Как Москва тормозила чемпионское шествие Зари-1972 и почему украинская команда стала калифом на час
52 года назад луганская Заря сделала, казалось, невозможное – украинская команда уверенно выиграла чемпионат тоталитарной страны СССР. В 30 матчах подопечные Германа Зонина набрали 40 очков (в то время победу оценивали в два, а не в три балла) и на 5 баллов опередили киевское Динамо, завоевавшее серебряные медали.
Динамо Тбилиси также набрало 35 очков, но по дополнительным показателям уступило одноклубникам из Киева и было вынуждено удовлетвориться бронзовыми наградами. Интересно, что команды, занявшие места с четвертого по шестое, набрали по 34 зачетных пункта. По дополнительным показателям четвертое место занял ереванский Арарат, на пятом оказалось московское ЦСКА, а на шестом – дебютант Высшей лиги Днепр.
Это свидетельствовало о большой конкуренции. Например, если бы Днепр имел одну победу (или две ничьи) больше, то занял бы не шестое, а второе место. Также стоит отметить, что в топ-6 коллективов чемпионата смогли пробиться сразу три украинских, грузинская, армянская и только одна российская команда.
Заря вместе с киевским Динамо смогло забить самое большое количество голов в чемпионате – 52. Причем в список бомбардиров первенства попали сразу 5 игроков луганчан. Владимир Онищенко забил 10 голов, Юрий Елисеев – 9, Виктор Кузнецов, Анатолий Куксов и Вячеслав Семенов – по 7. Таких успехов от украинской команды никто не ожидал.
Последняя бутылка к концу сезона
Герман Зонин принял Зарю в сентябре 1969 года, когда команда боролась за то, чтобы остаться в элитном дивизионе.
"На финишной прямой мы обыграли донецкий Шахтер, который тогда тренировал Михаил Ошенков, и московское Торпедо со Стрельцовым и Ворониным, – вспоминал в разговоре с Максимом Розенко Герман Зонин, доживший до 95 лет и ушедший в лучший мир в ноябре 2021 года. – Финишировали одиннадцатыми. Потом начали готовиться к следующему сезону. Поехали на сбор в Болгарию. Перед началом сезона нам поставили задачу финишировать пятыми.
Мы её выполнили. В чемпионате СССР-1971 заняли четвертое место. Помню такой эпизод. Перед сезоном мы сидели всей командой, отдыхали. Я сказал капитану Журавлеву: "У меня в номере стоит ящик виски. Возьми оттуда столько бутылок, сколько считаешь нужным". Саша взял ключи и вернулся к нам с одной бутылкой. Сказал: "Сейчас разопьем её на всех, и это будет нашей последней бутылкой до конца сезона".
Футболисты как солдаты
По мнению Зонина, феномен Зоров-1972 объяснялся новой методикой, которую он разработал для команды.
“Мне удалось создать коллектив единомышленников, которые мне беспрекословно подчинялись, – подчеркивал Герман Семенович. – В те уже далекие времена без жесткости претендовать на что-либо серьезное было практически невозможно. Я разработал новую методику тренировок, которую у меня потом во многом перенял Валерий Лобановский. Сама работа строилась по-другому. Я прививал людям сознательное выполнение упражнений. Все ребята были студентами – учились в педагогическом институте на физкультурном факультете. Им было проще понять то, что от них требовалось. Каждый солдат должен знать свой маневр. Вот и пытался сделать так, чтобы футболисты были обучены, как солдаты.
Также я развивал глубинное зрение у ребят. Перед каждой тренировкой проводил теоретическое занятие. Наигрывались тактические варианты, большое внимание уделял скоростной работе. Было несколько фирменных фишек. К примеру, идет атака через правый фланг – все защитники туда смещаются. А на самом деле – это отвлекающий маневр. Володя Онищенко совершал рывок на правый фланг, затем происходил либо прострел, либо стенка. Нередко таким образом забивали голы.
В Бразилии, куда Заря поехала на турнир, посвященный 150-летию независимости страны, мои тренировки снимали на камеру. Затем во Флуминенсе проводил показательное занятие. У нас был отработан коллективный отбор мяча при его потере. Команда играла, меняя тактическое лицо в течение матча. Была полная взаимозаменяемость. Я не боюсь сказать, что Заря-1972 была прообразом настоящей профессиональной футбольной команды.
Улучшилась ведь и инфраструктура. На старой базе "Трудовые резервы" стояли деревянные бараки. Но потом решили достроить к ним каменный дом со всеми условиями. В результате команда получила по тем временам прекрасную спортивную базу, футбольную школу, а также интернат с двумя полями”.
Как бытовая дисциплина переходит в игровую дисциплину
Зонин вспоминает, как прививал команде железную дисциплину накануне чемпионского сезона.
