Украинская правда

История о жажде свободы: как Лев Альбурт перехитрил комитетчиков и сбежал из СССР

alamy.com
Лев Альбурт проти Яссера Сейравана у 1980 році

История знает множество примеров, когда спортсмены бежали из СССР в поисках лучшей жизни, в том числе среди шахматистов: начиная от Александра Алехина, который перебрался из РСФСР во Францию за год до создания Союза, до Бориса Спасского, который хоть и выехал легально, но предателем в глазах красных стал.

Сегодня мы предлагаем вспомнить, возможно, не такой громкий побег как, например, Корчного, но тоже весомый для советских шахмат – Льва Альбурта, который он совершил в 1979 году.

Трехкратный чемпион Украины, воспитанник одесской школы спланировал свой переезд не за одну ночь: попробуем разобраться, как уроженец Оренбурга смог обмануть систему и приставленных к нему КГБ-шников.

Кем был Альбурт в 1979 году

Лев Осипович родился 21 августа 1945 года в Оренбурге, а уже в возрасте трех лет перебрался в Одессу, где и начал заниматься шахматами. Спортсмен не был широко известным на весь Советский союз, но в Украине его знали и уважали за нестандартный подход к игре и трудолюбие.

Альбурт перед тем, как покинуть СССР успел трижды стать чемпионом Украины – в 1972 году, 1973 и 1974-м. Лучшим результатом на всесоюзном первенстве была 5-7 позиция в 74-м, которые он разделил с Олегом Романишиным и Марком Дворецким. Чемпионом тогда стал Александр Белявский, который сейчас тренирует сборную Украины.

Шахматист регулярно участвовал в различных турнирах, а уже в 1977 году выполнил гроссмейстерскую норму и с этим багажом отправился в Бад-Лаутерберг, ФРГ, для участия в Кубке европейских клубов в составе команды "Буревестник".

Как Альбурт перехитрил комитетчиков

В те времена интеллигенция была под пристальным наблюдением КГБ, а шахматисты к этой "касте" относились. Выезд за границу на турнир нужно было заслужить не только своими спортивными результатами, но и благонадежностью, поскольку все понимали – на чувстве страха далеко не уедешь и всегда найдется тот, кто сбежит, чем запятнает репутацию "светлого коммунизма".

"Я не любил советскую власть и коммунизм еще с детства. Они по своей сути никогда не менялись. Один из самых счастливых дней в моей жизни был день, когда Сталин умер. Потом уже была осень 1989 года, а затем – август 1991-го, крах коммунизма", – рассказывал Альбурт.

Сам шахматист при этом отказывался считать себя диссидентом – он просто хотел играть в шахматы и не чувствовать границ в своей жизни, что в те времена было невозможно.

Лев Альбурт (в очках) на чемпионате СССР среди студентов

Интересно, что Альбурт действительно очень неохотно отправляли на зарубежные соревнования, а до КЕК в 79-м предыдущим его турниром был тоже Кубок европейских клубов тремя годами ранее. В то время гроссмейстер понял, что развиваться ему никто не даст, за границу он будет ездить по большим праздникам, а потому время действовать.

"Я хочу выезжать в Европу не как турист, а как свободный человек", – говорил Альбурт.

Свой побег шахматист планировал заранее и, по его словам, с мамой он это не обсуждал, а вот отец поддержал планы Льва.

Накануне дня, когда "Буревестник" отправился в ФРГ, комитетчики дали Альбурту на подписание бумаги, в которых среди прочего был пункт о недопущении контактов с иностранными спецслужбами. В тот момент решение было принято.

По словам гроссмейстера, сам побег состоялся очень стремительно, в течение нескольких часов.

"В Золингене, в пригороде Кельна, я взял "авоську" с баночками черной икры, что не вызвало подозрений. Поймал такси – это уже очень подозрительно, но никто не видел – и назвал адрес в Кельне: Deutsche Welle.

Люди, которые там работали, мне были почти друзья. Офис еще закрыт. Я быстро понял, что это место очень опасно, взял другое такси и сказал: Polizei Presidium. И уже там тогда еще на прекрасном немецком языке попросил убежища", – вот так все и произошло.

Интересно, что побег Альбурта не вызвал каких-то глобальных кадровых чисток. Уволили только инструктора "Буревестника" Иосифа Березина, но тот впоследствии нашел себе новое место работы и когда его позвали обратно – отказался.

Для понимания ситуации: находясь как в отеле, так и вне его, все шахматисты были под пристальным наблюдением агентов КГБ, которые следили за их контактами с иностранцами и действиями в целом. То есть для успешного побега нужно было не просто пропасть из их поля зрения, но и сделать это не вызывая подозрения.

Альбурт на то и шахматист, чтобы точно рассчитать все детали и последствия своих действий. Он был холост, поскольку это могло навредить его девушке, а к родителям так и не выказали особых претензий.

"Я сделал все возможное, чтобы не слишком навредить им. И это удалось, поскольку я правильно рассчитал, что есть достаточно много высокопоставленных людей и в моей Одессе, и в Киеве, и в Москве, для которых лучше замять мой случай. Особенно потому, что незадолго до того был большой скандал с отъездом Корчного", – делился гроссмейстер.

Сам Лев Осипович также рассказывал, что не считал целесообразным впоследствии выступать с претензиями к Карпову, который был человеком СССР, к Спорткомитету и другим – его раздражала сама государственная система, а не ее отдельные исполнители на местах.

