"Фиорентина", миллионы и манкурты

Чем близка нам итальянская "Фиорентина", следующий соперник "Динамо" в текущей Лиге конференций? Тем, очевидно, что представляет удивительную Флоренцию – город-побратим не менее величественно-исторического Киева. Тем, что на еврокубковых тропах стала камнем преткновения для тех-таки "бело-синих" и "Днепра": ни одной победы украинцев в 10 матчах, лишь 4 ничьи, разница мячей – 5:12. И ещё, видимо, тем, что, как утверждается в популярной когда-то песне, предлагала целый миллион за популярного когда-то футболиста...
Анатолий Бышовец – бывший форвард, бывший тренер, бывший киевлянин и бывший украинец – рассказывал, что имел возможность поинтересоваться у автора и исполнителя Владимира Высоцкого: откуда, мол, информация? Бард не раскрыл источников, только подтвердил с таинственностью: "Знаю..."
Золотой сарай киевского Динамо
История эта датирована 1970 годом, произведение посвящено мировому первенству в Мексике, где сборная СССР дошла до четвертьфинала с несколькими киевскими динамовцами в составе, а Бышовец забил четыре мяча, столько же, как Пеле, главный герой и турнира, и, собственно, песни.
Несколькими месяцами ранее, в ноябре 1969-го, во втором раунде Кубка европейских чемпионов "Динамо" уступило "Фиорентине" по сумме двух матчей – 1:2 дома и 0:0 на Апеннинах. Ни один из подопечных Виктора Маслова не оставил тогда после себя "трансферных" впечатлений. Да и мексиканские голы "Быша" не тянули на миллион даже гипотетически. До семизначных цифр мировой футбол еще не доигрался: в 1968-м "Ювентус" приобрел Пьетро Анастази за рекордные 500 тысяч фунтов, а следующее мировое достижение, которое в 1973 году сопровождало появление Йохана Кройфа в "Барселоне", равнялось 922 тысячам.

Значит, речь отнюдь не о фунтах и не о долларах. Возможно, лиры? Тогда притязания "Фиорентины" на игрока из -за "железного занавеса" – априори бесполезные – автоматически переводились бы в категорию остроумных шуток, ведь миллион итальянских денег в то время равнялся всего 600 американским "условным единицам".
...До первого официально одобренного трансфера советского футболиста на Запад должны были пройти еще долгие десять лет. Да и тот переход Анатолия Зинченко из "Зенита" в венский "Рапид" осенью 1980-го оформляли втихаря, без фанфар. Лед тронулся лишь перед распадом Союза. Раньше же "прописаться" в спорте за границей можно было разве что в статусе "предателя". И из звезд такое удалось только шахматисту Виктору Корчному, который свою партию с КГБ разыграл блестяще.
Нынешнему поколению болельщиков, скорее всего, вряд ли известно, что каждую спортивную делегацию СССР на выездные международные соревнования обязательно сопровождали сотрудники "органов". В их докладах никоим образом не фигурировали голы, очки и секунды, вместо этого речь шла о нарушении советских законов и "норм морали".
В начале марта 1972 года на стол первому лицу Украины – тогдашнему руководителю Коммунистической партии республики Петру Шелесту – лег донос следующего содержания.
"Игроки киевской футбольной команды "Динамо" Бышовец и Хмельницкий, выезжая за границу, нарушили установленные правила, вывезли 3700 долларов и сдали их в посольство СССР в Вене.
По Вашему указанию мы выяснили обстоятельства этого случая и докладываем, что в феврале 1972 г. футбольная команда киевского "Динамо" выезжала для проведения товарищеских игр в Австрию, Шотландию, Англию и ФРГ.
В первый день, по прибытии в г. Вену, игрок команды Бышовец рассказал сотруднику КГБ, который находился в составе делегации под прикрытием заместителя руководителя делегации, что он и Хмельницкий провезли за границу доллары для покупки автомашины через посольство. Далее сказал, что они понимают, какое большое нарушение допустили, что готовы просто сдать эти деньги в посольство, чтобы их не постигли неприятности.
Деньги эти, как устно объяснял Бышовец, они получали и накапливали при неоднократных выездах за границу в составе сборной СССР и киевского "Динамо".
Оперработник проинформировал сотрудника резидентуры КГБ в Вене, который доложил о случившемся Послу СССР в Австрии, по чьему указанию у Бышовца и Хмельницкого эти доллары были приняты в кассу посольства с целью недопущения провоза ими иностранной валюты в другие капиталистические страны и предотвращения возможных провокаций.
Вместо сданной инвалюты Бышовцу и Хмельницкому выдан фототелекс (гарантийное письмо), на основании которого они могут приобрести в СССР товары.
По рекомендации посла, руководителю делегации и команде об этом факте не сообщалось, чтобы они в условиях заграницы не приняли в отношении этих спортсменов резких мер, поскольку это могло вызвать нежелательные поступки со стороны Бышовца и Хмельницкого и в целом повлиять на состояние команды перед ее выступлениями за границей".
Сбежать из-под подобной опеки – это не защитников на поле финтами разбрасывать! А если уж где-то "спалился" – скорее к товарищу майору, покайся и получи вместо "мерседеса" фототелекс.
...Когда после подавления советскими танками Венгерского восстания трое лучших футболистов-венгров – Ференц Пушкаш, Шандор Кочиш и Золтан Цибор – не вернулись домой, в СССР их объявили ренегатами. Фамилии звезд, которые с успехом продолжили выступления в "Реале" и "Барселоне", запретили печатать в газетах и называть в телерепортажах. Скажем, читателям "Советского спорта" сообщили, что в финале Кубка чемпионов-1959/60 три гола мадридцев в ворота "Айнтрахта" забил ди Стефано, а остальные из семи (счет – 7:3) влетели как будто сами по себе, без участия автора "покера" Пушкаша. Футбольная слава от этих мастеров не убежала, да и для земляков они остались Патриотами. К их монументам идут с цветами, их имена носят стадионы.
Золотой мяч-1986 мог завоевать Заваров, а Беланова во Франс Футболе перепутали с Блохиным
Бышовец, стряхивающий нафталин из басни о миллионе, ни в "Реале", ни даже в "Фиорентине" так и не появился. Довольствовался гарантийным письмом от кассира австрийского посольства. А годы спустя – еще и тридцатью сребрениками.
Он был своим для Киева, откуда сбежал после аварии в Чернобыле. Считался динамовцем, несмотря на публичные распри с Лобановским (тот, по словам Бышовца, элементарно завидовал ему). Многим виделся украинцем – даже во главе "Зенита" и сборной России – страны, чье вторжение сегодня поддерживает, на путинском параде 9 мая рассуждая о "священной войне" и "нашей победе", ни словом не обмолвившись о том, что Украину по-зверски кромсают рашистские орды и рашистские бомбы...

