Легенду Динамо парализовало в канун Нового года
В декабре 1990 года у полузащитника киевского Динамо и сборной СССР Василия Раца уже была договоренность о переходе в венгерский Ференцварош. Но 31 декабря поставило большой знак вопроса не только на продолжении карьеры, а на всей дальнейшей жизни легендарного хавбека. Максим Розенко – о щекотливой ситуации, из которой этнический венгр Рац вышел с честью.
"Лобановский уехал в ОАЭ, один за другим начали разъезжаться и мои партнеры по команде – в разговоре с автором этих строк Василий объяснял мотивы своего решения. – Из старой гвардии остался один. И тут появилось предложение от Ференцвароша. В декабре 1990 года начал самостоятельно готовиться к новому сезону.
31 декабря потренировался на стадионе "Динамо". Принял душ. С мокрой головой простоял, пытаясь поймать такси, около 30 минут. Дома с семьей посидели, немного выпил и лег спать. Ночью почувствовал себя не в своей тарелке. Стало плохо, не получалось пошевелить ни левой рукой, ни левой ногой. Парализовало всю левую сторону тела. Жена вызвала скорую помощь. Две недели пролежал в госпитале.
Сначала речь шла совсем не о возвращении в футбол – жена кормила меня из ложечки. А с Ференцвароша все время обрывали мой домашний телефон. Жена сначала скрывала правду, говорила, что подхватил простуду. Но когда через несколько недель уже немного пришел в себя и начал ходить, сам позвонил в Будапешт. Рассказал все, как есть. В клубе к ситуации отнеслись с пониманием".
Рац до сих пор не может понять, что стало причиной болезни.
"Думаю, здесь сказались и почти 10 сезонов запредельных нагрузок в Динамо, – считает Василий. – Ведь я провел несколько сезонов вообще без замен".
Благо, Ференцварош так ждал легендарного футболиста, что помог во всем, включая прохождение медосмотра
"Сначала врачи не дали разрешения включать меня в заявку команды, – рассказывает Рац. – Оценив состояние моего здоровья, врач просто отказался подписывать соответствующие бумаги. Я не знал, что делать. Помог местный профессор-невропатолог, который был большим поклонником футбола. С ним договорился президент Ференцвароша.
Профессор дал медицинское разрешение выступать за команду при условии, что ежемесячно буду ездить к нему на медосмотр. С клубом подписал контракт на два с половиной года. Сыграло мое имя – был единственным венгром в сборной СССР. Фаны Ференцвароша узнали, что я не Василий, а Ласло. Они ждали от меня яркой игры, но, если честно, я на нее уже был не способен.
Хотел показать себя, но у меня уже наметились проблемы с координацией. Так и промучился полтора года. А затем венгерские бизнесмены предложили помочь им с наведением мостов в Украине. И я решил уйти в бизнес. Разорвал контракт и с головой погрузился в новую работу. Создал фирму "Рац и сыновья". Но это уже другая история.
Личное дело:
Василий (Ласло) Рац.
Родился 25 марта 1961 г. в селе Фанчиково Закарпатской области.
Воспитанник футбольной школы в Виноградове и Львовского спортинтерната. Полузащитник.
Выступал за команды: Карпаты Львов (1978-1980), Нива Винница (1980-81), Динамо Киев (1981-89, 1991), Эспаньол Барселона, Испания (1989), Ференцварош Будапешт, Венгрия (1991-1992).
Достижения: Чемпион СССР (1981, 1985, 1986, 1990). Обладатель Кубка СССР (1982, 1985, 1987, 1990). Обладатель Кубка Кубков (1986). Вице-чемпион Европы-1988. Чемпион Венгрии (1992). Обладатель Кубка Венгрии (1991).
Участник чемпионатов мира (1986, 1990).
За сборную СССР – 47 игр, 4 гола.
Вошел в символическую сборную чемпионата Европы-1988.
Тренерская карьера: Ференцварош Будапешт, Венгрия (1996-97, ассистент главного тренера). С сентября по декабрь 2007 работал в тренерском штабе киевского Динамо. В 2011 году – тренером молодежной команды киевской Оболони, с 31 октября по 26 ноября исполнял обязанности главного тренера Оболони.
Максим Розенко, Чемпион
Ответственный редактор – Николай Дендак