Кстати, после этих событий и обысков родителей особо действительно не трогали – даже не выселили из квартиры в Одессе – как ничего и не было.

Реакция СССР была прогнозируемой и классической для того времени: фамилию Альбурта вычеркнули из всех учебников, его работы изымали, а книга "Киевский международный" впервые в истории шахматной литературы вышла в тираж без результатов.

Жизнь после СССР

Уже через год Альбурт перебрался из ФРГ в США, где также получил политическое убежище и построил яркую карьеру. Гроссмейстер стал трехкратным чемпионом страны (1984, 1985, 1990), выступал за сборную по первой шахматной доске и написал множество книг.

Со сборной США Лев Осипович выступил на нескольких межзональных турнирах, лучший результат из которых – 8 личное место в 1985 году, а впоследствии начал тренировать. К тому же Альбурт тренировал не только молодежь, но и очень влиятельных людей с большими деньгами.

  • Карл Икан – инвестор и бизнесмен, основатель Icahn Enterprises;
  • Стивен Фридман – юрист, комиссар Комиссии по ценным бумагам и биржам;
  • Элиот Спитцер – юрист и политик, губернатор Нью-Йорка с 2007 по 2008 год;
  • Тед Филд – медиамагнат, основатель Interscope Communications (производство кинофильмов) и Interscope Records (звукозаписывающая компания);

Альбурт – замечательный теоретик, который писал книги и самостоятельно, и в паре с другими шахматистами. Например, в 1985 году гроссмейстер выпустил книгу "Алехин для турнирного игрока" вместе с американцем Эриком Шиллером, а затем представил "Шахматные дебюты при белых: объяснение" в сотрудничестве с Перельштейном и Дзиндзичашвили.

В 2009 году Альбурт с теми же шахматистами представил аналогичное пособие с дебютными идеями за черных, а в 2017 году разбирал игру Карлсена против Карякина в матче за чемпионство мира 2016 года.

Сравнивая уровень шахматного искусства в США и в СССР Альбурт признавал, что на родине он выше, но в Штатах также есть немалое количество качественных игроков.

"Безусловно, чемпионат США тогда был слабее. Но в мое время там тоже играли очень сильные шахматисты, в том числе старшего поколения. В частности, Самуэль Решевский выступал еще очень хорошо, играли Роберт Бирн, Любомир Кавалек, который уехал из Чехословакии. Были и молодые шахматисты, тот же Сейраван.

То есть конкуренция таки существовала. Но я сам здесь достаточно серьезно добавил, это правда. И думаю, не я один. Добавляли многие из тех, кто приезжал сюда из СССР. Скажем, прилично добавил Леня Шамкович, очень добавил Рома Джинджихашвили", – считал Альбурт.

Заметим, что сейчас шахматы в Соединенных штатах развиваются очень и очень неплохо, а их гроссмейстеры демонстрируют отличные результаты, в частности Хикару Накамура (который переехал в страну в возрасте двух лет) и Фабиано Каруана (родился в США).

"Сейчас в Сент-Луисе есть Рекс Синкфилд (бизнесмен, – прим. ред.) – тоже хороший шахматист, по советским понятиям, второразрядник. Он построил там замечательный шахматный клуб, тратит на шахматы не менее нескольких миллионов долларов в год, устраивает несколько очень сильных турниров. Поселил у себя и, уверен, хорошо содержит нескольких сильных гроссмейстеров, в том числе Фабиано Каруану, Хикару Накамуру, сейчас взял Левона Ароняна, Уэсли Со, Леньера Домингеса Переса", – рассуждает Альбурт.

В 2003 году гроссмейстера ввели в Зал славы американских шахмат, а в 2004-м он получил звание заслуженного тренера ФИДЕ. Резюмируя прожитые годы, шахматист рассказывал, что гордится своим вкладом в борьбу с коммунизмом, ведь каждый побег – это не только репутационные убытки, но и очередное напоминание людям – все возможно, если сильно захотеть.

Своим главным достижением в жизни Лев Осипович считает то, что смог не вступить в комсомол и прожить жизнь "не по лжи", а это, по его мнению – самое трудное в жизни в Советском союзе.

"Бесспорно, жизнь удалась. Я стараюсь прожить ее так, как я считаю правильным. Когда меня вводили в Зал славы – это было приятно, тем более там присутствовали люди, которых я считаю своими друзьями, в том числе и Боря Спасский. Его вводили в международный зал славы ФИДЕ, а меня – в американский. Но, честно говоря, меня это не очень волнует, большой роли не играет. Я знаю свои шахматные заслуги, люди могут оценить, кто я такой, читая мои книги.

Я любил и продолжаю любить шахматы, слежу за ними, по-прежнему даю уроки. Но горжусь, скорее тем, что внес свой вклад в борьбу с коммунизмом. Для меня это было важнее", – считает шахматист.

Свобода и борьба – дела очень благородные, а когда человек имеет талант – он найдет себя в любой точке земного шара. Побег Льва Альбурта из СССР – лишнее напоминание – долгосрочное общество не построить лишь на страхе и "ежовых рукавицах", а все империи рано или поздно разваливаются!

Підтвердження віку21+

На сайті онлайн-медіа "Чемпіон" може розміщуватись реклама азартних ігор. Продовжуючи користуватись сайтом, ви підтверджуєте, що вам виповнилось 21 рік