Украинская правда

Бил Папу Гомеса, дважды громил Шахтер, сделал Малиновского суперзвездой. Что за тренер будет работать с Довбиком

ФК Рома
Бил Папу Гомеса, дважды громил Шахтер, сделал Малиновского суперзвездой. Что за тренер будет работать с Довбиком

Чемпион рассказывает про человека, который возглавил Рому.

Лето 2025-го ознаменовалось событием, которое в историческом контексте может быть даже значимее, чем чемпионство Наполи. "Адзурри" всё-таки выигрывали скудетто каких-то два года назад, а для одного из главных его преследователей в чемпионских гонках завершилась эпоха – тот случай, когда подобные слова можно писать без какого-либо пафоса.

Аталанту покинул человек, который нанёс её на мировую футбольную карту. Никогда ранее она не была настолько сильным, настолько уважаемым и настолько влиятельным клубом. При этом человеке бергамаски громили Байер и Ливерпуль, причём в сезоны, когда эти два клуба включали в самые узкие топы сильнейших. И самое интересное, что наследие этого человека, безусловно, не ограничивается счётом на табло.

Джан Пьеро Гасперини
Джан Пьеро Гасперини
Getty Images

Чтобы произошло такое чудо, нужно, чтобы встретились три одиночества.

Аталанта представляет Бергамо, райский уголок Италии. Райский, но уголок: население города едва-едва превышает 100 тысяч человек, и находящийся совсем рядом Милан не даёт вырасти чему-то большому. Бергамо славится своими фестивалями, у него грандиозная история, множество архитектурных памяток – и всё же это город, куда приезжают, чтобы оттуда вскоре уехать.

Для Аталанты это сформировало статус кузницы кадров. Здесь выросли такие великие игроки, как Гаэтано Ширеа, Алессио Таккинарди, Роберто Донадони, Рикардо Монтоливо – но сам клуб никогда до 2010-ых большой силой не был. Вырастить мастера, продать его в топ-клуб, дальше наслаждаться местом в серединке – Аталанта, в принципе, соответствовала статусу милой провинции, который давно есть у Бергамо. В какой-то момент Аталанта стала рекордсменом страны по числу сезонов в высшей лиге для клубов не из административных центров, но не более того. Пять сезонов до 2017-го года Аталанта неизменно занимала места в таблице от 11-го до 17-го.

Одним из носителей подобной идентичности, безусловно, был Антонио Перкасси. Он родился в коммуне близ Бергамо, стал футболистом, в семидесятые сыграл за Аталанту больше 100 матчей – но был вынужден рано закончить карьеру из-за травм. После этого Перкасси, мягко говоря, не потерялся: его предпринимательский бизнес разросся уже до многих сотен (!) магазинов по всей Италии, а его состояние перевалило за миллиард.

На вопрос, чем занимается Перкасси, проще всего ответить "всем". Да, у него есть собственные бренды, но его холдинги первыми позволили зайти на рынок таким титанам, как Zara и Starbucks. Косметика, бутики, кулинария – Перкасси не ограничивается одним сегментом рынка, потому, наверное, и купил родной клуб. Правда, надо признать: в футболе у него далеко не всегда всё было гладко. Впервые президентом Аталанты он стал в 1990-м, но через три года клуб вылетел в Серию Б – и Перкасси ушёл в отставку, чтобы вернуться только в 2010-м.

Перкасси и Гасперини
Перкасси и Гасперини
https://www.ilnapolista.it/

И спустя несколько очень посредственных сезонов Перкасси решился дать шанс человеку, на котором поставили крест все приличные команды.

Шедевр Гасперини: еврокубок для вечного лузера, множество прибыльных перепродаж, вывод клуба на новый уровень

Джан Пьеро Гасперини был неплохим игроком. Пара сезонов в Серии А в составе Пескары, много – в низших лигах, но в таких командах, как Палермо и Салернитана, выступления до невероятных для того времени 35 лет – Гасперини уважали, но про него можно сказать примерно то же самое, что и про Аталанту. Воспитанник Ювентуса, который не получил шанс – и вряд ли кто-то сказал, что это незаслуженно. Девять лет он провёл в Ювентусе и как тренер, но "младших" команд – юниоров, молодёжки.

