Украинская правда

Ульф Кирстен – бомбардир обеих Германий: забивал командам Лобановского и работал на Штази

Getty Images
Ульф Кирстен – бомбардир обеих Германий: забивал командам Лобановского и работал на Штази

Ульф Кирстен стал героем шпионского триллера со счастливым финалом

Для Ульфа Кирстена, который сегодня отмечает 60-летие, Киев – один из особенных городов. Здесь он противостоял не только местному "Динамо" в составе леверкузенского "Байера", не только национальной команде Украины в форме сборной ФРГ, а еще и возглавляемой Валерием Лобановским сборной Советского Союза под флагом ГДР.

Этот уникальный игрок является футбольным олицетворением обеих Германий и двух эпох, что запечатлела его статистика: ровно 100 матчей на высшем международном уровне, практически поровну распределенных на этапы карьеры до и после воссоединения Фатерлянд; еврокубковые подвиги – сначала в дрезденском "Динамо", а затем – с "фармацевтами"; индивидуальные достижения по обе стороны Берлинской стены, в частности, три титула самого меткого снайпера Бундеслиги.

Ульф Кирстен в форме Динамо Дрезден, 1990 год
Ульф Кирстен в форме Динамо Дрезден, 1990 год
Getty Images

Кирстену приходилось не только преодолевать защитные редуты команд-соперниц, но и бороться с капризами судьбы, которая втягивала его в драматические, а порой и в сногсшибательно-детективные сюжеты.

История трансфера игрока осенью 1989 года – это достойный внимания голливудских режиссеров настоящий шпионский триллер, в котором свою не второстепенную роль сыграл даже бундесканцлер!

...Победа над сборной СССР в отборочном поединке ЧМ-1990 (к нему мы вернемся чуть ниже) оставляла Восточной Германии шансы получить путевку на мундиаль. До этого лишь однажды команда ГДР была представлена в элите – 1974 года (когда сенсационно обыграла и опередила в группе хозяев и будущих чемпионов, идеологических противников из ФРГ). Чтобы повторить успех предшественников, Кирстену с партнерами достаточно было ничьей в матче последнего тура – назначенной на 15 ноября лобовой схватке с Австрией на венском стадионе "Пратер".

"Берлинская стена обвалилась немного рановато, – философствовал после поражения 0:3 наставник сборной ГДР Эдвард Гайер. – Мои игроки не могли сосредоточиться на матче, их мысли были о другом..."
Ульф Кирстен в матче против Австрии. На заднем плане – Тони Польстер
Ульф Кирстен в матче против Австрии. На заднем плане – Тони Польстер

Так, 9 ноября главный символ холодной войны перестал существовать как граница между Востоком и Западом. Среди тех, кто мгновенно воспользовался шансом покинуть "социалистический рай", были и несколько тысяч футбольных болельщиков, попавших на трибуны венского стадиона. Необычайный ажиотаж царил и в зоне медиа: аккредитации для прессы и фото, помимо журналистов, получили в тот вечер несколько десятков "спецагентов" – посланцев ведущих клубов бундеслиги.

Один из них – Вольфганг Карнат, лаборант-химик с фармпредприятия "Байер" и тренер молодежного коллектива одноименного клуба – имел при себе не только фотокамеру, но и удостоверение медика и тренировочную манишку, точно такую, в которых разминались футболисты ГДР. Свободно жонглируя саксонским и австрийским акцентами, шпион из Леверкузена не вызвал никаких подозрений ни у представителей команд, ни у секьюрити. И ближе к финальному свистку оказался... на скамейке запасных команды гостей, где разжился прямыми контактами Андреаса Тома, Маттиаса Заммера и Ульфа Кирстена. Удивит ли вас, что впоследствии этот "007-й" оказался и в автобусе вместе с немецкой сборной, и в самолете, возвращавшем ее в Берлин?

Ульф Кирстен и Маттиас Заммер в лагере сборной Германии в Штутгарте, 18 декабря 1990 года
Ульф Кирстен и Маттиас Заммер в лагере сборной Германии в Штутгарте, 18 декабря 1990 года
Getty Images

Уже на следующий день Том, форвард берлинского "Динамо", принимал у себя дома, в типичной панельной многоэтажке, президента "Байера" Райнера Кальмунда, инициатора всей этой эпопеи. Астрономический для ГДР контракт на 2,5 миллиона марок был согласован и подписан.

Правда, затем возникли определенные трудности, среди которых проще всего решалась коммуникация с Восточногерманским футбольным союзом. Чтобы сообщить будущим бывшим работодателям Тома, пришлось отыскать в кладовке и реанимировать старенький телекс, – ведь факсами в ГДР тогда пользовались только власти и спецслужбы.

Более сложным барьером стала позиция Гельмута Коля. По мнению канцлера ФРГ, воссоединение Германии отнюдь не предполагало, что один клуб, связанный с промышленным гигантом, скупит всех звезд Оберлиги ГДР. А Кальмунд как раз нацелился на упомянутых уже Заммера и Кирстена.