“Йожеф Сабо опоздал к автобусу на 40 секунд, – рассказывал Герман Семенович. – Казалось бы, мизер. Однако у нас существовал такой порядок – тех, кто опаздывает, не ждут. Он, запыхавшись, прибежал на тренировку. Я его наказал материально. Йожеф отреагировал правильно. Мол, принимаю наказание, ведь мы должны работать профессионально. Жаль, что Сабо ушел в московское Динамо в конце 1970-го - так и не стал в составе Зари чемпионом страны.
Помню, Михаил Фоменко тоже опоздал на занятия. Так я ему такое "вливание" сделал! Он попросил прощения. Я простил. Его от нас в киевское Динамо в 1971 году забрали. Мишку мы нашли в Сумах. В день игры я позволял ребятам на базе поиграть в бильярд некоторое количество времени. Следил за ними. Они проводили за бильярдным столом ровно столько минут, сколько я отводил им. Это уже была самоосознанная дисциплина. Вскоре бытовая дисциплина перешла в дисциплину игровую”.
Как Москва тормозила чемпионское шествие Зари
В июле 1972 года Зарю под маркой сборной СССР отправили в Бразилию на турнир, посвященный 150-летию Дня независимости страны.
“В Москве нас хотели просто притормозить, – так Зонин оценивал это решение в разговоре с Максимом Розенко. – Мы набрали ход, и Зарю этой поездкой элементарно пытались, образно говоря, выбить из чемпионского графика. Турнир, проходивший в Белу-Оризонте, был представительским. Мы в зрелищном матче победили Уругвай, но проиграли португальцам. Мяч рикошетом от Саши Ткаченко влетел в наши ворота.
Лидером сборной Португалии был легендарный Эусебиу. Я поручил Малыгину действовать против него персонально. И Вова Эусебиу просто закрыл. После матча бразильские журналисты через переводчика спрашивали меня, откуда Малыгин родом. "Вот Эусебиу из Мозамбика", – говорили. Ответил, что Володя из Украины. В его рабочем поселке, говорю, трубы вовсю дымят, поэтому сегодня Малыгин и съел Эусебиу из Мозамбика”.
Шевченко как Хоттабыч
Учитывая реалии жизни в тоталитарной стране, для побед в чемпионате СССР команде из относительно небольшого города требовалась поддержка партийного руководства. Первый секретарь обкома партии Владимир Шевченко был заинтересован в прогрессе Зари.
“Благодаря ему Заря и стала чемпионом – признавался Зонин в разговоре с корреспондентом Чемпиона. – Для команды он был словно старик Хоттабыч. Что ни попросишь сделать для команды, делал. Помню, когда за год до чемпионства мы заняли четвертое место, я ему позвонил и намекнул, что неплохо было бы ребят чем-нибудь наградить – для провинциальной Зари такой результат был очень хорошим. Буквально через пару дней нас вызвали, каждому вручили по спортивному японскому костюму, фотоаппарату, золотым часам и выдали по 500 рублей премии.
А когда стали чемпионами, в зависимости от вклада каждого из игроков в общую победу, они получили от 1090 до 1200 рублей. Деньги нам привезли на базу. Я приглашал к себе тренерский актив, продемонстрировал предварительно составленную ведомость. Мол, если расписал неправильно, можете исправить. Возражений не было. Потом мы раскладывали деньги по конвертам и раздавали ребятам.
При этом золотой дождь на нас не лился. Отоваривали ребят в специальных магазинах. Думаю, что сейчас многие молодые читатели вашего сайта не поймут, о чем речь. Но тогда, во время жестокого дефицита, многие товары можно было приобрести только в спецмагазинах, доступ к которым имели далеко не все граждане СССР. В начале чемпионского сезона мы организовали всем игрокам костюмы, рубашки, ботинки. И, что гораздо более важно, выделили квартиры. Плюс в разных мелких просьбах, например, подвезти уголь (база тогда отапливалась углем), нам никогда не отказывали. Все благодаря Шевченко. Он спортивным человеком был. Три раза в неделю обязательно играл в волейбол. Причем в спортивном зале вместе с ним всегда должны были играть его замы и помощники.
Как-то Владимир Васильевич находился в командировке, его самолет задержался, но он все равно успел на занятие. Увидев пустой зал, вскипел – всех в срочном порядке вызвали поиграть в волейбол”.
Почему Заря стала калифом на час
В Москве чемпионства Зари-1972 Шевченко не простили. Уже в декабре 1973 года Владимира Шевченко сняли с должности и фактически отправили в политическую ссылку. Заря же следующему партийному руководству оказалась не нужна. Без партийной поддержки украинская команда стала середняком первенства (трижды занимала 9-е место) и в чемпионате СССР-1979 вылетела из Высшей лиги.
Максим Розенко, Чемпион
Ответственный редактор – Денис Шаховец