От Гасперини, который стал тренировать взрослые команды только в 45 лет, ждали доверия юниорам – и он этот статус, в принципе, оправдывал, но когда дело казалось чего-то большего, начинались вопросы. Если говорить о времени до Аталанты, то этот человек казался "просто" упрямцем: фанатом схемы с тремя защитниками, которую заклеймила вся Италия как авантюрную, слабым при постановке обороны.

Плюс к этому сам Гасперини был, конечно, "мастером" выбирать места работы. Энрико Прециози в Дженоа и Маурисио Дзампарини в Палермо прославились как любители всё менять каждую неделю. В Палермо он в принципе получал мало времени, в Дженоа держался, но даже не мечтал о продуманной политике в тех же трансферах. Когда же Гасперини получил свой оффер в топ-клуб, этим топ-клубом стал Интер-2011 – уже не очень богатый, но ещё невероятно амбициозный, откуда Гасперини уволили после пяти (!) матчей.

Джан П'єро Гасперіні
Джан П'єро Гасперіні
Getty Images

Оказалось, что всё это время по Италии ездил гений – просто надо было дать ему время для реализации талантов.

Первый же (!) сезон под руководством Гасперини принёс Аталанте четвёртое место – лучшее за всё время выступлений в Серии А. Контекст только добавляет штрихов подвигу: в последних 18 турах сезона команда проиграла только раз, демонстрируя абсолютно чемпионские и темп, и игру.

Это могло быть случайным, разовым всплеском: в конце концов, Гасперини и Дженоа приводил к пятому и шестому местам, а потом команда стагнировала. Но для Аталанты это было не более, чем аперитив перед банкетом.

Летом 2017-го в Бергамо приехал Йосип Иличич – футболист, который не заиграл в Фиорентине и уехал за бросовую (6,4 млн евро) цену. Мидлсбро за де Роона пришлось заплатить целых 16,7 миллиона – примерно столько же клуб заплатил Челси за Пашалича. Все эти траты скоро будут выглядеть лучшими инвестициями в жизни Перкасси – если исходить из того, какие прибыли принесли эти игроки прямым и косвенным образом.

Топ-10 самых дорогих продаж Аталанты выглядит так:

  1. Расмус Хойлунд (в МЮ, 2023-й год, 77,8 млн евро);
  2. Тён Копмейнерс (в Ювентус, 2024, 58,4);
  3. Кристиан Ромеро (в Тоттенхэм, 2022, 52);
  4. Деян Кулушевски (в Ювентус, 2019, 39);
  5. Франк Кесси (в Милан, 2019, 32);
  6. Алессандро Бастони (в Интер, 2017, 31,1);
  7. Брайан Кристанте (в Рому, 2019, 30,6);
  8. Робин Госенс (в Интер, 2022, 27,4);

9-10. Джалука Манчини (в Рому, 2020, 24) и Андреа Конти (в Милан, 2017, 24).

И всё это на фоне постоянного прогресса в игре. То четвёртое место в дебютном сезоне место в ЛЧ не принесло, тогда от Италии выходили только три команды – но пять выходов в Лигу чемпионов Гасперини Бергамо подарил. Одно из них – с инопланетными 98 забитыми, которые были с отрывом лучшей результативностью в Серии А, другое – с девяноста.

Ну и, конечно, отдельно нужно отметить позапрошлый сезон, когда в чемпионате забили "всего" 72 гола, но Байер и Ливерпуль разгромили по 0:3, выиграв Лигу Европы. И это ведь был объективно лучший сезон Байера в истории! Но даже непобедимая команда Германии (как и команда, которая на равных с Ман Сити билась) не смогла ничего противопоставить той Аталанте.

