тренер – директор школы, скаут – почтальон, а за газоном ухаживают пенсионеры

Крайне редко шведская лига становится ньюсмейкером в мировом футболе, но сейчас это так.
Мьельбю – чемпион-2025!
Вы хоть раз слышали об этом клубе? Может, помните его матчи? Знаете его бывших игроков?
И никто не знает.
Более 90 лет этот клуб из рыбацкой деревни на крайнем юге Швеции болтался в трясине, даже не помышляя о трофее.
Чемпион рассказывает совершенно сказочную историю, как невозможное стало реальностью.
***
"Когда соперники приезжают к нам, они едут мимо ферм и рыбацких пристаней. Они едут и едут так долго, что уже не могут больше ехать. И только тогда они видят перед собой наш стадион", – смеется Хассе Ларссон.
В прессе его называют "Мистером Мьельбю".
В молодости Хассе играл за Мьельбю, затем тренировал, а сейчас занимает пост спортдира, не забывая и о семейной ферме неподалеку:
"Такого я и представить не мог никогда. Я бывал в клубе трижды, и всякий раз работал бесплатно".
Ничего удивительного для такого места.
В муниципалитете Сельвесборг, где базируется Мьельбю, всего 14 000 жителей, а непосредственно в Хеллевике, где они играют, – менее 1500 человек. В основном, это рыбаки. Как и их родители, и родители их родителей, они выходят в Балтийское море на лодках каждое утро. В этих местах традиция все еще дает фору глобализации.
И вдруг... чемпионы Швеции!
Более того, Мьельбю еще и рекорд лиги по очкам побил, набрав 69 баллов за 2 тура до финиша.
"По утрам, просыпаясь, я спрашиваю себя: "Это мне не снится? Это действительно так?" До сих пор трудно поверить в то, что происходит", – признается гендиректор Якуб Леннартсон; как легко догадаться, еще один местный фермер.
***
Их сказка началась в 2016 году, когда Мьельбю висел на волоске.
Зона вылета 3-го дивизиона, представьте себе! Стоило проиграть в последнем туре – и все, конец.
К счастью, они тогда одолели Преспу Бирлик из Мальме.
Ну, а еще спустя месяц клуб подхватил самый богатый уроженец деревни Магнус Эмеус, который сделал карьеру в разных компаниях Европы и, в конце концов, стал исполнительным директором строительной Alvi Group.
В Швеции действует правило "50+1", как в Бундеслиге, не позволяющее богачам просто скупать клубы и накачивать деньгами. Более того, у Эмеуса нет финансов даже уровня Суркисов.
Его клуб – это не банальный денежный мешок:
"Мы контролируем все наши средства. У нас один из самых маленьких в лиге бюджетов, но и самые низкие расходы. По поводу каждой уплаченной кроны мы задаем вопрос: сделает ли она нас лучше? Футбол – это страсть, но хорошая экономика тоже нужна".
Когда Эмеус пришел в Мьельбю, клуб ежегодно терял по 400 тысяч евро.
В 2024 году его чистая прибыль достигла 2,6 млн.
Все получилось быстро. Мьельбю достиг элиты в 2018-19 годах, заработав два подряд повышения в классе, а затем монотонно наращивал мышцы. Тактика проста: берешь молодого свободного агента, раскручиваешь и продаешь, как только приходит предложение.
Так произошло, например, с Уве Рослером, за которого Мальме выложил 1,1 млн евро, или Никласом Ройшером, которого Норшелланн купил за 1,6 млн.

Не уровень топлиг, да.
Из-за этого даже сегодня у Мьельбю лишь 12-й по величине бюджет в шведском футболе – 7,5 млн евро в год. Для контекста, Мальме тратит 60 млн.
Также в деревне медианная зарплата футболистов – 5900 евро, когда в среднем по лиге она превышает 12,500.
***
"У них там почти остров. Чувство "Мы против остального мира" очень сильное", – делился впечатлениями журналист Тим Гаши.
А фанат Мальме после выезда написал в блоге: "Здесь никто не живет, дыра! Один магазин и дикие животные вокруг! Если повернуть направо, то мир заканчивается и начинается море. Удивительно, что здесь вообще играют в футбол, но играют!"
Эмеус от этого отталкивается.
На ключевые посты он расставил местных, ведь знает, что никто так не будет переживать за успех Мьельбю, как они.
Например, тренер Андерс Торстенссон еще в 2015-м работал здесь директором школы, имея лишь небольшой опыт тренерства на любительском уровне:
"Тогда это был еще непрофессиональный клуб. Игроки имели работу на стороне. Когда ко мне обратились еще раз, я сказал, что не имел дела с клубом с 2013-го. Я сказал, что я не лучший тренер, тактик и физрук. Но мне ответили, что неважно, если я буду побеждать".
Скаут Мьельбю Арвид Франзен только летом уволился с работы почтальона, где работал на полную ставку – с 6:30 до 15:00.
30-летний капитан Йеспер Густавссон – тоже местный воспитанник.
Уход за газоном, уборка трибун – все на селянах. Среди них есть несколько садовников, которые поддерживают поле в порядке.
Журналисты приехали на базу? Что ж, кто в Геллевике свободен, тот и сварит им кофе. Бывало даже, что закуски на стадионе разносили жены футболистов!
А поскольку село совсем крошечное, то до десятка игроков Мьельбю живут в одном многоквартирном доме. Яркого досуга тут и представить нельзя, поэтому чуть ли не каждый день они жарят барбекю все вместе на лужайке неподалеку.

