Украинская правда

Шоутайм, ВИЧ Мэджика, ШаКоби и Леброн: как Лейкерс под семьей Басс выросли с 67,5 млн до 10 млрд долларов

Getty images
Шоутайм, ВИЧ Мэджика, ШаКоби и Леброн: как Лейкерс под семьей Басс выросли с 67,5 млн до 10 млрд долларов

Владеть спортивной франшизой – это не просто бизнес. Это – честь. Это – признак статуса. Это – как тот роскошный сервиз у наших мам, который хранится в шкафу годами и достается только на праздники, когда приходят самые важные гости.

В США довольно часто командой владеет семья Ротшильдов или Рокфеллеров богатых людей, и она передается по наследству как фамильная реликвия. Лейкерс – не исключение. В течение 46 лет этот бренд ассоциировался с одной фамилией – Басс.

В 1979 году Джерри Басс приобрел "озерных" у канадского предпринимателя Джека Кента Кука за 67,5 млн долларов – на то время это была самая дорогая спортивная сделка в мире. Теперь, почти полвека спустя, франшиза продана за 10 миллиардов долларов – и это новый рекорд стоимости продажи спортивной организации.

Кто–то скажет: да это же просто инфляция. Но нет. НБА конца 1970-х – это еще не золотой актив. Это была лига на грани, не совсем массовая и далеко не модная. Тот же Джек Кук с радостью продал Лейкерс, но оставил себе Вашингтон Редскинз из НФЛ.

Басс не просто инвестировал. Он трансформировал баскетбол в шоу, в стиль, в образ жизни. Его не стало в 2013 году. Но риск, на который он пошел, вложив 67,5 млн, оправдался полностью. Его детище стало легендой, а потомки – мегабогатыми на поколения вперед.

Поэтому "Чемпион" вспомнит самые культовые моменты Лейкерс, когда франшиза принадлежала семье Басс.

Старт с размаха

Драфт НБА – событие, которое обрастает теориями заговора каждый год. В 1979 году "фиолетово–золотые" получили пик Нью–Орлеан Джаз (до переезда в Солт–Лейк Сити, штат Юта, осталось несколько месяцев), который позволил им выбирать первыми.

Клуб сделал ставку на второкурсника Мичиганского университета Ирвина Джонсона, который впоследствии получит прозвище "Меджик", которое заставит большинство забыть его настоящее имя.

Плеймейкер с фантастическими габаритами. Человек, который видел площадку, как будто имел не одну пару глаз. Умел все: бросать, ассистировать, подбирать.

И уже в свой первый сезон Мэджик стал чемпионом, получив MVP финальной серии. Лейкерс под руководством Басса взяли титул впервые за 8 лет. И это было лишь начало великой эпохи.

Шоутайм

В следующем сезоне после титула Лейкерс потерпели провал – вылет уже в первом раунде плейоф от Хьюстон Рокетс. Сезон 1981/82 тоже шел со своими проблемами. И Мэджик Джонсон, который в то время менял очень часто девушек, решил сменить и команду, поскольку ему не нравилось играть под руководством Пола Уэстхеда.

И вот дилемма: "Звезда или тренер?" Джерри Басс выбрал звезду.

Чтобы уменьшить репутационный резонанс, клуб решил объявить, что новым тренером станет легенда – Джерри Уэст. Но на пресс–конференции тот неожиданно заявил: "Я буду лишь консультантом. Команду будет тренировать Пэт Райли".

И тут началось настоящее кино.

Пэт имел необычное резюме: бывший звездный игрок NCAA, чемпион НБА с Лейкерс-1972, комментатор клубного радио (не шутка!), и, наконец, ассистент того же Уэстхеда. Но самостоятельного опыта работы не имел.

Впрочем, при Райли пришли успехи: четыре чемпионских титула (1982, 1984, 1987, 1988), яркая игра и стиль. Причем не только стиль игры. Пэт быстро стал образцом моды, который так ярко подходил под город Лос–Анджелес. Его костюмы от "Armani", постоянно зачесанные назад волосы, аксессуары на руках привлекали не меньше, чем победы игроков на паркете.

И Басс это прекрасно понимал. Он создал группу черлидерш, которые развлекали публику в перерывах, и превратил трибуны в красную дорожку. На матчах Лейкерс появлялись Джек Николсон, Принц, Эдди Мерфи и другие звезды.

Постепенно первый ряд в "Форуме" стал самым престижным местом в Лос–Анджелесе. Билет туда – это приглашение в элиту.

ВИЧ Мэджика

В начале 90–х Лейкерс оставались топ-командой, хотя Райли уже ушел, а Карим Абдул–Джаббар повесил кроссовки на гвоздь. Мэджику Джонсону было всего 32 года. Рядом – Джеймс Уорти, Сэм Перкинс, Байрон Скотт и молодой серб Владе Дивац.

