Самое большое чудо сэра Алекса: как Абердин на год стал сильнее Реала и Баварии

Сегодня Шахтер встретится со шотландским Абердином – командой без выдающегося настоящего, но с величественной историей.
Конечно же, в первую очередь благодаря фигуре сэра Алекса Фергюсона.
На дворе был конец 1970-х, когда он приехал сюда – молодой, амбициозный и... злой настолько, что это стало легендой.
Чемпион рассказывает вам ее детали.
***
"Это было не что иное, как чудо", – говорил Фергюсон, уже выйдя на пенсию.
А вот в Мадриде это прозвали "ночью позора".
Финал Кубка кубков-1983 Реал против Абердина не был матчем равных. На одной стороне лежали великая история и сам Альфредо Ди Стефано в кресле тренера, а на другой...
По правде говоря, мало кто в Европе точно знал, что там было.
Чемпионат Шотландии – это прежде всего Селтик и Рейнджерс, которые и принесли стране оба еврокубка. "Кельты" выиграли КЕЧ в 1967-м, а "Джерс" – Кубок кубков в 1972-м.
Абердин знали разве что по тому, что давным-давно там родился Деннис Лоу.
И вот теперь они были в финале.
***
Как?
Это началось с того, что в 1978 году этот Абердин нанял 36-летнего Алекса Фергюсона на пост главного тренера.
Ранее тот возглавлял Сент-Миррен и имел скандальную репутацию – вплоть до драк с персоналом. Такого контролировать невозможно; Ферги хотел сам регулировать каждое движение.
Абердин ему это позволил.
Когда будущий сэр пришел, "Донс" были 2-й командой лиги, не проигравшей ни одного матча с декабря по май – то есть, он принял не развалюху.
Более того, в первом сезоне с Фергюсоном результаты ухудшились, и Абердин опустился на 4-е место.
С другой стороны, именно тогда закладывался фундамент будущего финала.
В течение года "Донс" переманили из разных мест своих будущих символов – Гордона Стракана, Алекса Маклиша и Вилли Миллера.
Ко всему тогда в Абердине задолго до Бекхэма, Скоулза и Невиллов появились первые "птенцы Ферги" – 20-летние Эрик Блэк и Джон Хьюитт, 19-летний Нил Купер, 21-летний Нил Симпсон ворвались в основу, словно ураган.
"Было так приятно быть частью той особенной группы парней. Весь город бурлил, мы путешествовали по Европе, нефтяной бум в окрестностях... Я так гордился быть частью всего этого", – признается Хьюитт.
И, как и остальные, он имеет множество историй о Фергюсоне.
В основном они шокируют, хотя рассказчики и вспоминают их со смехом и даже теплотой.
"Он должен был придать команде характер, утвердить себя, а опыта у него было недостаточно, поэтому он был очень резким в действиях, – рассказывает Миллер. – Он использовал разные тактики, чтобы вытянуть максимум из разных игроков. И если посуда должна была полететь в кого-то – она летела".
На роль помощника Ферги тогда пригласил Арчи Нокса из Форфара, но не для того, чтобы он сглаживал углы, а наоборот.
"В той команде не было плеча, на которое можно было бы поплакаться, это точно. Не та атмосфера. У меня была бейсбольная бита, я возил ее в багажнике. Пару раз я пускал ее в ход", – признавhttps://www.bbc.com/news/uk-scotland-22456162ался Нокс.
И что было делать молодежи среди таких суровых старших?
"Я вырос, думая, что именно такими и являются нормальные футбольные раздевалки", – смеялся Блэк.
***
Ну, и уже в 1980-м этот Абердин стал чемпионом Шотландии.
Команда играла живо, интересно, вдохновенно, часто забивая по 4-5 голов. Гегемония Селтика и Рейнджерс была разбита впервые за 15 сезонов.
"Думаю, это был поворотный момент. Это достижение нас объединило. Оно заставило игроков поверить в меня", – говорил потом Ферги.
Ему виднее.
В любом случае, с той победы начался их еврокубковый опыт. Прежде всего в КЕЧ, где Абердин уступил легендарному Ливерпулю Боба Пейсли.
Еще через год – Кубок УЕФА, где "Донс" не справились с сильным в ту эпоху Гамбургом.
Фергюсон знал, что команда играет на пределе, ведь мировых звезд у него не было, поэтому давил еще сильнее. Иногда казалось, что он просто издевается:
"Однажды мы возвращались с тренировки зимой, погода была плохая, шел снег, поэтому мы занимались в помещении. Ребята набились в мою машину, а сэр Алекс ехал впереди нас со скоростью 10 миль в час на своем Мерседесе. Честно, если бы я вышел из машины, то я бы его пешком обогнал.
