Украинская правда

Кипрский Олег Блохин из Омонии: история обладателя "Золотого бутса" Сотириса Каяфаса

Кипрский Олег Блохин из Омонии: история обладателя Золотого бутса Сотириса Каяфаса

Знаменитый динамовец и самый известный киприот Сотирис Каяфас своих громких признаний достигли синхронно

Никосийская Омония, следующий соперник киевского Динамо в Лиге конференций, по количеству национальных чемпионских и кубковых титулов отстает от земляков из АПОЭЛ. Зато зелено-белые могут похвастаться высокой "эффективностью" (ведь их клуб, созданный на 22 года позже конкурента, соответственно, и провел в высшем эшелоне на 15 сезонов меньше). А козырь, который вообще не бьется – присутствие в истории "зелено-белых" Сотириса Каяфаса, такого себе кипрского Олега Блохина.

Динамовец удостоен звания лучшего футболиста Украины ХХ столетия по версии УЕФА (там в 2004-м, празднуя полувековой юбилей, определили лауреатов во всех подотчетных странах). А среди островитян эти лавры получил именно бомбардир Омонии, рекордсмен элитного дивизиона по голевому заделу и еще нескольким снайперским показателям, единственный киприот, отмеченный официальной международной наградой.

Речь – о "Золотом бутсе" сезона-1975/76, по итогам которого Каяфас, забив в чемпионате 39 мячей, опередил аргентинского форварда французского Реймса Карлоса Бьянки (известного в будущем тренера, который тогда отличился 34 раза) и швейцарца Петера Ризи из Цюриха (33).

Состав Омонии -1976/77. Сотирис Каяфас – третий справа в нижнем ряду
Состав Омонии -1976/77. Сотирис Каяфас – третий справа в нижнем ряду
Награждение прошло в Париже, я был главным героем торжеств, которые транслировались более 20 каналами со всей Европы, – вспоминал Сотирис. – Даже немного растерялся, потому что не привык к таким мероприятиям. Сосредоточиться удалось только тогда, когда настал момент моей речи. Я говорил не о футболе. А о том, что я – беженец, что у меня отобрали дом, отобрали землю, а самого пытались арестовать и чуть не убили. Это была возможность донести миру правду о событиях на моей Родине...

Каяфас родом из поселка Миа Милия, оставшегося на оккупированной части Кипра после турецкого вторжения 1974-го, которое сделало изгнанниками 200 тысяч человек. Оставив кирпичный завод и 27 акров поля, будущая звезда с семьей отправились аж в Южную Африку. Чтобы через год вернуться уже по другую сторону демаркационной линии.

Появившись в юношеской команде Омонии, Каяфас нажил реноме умного игрока, который хорошо "читает" игру, чувствует позицию, крепко стоит на ногах, обладает отличным ударом с обеих ног и прекрасно чувствует себя в воздушной борьбе. Со всем этим арсеналом его и отправили на место... центрального защитника.

Уже не помню, кто именно подал идею попробовать меня в атаке, – рассказывал бомбардир. – То был сезон-1967/68, с жесткой финишной борьбой за титул с никосийским Олимпиакосом. В итоге мы набрали одинаковое количество очков, но соперник получил титул за счет лучшей разницы голов. Даже мои усилия в последних турах не помогли...

Усилия – это 11 мячей в четырех матчах! Девятый номер с тех пор был закреплен за Каяфасом на более чем полтора десятилетия, и этот период ознаменовался рядом ярких триумфов как для самого игрока, так и для его клуба.

Еще одна параллель с Блохиным: европейское признание настигло лидера атак Омонии именно тогда, когда свой самый громкий международный триумф отпраздновал и наш Олег. Вот только "Золотой мяч" присуждали в конце календарного года, а драгоценный "Бутс" выдавали по завершении года спортивного, который в большинстве стран Старого Света длился с осени до конца весны-начала лета.

Золотой мяч-1986 мог завоевать Заваров, а Беланова во Франс Футболе перепутали с Блохиным

Итак, свои достижения они штамповали в одну эпоху. В течение длительной и яркой карьеры в составе никосийского гранда (1967-1984) Каяфас восемь раз становился самым метким стрелком кипрского первенства (с 1979-го до 1982-го – подряд), в целом проведя 261 гол (вместе с Кубком и Суперкубком – 321). Самым результативным его турниром стал чемпионат-1976/77 (44 точных удара).

Золотой бутс Сотириса Каяфаса
"Золотой бутс" Сотириса Каяфаса

Некоторые из этих цифр вполне сопоставимы с достижениями Блохина. "Всего" пять стрелковых титулов, зато добытые в чемпионате Союза, где конкуренция также была "немножечко" выше, чем на Кипре. Поэтому Олегу около 260 голов во внутренних соревнованиях (где Суперкубок ввели только в 1980-х и проводили нерегулярно), пять побед в кубковых розыгрышах (у Каяфаса – шесть) и семь чемпионств (против 11) можно считать достижениями более высокого "сорта".

