История дня. Невероятный рассказ о киевском фото с легендарным Беккенбауэром
Легендарный "Кайзер" Франц Беккенбауэр умер 7 января 2024 года.
***
Беккенбауэр, Шопенгауэр и Блохин
В начале октября 1975 года в Киеве говорили, казалось, только о футболе. Люди по ночам стояли за билетами у стадионных касс, составляя длинные именные списки. Еще бы, в ответном матче за Суперкубок Европы ждали Баварию. Событие было такого масштаба, что складывались и анекдоты.
Ну вот, к примеру. Болельщик спрашивает у товарища в очереди:
– Какой номер у Беккенбауэра?
– 5-й, – отвечает тот.
– А у Блохина?
– 11-й.
– Правильно. А у тебя 4392-й, – заглядывая в список, объявляет болельщик, и вся очередь вздрагивает от хохота.
А вот еще один киевский анекдот, который пользовался в то время успехом.
На философском семинаре:
– Расскажу об идеалистически пессимистических взглядах Беккенбауэра, – начинает студент.
– Вы имеете в виду Шопенгауэра? – переспрашивает профессор.
– А что, он сегодня тоже играет?
Шутки шутками, а Франц Бекенбауэр в широких народных массах всегда был большим авторитетом. Поболее Шопенгауэра. Летом 2003-го в опросе немецкого государственного телеканала ZDF определяли самых выдающихся немцев за всю историю. Франц философа Шопенгауэра опередил. А также Канта, Ницше, Шиллера, Гейне, Вагнера, Томаса Манна, Марлен Дитрих...
В Киев в начале октября 1975-го Беккенбауэр прибыл в самом соке – и капитан сборной Германии, побеждавшей на последних чемпионатах мира и Европы, и Баварии, которая дважды подряд (1974 и 1975) брала Кубок европейских чемпионов. К тому времени весь мир именовал его уже Кайзером.
Мясники и билеты
Динамовских болельщиков пробивала мелкая дрожь, но, тем не менее, в прохладном киевском воздухе висело предчувствие будущего грандиозного счастья – первый матч в Мюнхене динамовцы после гениального гола Блохина выиграли (1:0). Заявок на билеты поступило более полумиллиона.
Мясники за заветный билет обещали в течение года без очереди пропускать в подсобки и отрезать лучшие филейные куски. Футболистов Динамо задолго до игры заперли на базе, где отключили телефоны – чтобы друзья и родственники не доставали с "билетными" просьбами. За много часов до игры милиция взяла стадион в плотное кольцо – мышь не проскочит!
А я был большим счастливчиком. У меня, 23-летнего корреспондента "Спортивной газеты", был журналистский пропуск. Причем на поле, к воротам! 5 октября – за день до игры – гордо прошел с ним на баварскую тренировку. Суперзвездные гости сделали несколько легких упражнений на растяжку, потом немного покатали мячик.
После тренировки, когда баварцы направились в раздевалку, я, сам не ожидая такой смелости, рванул к Беккенбауэру и на ходу задал ему несколько простеньких банальных вопросов. Кайзер вежливо и тоже банально ответил: мол, Динамо – гут, Блохин с Лобановским – зер гут и так далее. Но я был на седьмом небе – поговорил чуть ли не с первой мировой звездой! Мой отец, фотокорреспондент Иосиф Шаинский, спасибо ему, успел тогда "щелкнуть" меня с Беккенбауэром. Потом, когда показывал это фото, все мне очень завидовали.
Трофей и "широкоугольник"
Но во время матча Динамо – Бавария Кайзер и сотоварищи резко отошли на второй план – на фоне летающей команды Лобановского и Базилевича они выглядели бледно. И после двух голов Блохина Суперкубок совершенно заслуженно достался динамовцам. Миниатюрный президент УЕФА Артемио Франки поднять тяжелый трофей был не в состоянии и попросил киевлян самим забрать кубок со стола у беговой дорожки. Сдерживая чувства, его унесли Коньков, Решко, Фоменко и Веремеев. Мне в толпе взволнованных коллег удалось сохранить этот момент. Помог широкоугольный объектив, благодаря которому в кадре все поместилось.
Через несколько дней Суперкубок был выставлен в витрине АПН на нынешней Европейской площади. Я с друзьями не раз к нему подходил. Сегодня понимаю: это было счастье. В чистом виде. Как и ароматы маминого яблочного пирога, как запах отцовского кожаного кофра, как шепот при легких порывах ветра ив и тополей в киевских парках...
Тот самый Суперкубок со мной и сегодня. Известно, если проблемы, уныние, плохое настроение, то неплохо на время переключиться и думать о чем-то хорошем, приятном. Я лично часто мысленно возвращаюсь к тем дням осенью 1975-го. И, знаете, прихожу в норму, смотрю на мир более оптимистично.
Сорок лет спустя
С конца 90-х я работал корреспондентом в Германии, и мне не раз приходилось брать у Беккенбауэра интервью. Несколько раз огромные – на целую газетную страницу, порой короткие, как говорится, на бегу. И каждый раз это было удачей, большим событием – и для меня, и для газеты. А фото 1975 года с баварской тренировки в Киеве всегда бережно хранилось в моем альбоме.
В октябре 2015-го взял его с собой на одно из футбольных мероприятий в Мюнхене, в котором участвовал и Кайзер. Я показал ему снимок, и он вздохнул: "Прошло ровно сорок лет..." Потом улыбнулся: "Мы с вами совсем не изменились". Кто-то из журналистов нас с тем же снимком 1975 года сфотографировал. Я посмотрел на Франца: "А давайте сфотографируемся еще ровно через сорок лет". "Договорились" – снова улыбнулся Беккенбауэр и пожал мне руку.
Я тогда еще подумал: "Может, снова сфотографируемся в Киеве? Лучше всего на каком-нибудь грандиозном матче динамовцев. И хорошо бы раньше, чем через 40 лет. Впрочем, через четыре десятилетия тоже неплохо". Увы, не сфотографируемся. И в Киев Беккенбауэр не приедет. И так повезло, что у меня есть совместные снимки с ним. А великие матчи динамовцев обязательно будут. И перед ними я точно вспомню Кайзера.
Ефим Шаинский, заслуженный журналист Украины, для Чемпиона
Ответственный редактор – Николай Дендак