Гасперини в тандеме с Перкасси сделали Аталанту настоящим тяжеловесом европейского футбола. В Бергамо стали приезжать перспективные игроки, показывать прогресс, порой просто инопланетного масштаба – и уезжать за большие деньги на повышение. В прошлом сезоне лучшим бомбардиром Серии А стал Матео Ретеги – а ведь он даже Аталанте оказался нужен случайно. Просто: травмировался Скамакка, посреди лета потребовался форвард – и к Гасперини подъехал человек, который за 29 туров в Дженоа забил 7 голов. В Аталанте вышло 25 за 36.

И таких примеров было очень много. Пашалич был посмешищем, чемоданом без ручки для Челси – в Бергамо он стал одним из лучших полузащитников Европы. Робин Госенс, воспитанник нидерландского сезона, даже в Эредивизии не заслужил приглашение в топ-клуб – но в Аталанте раскрылся так, что за него огромные, по своим меркам, деньги заплатил Интер. Хойлунд даже в сезоне-2022/23 успел показать свою деревянность, когда Динамо прошло австрийский Штурм во многом благодаря его промахам – но остаток того сезона, после перехода в Аталанту, Расмус провёл на таком уровне, что МЮ заплатил за него какую-то гору денег.

Более того: Гасперини научил Аталанту быть большой командой даже ментально. Дебют команды в Лиге чемпионов сейчас выглядит как какая-то опечатка: 0:4 от загребского Динамо. После этого Аталанта ещё и на своём поле Шахтёру проиграла, и это стало поводом навесить ярлыки типа "команда для внутреннего употребления" и "сказка закончилась". Но Аталанта великолепно провела оставшуюся часть той группы, разгромила Шахтёр на выезде – и даже в плей-офф разгромила Валенсию и вышла в четвертьфинал.

В сезоне-2024/25 Аталанта разгромила Шахтёр гораздо увереннее: по счёту 3:0, но по игре и 10:0 могли быть. К этому сезону бергамаски сшили форму, на которой виден принт солнечных панелей. Это панели обновленного стадионе Бергамо: "Атлети Адзурри д'Италия" обновлён на те самые деньги, которые были заработаны благодаря преданной работе Гасперини на благо города. Что сказать – он полностью заслужил признание почётным гражданином города. Примечательно, что город так его наградил ещё в 2019-м – сейчас, наверное, и памятник можно ждать.

В чём же секрет такого феномена Гасперини? Работа, работа и ещё раз работа – причём не только в исполнении Гасперини. Он напрягает игроков, как никто другой: по его мнению, победы приходят через жертвы. Три защитника – второстепенная деталь по сравнению с настоящей догмой Гасперини: персональным прессингом. Папу Гомес, экс-игрок Металлиста, рассказывал, что игроки Аталанты брали отпуск, чтобы лучше подготовиться к предсезонке (!) под руководством итальянца.

Наследие Гасперини несопоставимо больше, чем титул Лиги Европы и, тем более, какие-то там третьи места. Джан Пьеро подарил, без преувеличения, всему футбольному миру Идею – как более слабые могут обыграть более сильных. В 2022-м Монца, которая благодаря Берлускони ещё имела бесконечные амбиции ("Я хочу выиграть серию А, а затем Лигу чемпионов"), позвала тренера-новичка. Почему? Рафаэле Палладино считался идейным последователем Гасперини. Он действительно очень помог Монце заявить о себе, а потом ушёл в Фиорентину.

И таких примеров – десятки, причём не только в Италии. Наверное, не удивляет, что сама Аталанта после Гасперини позвала его бывшего игрока, а сейчас последователя, по имени Иван Юрич – но более показательно, что Юрича ранее звала та же Рома, а потом, после явного провала, английский Саутгемптон. Тьяго Мотта едва-едва успел поменять бутсы на туфли, как его пригласил Ювентус; Сальваторе Боккетти, тоже футболист до самого последнего времени, получил под своё начало два клуба Серии А (Верону и Монцу). Даже польский Ракув, впервые в истории выигравший чемпионство, вдохновлялся идеями в Бергамо.

