Пока одни выигрывали КЕЧ, другие захватывали трущобы: дерби Гамбурга - битва культур и немного футбола

Гамбург сыграет против Санкт-Паули сегодня вечером, и это несомненно главный матч футбольного дня.
Обе команды борются за выживание в Бундеслиге, так что речь не о качестве.
Стиль, идеология, наследие – вот что выйдет на первый план.
И еще – шоу на трибунах.
Чемпион рассказывает о противостоянии, которое зародилось из-за политики, а второе дыхание получило в последние годы.
***
Видимо, такие противостояния заложены самой человеческой природой.
Богатый, влиятельный, обвешанный медалями аристократ против нищего, но гордого бедняка, бросающего вызов, – что еще нужно для завязки?
В Париже так Ред Стар противостоит ПСЖ; в Мадриде – Райо Вальекано дает бой Реалу с Атлетико.
Ну, а в Гамбурге это получилось немного спонтанно.
В 1981-м на Хафенштрассе, к северу от Эльбы, сотни сквоттеров захватили заброшенные руины, чтобы в них жить. Полиция, конечно, была против – и начались столкновения. На помощь бездомным подтянулись маргиналы – левые студенты, панки, автономисты, активисты всех мастей.
Все вокруг запылало – можете себе представить?
И происходило это в 10 минутах ходьбы от "Миллернтора", где выступал ну очень никчемный ФК Санкт-Паули.
Никому не было до него дела, ведь кому нужны лузеры, если в городе был блестящий ФК Гамбург, который в 1983-м под руководством Эрнста Хаппеля победил в финале Кубка европейских чемпионов Ювентус Мишеля Платини и Збигнева Бонека?
Команда была выдающаяся. Один Хорст Хрубеш чего стоит!
Но все испортили рецессия и экстремизм.
Потеряв работу, многие молодые немцы сблизились с ультраправыми — и прежде всего фанаты.
"Я хорошо помню себя в начале и в середине 1980-х. Я чувствовал себя растерянным на полупустой трибуне, где гусиным шагом разгуливали 50 неонацистов-головорезов. Они ждали полицию, чтобы начать драку. А игра под нами в это время была совершенно серой", — говорит журналист Ули Гессе.
"У каждого клуба была своя фирма. И везде без исключения это были ультраправые фанаты".
И что должны были делать те, кто не соглашался? Кому мешали идеи "белой расы"?
Тогда-то они и начали собираться на "Миллернторне", который на глазах превратился в центр левого сопротивления.
"Говорят, что любимый клуб невозможно сменить, но в Гамбурге 1980-х это было не так. Я могу констатировать. Я вырос болельщиком Гамбурга, но ситуация с неонацистами стала для меня слишком тяжелой. И я был не один", — делится репортер Süddeutsche Zeitung Йорг Марведель.
***
Так оно все и закрутилось.
Санкт-Паули, который до этого существовал без цели, вдруг обрел смысл и значение далеко за пределами Гамбурга.
О них начали писать статьи, снимать сюжеты. Было что сказать даже The Beatles, которые тут же рядом на Репербан – гамбургском квартале Красных фонарей – потеряли девственность.
А пиратский флаг – Веселого Роджера – на трибунах видели?
Так это художник-анархист из местных сквоттеров Док Мабусе нарисовал и принес его на трибуны после того, как Санкт-Паули первым в Германии запретил расистские и сексистские выкрики с трибун.
Смотрела ли эта публика на табло? Если и да, то редко и сквозь пальцы.
В 1989-м еще один сквотер Тату Тео нарисовал в программке к матчу с Баварией поднятый кулак с надписью "Классовая война". Был даже суд, и Санкт-Паули его проиграл.
А тем временем в этом же городе Гамбург вел совсем иную жизнь – боролся за победы, трофеи и очень гордился тем, что никогда не вылетал из Бундеслиги с момента ее образования в 1963-м.
За это клуб прозвали "Динозаврами", а он установил на арене часы, показывающие, сколько конкретно дней, минут и секунд это длится.
За Гамбург играли известные мастера – после Грубеша и Феликса Магата пришло время Хасана Салихамиджича, Ивицы Олича, Хосе Паоло Герреро, Рафы ван дер Варта, Сон Хин Мина.
Его спонсор-миллиардер Клаус-Мишель Кюне параллельно построил городскую филармонию, которая сначала должна была стоить 114 млн евро, затем 127, а остановились на впечатляющих 789 млн.
Не два клуба, а два разных мира.
***
И они почти никогда не играли друг против друга – вот что интересно!
Санкт-Паули если и выходил в Бундеслигу, то немедленно вылетал.
Историческим стало дерби в 2011-м, когда Джеральд Асамоа принес "Пиратам" первую победу над Гамбургом с 1977 года.
"Болельщики до сих пор мне благодарны. Меня везде об этом спрашивают", — рассказывает Асамоа спустя годы после своего знаменитого гола. "Когда такое происходит, ты действительно осознаешь важность игры".
Вместе с тем, и после того дерби Санкт-Паули все равно вылетел.
"Многое шло не так. Не было структуры. Не было надлежащих – и я знаю, что этот термин немногим людям в этом клубе нравится слышать – механизмов контроля. Не было устойчивой системы скаутинга. Никакого профессионального видеоанализа.