Они только что проиграли финал НБА Чикаго Буллз, где уже вовсю зажигал Майкл Джордан и раскрывался Скотти Пиппен, но все равно калифорнийцев считали претендентами на титул–1992.

Гремом среди ясного неба стала внезапная пресс–конференция накануне старта нового чемпионата. Главная звезда клуба говорит, что уходит из спорта, потому что у него ВИЧ.

Шок. Паника. Слезы. Это был удар не только по Лейкерс – по всей НБА, по всему спорту.

Сам баскетболист признал, что хоть уже и был женат, длительный период вел бурную сексуальную жизнь, но когда именно заразился – понятия не имеет.

Поскольку в то время считалось, что ВИЧ заболеть маловероятно во время гетеросексуальных отношений, начали ходить слухи, что Мэджикгей или бисексуал. Сам Джонсон это отвергал. В дальнейшем он большую часть своей жизни посвятит различным благотворительным фондам, которые будут помогать людям с этой болезнью.

И что важно – клуб не отвернулся. В 1995 году Мэджик вернулся. И хотя уже не был тем молниеносным плеймейкером из 1980-го, его цифры поражали: 14,6 очка + 6,9 передачи + 5,7 подбора за 29 минут. И это после четырех лет простоя!

Лига даже придумала "Правило Мэджика Джонсона", что как только у игрока на теле появляется открытая рана игра должна быть остановлена, а врачи оказать помощь.

Впоследствии Мэджик приобрел акции Лейкерс и получил должность во фронт–офисе клуба, которую окончательно оставил лишь в 2019 году.

Эра ШаКоби

Конечно, уход Мэджика не мог не ударить по результатам. Уже в сезоне-1993/94 "озерные" впервые с 1975 года не вышли в плей-офф.

Ветераны старели. Обмены оказывались неудачными. Конкуренты становились все сильнее.

Джерри Басс понимал: нужна суперзвезда. Надо тот, кто будет заставлять трибуны заполняться. Летом 1996 года команда в погоне за одним суперстаром получила сразу двух таких исполнителей.

В те времена не существовало ни "максимальных контрактов", ни "налога на роскошь". Команды должны были уложиться в потолок зарплат – всего 24,3 млн долларов на всех игроков. Орландо владел правами Берда на Шакила О'Нила, поэтому могли превысить лимит, чтобы его сохранить.

Владельцы Мэджик почему-то решили включить режим Скруджа Макдака и считать каждый цент. Первое предложение Шаку – всего 54 млн на четыре года. Это было смешно, когда Алонзо Моурнинг и Джувен Ховард уже получали контракты более чем на 100 млн.

Звездного бигмена это оскорбило. Шак хотел как минимум 20 млн. Чтобы сбить запросы центрового представители Мэджик начали запускать в прессу жалобы на защиту и отдачу О'Нила. Именно тогда стало понятно: это конец.

За Шакилом выстроилась очередь: Никс, Детройт, Майами, Атланта. Кто-то из них не захотел расходиться со своим звездным центровым (Юинг/Моурнинг), кто-то сделал ставку на более дешевый вариант (Аталанта и 50 млн на 5 лет для Мутомбо), а кто-то не нашел аргументов вообще.

И тут Джерри Басс снова сделал ставку на зеро. И вновь выиграл.

Чтобы освободить зарплатное пространство, в Шарлотт был отправлен Владе Дивац со своей зарплатой в 3,5 млн. Взамен в Лос–Анджелес прибыл талантливый 18–летний Коби Брайант, выбранный на драфте под №13.

Ключевым было другое: "озерные" освободили кэпхолд и смогли предложить Шаку семилетний контракт на 120 млн долларов, где в первый сезон он получал лишь 10,3 млн – максимум, чтобы уложиться в зарплатную ведомость.

Шак получил все, чего хотел: деньги, Голливуд, тусовку. И шанс стать частью легенды. Коби же был еще сырым. Но сезон за сезоном он привыкал к лиге, партнерам и ответственности. И вместе с Шаком вскоре они стали смертоносным дуэтом для остальной НБА.

Триумф и дзен

Тандем "ШаКоби" под руководством Фила Джексона получил три чемпионства подряд – 2000, 2001, 2002. Три-пит, запечатлевший Лейкерс в золотой истории лиги.

Фил, известный как "Дзен–мастер", ушел в 1998-м, заявив, что больше не будет тренировать. Свой "уход навсегда" он нарушил через год. Штат Калифорния, Лос–Анджелес, в составе праймовый Шакил, прогрессирующий Коби и... конечно, разговор с Джерри Бассом. Ну как тут откажешь?