Путь Гасперини не гарантирует успех. Мотта после феноменального сезона в Болонье провалился в Ювентусе, а Боккетти вообще не смог показать что-либо со своих попыток. Будет больно, если Юрич после явных неудач в Роме и Саутгемптоне превратит в руины главную Мекку гасперинизма... Но сам Гасперини точно в этом не виноват. Своей работой, своими взглядами и идеями он изменил сам футбол. Теперь играть вперёд может быть логикой именно более скромной команды, а Хойлунду или Малиновскому может быть намного комфортнее себя показать в составе "бедняка", чем в составе МЮ или Марселя.

Демоны Гасперини: агрессия, нетерпимость, умение себя реализовать только в идеальных условиях

Так что, впереди безоговорочный успех для Ромы? Долгожданное скудетто, которое "волки" ждут больше 20 лет? Титул капоканноньере в комплект к Трофею Пичичи для Довбика? Эм, не всё так просто.

Прежде всего нужно напомнить: Гасперини потребовалось дожить до 60 лет, получить плевков в душу в Кротоне, Палермо, Интере, чтобы создать что-то сильное. Да, у него вышло не просто "сильное", а гениальный авторский проект уровня тех же фестивалей в Бергамо – но тем не менее.

В создании этой сказочной Аталанты нельзя недооценивать роль президента. Гасперини сам говорил:

"Президент Перкасси – не такой, как все. В наших клубах мало президентов, которые болеют за команду с детства, родились в этом городе, который она представляет и даже играли на нее".

Также Джан Пьеро говорил:

"Он просил меня создать молодую команду, в которой будет много местных воспитанников. Аталанта всегда выпускала много классных игроков, но они никогда не были костяком основы. Сейчас это изменилось, у нас новая философия. Пропадет она, и Аталанта станет обычным клубом, перестанет быть моей и Перкасси".

И это отдельно интересно, потому что вообще-то воспитанники были в самом начале работы Гасперини.

Потом Аталанта продала Конти и Кальдару – и стала самой "легионерской" командой Италии. Помните, выше я писал про 98 голов за сезон в Серии А? Так вот, это космическое достижение, повторение рекорда Серии А было ещё и сопряжено с историческим фактом: впервые в истории итальянский клуб провёл сезон без единого (!) гола от итальянца. Как правило, у той Аталанты был Голлини в воротах – и 10 иностранцев в поле.

Не нам переживать за новое поколение итальянцев, но здесь дело ещё и в уникальном тандеме. Перкасси находил для тренера новых и новых игроков, часть ему выбрасывали назад, он находил ещё – и так, промывая песок, в Бергамо находили золото. А промывать и выбрасывать приходилось много.

Одно дело, когда Мартин Шкртел "просто" приехал в Бергамо и так и не сыграл ни одной игры за Аталанту. Он не потянул тренировки, не получил даже шанс – но так бывает у всех, и Рома по таким трансферам одна из первых. Виктор Коваленко перешёл в Аталанту, чтобы сыграть один матч и потом ездить по арендам – но и это куда ни шло, такие трансферы обходятся очень дёшево. Ситуация хуже, когда сам Гасперини бьёт по активам – иногда даже в буквальном случае.

Папу Гомес был одним из лучших игроков хоть Аталанты, хоть всей Серии А – но вы не найдёте его в том самом топе продаж. Не найдёте, потому что бывший игрок Металлиста... Впрочем, пусть лучше об этом расскажет он сам.

"Да, я ослушался его тактической установки в матче группового этапа Лиги чемпионов с датским Мидтьюлланном. Тогда до конца первого тайма оставалось около 10 минут, и он попросил меня сыграть справа, но я очень хорошо проявлял себя именно слева. Поэтому я отказал ему. Совершив это во время матча, с кучей камер…

Совершенно нормально, что он разозлился. Я уже понимал, что в перерыве он заменит меня. Но в перерыве в раздевалке он перешёл все допустимые границы и попытался физически напасть на меня. Когда есть физическая агрессия, это уже недопустимо".

Более того: Гомес даже после такого пытался сгладить углы, при всей команде извинился перед тренером – но не дождался ответных извинений. Вскоре после такого Папу ушёл из Аталанты.

