Отец забивал СССР, сын выигрывал ЛЧ, а внуки учились в Ла Масии: Гудьйонсены - главная футбольная сага Исландии

Сборная Украины сегодня сыграет с Исландией, где уже более 40 лет тянется необычная эстафета.
Арнор Гудьонсен был лучшим футболистом в истории острова, пока на поле не вышел его сын Эйдур.
Теперь же настала очередь и его сыновей – Свейна, Андри и Даниэля.
Невероятно!
Чемпион рассказывает историю, которой нет аналогов в мире.
***
Было 24 апреля 1996 года, когда они попали в книгу рекордов Гиннесса.
Отец и сын в одном официальном матче сборных!
Арнору тогда было 34, а Эйдуру – 17.
И поскольку поединок с Эстонией игрался в Таллинне, исландская федерация решила, что пусть лучше один заменит другого, а вместе сыграют уже через месяц перед родной публикой.
Роковое решение.
"Конечно, я не имел права голоса, я был еще таким молодым, – вспоминает Эйдур. – Мы должны были сыграть с папой в следующем матче, но я сломал ногу и выбыл на два года. Поэтому этого никогда не произошло".
Арнор, однако, не выглядит разочарованным.
Стать отцом в 17 лет – то еще испытание, и старик говорит, что именно благодаря Эйдуру выжал из себя максимум:
"Признаюсь, мне было страшно. Я только искал себя как профессионал. Эйдур дал мне вдохновение, которое было нужно, чтобы стать лучшим мужем и лучшим отцом, каким я только мог быть".
До Арнора Гудьонсена в Исландии не было великих футболистов. На этом холодном острове, открытом викингами, всего 400 тысяч жителей, а погода подходит для футбола 4-5 месяцев в году.
Арнор добился успеха, когда на него никто бы и копейки не поставил.
Целых 7 сезонов он был главной надеждой на голы в Андерлехте, выиграл три чемпионата в 1985-87 годах. Затем перешел в Бордо в компанию к Патрику Баттистону, Дидье Дешаму, Биксанту Лизаразу, Кристофу Дюгарри.
Все это время Эйдур путешествовал вместе с ним и мамой:
"Мое первое воспоминание в жизни – это отец возвращается с тренировки, а я жду его с мячом, чтобы поиграть. Сегодня мне смешно это вспоминать, ведь я знаю, какими изнурительными бывают занятия, и последнее, что хочется после них – это играть дома!"
И что самое главное, где бы ни выступал Арнор Гудьонсен – он везде находил способы забить.
Среди прочих в 1986 году он забил и сборной СССР, где тогда доминировали украинцы. Матч завершился вничью 1:1.
Ну, и разочарование большое было, конечно. Финал Кубка УЕФА-1984 Андерлехт – Тоттенхэм состоял из двух матчей, и оба завершились вничью. Победителя решала серия пенальти, и как раз Арнор не забил последний, пятый удар, принеся трофей "Шпорам".
Сын этого не запомнил – мал еще был.
Всерьез Гудьонсены поговорили о футболе в начале 1990-х, когда стало понятно, что Эйдур – не совсем обычный исландец:
"Как-то я сходил на одну из его тренировок. 15 или 16 лет ему было. И я помню, как подумал: "Ого, да он лучший на поле!" У него был отличный баланс и прекрасное владение обеими ногами. Я знал, что следующие год-два будут решающими, но уже понимал, что он может представлять страну".
Ну, а дальше тренировки, взросление – и тот-самый вечер в Таллинне, где Исландия легко победила 3:0.
"Точно не помню, о чем подумал. Это был сюрреалистический опыт. Я этим моментом очень горжусь", – признается старший.
Когда Эйдур вернулся на поле после травмы, на дворе уже был 1998-й, и Арнор больше не тянул уровень сборной.
Ничего страшного!
Он нашел себе другую роль – стал агентом лучшего исландского футболиста; по совместительству – своего сына.
***
В Англии есть термин "Barclaysmen" – так называют игроков, определивших эпоху, когда одноименный банк был титульным спонсором АПЛ.
Эйдур Гудьонсен – один из таких.
Болтон подписал его после просмотра в предсезонном турне по Ирландии (!) в 1998-м, а уже через год новичок забил 21 гол во всех турнирах, заставив Челси действовать.