Но относительно международной арены – здесь игра в одни ворота. Сотирису с его бомбардирским талантом родиться бы, скажем, где-то в латинской Европе!.. Но Родину не выбирают, а клубы Кипра и национальная сборная тогда были если и не мальчиками для битья, то поставщиками очков – точно. И каждый забитый ими мяч воспринимался как настоящий праздник.

Полвека назад Динамо обыграло Баварию, представляя... Украинскую Народную Республику

Отсюда и такие скромные показатели Каяфаса: всего 2 гола в 17 поединках за сборную, всего 6 – в 20 еврокубковых встречах. Впрочем, те шесть попаданий, во-первых, позволили киприоту войти в главенствующий квартет голеадоров Кубка чемпионов-1979/80, во-вторых, сложились из "покера" в ворота люксембургского Дифферданжа и "дубля" в удивительном поединке с грозным Аяксом. Мало кто из поклонников Омонии любит вспоминать, что свидание этих соперников в Амстердаме осталось за хозяевами с астрономическими 10:0. Зато победа над будущим полуфиналистом в ответном матче (4:0), очевидно, остается в истории континентальных клубных соревнований одной из самых сенсационных сенсаций.

Нам было стыдно даже не за итог первой игры, – вспоминал Каяфас. – А за то, что до дрожи испугались имени соперника, так и не придя в себя за 90 минут. В Никосии все было иначе. Заполненные трибуны гнали нас вперед, требовали реванша. Когда счет стал 3:0, я увидел в глазах голландцев удивление: "Разве это те, кого мы дома разгромили 10:0?..." Потом рассказывали, что некоторые из репортеров, передавая новость в свои редакции, должны были уточнять: да, действительно, именно Омония выиграла у Аякса 4:0, а не наоборот. Это был действительно невероятный вечер!

Руководство клуба проявило невиданную щедрость: 300 фунтов призовых на команду, тогда как любая другая победа "оценивалась" двумя фунтами на игрока. Полупрофессионалы, они работали в магазинах, на предприятиях или в офисах. Тренировались три раза в неделю, а каждое воскресенье выходили на официальный матч, на жесткие, почти без травы, поля.

Каяфас унаследовал от отца магазин стройматериалов. Именно основная профессия заставила отклонить предложения клубов с континента. Настойчиво звали в Афины боссы АЕКа, после того, как Омония дебютировала в... первенстве Греции. Был такой период, когда хунта черных полковников попыталась имплементировать чемпионов Кипра в турниры Эллады. Идея в итоге провалилась, вместе с диктатурой.

Нас не очень ласково встречали на греческих стадионах, – говорит Каяфас. – Омония всегда ассоциировалась с левыми. Из-за этого нас освистывали тамошние трибуны, а судьи откровенно "убивали", словно сводили счеты...

Собственно, в 1948 году новосозданный нынешний соперник Динамо и был укомплектован несколькими игроками, отчисленными из местных клубов из-за отказа подписать осуждение греческих левых, одной из сторон гражданской войны в Греции. Эта идентичность прикипела к команде, которую считают именно представителем пролетариата. Говорят, что у Омонии – самая большая поддержка болельщиков на острове, более 40%. И, кстати, одна из фанатских группировок носит имя Сотириса Каяфаса.

Сотирис Каяфас
Сотирис Каяфас

...Параллелей для завершения рассказа о "кипрском Блохине" подыскать не удалось. Помогло противопоставление. Олегу Владимировичу, отцу трех дочерей, пришлось передавать славу наследникам из подопечных игроков. Каяфасу с этим повезло больше. Его сын Костас, который также практически всю карьеру провел в Омонии, занимает вторую позицию в историческом реестре гвардейцев клуба (498 матчей в сезонах 1991-2009; начал бы хотя б на год раньше, вполне возможно, сыграл бы против Блохина, который завершал активные выступления в Арисе из Лимасола, тоже, кстати, зелено-белых цветов). Футбольную тропу выбрали также его внуки – Александрос и двое Сотирисов.

Надеюсь, мой "Золотой бутс" будет мотивировать их, – улыбается Каяфас-старший. – В любой момент парни могут подержать награду в руках. В конце концов, не такая уж мелочь – чувствовать, что твой дедушка в одном списке с самыми яркими звездами мирового футбола...
Підтвердження віку21+

На сайті онлайн-медіа "Чемпіон" може розміщуватись реклама азартних ігор. Продовжуючи користуватись сайтом, ви підтверджуєте, що вам виповнилось 21 рік