Ребята все время подзадоривали меня: "Обгони его!" И когда мы наконец это сделали, то опустили стекло и помахали руками. Это его разозлило. Когда мы в следующий раз пришли в раздевалку, я услышал: "Хьюитт, ты чертов маньяк, что ты делаешь?! Ты мог разбиться! Дороги опасны, а ты так едешь, имея талант на миллион фунтов?!" И он говорил еще очень долго".
Несчастного Хьюитта тогда оштрафовали на 20 фунтов, но это мелочи. Бывало и хуже.
Маклиш признавался, что все занятия Ферги в то время проходили по схеме "повтор, повтор, повтор", а ключевой хав Питер Уир признавал, что "вспышки гнева тренера его пугали".
Хорошо, что их поколение было не из пугливых.
***
Ту памятную кампанию в Кубке обладателей кубков-1982/83 Абердин начал против швейцарского Сьона, которого как будто и не заметил – 7:0 дома, 4:1 на выезде.
После игры к Фергюсону подошел тренер швейцарцев и сказал:
"У вас есть все для успеха в Европе – энергия, молодость, решительность и хорошие игроки".
Конечно, тренер команде ничего не рассказал.
Далее шли Динамо из Тираны и Лех из Познани – еще одни соперники, которых перетренированный Абердин съел начисто. Чтобы дать бой "Донс", нужна была команда совсем другого уровня.
Например, Бавария, где еще доигрывал Пауль Брайтнер, а солировал Карл-Хайнц Румменигге.
После ничьей в Мюнхене 0:0 вся без исключения шотландская пресса была в восторге, но не Ферги:
"Я был единственным недовольным, потому что думал, что нам нужен гол на выезде, и мы могли его забить. Мы играли действительно фантастически, дважды ударили в каркас ворот и превосходили Баварию".
Уже на "Питтодри" опасения тренера оправдались, ведь немцы начали с гола Аугенталера. Впрочем, и хозяева отыгрались еще до перерыва благодаря Нилу Симпсону.
Главное же было во втором тайме.
Ганс Пфлюглер повторно вывел Баварию вперед, и на спасение матча у Абердина оставалось примерно полчаса.
"Честно говоря, я никогда не считал эту заготовку штрафного эффективной. Всякий раз, когда мы ее пробовали на тренировке, что-то шло не так", – вспоминал потом Маклиш.
Суть же в том, что Стракан и Джон Макмастер одновременно бежали выполнять штрафной, а затем останавливались, словно произошла ошибка. И вот, представьте, именно Бавария на это повелась!
Манфред Мюллер с защитниками застыли на месте, а в это время Стракан сделал результативный навес на Маклиша:
"Мы застали их врасплох. Точно врасплох. На секунду они потеряли бдительность, и один или двое, включая вратаря, положили руки на бедра".
После такого добить немцев было делом техники, и Джон Хьюитт так и сделал.
И по сей день тот вечер называют величайшим, который когда-либо видел абердинский стадион "Питтодри", открытый еще в XIX веке.
***
Уже в полуфинале "Донс" было куда проще, ведь туда каким-то чудом пробился бельгийский Ватерсхей Тор.
Не ищите их в современных таблицах; этот клуб расформировали еще в 1988-м.
Конечно, никакой борьбы Маклишу, Стракану и компании он не оказал – Абердин еще дома наколотил андердогу 5 голов.
Так вот они и пробились в тот финал против Реала.
Хуанито, Сантильяна, Камачо, Штилике – это уже не были "Галактикос" золотой эпохи, но ореол величия сохранялся за клубом. Тем более, тренером был дон Альфредо Ди Стефано, с которым больше всего ассоциировались бесконечные победы "Сливочных" в 1950-х.
На их фоне Абердин был мелким провинциалом, и Фергюсон это чувствовал.
Что же делать?
За советом он пошел к своему кумиру Джоку Стейну – тренеру Селтика-1967, сенсационно победившему в финале Интер Эленио Эрреры.
"Джок был с нами на финале в Гетеборге. Ферги восхищался им как человеком, и он приехал не для того, чтобы рассказывать что-то об игре, а ради уличной мудрости.
Боссы Абердина должны были встретиться с лидерами Реала накануне финала, и Стейн знал, что Ди Стефано имеет склонность к односолодовому виски. И Джок сказал Ферги: "Было бы хорошо, если бы ты подарил ему бутылку перед игрой. Так он подумает, что вы здесь просто, чтобы насладиться моментом". Босс так и сделал. А когда я спросил его, как прошло, он ответил: "1:0", – рассказывал защитник "Донс" Стюарт Кеннеди.