До Романа Абрамовича было еще долго, но 4 млн фунтов синие имели всегда.
И вот, пожалуйста, Эйдур на "Стэмфорд Бридж" составил пару Джимми Флойду Хассельбайнку, которая, по правде, нравилась чуть ли не всем, кто смотрел тогда АПЛ.
"Джимми – это любовь с первого взгляда!" – смеется Эйдур.
В их дуэте он был кинжалом, а голландец – кувалдой, и на двоих в АПЛ-2000/01 они забили 33 гола, а спустя год – 37.
Пожалуй, лучшим голом Гудьонсена в то время стал вот этот удар Лидсу после навеса от еще юного Фрэнка Лэмпарда:
"От этой игры я естественно кайфовал. О таком мечтаешь в детстве, отрабатывая этот удар дома в саду или на тренировке. Я помню, как после матча ко мне подошел Джанфранко Дзола и сказал: "Эйдур, ты сегодня показал мне что-то особенное". Для меня это означало многое".
Гудьонсен забивал сильно, элегантно, дерзко – по-разному.
А когда пришел Жозе Моуринью, то еще и существенно поспособствовал дебютному чемпионству, собрав за сезон 12+8.
Именно Жозе то ли в шутку, то ли всерьез прозвал Гудьонсена "белым Марадоной" за то, как органично тот адаптировался к позиции "в оттяжке".
А дальше – трансфер в Барселону, которая искала замену Хенрику Ларссону; требл с Гвардиолой в 2009-м. Гудьонсен уже не был основным, но имел лучшие ракурсы, дабы рассмотреть чудеса Месси. Иногда его реакция на них становилась вирусной, как, например, с тем сольным проходом против Хетафе.
Ну, и пока Эйдур наслаждался тики-такой да средиземноморским солнцем, дома росли три его сына.
***
Арнор Гудьонсен был природным талантом, самородком.
Эйдур – продукт школы ПСВ.
Ну, а Свейдн, Андри и Даниэль Гудьонсены благодаря Эйдуру впервые заиграли футбол в Ла Масии – академии Барселоны.
"Я и представить не мог, что Андри станет футболистом, когда он был ребенком. Я не хочу сказать что-то негативное, но он был маленьким толстячком, который носил мяч под мышкой!" – смеется отец.
Все получилось лучше, чем он мог ожидать – и не только со средним сыном.
Дело в том, что вся Исландия в 2010-х пережила футбольный бум, и уже на Евро-2016 вышла даже без стыков, напрямую.
"Я впервые сыграл за сборную в 1996-м, но такой атмосферы здесь еще не видел, – признавался Эйдур. – Иногда мы делали сюрпризы, но никогда нам не удавалось поднять планку ожиданий так высоко.
Поколение игроков, которое подросло, очень сильное. Они выходили на чемпионат Европы U21. Это неожиданно, и моя теория такова, что прошло ровно 13 лет с тех пор, как мы построили первые полноразмерные искусственные поля, накрытые крышей. Большинству ребят, которые сейчас в команде, тогда было по 10 лет, и они были первым поколением, которое могло играть в футбол в Исландии круглый год. Сейчас мы пожинаем плоды".
Да-да, это все – правительственная программа, направленная прежде всего на оздоровление молодежи и борьбу с вредными привычками. Успех на профессиональном уровне стал приятным бонусом.
И вообще-то Гудьонсена уже не должно было быть среди этой молодежи. В 2011-м в АЕК он порвал крестообразные связки, и учитывая прошлое, это предвещало конец карьеры. Только благодаря характеру и интеллекту, которые компенсировали потерю скорости, он продолжил играть.
В сезоне-2014/15 даже в Болтон вернулся ради довольно достойного "последнего танца".
Ну, и вы точно помните, что Рагнар Сигурдссон, Арон Гуннарсон, Биркир Бьярнасон, Гильфи Сигурдссон сделали с Англией и как рубились с Францией на Евро-2016. Выдающееся выступление, увековечившее ту группу, комментатора и аплодисменты их фанов.
***
Сыновья Эйдура были слишком малы, чтобы принимать в этом участие. Они только поддерживали.
Старший Свейдн, пожалуй, не дотягивал и талантом тоже.
До 2015 года он занимался в детских клубах Каталонии, затем уехал в Италию, Германию, но провалился. Только в шведском Эльфсборге в 2022-23 он заиграл действительно хорошо. В то же время Свейдн забил и 2 гола в спаррингах за Исландию.
