"Он напоминал бога": как Дрогба и футбол остановили гражданскую войну в Кот-д'Ивуаре

Кот-д'Ивуар вчера эффектно разбил Буркина-Фасо на КАН-2026, и это повод вспомнить историю, которая навсегда связала эти два народа.
Был 2005 год, и Кот-д'Ивуар пылал в пламени гражданской войны.
Христианский Юг воевал против мусульманского Севера, куда массово стекались беженцы именно из Буркина-Фасо.
И вот в самое мрачное для страны время, когда убийства стали рутиной, слово взял Дидье Дрогба – самый выдающийся ивуарийский футболист, призвавший народ к миру.
***
На дворе было 8 октября 2005 года, когда сборная Кот-д'Ивуара прибыла на арену "Аль-Меррих" в суданском Омдурмане.
И какая это была сборная! Просто вау!
Коло Туре и Эмануэль Эбуэ – из лондонского Арсенала; Дидье Зокора – из Сент-Этьена; Аруна Диндан из Андерлехта; Яя Туре уже зажигал в Олимпиакосе, а Саломон Калу – в Фейенорде.
Главной же звездой был Дидье Дрогба – "Вождь", как его называли в Челси.
"Он победитель и останется им до конца жизни", – восхищался Арсен Венгер.
Но в тот вечер "Слонам" было трудно мечтать о триумфе. Они проиграли оба очных матча Камеруну и перед последним туром уступали ему в таблице. Только победа над Суданом и ничья "Львов" в параллельном матче с Египтом принесли бы Кот-д'Ивуару путевку на ЧМ-2006 — первую за всю историю страны.
Неплохая завязка, не так ли?
Кот-д'Ивуар в тот вечер без проблем доказал свой класс в Омдурмане. Борьбы не получилось – суданцы лишь забили гол престижа в конце игры.
А тем временем в Яунде было жарко. Камерун повел в счете на 20-й минуте, но после перерыва Мохаммед Шавки шокировал трибуны – 1:1!
Поскольку "Слоны" завершили матч на несколько минут раньше, то прямо с поля побежали к телевизору, чтобы посмотреть последние минуты игры в Камеруне, от которых зависело все.
Можете представить их эмоции, когда арбитр на 94-й минуте назначил "левый" пенальти на ворота Египта?
А потом – когда Пьер Воме с точки ударил в штангу?
Это было что-то фантастическое, невероятное.
И когда путевка на Мундиаль лежала в кармане, а эйфория накрыла всех с головой, капитан сборной Сириль Доморо попросил прессу подойти поближе. Они стояли, обнявшись, – вся сборная.
Слово взял Дидье Дрогба:
"Мужчины и женщины Кот-д'Ивуара! Среди нас здесь игроки с Севера, Юга, Запада и Центра. Мы сегодня здесь доказали, что ивуарийцы могут сосуществовать и достигать успеха вместе!
Мы обещали вам праздник, который объединит людей. А сегодня мы умоляем вас: пожалуйста, простите!
Единственная страна Африки, которая имеет столько богатств, не может ввязываться в такую войну! Пожалуйста, сложите все оружие. Проведите выборы, организуйте их. И все будет хорошо.
Мы хотим отпраздновать наш успех с вами, поэтому прекратите стрелять!"
Последнюю фразу команда прокричала вместе, стоя на коленях.
Наверное, это был самый эмоциональный момент за всю историю отборочных матчей на Мундиали.
***
Речь ведь шла не об игре, а о миллионах и миллионах судеб.
Гражданская война в Кот-д'Ивуаре, начавшаяся в 2002 году, на тот момент уже унесла 5000 жизней и превратила еще 1 млн человек в беженцев.
Этническая и религиозная вражда — страшные вещи.
В 1960-90 годах Кот-д'Ивуар был процветающим по африканским меркам государством, которым правил бывший плантатор и друг Франции Феликс Уфуэ-Буаньи. Это при нем ивуарийцы стали крупнейшим в мире экспортером какао.
Ну, а чуть севернее страдал народ Буркина-Фасо, чьи лидеры выбрали дружбу с СССР и, следовательно, нищету.
Уфуэ-Буаньи на протяжении десятилетий охотно принимал беженцев-буркинабе, работавших за миску каши – и тем самым снижавших стоимость его какао.
Проблема возникла, когда приезжих стало слишком уж много. В 2000 году буркинийские мусульмане составляли почти треть от общего населения в целом-то христианского Кот-д'Ивуара, поэтому захотели и власти тоже. Вскоре у них и кандидат появился – некий Алассан Уаттара.
И знаете, что сделали коренные? Тупо не пустили их на выборы.