"Эти связи строятся вне поля и поддерживаются на поле. Это ключевой момент. Мы все такие близкие... Это особенно – играть в маленьком клубе", – делится их лидер Эллиот Страуд.
***
Желание "показать им всем" еще усиливается из-за личных драм.
Тренер Торстенссон болен лейкемией; также на стадии ремиссии после рака мозга спортдир Ларссон.
Они борются за жизнь, игроки – за них, деревня – за команду, и вот так это колесо у них крутится.
Нотку профессионализма добавляет разве что нанятый на пост ассистента тренера норвежец Карл Мариус Аксум, хотя и он далеко не Гвардиола – защитил диссертацию, но никогда не играл и не тренировал. Мьельбю – первый проект, где он испытывает свои теории:
"Я требую активные движения головой перед получением мяча для сканирования пространства. Это критически важно. Игроки двигаются все быстрее, прессинг становится все качественнее, поэтому следует постоянно следить за окружающей обстановкой. Особые требования здесь к игрокам центра поля, которые должны понимать ситуацию на 360 градусов".
С появлением Аксума стиль Мьельбю изменился с архаичного "навесного" на игру низом. Средний показатель владения мячом за 2 года вырос с 47% до 54%.
Движение игроков, их универсализм впечатляют; в течение сезона-2025 за Мьельбю забили аж 16 разных исполнителей.
Вместе с тем, как в каждой сказке, везения тоже немало. Команда Торстенссона завершает сезон с 7-м показателем ожидаемых голов (xG) в Швеции – то есть, у них какая-то сумасшедшая реализация.
7 из последних 9 голов перед завоеванием титула Мьельбю забил после стандартов, которые ранее ему не удавались почти полгода.
Также в каждом из последних 17 матчей Мьельбю пропустил меньше голов, чем предполагала статистика его оборонительных действий.
Видимо, здесь целый комплекс причин сыграл роль – и долгое путешествие в отдаленный Хеллевик, и общий невысокий уровень нападающих в Швеции, и фактор вратаря тоже.
Если и есть в Мьельбю игрок, способный зажечь на топ-уровне, то это 23-летний кипер Ноэль Торнквист. Еще летом его контракт выкупил Комо Сеска Фабрегаса, куда швед и поедет уже в январе 2026-го. Кажется, у него есть задатки, чтобы достичь там успеха.
***
Что же касается Мьельбю, то он уже сейчас имеет больше, чем когда-либо надеялись несколько тысяч его настоящих фанатов.
Говорим "настоящих", поскольку глоров развелось море!
"Друг из Даларны, что за 400 миль, рассказывал мне, как дети в их школе дерутся на переменах, чтобы поиграть в настольный футбол за Мьельбю!" – смеется Торстенссон.
В деревне уже привыкли, что сюда приезжают репортеры The Guardian, L`Equipe, Gazzetta dello Sport.
Так же уже не удивляются, что стадион на 6500 мест набивается под завязку благодаря приезжим, которые снимают все свободные комнаты в окрестных деревнях – так им хочется прикоснуться к чуду.
Их легко понять, правда же?
Жизнь в целом – безнадежно реалистичная штука. Кто в ней больше, богаче, знатнее, тот и завоевывает место под солнцем в 99 случаях из 100.
Но вот когда Давиду все-таки удается метнуть камень, как следует...
Праздник!
И неважно, что зимой Мьельбю всех лучших продаст и начнет чуть ли не сначала. Главное здесь уже произошло.
"Мы всегда были небольшим, семейным клубом, где каждый верил в то, что у нас есть. В наш футбол", – говорит Леннартсон. "Может, не у всех здесь есть электричество и интернет. Мы работаем каждый день на рыбацких лодках и на фермах. Это наше наследие. И сейчас эта наша идентичность – наша самая большая сила".