Украинская правда

Лучший матч Пеле, сделка Кройфа и Бомбонера в крови: топ-5 поражений Европы в Межконтинентальном кубке

Хуан Рікельме, Getty Images
Лучший матч Пеле, сделка Кройфа и Бомбонера в крови: топ-5 поражений Европы в Межконтинентальном кубке

Лучший матч Пеле

1962 год

Сантос – Бенфика (3:2, 5:2)

Это был всего третий розыгрыш трофея.

Потом рассказывали, что сама его идея зародилась в 1958-м в споре Жоао Авеланжа с Жаком Годде – каждый доказывал, что лучше играют именно на его континенте. Но как определить?

На создание формата, поиск спонсоров ушло 2 года, и уже в 1960-м Реал с Пушкашем, Ди Стефано и Хенто в двух матчах разбил уругвайский Пеньяроль.

Внимание фанов зашкаливало, деньги лились рекой – и все решили идти дальше.

В 1961-м Пеньяроль взял своеобразный реванш, в двух матчах одолев Бенфику.

Однако же в историю вошло другое противостояние Орлов – с легендарным Сантосом Пеле, который дома называли Os Santásticos, а Европа знала, как "Белый балет".

Без шуток, они действительно играли в белом и так грациозно, будто танцевали с пируэтами. В 1959-74 годах это поколение Сантоса выиграло 25 трофеев и забило более 3000 голов. Не только Пеле, но и Жилмар, Мауро, Коутиньо, Пепе творили невероятные вещи.

У Бенфики хватало своих мастеров, как Эйсебиу, Колуна и Сантана, и в гостях они шокировали 90-тысячную толпу на Маракане. Пеле еле выцарапал для своих победу – 3:2.

Перед ответкой Орлы не сомневались в себе и заранее продавали билеты на третий матч, который по регламенту должен был определить победителя, если соперники выиграют по разу в первых двух.

Но они не учли Пеле.

В Лиссабоне у того был вечер, который по воспоминаниям современников был лучшим даже по его королевской мерке. Хет-трик, ассист Коутиньо; еще один гол из офсайда. Лишь при счете 5:0 Сантос остановился и дал Бенфике забить.

Тогда еще не было никакой злобы, наоборот! Эштадиу да Луж стоя аплодировал Пеле, а после свистка фаны выбежали на поле, чтобы просить у гостей футболки и автографы.

Это был апогей, высшая точка Межконтинентального кубка. Лучше уже никогда не было.

Похищенный и избитый

1969 год

Эстудиантес – Милан (0:3, 2:1)

Ненависть между ними посеяли в том же 1962-м, но на мундиале.

"Битву при Сантьяго" – поединок сборных Италии и Чили – четыре раза прерывала полиция, когда игроки окончательно забывали о мяче. Драки, переломы, травмы; арбитр Кен Астон благодаря тому опыту впоследствии изобрел красные и желтые карточки.

Почему дрались? Итальянцы обзывали Сантьяго "жалким болотом с проститутками, алкоголиками и нищетой, где даже телефоны не работают".

Из-за этого уже в 1963-м на Межконтинентальном кубке между Миланом и Сантосом было жарко; вратаря Россонери вынесли с поля.

Ну, а дальше все окончательно развалилось.

"Нельзя выиграть Кубок, играя в антифутбол", – уверял журналистов в октябре 1969-го тренер Эстудиантеса Освальдо Субельдия. "Это было вынужденно. У игроков не было сил, поэтому они прибегли к этому".

Лжец!

Фиаско от Милана на Сан Сиро 0:3 решило вообще все – так зачем это было?!

Вратарь Альберто Полетти бил итальянцев ногами по голове; защитник Эдуардо Манера не только калечил всех, кто попадался под руку, но и кусал и плевался. Рамон Агирре Суарес, которым вдохновлялся "Мясник" Андони Гойкоэчеа из следующей эпохи, бил соперников просто кулаком по лицу. А в это время трибуны зверели, и в гостей летел и мусор, и даже горячий кофе.

Попробуйте хоть на секунду представить такой "футбол".

