Украинская правда

Сменил имя, забил 100 голов и застрелился в изгнании: тайны швейцарца, основавшего Барселону

Перший склад Барселони. Фото - Gamper family
Сменил имя, забил 100 голов и застрелился в изгнании: тайны швейцарца, основавшего Барселону

Сегодня 126-й день рождения празднует один из главных спортивных клубов планеты – Барселона.

А кто знает, что основал ее вообще-то швейцарец?

Более того, Ганс Кампер не планировал ничего основывать, а сначала приехал в Барселону только навестить родственников...

Чемпион рассказывает, как начиналась одна из самых славных историй в футболе.

***

"Наш друг и коллега господин Канс Кампер из футбольного отделения Sociedad de Deportes и экс-чемпион Швейцарии, желая организовать несколько футбольных матчей в Барселоне, просит всех любителей этого спорта связаться с ним, придя в его офис во вторник или пятницу с 9 до 11 часов".

Такое объявление прочитали читатели газеты Los Deportes утром 22 октября 1899 года.

Как же это было давно!

Никто тогда и не спрашивал, кто такой Кампер, ведь не сомневались – очередной коммерсант из Европы, которые прибывали в Пиренеи чуть ли не ежедневно.

Испания, проспавшая весь XIX век, в то время активно догоняла мир, проводила реформы; целые отрасли экономики вырастали с нуля благодаря иностранным специалистам.

И в целом, версия-то была правильной.

Семья Кампера 1500 лет прожила в Арау, прежде чем его отец Август в попытке стать банкиром покинул дом и всю жизнь провел на колесах. 16 переездов! И такими же беспокойными, подвижными выросли его дети.

В молодости Ганс был лучшим в Швейцарии на 200 метрах, выигрывал велогонки, забивал за Базель, а в 1896-м приложил руку к основанию ФК Цюрих.

Далее, когда карьера привела его в Лион, заиграл и в любимое в тех краях регби.

Ну, и Ганс совсем не планировал жить в Барселоне. На самом деле он ехал на крошечный остров Фернандо-По у берегов Африки, чтобы открыть там факторию. В Каталонии его ждали корабль и дальний родственник Эмилио Гайссерт, который за день показал Гансу город и... тот передумал ехать.

Кампер влюбился в Барселону без остатка.

Он даже подписался на том объявлении "Канс", поскольку наивно считал, что так говорят в Каталонии.

А уже 29 ноября на призыв Кампера и его компаньона Вальтера Уайльда прибыли десять человек. Льюис д'Оссо, Бартомеу Террадес, Пере Кабот, Карлес Пужоль, Жозеп Льобет и Энрик Дюкай – местные. Еще пришли английские братья Джон и Уильям Парсонсы, швейцарец Отто Кунцле и немец Отто Майер.

"Их назвали 12 апостолами Барселоны – 6 иностранцев и 6 каталонцев. Это они организовали первые игры и основали институцию.
Уайльд стал первым президентом, потому что по закону это должен был быть человек старше 23 лет. Но самым важным на поле и за его пределами был 21-летний Кампер", – рассказывает историк Анхель Итурриага.

Вот как родилась Барселона.

И тогда же швейцарец Ганс Кампер переименовал себя в Жоана Гампера, чтобы стать своим для новых друзей.

***

История запомнила Гампера прежде всего как организатора, визионера.

Мало кто знает, что он также был одним из лучших нападающих своего времени.

"В отчетах о первых матчах Барселоны говорится, что Гампер был безусловно лучшим на поле. Он имел больше опыта и иногда забивал по 9 голов", – рассказывает Жозеп Бобе, член Комитета исторической памяти Барсы.

За незаурядные навыки команда выбрала Гампера капитаном, и с ним завоевала дебютный трофей – Кубок Макайи-1902.

В том же 1902 году Барса с Гампером дошла до финала Кубка Коронасьон – будущего Кубка короля – победив в полуфинале ФК Мадрид. Вы же знаете, как он называется сейчас?

Согласно архиву, Гампер набегал за Блауграну 48 матчей, забив более 100 голов.

Более того, считается, что сине-гранатовой Барса стала тоже благодаря ему. Жоан полюбил эти цвета, когда выступал за Базель, – вот и заказал похожий комплект формы.

Кто знает, может, так оно и было.

В любом случае, все развивалось стремительно. Уже к 1905 году за внимание фанатов на улицах города боролись также Эспаньол, Хиспания, Катала, Интернасьональ и Айриш.

Что касается Гампера, то он примерно в то же время сильно поссорился со своими из-за... религии. Его протестантизм не воспринимали в коллективе католиков. В ответ Жоан сосредоточился на процветающем импорте какао и сахара из Африки. За короткое время он стал очень богатым человеком.

И хотя он этого еще не знал, его история с Барселоной только начиналась.

***

Уже в декабре 1908 года, окончательно потеряв импульс, клуб решил закрываться.

Немногочисленные сосьос покорно организовали собрание; грусть и безнадега сковали всех, пока с места не встал никем не приглашенный Гампер.

"Эта дата самая важная для истории клуба. Даже важнее даты основания. Дедушка встал, чтобы сказать: "Барселона не должна умереть и не умрет. Если никто другой этого не сделает, то сделаю я", – рассказывает его внук Ксавье.

Лицемеры! 

Збори ФК Барселона, 1908 рік, fcbarcelona.com
Збори ФК Барселона, 1908 рік, fcbarcelona.com

Как только в зале запахло большими деньгами, никто уже не вспоминал Гамперу его веру, и через пару минут швейцарца единогласно избрали президентом Барселоны.

