Украинская правда

Лужный выполнил подкат – я порвал ахилл: Лучший футболист Армении XX века – о головокружительной игровой карьере и старте тренерской работы в Украине

Лужный выполнил подкат – я порвал ахилл: Лучший футболист Армении XX века – о головокружительной игровой карьере и старте тренерской работы в Украине

Сегодня Хорену Оганесяну исполняется 70 лет. В начале 80-х World Soccer назвал Оганесяна лучшим полузащитником СССР. В откровенном интервью Максиму Розенко знаменитый футболист вспомнил, как подкат Олега Лужного поставил крест на продолжении его карьеры в Греции, почему он покинул симферопольскую Таврию и как готовился к прощальному матчу Олега Блохина.

– Господин Хорен, у вас действительно была возможность закончить свою карьеру в Греции, но шлагбаумом к этому переходу стала игра с киевским Динамо?

– Да, в 1991 году выступал за ташкентский Пахтакор. С подачи Василиса Хадзипанагиса меня пригласили в Ираклис, где Вася провел всю свою карьеру.

Но не сложилось. За пару недель до отъезда в матче с киевским Динамо порвал ахилл. Играли в Ташкенте 13 мая 1991 года, выигрывали 2:0. За несколько минут до конца матча Лужный выполнил подкат сзади и травмировал меня. Подчеркну, не специально – был игровой момент.

Мне к тому времени уже исполнилось 36 лет, Ираклис не стал ждать моего восстановления. Операцию провел в Греции. Олег Блохин тогда уже тренировал Олимпиакос. Он меня встречал в аэропорту Афин, увозил в клинику. Посодействовал.

– Но в Греции вы все-таки несколько лет провели. С 2006 по 2008 год работали селекционером Олимпиакоса. За кого болели в противостоянии Олимпиакоса с Динамо в Лиге Европы несколько лет назад?

– Конечно, за Динамо. Всегда болею за украинские команды в еврокубках. С Андреем Балем дружил, дружил с Блохиным, Буряком, Бессоновым.

Пользуясь случаем, передаю привет всем ребятам из Динамо, против которых играл и с кем дружил! Прошло более 30 лет, но помню персональное приглашение от Блохина на его прощальный матч на тогда еще Республиканском стадионе 28 июня 1989 года.

В тот момент я четыре года не играл в футбол на высоком уровне, набрал вес. А здесь приглашение на матч, в котором сыграет сборная СССР и сборная звезд. Олегу отказать не мог. Начал готовиться, в итоге вышел на смену, каши не испортил.

От Украины до Ливана

– Закончив игровую карьеру, тренерскую деятельность вы неожиданно начали в Украине. Кто пригласил в симферопольскую Таврию?

– Заяев. Свой дебютный этап тренерской карьеры вспоминаю с удовольствием. Мы хорошо поработали. В первой союзной лиге финишировали шестыми. Набрали одинаковое количество очков с Буковиной, которая по дополнительным показателям стала пятой. А в следующем году Таврия выиграла дебютный чемпионат Украины.

– Только вы уже в ней не работали...

– 10 января у меня День рождения. В начале 1992 года он отпросился на пару дней, чтобы отметить его в Ереване. Затем вместе с Таврией должны были лететь на сборы. Но решил остаться дома. С нуля была создана команда АОСС (Армянский общий спортивный союз). Уговорили, чтобы с ней работал. Мы стали первыми чемпионами Армении в 1992 году, а в следующем сезоне повторили этот результат.

– Затем в вашей тренерской карьере была работа в ливанском Оменетмене. Как оказались на Ближнем Востоке?

– Владельцем ливанского клуба был армянин. Команда отстала в чемпионате Ливана, президента Оменетмена это не устраивало. Взял в Ливан трех армянских футболистов. В первом сезоне совершили впечатляющий скачок, поднявшись с самого низа на пятое место. Во втором – завоевали бронзовые медали. Можно было и дальше работать в Ливане, но тянуло домой. Вернувшись в Ереван, принял Пюник, затем – сборную Армении.

– Это при вас в национальную команду начали приглашать игроков с армянскими корнями из Западной Европы?

– Да, пригласили этнических армян – нападающего французского Генгама Эрика Асадуряна и защитника Монпелье Мишеля Тер-Закаряна, быстро оформили ребятам армянское гражданство. Эрик с Мишелем играли за сборную не из-за денег (что мы тогда могли им предложить?), а по зову крови.

Самый высокооплачиваемый футболист СССР

– Вы однажды признавались, что в 80-х зарабатывали в Арарате по 10 тысяч рублей в месяц. Итак, были самым высокооплачиваемым футболистом СССР?

