Обезьянки на ярмарке, или Как Атлетико подарил Реалу легенду на все времена

Мало кто помнит, но свой первый гол в Дерби Мадриленьо Рауль Гонсалес забил за Атлетико в ворота Реала. То, что произошло потом, очень не любят вспоминать болельщики "Матрасников", а вот "Сливочные" наоборот смакуют.
***
"Можете называть меня романтиком или идеалистом, но я считаю, что есть вещи, которые не происходят случайно. Я думаю, что Рауль был рожденным играть за Реал. Я верю, что на его роду так было написано", – говорил редактор AS Фернандо Каллас.
741 матч, 323 гола и 16 титулов – казалось бы, непреодолимый аргумент.
Но слышали ли вы о сезоне-1990/91, когда команда с Раулем во главе стала чемпионом Испании, выиграв все матчи с общей разницей голов 308:1?
Знаете ли о судьбе Хесуса Хиля, самого эксцентричного владельца клуба в истории Ла Лиги?
В курсе ли разговора "по душам" между Раулем и еще одной легендой "Сливочных" Хорхе Вальдано?
Если нет, то, клянемся, вы ничего не знаете о Рауле Гонсалесе.
***
Это фото – из программы Tan Contentos за 1991 год.
Заметили, что 14-летний Рауль здесь в форме Атлетико?
Так вот именно за "Матрасников" он выступал и болел в детстве.
Та программа была посвящена историческому достижению Атлетико U15, который в своей возрастной группе за сезон пропустил лишь раз, а взамен забил более 300 мячей, из которых 65 оформил Рауль.
На ТВ пришел тогда лично президент клуба Хесус Хиль, чтобы заверить всех:
"Рауль Гонсалес – запомните это имя! Он станет феноменом".
Хосе Эстебан Аленда играл в том Атлетико центрального полузащитника, а сегодня он известный в Испании телепродюсер. Когда Relevo спросила его о тех временах, он был искренним:
"Наш рекорд несколько преувеличен. В той команде, конечно, был талант, но прежде всего мы были очень физически развитыми. Мы уничтожали соперников силой. Сумасшедшее зрелище".

Аленда и Рауль не стали близкими друзьями – слишком уж разные. Отец Хосе работал на ТВ, часто брал сына с собой. Между тем семья нападающего только сводила концы с концами:
"Уже тогда Рауль был похож на звезду, знаменовавшую следующую эпоху. Он играл у нас левого инсайда, но имел нечто большее – амбиции. Он не был ни самым быстрым, ни самым техничным, но имел талант ко всему. И бредил футболом, никогда не останавливался. Когда он забивал, то хватал мяч и нес к центру, чтобы как можно быстрее забить еще".
***
И нет, Реал не воровал у соседей их бриллианта – они "справились" сами.
Вот тот-самый Хесус Хиль, печально известный президент Атлетико.
Еще в 1991-м он нахваливал Рауля на ТВ, а уже через год выгнал вместе с сотнями других подростков. В голову Хесусу пришла гениальная мысль, что Атлетико не нужна академия:
"Мы сократили все категории и сократим еще, если будет надо. Благодаря этому решению мы сэкономим 17 млн песет. Ко всему я покупаю игрокам квартиры, чтобы содержать молодежки, это дорого".
Все, что смогла добиться от Хиля федерация – это сохранить команды U21, U19 и U17.
Остальные - за дверь.
Не только Рауль – там, к примеру, был будущий игрок Бенфики и Вальядолида Тоте, который ничего не понимал так же, как другие дети.
"Я не знаю, почему Хиль это сделал. Он уничтожил все, и это был огромный позор. Содержание детей стоило минимум, если сравнивать с трансферами готовых игроков. Я не хотел уходить. Нам соврали, что базу закрывают. Это расстроило. Но потом меня набрал Пако де Грасия и сказал, что меня хочет Реал. Когда я приехал туда, там уже были Рауль, Альфредо Сантаэлена, левый защитник Баэна и лучший друг Рауля Хавьер Рей. Они выбрали нас пятерых", – вспоминал Тоте в интервью журналу Jot Down.

Аленда, в свою очередь, вспоминает, что Рауль покидал "Висенте Кальдерон" от безысходности:
"Он хотел продолжать, но они не согласились платить даже крохи. Реал пообещал ему лишь минимальную зарплату и проезд общественным транспортом, а Атлетико – ничего".
***
Хесус Хиль так вел дела. Недаром его в Испании сравнивали с Дональдом Трампом.
Вот здесь он вел ТВ-программу Las noches de tal y tal. Вокруг бегала стайка полуголых девушек, а Хиль в фирменной хамской манере обжигал жизненные ситуации.