Жоан, в свою очередь, сдержал слово – и взялся строить настоящий клуб.

Прежде всего Гампер встретился с Credit Lyonnais, взял кредит на землю и построил на ней стадион Каррер-де-ла-Индустрия – первую арену Барсы.

Вторым пунктом Жоан организовал поиск молодых талантов на улицах, чтобы все лучшие в Барселоне играли только за его клуб. Именно эта инновационная на то время модель подарила Блаугране ее первых легенд – Паулино Алькантару, Пепа Самитьера, Рикардо Самору.

"Как только дедушка воплотил свою идею в жизнь, Барса стала выигрывать все", – рассказывает Ксавье.

В 1909, 1910 и 1911 годах Блауграна трижды подряд победила в чемпионатах Каталонии.

В 1910 году клуб завоевал первый национальный трофей – Кубок Испании. 

Ну, и поскольку аппетит приходит во время еды, Барселона требовала все больше денег, и ради них Гампер подружился с городской элитой – каталонскими аристократами, которые единодушно выступали за автономию, а то и независимость от Испании.

Проще говоря, образ Барсы как "невооруженной армии Каталонии" тоже появился при правлении и содействии Гампера.

"Жоан намертво связал клуб с людьми, имевшими власть и деньги. Барса стала командой каталонского движения, на трибунах появились политики", – рассказывает Итурриага.

Не прошло много времени, прежде чем Гампер понял свою ошибку.

***

Сначала-то все шло хорошо.

Его переизбирали президентом Барсы 5 раз между 1909 и 1924 годами, и в это время Барса выиграла 5 Кубков Испании.

Не выигрывала Блауграна разве что чемпионат, но только потому, что его еще не существовало.

Ну, а дальше...

14 июня 1925 года Барса играла товарищеский матч против английского Юпитера, за который вышли на берег поболеть сотни моряков Королевского флота, стоящего на якоре неподалеку.

Ради них перед игрой оркестр сыграл гимны обеих стран – и если "God Save the King" каталонцы встретили овацией, то гимн Испании освистали.

"Это было во времена диктатуры генерала Примо де Риверы, и власти сочли это позорным", – рассказывает Бобе. "Некоторые хотели, чтобы ФК Барселона был распущен навсегда. Окончательным наказанием стал 6-месячный запрет на любую клубную деятельность. Гамперу же приказали покинуть страну".

Его уничтожили за неделю – отобрали работу, жилье, бизнес; даже игроки были вынуждены делать вид, что не знают его.

Жоан покинул не город или страну, а свою жизнь.

Когда он уезжал, у Барсы уже было 12 000 сосьос и новенький "Лес Кортс", где она и выступала вплоть до открытия "Камп Ноу" в 1947 году. Все это было добыто его тяжелым трудом.

И даже позже запрет на въезд сняли только один раз – в 1929 году, когда Барселона выиграла первую в истории Примеру. Жоан в тот день приехал, словно чужой, – купил билет на стадион, который построил наполовину за собственные средства, и, посмотрев игру, уехал.

***

"Из-за всех этих событий дедушка, как бы сейчас сказали, впал в депрессию. К тому же, он накупил много акций, которые приносили ему доход на фондовой бирже США. Ее крах в 1929 году сделал его банкротом", – продолжает Ксавье.

Не все удары судьбы можно отразить, и не каждый человек готов жить на улице.

Гампер не смог – и застрелился в 1930-м.

"После его смерти моя бабушка как бы наложила на семью обет молчания. В то время религия была очень важна, а самоубийство считалось святотатством".

А что уж говорить о клерикальной Испании, где Гампер – так получается – нарушил все возможные правила.

"Гампер был иностранцем, совершившим самоубийство; протестантом, либеральным идеологом и сторонником независимости Каталонии. Он выучил каталанский язык раньше, чем кастильский, и писал свои речи на нем", – рассказывает руководитель Центра исследований Барсы Мануэль Томас.

Вы же знаете, что "Камп Ноу" переводится как "Новый стадион"? Банально, ведь его хотели назвать в честь Гампера, только не позволил уже другой диктатор Франсиско Франко:

"Он был символом интеграции и прекрасно понимал идентичность региона, поэтому для Франко был табуированной темой".

Только в 1966 году Барса сумела выбить хоть что-то для своего основателя, учредив предсезонный Кубок Гампера, который проводится по сей день.

В этом году, например, 5:0 обыграли Комо Сеска Фабрегаса.

Также в 2006 году Жоан Лапорта с помпой открыл новый тренировочный центр площадью 140 000 м², который тоже назвали именем Жоана.

Его внуки и правнуки верят, что этого недостаточно.

"У нас нет 300 млн евро, как у Spotify, чтобы платить за название. Но он заслуживает, чтобы его имя было на стадионе", – говорит Ксавье, хотя ни он сам, ни его брат Марсель в это не верят.

Барса ведь в постоянном кризисе. Она из года в год ходит по лезвию ножа, отдавая старые долги, чтобы набрать новые. Авантюрная, несистемная, но также результативная, амбициозная и глубоко патриотичная.

Как и должно быть, ребенок полностью пошел в отца.

Если небеса существуют, Жоан Гампер даже сейчас, спустя 126 лет, легко узнает в Барсе своего.

Підтвердження віку21+

На сайті онлайн-медіа "Чемпіон" може розміщуватись реклама азартних ігор. Продовжуючи користуватись сайтом, ви підтверджуєте, що вам виповнилось 21 рік