Относительно зависти – это словно из кремлевских методичек. Достаточно коррелировать список завоеванных тренерских титулов и просмотреть перечень мест работы.
Не забудем и не простим то, как предатель Бышовец запретил минуту молчания в память о Валерии Васильевиче перед началом поединка возглавляемого им тогда клуба – мол, какое отношение Лобановский имеет к российскому футболу. (Сам, кстати, предлагая услуги агентам – чтобы пристроили где-то на Кипре или в Азии, настаивал: ни в коем случае не называть украинским тренером, только специалистом из России).
С остальными "добродетелями" пусть разбираются уже его нынешние земляки.
А футбольное сообщество "за поребриком" дополняет портрет Бышовца все новыми и новыми красноречивыми чертами. Не забывая, что во главе сборной России этот "выдающийся" наставник проиграл шесть матчей из шести (в том числе и Украине в Киеве – 2:3), предлагают посмотреть на него с других ракурсов.
"Все, кто хоть немного связан с футболом, знают, что Анатолий Федорович – коммерсант, а не тренер", – отметил как-то его бывший коллега.
"По сути, он клептоман – это давно всем известно", – подтвердил один из агентов, рассказав о "тарифах Бышовца".
Если собрать все "откаты" за места в основном составе клубов и сборных, за повышение зарплат, отчисления от премиальных и прочие "возмещения", наберется даже не один миллион, а значительно больше. Ни одна "Фиорентина" такой прейскурант не обеспечила бы.
Флорентийцы, к слову, спустя много лет после увековеченного в песне трансфера-фантома таки воплотили давнюю прихоть – подписали Андрея Канчельскиса. Такого же трижды "бывшего". Такого же манкурта, как Бышовец.
Не много ли внимания этим предателям, может спросить читатель. Готовя материал, я и сам об этом думал. Что поделаешь, оборотни – тоже, к сожалению, часть нашей общей биографии, не только спортивной. Об этом следует знать и помнить. Осознавая, что в пантеонах славы мест не резервируют, а вот свалка истории – это сугубо персональный выбор...