Опыта – и то очень разнообразного – у него было хоть отбавляй.
В 1969-м, например, Хиль возвел гостиничный комплекс в Сеговии без архитектурного плана, и тот рухнул прямо на посетителей – 58 погибших, 147 покалеченных.
Его посадили, но он подружился с властями, отмазался, а в 1987-м выиграл выборы президента Атлетико, привезя в Мадрид молодую звезду Порту Паулу Футре.
Параллельно Хиль основал ультраправую партию имени себя Grupo Independiente Liberal (GIL), с которой в 1991-м выиграл выборы мэра в курортной Марбелье. Его главное обещание – "выгнать из города бомжей, попрошаек, черных и мусульман". А уже будучи мэром Хиль по вечерам бродил по набережной, где материл проституток, чтобы убирались прочь.
Открытый расист, он критиковал Аякс, потому что "негры лезут из всех щелей", а у себя в Марбелье с почестями поселил престарелых нацистов Второй мировой Отто Ремера и Леона Дегреля.
Хиль "обсуждал" кадры со своим конем, которого звали Империосо, и в основном тот "советовал" увольнять тренеров – отсюда и 39 отставок в Атлетико за 16 лет.
Ну, и несчастная академия – Хесус, кажется, так и не понял, как и почему она работает.
"Помню, Хиль отправлял нас на митинги своей партии в Марбелью, когда нам было по 13 лет, – вспоминает Аленда. – Я не знал, что мы делаем на сцене, какого черта мы вообще там. А по вечерам были вечеринки, мы имели полную свободу. Я стер все это из памяти. Это ненормально. Для Хиля мы все были как обезьянки на ярмарке".
***
В автобиографии Рауль вспоминал, что в детстве болел за Атлетико и был яростным антимадридистой.
Стоит ли удивляться, что в 1994-м он чуть не вернулся на "Висенте Кальдерон"?
Уже в 17 лет Рауль хотел играть, а не ждать, и его судьбу решил разговор с тренером Хорхе Вальдано, который дал слово, что немедленно поставит его в основу первой команды Реала.
"Вальдано сделал то, на что мало кто бы решился – он поставил на юношу. Это сложнее, чем кажется. Как много молодых игроков исчезли, потому что в них никто не поверил?" – спрашивает репортер Radio Marca Мигель Анхель Торибио.
Дебют Рауля состоялся 29 октября 1994-го на "Ла Ромареди" в Сарагосе, где юноша упустил каждый шанс, который создали для него партнеры.
Тем не менее, уже через неделю Вальдано снова поставил Рауля в старт – теперь на дерби с Атлетико, оставив на скамейке живую легенду Эмилио Бутрагеньо. Тот риск тренера стал легендарным – за следующие полтора часа Рауль заработал пенальти, ассистировал на Саморано и, наконец, забил свой первый гол из 323 за Мадрид.
"Считаю, это мой самый важный мяч. Гол, о котором я всегда мечтал", – признавался Рауль в 2016-м.
При этом зла на Атлетико он не держит, и перед финалом ЛЧ говорил, что желает "Матрасникам" тоже выиграть свой трофей – лишь бы не против Реала.
***
Для Рауля все сложилось наилучшим образом, так почему злиться?
Реал дал ему все, и с 2019-го бывший супербомбардир возглавляет его дубль – Кастилью. При Карло Анчелотти в основу пока не пробиться, но кто знает?
Аленда на свою судьбу тоже не жалуется – говорит, еще в Атлетико понял, что ему скучно с футболистами, и он хочет рассказывать истории на экране. В 2009-м за одну из таких историй Хосе получил высшую кинопремию Испании – Гоя.
Давно отошел от дел и Хорхе Вальдано, а Тоте не сделал карьеру из-за самой страшной из возможных травм – порвал одновременно переднюю, заднюю и крестообразную связки колена.
Ну, и Хесуса Хиля на свете уже нет – умер от сердечного приступа в 2004-м.
Его волюнтаристское правление привело Атлетико к чемпионству в 1996-м, но и к вылету из Примеры в 2000-м. Невозможные качели – отчасти потому, что под конец 90-х за аферы Хиля взялась прокуратура, и его влияние таяло.
"Потеря Рауля – мое проклятие", – повторял Хесус, и уже в 1995-м восстановил академию Атлетико, куда в том же году поступил некий Фернандо Торрес.
Вместе с тем поколение, которое побеждало 308:1, Хиль потерял для клуба навсегда, и в итоге это обернулось многолетним кризисом и все большим отставанием "Матрасников" от Реала, Барселоны и даже Депортиво и Валенсии, что трудно было представить в 1992-м, когда Рауль еще бегал в бело-красной футболке. Заново приставку "топ" Атлетико вернул только в 2011-м с приходом Диего Симеоне.