– Возможно. Правда, не знаю, сколько получал, например Олег Блохин в киевском Динамо. Меня в Ереване не обижали. Деньги передавались наличными, ведь таких официальных зарплат в СССР никогда не было.

– Так вот почему вы отказывались от многочисленных предложений из Москвы и Киева.

– Не в этом дело. Арарат для меня всегда был родной командой, из которой никуда не хотел уходить. Это – главная причина. Были и менее веские. К примеру, у Лобановского меня не очень привлекали слишком большие нагрузки.

Бесков в Спартак каждый сезон звал

В 1985 году меня обвинили в сдаче матча бакинскому Нефтче. Большего позора для игрока Арарата не представляю. Уволили из команды. Я наконец решился на переезд в Москву. Но тогда такие переходы разрешались на заседании федерации. Накануне заседания со мной поквитались в типичном советском партийном стиле – в газете Труд вышел пасквиль: вспомнили купленный мной "мерседес" и еще кучу всего придумали. В итоге, в Спартак меня не пустили.

– А когда вы приобрели знаменитый синий "мерседес"?

– в 1983 году в Москве, у одного советского дипломата. Он в посольстве СССР в Бельгии работал, оттуда машину и перегнал. За "мерседес" отдал 40 тысяч рублей. Но тогда и "волга" на черном рынке 30 тысяч стоила. Это нам, футболистам, продавали "волги" вне очереди за госценой – вдвое дешевле.

– На чемпионате мира в Испании сборную СССР тренировал триумвират наставников в составе украинца Валерия Лобановского, грузина Нодара Ахалкаци и россиянина Костантина Бескова. Как это воспринимали игроки?

– Не помню, чтобы кто-то по этому поводу иронизировал. Все три тренера хотели, чтобы сборная побеждала. То есть все стремились к единой цели. Но у них было немного разное понимание, как ее достичь. Каждый говорил что-то свое, указания наставников не совпадали. Достичь положительного результата в Испании не удалось.

– Почему Арарату при вас не удалось получить положительный результат в чемпионатах СССР? В 1973 году команда завоевала золотые медали, но повторить это достижение оказалось не по силам даже с Оганесяном.

– Во-первых, тогда уровень чемпионата СССР каким был?! Но при этом в 1975 году под руководством Маслова мы выиграли Кубок СССР. Спустя год завоевали серебряные медали. Удался старт и в чемпионате-1983. После 11 туров шли на первом месте. Но во втором круге сникли. Даже 15 моих голов в чемпионате не помогли. Чемпионом тогда стал Днепр Емца и Жиздика.

– Как вам удалось после пятилетнего перерыва в 35 лет вернуться в большой футбол и помочь Пахтакору выйти в Высшую лигу чемпионата СССР?

– Работал как проклятый, через два месяца сбросил лишние килограммы. Ну и талант, конечно. В Пахтакоре тогда, кстати, вполне приличная команда была – Пятницкий, Касимов, Шквирин.

– В 2010 году президент Армении за заслуги перед отечеством вручил вам орден Мовсеса Хоренаци. Мовсес – герой Армении?

– Да, знаменитый древний историк. Орден храню со всеми своими спортивными наградами, включая олимпийскую бронзовую медаль, дома.

Личное дело

Оганесян Хорен Жораевич.

Родился 10 января 1955 года. Полузащитник. Воспитанник ереванской футбольной школы. Первый тренер – Константин Бегларян.

Выступал за команды: Арарат Ереван (1974–85), Спартак Октемберян (1985), Искра Ереван (1988), Пахтакор Ташкент (1990–91).

Обладатель Кубка СССР (1975).

За сборную СССР провел 34 матча, забил 6 голов. За олимпийскую сборную СССР сыграл 3 матча, забил 2 гола. Бронзовый призер Олимпийских игр в Москве-1980 году. Участник чемпионата мира (1982). Чемпион Европы-1976 среди молодежных команд.

Тренировал: Таврия Симферополь (1991), АОСС Ереван (1992-93), Оменетмен Ливан (1994-95), сборная Армении (1996-97), Локомотив Ташкент, Узбекистан (2011-13).

Президент клуба Пюник Ереван, Армения (2000-06).

Тренер-селекционер Олимпиакоса в Афинах, Греция (2006-08).

Максим Розенко, Чемпион
Ответственный редактор
– Николай Дендак

Олег Блохін Динамо Київ Олег Лужний Хорен Оганесян Таврія Сімферополь