Как тут не вспомнить, что путь "from hero to zero" проделал и игрок с украинским паспортом. Руслан Малиновский под началом Гасперини стал лучшим ассистентом Серии А в сезоне-20/21, дважды признавался лучшим игроком месяца Серии А, пять – в самой Аталанте. Всё выглядело просто идеально, но очень-очень быстро закончилось. Уже зимой 2023-го Руслан уехал в Марсель – и да, теперь мы понимаем, что Гасперини был по-тренерски прав (он избавился от игрока, которого всё больше мучили травмы), но также должны понимать, что жалости от этого тренера не дождёшься.

Гасперини невероятно авторитарен – в Аталанте его полномочия были, пожалуй, самыми безграничными на все-все-все топ-лиги. И принципы его работы порой идут вразрез с принципами работы других больших команд. Когда Аталанта вылетела из ЛЧ от Брюгге, Адемола Лукман не забил пенальти. Тренер назвал его худшим пенальтистом в мире – несмотря даже на то, что Лукман практически в одно лицо выиграл финал Лиги Европы с Байером, оформив хет-трик в финале. Лукман после такого в соцсетях назвал подобное неуважением.

Когда узнаёшь про него подобное, понимаешь, почему за Гасперини не приходят Реалы и Манчестеры – там подобное обращение с игроками невозможно. Рома не выигрывает, но из-за исторических особенностей противоречит принципам Джан Пьеро даже в чём-то больше.

Во-первых, никаких "президентов, которые болеют за команду с детства, родились в этом городе". Рома принадлежит семейству Фридкинов – американцев, которые параллельно владеют ещё и Эвертоном, прямо сейчас пытаются зайти в НХЛ и вообще не факт, что будут рассматривать "волков" как главный проект даже в спорте. В Ливерпуле достроили новый стадион, могут больше тратить, АПЛ привлекательнее Серии А – в общем, история, прямо противоположная истории "президент играл за клуб".

Во-вторых, Рома – место, где времени не дают. Можно сказать, никому: пять с половиной лет при Фридкинах поработали уже пять тренеров – и тут бы и покритиковать глупых американцев, но... Если взять отрезок в последние 15 сезонов, то за это время произошло 15 отставок. Раньери, бедный, за это время уходил три раза – он, как фанат клуба, единственный, кто готов терпеть такое отношение.

Футбольные фанаты привыкли относиться к Роме как к середняку, но вообще она представляет один из главных футбольных городов мира. Внимание к ней грандиозно: во все времена за неё болели миллионы людей, включая таких легенд, как Эннио Морриконе, Моника Беллуччи или, например, новый папа римский. Любая ничья изучается под микроскопом, преподносится как провал – и, конечно, это тоже прямая противоположность работе в Бергамо. Напомню, что в Интере Гасперини продержался пять матчей.

Кстати, где-то здесь нужно отметить, почему Гасперини и, в частности, с Брюгге всё довёл до того, что всё значил один пенальти, и, глобально, так ни одного трофея в Италии и не выиграл. Его подготовка зависит от нечеловеческой физической готовности – и да, когда команда готова, она выглядит лучшей в мире. Беда в том, что держать такой уровень 8 месяцев нереально – и Аталанта всегда человала пару идеальных месяцев с парой плохих. Как примет Вечный город первый такой плохой отрезок? Буквально в прошлом сезоне Юрича, человека со схожими идеями, выгнали после 12 игр...

Замена Раньери на Гасперини – размена похожих с биографической (оба привели к лучшим временам в истории скромные клубы), но совершенно противоположных с тактической точки зрения людей. Клаудио не стеснялся играть вторым номером – Джан Пьеро будет требовать от Ромы, чтобы она не дала сопернику выйти из штрафной. Довбику нужно будет готовиться к тяжёлой, даже тяжелейшей работе на тренировках – но, с другой стороны, и большему количеству моментов.

Одно точно: если Гасперини не дадут отработать хотя бы год, о его тренерских талантах римский период не будет говорить ничего.