Но и это не все, ведь после победы 2:1, которая ничего Эстудиантесу не дала, Нестора Комбина – аргентинца с французским паспортом, игравшего за Милан – арестовали по фальшивому обвинению в уклонении от службы, клуб не мог его найти. Также под отелем избили и персонал Россонери.

Аргентиной руководила хунта Хуана Карлоса Онгании, где это выдавали за норму, даже патриотизм. Немногие журналисты, как Хулио Паскуато, нашли мужество сказать правду:

"Нет, Эстудиантес, это был не дух и не темперамент, а жестокость и безумие. Ответственным должно быть стыдно".

Полетти потом комично оправдывался, что во всем виноват капеллан, который их слишком сильно настроил перед игрой.

Еще один лжец!

Ну, а европейцы с тех пор все чаще избегали матчей с латиноамериканцами. Общее мнение выразил тренер Англии-1966 сэр Альф Рэмси: "Аргентинцы – это животные".

Зико и гольфисты

1981 год

Фламенго – Ливерпуль (3:0)

Ну, а кто играет с "животными"?

В 70-х матчей сильнейших команд Европы и Латинской Америки почти не было из-за отказов победителей КЕЧ. По два раза берегли ноги Аякс, Ливерпуль и Бавария, еще раз – Ноттингем.

Внимание публики тоже падало, и в 1979-м в Мальме на матч против парагвайской Олимпии пришло 5 тысяч шведов – жалкая пародия на баталии эпохи Пеле.

Mundo Deportivo тогда же назвала Межконтинентальный кубок "собакой без поводыря" – и как в воду глядела, ведь скоро на организаторов вышла японская Toyota, предложившая хорошие деньги, но отныне играть должны были в Токио, трофей заменили на "Кубок Toyota", а за неявку на матч штрафовали.

Помогло!

В 1981-м в Токио прибыл выдающийся Фламенго имени Зико, и не менее исторический Ливерпуль Боба Пейсли с Далглишем, Сунессом, Хансеном, Гроббеларом.

Тот факт, что борьбы вообще не получилось, а пасы Зико на Нуньеса уничтожили Ливерпуль очень легко, задел красных за живое.

Далглиш в автобиографии писал: "Видимо, мы не принимали это всерьез. По правде, мы в тот день больше вкалывали на площадке для гольфа, чем футбольной. Если бы мы и выиграли, мы бы не считали себя чемпионами мира".

Большинство зрителей думало иначе – просто Фламенго был лучше.

Жуниор, Леандро и Зико уже через год влюбили в себя мир в составе Бразилии на ЧМ-1982, и на их техничный, элегантный футбол Ливерпуль не имел ответа.

"Нам даже в голову не приходило, что мы можем проиграть", – пожимал плечами лидер полузащиты Менгао Андраде. "Мы были уверены в себе. Помню, по традиции мы включили самбу перед игрой, а потом собрались проговорить молитву. Игроки Ливерпуля, стоявшие неподалеку, стали над нами смеяться. Жуниор взглянул на них, а потом сказал: "Ничего. Сейчас мы выйдем на поле, и они все увидят".

Соглашение Кройфа и Сантаны

1992 год

Сан-Паулу – Барселона (2:1)

Успех Зико и Фламенго задал тон 80-м – они прошли в целом под диктовку латиноамериканцев.

Уже без грубостей и поломанных ног – просто и настраивались лучше, и выступали. Пеньяроль побеждал Астон Виллу, Гремио – Гамбург, Ривер Плейт – Стяуа, Насьональ – ПСВ. Прервал это доминирование лишь Милан Арриго Сакки, но дальше европейцев ждал новый вызов и, пожалуй, последняя действительно великая бразильская клубная команда – Сан-Паулу Теле Сантаны.

Итак, 1992 год – матч против каталонской Дрим Тим.

Аргентинский рефери Хуан Карлос Лоустау не мог уснуть из-за долгого перелета и спустился в бар отеля выпить, а там уже четвертый час болтали Сантана и Йохан Кройф:

"Они говорили о футболе, будто о чем-то священном. Оба подтверждали, что не будут играть грязно, на отбой и тянуть время. Оба хотели победить, но без подвоха – только благодаря своей философии, а она у них была похожа".