В 2004 он ушел, чтобы прийти через год и подарить "Стейплз Центру" еще два чемпионских перстня, все с тем же Коби, но уже совсем другими помощниками во главе с испанцем Пау Газолем.

Смерть Джерри Басса и темные годы

В феврале 2013 года ушел в мир иной Джерри Басс. Через несколько месяцев команда вылетела "свипом" от Сан–Антонио уже в первом раунде плей-офф. Затем постсезона команда не будет видеть шесть лет.

Эти годы – черная полоса. Завершение карьеры Коби Брайанта. Постоянные смены тренеров. Абсурдные контракты Луола Денга и Тимофея Мозгова. Слабый прогресс от выбранных на драфте баскетболистов.

Джинни Басс, дочь легендарного Джерри, стала новой владелицей, но ей не хватало опыта, решительности и харизматичности отца. Не помогли исправить ситуацию ни Мэджик Джонсон, ни генеральный менеджер Митч Капчак.

Дошло до того, что на матчи Клипперс в определенный период начало в среднем ходить больше народу, чем на культовых Лейкерс.

Приход Леброна

У студентов есть пословица: "Сначала ты работаешь на зачетку, а потом зачетка работает на тебя". Нечто похожее представляет собой Лейкерс. Какие бы результаты ни былиэто место всегда будет манить.

"Король" к 2018 году доказал всем уже все, и даже подарил родному Кливленду титул. Вероятно, Кавальерс могли бы получить больше Кубков Ларри О'Брайена, но в тот же период Голден Стейт уверенно завоевывали реноме одной из лучших династий в истории НБА. Поэтому никто его не критиковал, что свободным агентом он выбрал именно "фиолетово–золотых".

Еще через год Лейкерс решили "молодняк" пустить в размен на Энтони Дэвиса. И первый за 7 лет плейоф стал триумфальным.

Дэвис сумел избежать травм. Сейчас мы понимаем: в 2020 году 35–летний Леброн – это еще юноша. Важный вклад внесли ветераны: Дуайт Ховард, Маркифф Моррис и Реджон Рондо, которые подписались на минималку. Тогда мир познакомился с Алексом Карузо.

Но главное – это мотивация.

В начале 2020 года мир всколыхнула ужасная новость: Коби Брайант погиб в авиакатастрофе. После победы все баскетболисты заявляли в унисон, что победу им с небес помог одержать "Черная мамба".

Медведенко и перстни

За всю историю Лейкерс в команде выступали трое украинцев: Станислав Медведенко, Святослав Михайлюк и Алексей Лень.

Больше всего времени там провел именно Медведенко, или же просто "Слава". Причем не просто провел, а имел важную роль в золотом ростере. Конечно, звезд с неба не хватал, но возложенные на себя функции и задачи выполнял умело и выкладывался на все 100%.

После завершения карьеры Станислав перепробовал много ролей: тренировал дубль Будивельника, был в тренерском штабе Майка Фрателло, пробовал себя в роли функционера и агента, в 2019 году даже баллотировался в Верховную Раду, занимался благотворительностью и тренировал детей.

Войну в Украине двукратный чемпион НБА встретил в родном Киеве. Моральный дух украинцев был настолько высоким, что ради волонтерства и доброго дела отдавали все.

Экс–одноклубник О'Нила и Брайанта летом 2022 года на аукционе продал, наверное, самое дорогое, что у него было за спортивную карьеру – два чемпионских перстня. Выручить удалось более 250 тысяч долларов, которые были переданы в фонд, заботящийся о детях, пострадавших от войны.

В этой истории есть хеппи-энд. В январе 2023 года Медведенко получил новые символические перстни за получение чемпионских титулов НБА с калифорнийской командой. Руководители "озерных" не смогли проигнорировать тот факт, что человек, который отдал клубу шесть лет, вынужден был продать их ради благотворительности. Игрок получил их из рук владелицы франшизы Джинни Басс.

...

Нет сомнений: Лейкерс и в дальнейшем будут оставаться одной из самых известных команд планеты. Будут новые звезды. Будут новые драмы, поражения и победы.

Но при Джерри клуб стал чем-то большим, чем клуб. Басс действовал нетривиально, эпатажно, был неким трикстером. Именно он, не имея шаблонного видения, превратил "Лейкерс" в шоу номер один в спорте.

Да, не без ошибок. Да, не все удавалось. Но это не видеоигра, где можно "сейвнуться" и в случае проигрыша дать себе шанс №2, шанс №3 и т.д.

"Шоутайм" – это не только название эпохи 1980-х. Это – идеология, которая пронизывает годы правления семьи Басс.

Потому что за некачественный продукт 10 миллиардов долларов не платят.