Обманчивое чувство дружбы и безопасности было первой хитростью Фергюсона перед матчем.
Вторая же заключалась в том, что в раздевалке он наговорил своим, будто Ди Стефано уже выбрал виски, чтобы отпраздновать трофей.
Нужно ли говорить, что на поле шотландцы выбежали, как озверевшие?
***
Газон в Гетеборге, к слову, напоминал огород. Сейчас таких и не увидишь.
Еще перед свистком Маклиш на правах лидера кричал своим, чтобы подсекали мяч, ни в коем случае не отдавая пасы по земле. Параллельно монструозный Даг Ругви так яростно кричал куда-то вперед, что мадридцы оглядывались по сторонам.
Фергюсону это нравилось.
Первый гол в матче забил именно Абердин – это домашняя заготовка при угловом почти сработала, и Блэк с метра добил мяч в ворота.
Далее, однако, Маклиш забыл о собственной же просьбе и неосмотрительно отпасовал на вратаря, что прочитал Сантильяна. Пенальти! И Хуанито с точки не промахнулся.
"Всем напомнил, а себе нет, – вздыхает Алекс. – Когда я заходил в перерыве в раздевалку, то пытался спрятаться за тремя-четырьмя своими, но Фергюсон все равно дал волю гневу".
Сам сэр Алекс уверяет, что ничего такого не помнит.
Ну, еще бы.
И хотя Реал совсем не был подарком, они его все же дожали. Потребовались экстра-таймы и одна удачная замена – Хьюитт вышел вместо Блэка и замкнул головой навес от Марка Макги.
Ди Стефано искренне впечатлился и этим голом, и матчем в целом:
"В вашем Абердине есть то, чего не купишь ни за какие деньги – душа, командный дух".
Большинство шотландских болельщиков, которые были тогда на матче, добирались до Гетеборга кораблем, что и долго, и утомительно. Морская болезнь настигла многих. Впрочем, когда они наконец вернулись домой, угадайте, кто ждал их на пирсе с трофеем?
"Мы глазам не верили. Все, кто сходил на берег, спрашивали друг у друга – это что, менеджер?" – вспоминал ведущий BBC Radio Scotland Ричард Гордон, который тоже был там как обычный фанат.
Выдающийся день.
Никогда больше шотландский футбол не переживал подобного.
***
Ну, а Фергюсон не унимался.
Уже спустя 10 дней после триумфа над Реалом его Абердин не ярко, на фарте одолел в финале Кубка Шотландии Рейнджерс – 1:0.
"Позор для игры! Миллер и Маклиш играли вдвоем. Выигрыш кубка не имеет значения. Наши стандарты игры установлены давно, и я не собираюсь мириться ни с одним таким выступлением Абердина!" – как вам слова человека, только что завоевавшего трофей?
После этого праздничный обед Глиниглзли напоминал похороны, и Стракан не выдержал и хлопнул дверью.
"Думаю, тренер понял, что перегнул палку, и впоследствии извинился. Нокс с ним поговорил", – вспоминал Блэк.
Хотя в целом Фергюсон в Абердине таким и остался навсегда – злым, ненасытным. В раздевалке он постоянно создавал ощущение осады – судьи, пресса и весь мир против них, поэтому они должны всем им показать.
И еще раз.
И еще.
И даже когда сил не осталось – снова.
Так вот они и становились чемпионами Шотландии в 1984-м и 1985-м, и только в 1986-м Ферги ушел, а затем и подписался в Ман Юнайтед, где ничего не клеилось у Рона Аткинсона.
Оглядываясь назад, Абердин был для шотландца не только местом дебютной славы, но и полигоном для идей – удачные он перенес в Манчестер, плохие оставил на "Питтодри". Их тоже было немало. Представьте, Эрик Блэк завершил карьеру в 28 из-за хронических болей в спине. Хьюитт, Симпсон и Купер тоже не доиграли до 30-ти.
В 2016-м некогда неутомимый Нил Купер передвигался в коляске: "Нас перетренировали, Фергюсон сам это признает. Сейчас я разбит и не смог бы пробежаться, даже если бы захотел. В Абердине, когда ты был легко травмирован, то боялся сказать, ведь тебя бы посчитали дураком, поэтому ты выходил играть".
Это все вдвойне печальнее, поскольку уже в 2018-м Купер умер всего в 54 года.
Так стоило ли оно того?
Наверное, каждый в том Абердине имеет свой ответ, который ему подсказывают опыт и здоровье.
Блэк, например, хоть и с травмами, все равно уверяет: "Вспоминаю те времена и точно никого не виню. Я бы ни на что на свете все пережитое не променял".