С этого и началась война, заставившая христиан бежать с Севера, а мусульман – с Юга.
Фронт же вскоре стабилизировался по рекам.
Тот факт, что параллельно в футбольной сборной уроженец Юга Дрогба прекрасно ладил с братьями Туре, происходившими из мигрантов, напоминал почти чудо.
"Когда они победили и обратились к народу, вся страна — каждый человек, каждый дом были счастливы. В тот день мы все забыли, что страна все еще разделена", — вспоминает журналист Хассан Омар, который тогда был студентом.
А еще добавляет, что ни один другой игрок, кроме Дидье, не имел бы такого влияния: "Дрогба был богом для нас, поэтому мог говорить от имени масс".
На это нападающий только пожимает плечами:
"Конечно. Ведь прежде всего я не игрок Челси или еще кого-то, а один из ивуарье".
***
Их обращение неделями крутили по ТВ в Абиджане, словно мантру.
Телевизионщики тоже хотели мира, как и средний класс, и большинство простого народа.
А вот с элитами было сложнее.
Повстанцы во главе с Гийомом Соро надежно укрепили ставку в Буаке, что в 300 км от Абиджана, где, в свою очередь, упорно отказывался от компромисса президент Лоран Гбагбо. У него было меньше войск, но столицу защищал французский контингент.
И что тогда сделал Дрогба?
После выступления Кот-д'Ивуара На ЧМ-2006 он, южанин, приехал на восставший Север без охраны — под честное слово полевых командиров, которые хотели его увидеть.
Кадры въезда Дидье в Буаке напоминали триумф римского императора.
Вот он, Дрогба, с трофеем Лучшему игроку Африки!
Вот он дарит Соро свои бутсы, и тот благодарит!
Вокруг все еще куча вооруженных людей, но основная часть толпы просто пила пиво и пела песни в честь любимого игрока страны.
Только после этой неслыханной поездки политики наконец подписали перемирие с условием, что вскоре они вместе, Север и Юг, проведут честные выборы, на которых выберут президента.
"Учитывая, что Дрогба родился в том же районе, что и Гбагбо, в тот момент он напоминал бога", — писал Остин Меррил для Vanity Fair.
Но и это еще не была кульминация.

***
3 июня 2007 года Кот-д'Ивуар должен был сыграть в Абиджане против Мадагаскара в отборе на КАН, однако Дрогба настоял на переносе игры в Буаке.
Да-да, в оплот повстанцев!
Там все еще ходили по улицам их патрули, готовые расстрелять любую угрозу с Юга, однако футболисты приостановили войну, и Гбагбо не мог оставаться в стороне. Он собрал охрану – и поехал на матч тоже.
Феерическое зрелище – вожди двух враждующих лагерей встретились на футбольном стадионе, чтобы поболеть за общую сборную!
"Это было полное безумие. Мы ехали со сборной на стадион, а за нами куча машин с военными. Они так волновались, что у них оружие выпадало из рук. Но внутри стадиона правительственные войска и повстанцы проскандировали приветствия друг другу", – рассказывает Меррил.
"Это было что-то гораздо большее, чем футбол. Я был в Абиджане. Все заведения, фабрики прекратили работу в 12 часов. Кто-то пил пиво, кто-то шампанское. Мы были так счастливы", — делится пережитым Омар.
У Мадагаскара и так шансов не просматривалось никаких, а в такой атмосфере...
Саломон Калу открыл счет уже на 12-й минуте, а на 90-й точку поставил, обыграв вратаря, конечно же, Дрогба.
Когда он забил 5-й гол Кот-д'Ивуара, то побежал по беговой дорожке, словно выполняя круг почета, а за ним сборная и фанаты, спустившиеся с трибун, и даже повстанцы с автоматами, которые были вместо стюардов.
"Я всегда знал, что мы сможем объединить людей быстрее, чем политики", — констатировал Дрогба в 2011-м. "Страну разделяли только политики. Футболом нам удалось объединить народ".
***
Конечно, не все было так гладко.
Гбагбо знал, что проиграет демократические выборы, поэтому откладывал их так долго, как мог.
Исчерпав последние аргументы, он даже попытался начать новую гражданскую войну в 2010 году, но на сей раз Франция уже не помогла — и в апреле 2011-го Гбагбо арестовали и доставили в Гаагу на суд.
Новым лидером Кот-д'Ивуара стал Уаттара, и хотя проблем полно, страна остается форпостом Запада в то время, когда Сахель наводняют российские наемники.
Дрогба, в свою очередь, сразу после выборов возглавил Комиссию по примирению как крупнейший моральный авторитет на улицах:
"Я знаю, как пострадала моя страна, и знаю, что никто не хочет повторения. Нам всем нужно сесть вместе и найти причины, почему так произошло, чтобы мы больше никогда не воевали".
Браво!
В карьере Дидье в дальнейшем было еще очень много триумфов — 4 выигранные АПЛ, 4 Кубка Англии, Лига чемпионов-2012. Он завоевывал титулы в Турции и США, введен в Зал славы английского футбола и плоско шутит в роли ведущего церемоний ФИФА и France Football.
Вместе с тем, Дрогба и сейчас не колеблется, когда его спрашивают о главном достижении в жизни:
"Трофеи, кубки — я выиграл их немало. Но ничто не сравнится с тем, чтобы помочь выиграть мир своей стране. Я так этим горжусь! И за это мне не нужно ни куска серебра для празднований..."
Телеграм-канал автора: Футбольные истории