Почему такие маленькие клубы, как Майнц и Фрайбург, конкурентоспособны? Потому что они сосредоточены на своем основном бизнесе: футболе. Санкт-Паули забыл об этом", — рассказывал президент клуба Оке Геттлих.
Когда его, музыкального продюсера, избрали президентом в 2013-м, все решили, что воук-культура окончательно поглотила клуб.
Где-то шокирует, что именно Геттлих превратил Санкт-Паули из изюминки для хипстеров в бизнес-проект.
И еще страннее, что параллельно в ФК Гамбург такого человека не нашлось. Там "Динозавры" попали в идеологическую яму и 6 лет подряд балансировали на грани вылета.
Их часы навсегда остановились в 2018-м.
54 года, 261 день, 0 часов, 36 минут, 2 секунды — финальные цифры.
"Это было... изнурительно", — вздыхает фанат Тобиас. "Полный рабочий день в городе перенесли, у всех было время подумать. Некоторые люди почувствовали облегчение, что это закончилось".
На тот момент миллиардер Кюне покинул клуб, потому что ему не согласовали продажу дополнительных акций, а долг Гамбурга достиг 105 млн евро.
Единственная "хорошая" новость — дерби с Санкт-Паули отныне стали регулярными.
***
Ох и взялись за них коричнево-белые во Второй Бундеслиге!
В сезоне-2019/20 Санкт-Паули впервые с 1954-го выиграл у Гамбурга дома и на выезде.
В сезоне-2020/21 вечный андердог сыграл в гостях вничью 2:2, а дома победил 1:0.
Сезон-2022/23 Санкт-Паули вообще начал с 3:0 в дерби.
В то время клуб возглавлял Фабиан Хюрцелер – молодой, амбициозный тренер, которого быстро забрал в Брайтон Тони Блум, как только "Пираты" поднялись в Бундеслигу в 2024-м. К слову, они на год опередили в этом Гамбург, у которого был в два раза больший бюджет.
И вот в текущем сезоне они играют дерби в элите.
Это уже совсем не то противостояние, каким оно было в 1980-х, ведь фасад изменился. У Гамбурга давно нет фанатов-неонацистов, его часы демонтировали, а лидер Райан Филипп, аутсайдер из лиги Люксембурга, был бы своим на "Миллернторне", тогда как капитана Санкт-Паули Джексона Ирвина легко представить в футболке уже не "Динозавров".
С течением времени они стали... похожими.
"У ультрас, может, иначе, но я знаю многих болельщиков Санкт-Паули, а игроки клубов дружат между собой.
Это больше похоже на... тыканье друг в друга. "Мы испортим вам сезон!", "Нет, мы испортим вам!". Что-то в этом роде. На самом деле мне нравятся вещи, за которые они выступают", — признает Тобиас.
Шпилек, о которых он говорит, особенно много в дни дерби.
"Гамбург: любовь, купленная легко, как на Репербане!" — гласит баннер фанов Санкт-Паули.
"Ваши ценности так же сильны, как ваши хулиганы!" — издевается в ответ плакат болельщиков Гамбурга.
Полиция еще дежурит рядом, но признает, что на прошлом дерби напугал только пьяный в стельку фанат, упавший на железнодорожную платформу, как мешок с картошкой. Даже если это и было идеологическим дерби, те времена в прошлом.
Фанатка Санкт-Паули Лена говорит, что сейчас это прежде всего противостояние того, чем должен быть футбол:
"Этот Гамбург уже не правый. Дерби — не политическая битва, а скорее столкновение взглядов на то, как следует управлять футболом. Для меня чрезвычайно важно быть членом клуба, который контролируется его членами. Важно доносить через футбол более важные вещи".
Ну, а за такую мелочь — кто будет подставлять голову под кулак?
***
Так вот футбол в Гамбурге как-то сдулся, несмотря на неизменно высокую посещаемость.
Файер-шоу сегодня, конечно, будет от обоих, но не удивимся, если они вылетят в конце сезона. Их отставание в менеджменте от Айнтрахта, Штутгарта, Фрайбурга гигантское — словно ХХ век против ХХІ.
"Санкт-Паули есть и всегда будет социальным, заботливым клубом. Мы всегда будем выступать против расизма и гомофобии, всегда будем заботиться о слабых и бедных. Но мы хотим видеть такую же страсть и усилия на футбольном поле! Это должно быть о футболе", – бьет кулаком по столу Геттлих.
Несмотря на его усилия, до баланса у коричнево-белых еще далеко. У Санкт-Паули 514 фан-клубов по всему миру и 11 млн болельщиков в Германии, но в то же время второй самый маленький бюджет в Бундеслиге – 64 млн евро. Они не используют свою популярность и на 50%.
С другой стороны, Гамбург после вылета в 2018-м и вовсе потерял любые ориентиры.
"Одна из самых больших проблем – поиск единой идентичности", – пишет Гессе. "Они больше не являются солью земли Бундеслиги. У них больше нет знаменитых часов на стадионе. Мне кажется, что клуб сейчас разделен. Я не имею в виду враждующие фракции, а группы с точки зрения идентичности".
"Уже не сквоттеры" против "уже не динозавров" — таковы реалии 2026 года.
Вот почему в Гамбурге так хорошо ходили на Шахтер. Помните? 143 000 зрителей в ЛЧ-2023/24.
Город, выросший на Зеелере, Кигане, Магате, обожает футбол, однако по-настоящему качественную игру от своих ему еще предстоит дождаться.