В итоге договорились, что если одна команда заставит другую выглядеть плохо, отказаться от своего стиля, то проигравший тренер просто заберет своих с поля. Когда же пожимали руки, то Кройф и арбитра позвал: "Вы к нам присоединяетесь?"

Так Лоустау положил на руки тренеров еще и свою.

Ну, а на поле действительно была красота. Стоичков невероятно издалека счет открыл, дальше Раи грудью (!) его сравнял.

Тот же Раи, младший брат Сократеса и будущая легенда ПСЖ, принес своим и победу, гениально исполнив штрафной с короткого паса Кафу.

Кафу, кстати, тогда еще играл правого вингера, а не защитника. Слева у Сан-Паулу бегал Палинья, по центру атаковал Мюллер. Ну, и Тониньо Сересо цементировал центр поля. 37 лет уже имел, но Гвардиолу переиграл все равно.

Шоу Рикельме

2000 год

Бока Хуниорс – Реал Мадрид (2:1)

Что могла сделать Европа против врожденного класса Латинской Америки? Конечно, скупить всех.

Если на ЧМ-1986 лишь пятеро аргентинцев представляли европейские клубы, то на ЧМ-1998 только шестеро Альбиселесте играли дома. Рост ВВП, а не футбольные реформы образовали пропасть.

В 90-е она росла чуть ли не ежедневно. Лишь раз Велес Сарсфилд удивил в 1994-м – аргентинцы обиделись на пренебрежение Сильвио Берлускони, назвавшего их "командой второй лиги", и шокировали Милан 2:0.

А вот больше никто не смог – вплоть до 2000 года.

Странно, что так, ведь в том сезоне от Европы в Межконтинентальном кубке играл Реал, который только что купил Луиша Фигу и почти не имел слабых мест. Икеру Касильясу не хватало опыта, но это компенсировали Фернандо Йерро и Айтор Каранка. Слева Роберто Карлос рвал сетки; центр цементировали Макелеле и Эльгера; Рауль и Гути в нападении умели все.

Видимо, они сильно ошиблись еще до игры, когда закрылись у себя в гостинице. Бока вместо этого пошла в народ, и в тот день весь стадион болел за нее.

Также тренер Боки Карлос Бьянки прекрасно ставил оборону, а на поле имел сыгранный коллектив бойцов с двумя топами – Мартином Палермо на острие и Хуаном Рикельме без позиции, ведь зачем она ему?

Эти двое шокировали Мадрид уже на старте – 2 гола за 6 минут.

Реал забрал мяч и неоднократно мог отыграться, но и Бока могла забивать и третий, и четвертый.

Всякий раз, когда Генуэзцев прижимали, на выручку приходил Рикельме, зарабатывавший на себе фолы, связывавший линии, умело работавший с мячом. Комментатор Рэй Хадсон видел в нём оттенки Марадоны и констатировал: "Бока" построена на умении остальных игроков пожинать плоды гениальности Романа".

Фигу, Макманаман и Гути были бледной тенью энганче, лишь в 2002-ом решившегося принять предложение Барселоны, да и то зря.

Как и Палермо, и Дельгадо, и Басуальдо, Серна, Ибарра, Бермудес, близнецы Скелотто, Рикельме все лучшее сыграл дома, в Латинской Америке. Это было последнее такое поколение.

Оно еще раз хлопнуло дверью в 2003-ем, победив Милан Шевы, а тогда дало дорогу молодым, как Межконтинентальный кубок уступил место Клубному чемпионату мира.

Лучшим ли стал футбол в этих новых реалиях, где латиноамериканцев контрактуют в Европу еще подростками? Если вы Реал, ваш ответ "да". Если Бока, то "нет".

А вот что ясно точно, так это отсутствие необходимости в таких матчах в 2024-м. Они бессмысленны, как все отжившее. Деньги не играют футбол, но за них вы можете купить команду, которая это сделает, потому-то сегодня у нас снова Межконтинентальный кубок, но мы поймем вас, если вы проигнорируете Реал – Пачука. Ноль интриги; только повод вспомнить прошлое, когда все было иначе.

Пеле статті