"Одним из лучших нападающих чемпионата Швеции" назвал его спортдир Сарпсборга Хампус Андерссон еще в 2024-м.
Что было дальше – кто знает.
Ясно только, что сейчас Сарпсборг раскручивает Даниэля Карлсбакка, а вот Свейдн в свои 27 греет скамейку. Это уже, пожалуй, финиш.
А вот двое других сыновей Эйдура есть в заявке на Украину, и они достойны внимания.
Андри, который рос толстячком, вымахал до 188 см и уже забил за Исландию 10 голов. Это именно он поразил ворота Франции месяц назад.
Невыдающийся, но мощный нападающий. Когда-то в Реале (да-да, он закончил Ла Фабрику) набил 37 голов за команду U17.
"Очень цельный игрок. Любит опускаться глубоко, цепляться за мяч, помогать команде. Умный на поле", – хвалил его тренер Ману Фернандес.
Уже среди взрослых, где защитники такие же рослые, как он сам, Андри сбавил обороты. Только в Люнгбю в сезоне-2023/24 он забил 15 голов в 33 матчах. А вот дальше в Генте и сейчас в Блэкберне – не то.
В текущем сезоне он еще не забивал за "Бродяг", да и сама команда плетется в зоне вылета Чемпионшипа.
"Отец пытался нарисовать мне картину лиги, дать представление, но, думаю, это все равно немного шокирует. Совсем другой опыт. Действительно приятно видеть такую страсть и любовь к игре", – говорит нападающий.
А еще признает, что фамилия открывает перед ним больше дверей, чем создает проблем:
"Конечно, будут сравнения, кто-то будет указывать на имя. Но я думаю, мы с братьями хорошо справляемся. К тому же, родители никогда на нас не давили".
Выступления за Исландию для Андри – шанс показать тренерам Блэкберна, что он достоин шанса и места, которое сейчас чаще отдают Юки Онаси. Как и месяц назад с Францией против наших он будет отдавать все силы, которые есть.
***
Ну, и 19-летний Даниэль – главная надежда Гудьонсенов на новые большие достижения.
В 2023-м The Guardian внесла его в список крупнейших талантов 2006 года рождения, представьте себе!
И было же за что!
Тренеры потом говорили, что Дани работал слишком добросовестно, и поэтому тело не выдержало – случился стрессовый перелом, вылет на кучу месяцев. Только с весны он полноценно вливается в состав шведского гранда – Мальме.
28 матчей, 5 голов, 4 ассиста – нормальные цифры для юноши.
"Я потерял год футбола, но получил год спортзала. Нарастил мышцы. Теперь мне легче играть против старших", – Даниэль говорит, будто Эрлинд Холанд.
Оформив гол плюс пас в августе против Хальмстада, он даже рискнул дать совет тренеру:
"Сейчас открыто окно, и клуб может подписать нового форварда, но у нас есть я и Эконг. Мы справимся с позицией девятки".
Кажется, наставнику Генрику Ридстрему услышанное и увиденное нравится:
"Замечательное выступление. Не только гол и ассист. Дани является проблемой для центральных защитников. Меня интересует прессинг, и он был в нем сильным. Приятно видеть".
Конечно, приятно и Арнору, и Эйдуру, и братьям. Династия центрфорвардов Гудьонсенов держит марку.
И вот что интересно – все поколения, получается, стилистически разные.
Арнор же был невысоким и играл на ощущениях, технике, ловкости. Эйдур – тем более оригинал, который создавал шансы так же часто, как и завершал атаки.
Ну, а три его сына – все таранные нападающие; из того сорта, что заталкивает мяч в ворота вместе с защитниками и голкипером.
Забарный, Матвиенко, вы как? Сегодня вам нужно стоять на ногах крепко!
"Даниэль не похож на Эйдура. Разве что немного самоуверенностью, которую сложно не заметить, – признает тренер Исландии Арнар Хюннлейгссон. – Но он великолепный нападающий штрафного, и нам подойдет. Мы хотим вести дома прямую игру, а не заниматься ерундой с мячом. Мы должны быть прямыми и оказывать давление. Стало быть, нам нужны сильные, физически крепкие игроки, готовые вмешаться, когда это необходимо".