"Антимонопольное" обращение Коля к руководству концерна "Байер" в итоге сломало планы по переходу Маттиаса. Зато Ульф, который, казалось, вот-вот подмахнет контракт с дортмундской "Боруссией", неожиданно для многих оказался таки в Леверкузене. Ради новых побед и неустанного голепада – 238 мячей в 446 официальных матчах!

"Меня тогда называли навязчивым и даже наглым, – будет вспоминать Кальмунд. – Но ведь футбол – это также бизнес, где быстрые питаются медленными. Если бы мы не забрали Кирстена, это сделали бы конкуренты! Ульф стоил всех усилий и затрат. 3,5 миллиона за такого бомбардира – это ничто. В "Байере" выступали многие гении, но Кирстен даже рядом с Баллаком, Феллером, Шустером, Зе Роберто или Лусио – это трансфер века".

Когда в первом же матче за новый клуб Ульф поразил ворота "Баварии", в Германии заговорили об очередной реинкарнации Герда Мюллера. Кирстен и не скрывал, что именно Бомбардир Нации является его кумиром. И самое главное завещание форварда – голу вовсе не обязательно быть красивым, мячу достаточно просто пересечь линию ворот.

"Да, он мой законный наследник с 1990-х, – улыбался Мюллер. – Мы похожи по телосложению: невысокого роста, но с мощными бедрами и хорошо развитыми мышцами. Короткими, быстрыми движениями способны добыть решающие мгновения и сантиметры в борьбе с защитниками. Пусть это не так элегантно, зато удивительно эффективно".
Только что Ульф Кирстен отличился в воротах ПСВ в матче Кубка УЕФА-1994/94
Только что Ульф Кирстен отличился в воротах ПСВ в матче Кубка УЕФА-1994/94
Getty Images
"Ульф родился с инстинктом забивать, этому невозможно научиться, – характеризовал форварда один из самых успешных тренеров "Байера" Кристоф Даум. – Он взрывной и стремительный, настойчивый и отчаянный в борьбе. А диапазон действий нападающего настолько широк, что иногда, удивляя защитников собственной команды, Кирстен выбивает мячи из своих ворот".
"Там, где другой будет убирать ногу, Кирстен пойдет на мяч головой", – говорил о подопечном Гайер.

А защитник гладбахской "Боруссии" Ули Боровка вспоминал красноречивый эпизод, свидетельствующий о характере Ульфа:

"Некоторых из нападающих можно было нейтрализовать, даже не касаясь. Перед стартовым свистком я подходил к Юргену Клинсманну и тихо говорил: "Сегодня твоя очередь". Клинси напрочь исчезал. Андреас Меллер после таких предупреждений также предпочитал бегать подальше от меня. Кирстен – тот всегда возвращался! На жесткость отвечал жесткостью, на удар – ударом. В одном из матчей "поприветствовал" меня пинком по ноге в первой же дуэли. "Ты охренел?!" – спрашиваю. Он спокойно так: мол, это я тебе с предыдущей встречи задолжал..."
Ульф Кирстен (11) и Юрген Клинсманн. Ничеччина – Грузия, 1995
Ульф Кирстен (11) и Юрген Клинсманн. Ничеччина – Грузия, 1995
Getty Images

Кирстен, который в ГДР привык к двухразовым в сутки тренировкам, без проблем адаптировался в "рафинированной" Бундеслиге. Болельщики быстро полюбили его, а одноклубники – ввиду результативности Ульфа – вынуждены были мириться с восточными стандартами требовательности. Даже после побед "Байера" мог доходчиво донести простые рецепты успеха до тех партнеров, которые, по его мнению, слишком увлеклись "художественной игрой". И через несколько дней, в следующей встрече, подкрепить свое знание очередным голом – в чемпионате или кубке, в сборной или клубном континентальном турнире.

Ульф Кирстен в составе сборной ГДР против Чехии, 1983 год
Ульф Кирстен в составе сборной ГДР против Чехии, 1983 год
Getty Images

Наивысшим международным достижением дрезденского "Динамо" эпохи Кирстена был выход в полуфинал Кубка УЕФА-1988/89. С "Байером" Ульф пробился в финал Лиги чемпионов-2001/02, проиграв там мадридскому "Реалу". Именно тогда к "фармацевтам" окончательно прикипело прозвище "Неверкузен" (never никогда). Коллектив, казалось, дозревший до громких побед, в трех турнирах оказался позади победителей. Наиболее обидным явно получилось разочарование бундеслигой, где первенство праздновала дортмундская "Боруссия", возглавляемая... Маттиасом Заммером.

"Мне высыпали новую порцию соли на рану, которая никак не заживет, – признавался тогда Райнер Кальмунд. – Потеряв в свое время Заммера, мы наблюдали, как в 1992 году он привел к чемпионству "Штутгарт". Четыре года спустя аплодировали его "Золотому мячу". И наконец сейчас Маттиас отобрал у нас титул с "Боруссией", став самым молодым тренером-победителем в истории Бундеслиги..."

Заклятие "вечно вторых" леверкузенцам удалось побороть лишь однажды: победный гол Кирстена незадолго до конца основного времени финала Кубка Германии-1992/93 позволил одолеть любительскую "Герту". Для Ульфа тот титул стал шестым, после двух чемпионств и трех кубковых побед в форме дрезденского "Динамо".

...Из более 40 его еврокубковых голов два забиты киевскому "Динамо" – по мячу дома (1:1) и на выезде (2:4) в рамках группового турнира ЛЧ -1999/2000.

Лига чемпионов -1999/00. Динамо – Байер (4:2). Ульф Кирстен против Максима Шацких
Лига чемпионов -1999/00. Динамо – Байер (4:2). Ульф Кирстен против Максима Шацких
Николай Бочек

До того Кирстен еще трижды играл в Киеве – в 1987-м и 1989-м в составе сборной ГДР уступив сборной СССР (соответственно 0:2 и 0:3), а в 1997 году расписав нулевую ничью с Украиной уже как игрок команды объединенной Германии. Домашние поединки с командами Валерия Лобановского удавались Ульфу лучше: гол в ничейном противостоянии в Берлине в квалификации Евро-1988 (1:1) и две результативные передачи в матче мирового отбора, 8 октября 1989-го.

Сборная ГДР на Республиканском стадионе в Киеве. Третий справа – Ульф Кирстен. 1987 год
Сборная ГДР на Республиканском стадионе в Киеве. Третий справа – Ульф Кирстен. 1987 год
Getty Images
Сборная ГДР на Республиканском стадионе в Киеве перед матчем со сборной СССР (2:0). Ульф Кирстен – третий справа, 1987 год
Сборная ГДР на Республиканском стадионе в Киеве перед матчем со сборной СССР (2:0). Ульф Кирстен – третий справа, 1987 год
Борис Ховхун

Та игра, которая, собственно, предшествовала визиту сборной ГДР в Вену, проходила на фоне интересных политических событий. С одной стороны, министр иностранных дел ФРГ Ганс -Дитрих Геншер объявил в Праге, что Западная Германия открывает границы для восточногерманских беженцев. С другой – Михаил Горбачев посетил Берлин по случаю 40-летия создания "демократической республики".

Советского генсека встречали возгласами "Перестройка!" и "Горбачев, помоги!" Публичные проявления недовольства диктатурой Эриха Хонекера и требования общественных перемен звучали с каждым днем все чаще, громче и откровеннее. В до предела наэлектризованной атмосфере решение провести футбольный матч ГДР – СССР не в столице, а в периферийном Карл-Маркс-Штадте, воспринималось как обоснованное предостережение.

Чудо-мяч Геннадия Литовченко (признанный впоследствии в Союзе голом года) дал подопечным Лобановского преимущество в счете, но в течение последней 10-минутки Виктору Чанову пришлось дважды капитулировать – после ударов Тома и Заммера, которым ассистировал наш герой. Футбольные конспирологи до сих пор утверждают, что ту победу немцам принес... именно Горбачев. Турнирная ситуация, действительно, позволяла гостям даже уступить – путевку на мировое первенство оставалось разве что "проштемпелировать" де-юре. "Союзники" же получали свой шанс на решающую битву с австрийскими капиталистами

Чем все закончилось, вы уже знаете. Или же – для Кирстена и многих его партнеров – наоборот, только началось. В первый и второй дивизионы Бундеслиги перекочевали игроки сборной ГДР Гайне, Дёшнер, Штайнманн, Вайдеманн и Долль, тренер Гайер, еще целый отряд футболистов и представителей других видов (в частности, боксер Аксель Шульц). Самыми успешными стали Маттиас Заммер, лучший игрок Европы 1996 года, и бомбардир Ульф Кирстен.

Маттиас Заммер (справа) и Ульф Кирстен в сборной Германии на чемпионате мира 1994 года
Маттиас Заммер (справа) и Ульф Кирстен в сборной Германии на чемпионате мира 1994 года
Getty Images

Для болельщиков "Байера" он и сегодня остается Schwatte – "Черноволосым". В определенных кругах Дрездена (куда впоследствии вернулся) форвард фигурировал под псевдонимом "Кнут Крюгер", собирая, как и многие представители спортивной элиты, информацию для штази. За определенное вознаграждение Кирстен поставлял кураторам из органов "безопасности" наблюдение за подозрительными лицами в ночных клубах. Его тренер в сборной Гайер (кодовое имя "Ян") шпионил за самим Кирстеном, а еще – за Заммером и Гансом-Юргеном Дёрнером. Досье на Гайера пополнял среди прочих и его предшественник на посту обер-тренера Бернд Штанге, который в середине 1990-х возглавлял днепропетровский "Днепр". И так – по кругу...

Поэтому можно поспорить с Эдвардом Гайером относительно "несвоевременности" падения Берлинской стены. И сам наставник, и его воспитанники получили от судьбы достаточно времени и достаточно возможностей для реализации собственного таланта. Для того чтобы остаться в спортивной истории обеих Германий.

Видео лучших моментов Ульфа Кирстена за Байер
Підтвердження віку21+

На сайті онлайн-медіа "Чемпіон" може розміщуватись реклама азартних ігор. Продовжуючи користуватись сайтом, ви підтверджуєте, що вам виповнилось 21 рік