Уик-энд в "храме скорости"
В эти выходные нас ждёт Гран-при Италии на легендарной Монце и толпы "тиффози" на трибунах.
Главный вопрос: сможет ли Макс Ферстаппен переломить теперешнее положение вещей и реабилитироваться после сокрушительного поражения в Зандворте, или же МакЛарен так и продолжит доминировать?
А может быть, своё слово скажут пилоты Мерседес, или же команда Феррари проявит себя в родных стенах.
Предварительный прогноз погоды на воскресенье: 28-30 градусов тепла, лёгкий ветер и небольшая вероятность дождя.
Autodromo Nazionale di Monza
Трасса в Монце принимает Гран-при с самого основания Формулы-1, и присутствовала в календаре чемпионата каждый год, кроме 1980го. А построена она была задолго до появления «королевы автоспорта» и принимала различные гоночные события с 1921го года.
Особенностью трека является то, что более 75% круга гонщики проходят, вдавив газ в пол, за что автодром получил прозвище "храм скорости". А от инженеров можно часто услышать такую фразу:
"Есть три типа настроек болида на гонку: первые – для Монцы, вторые – для Монако, а третьи – для всех остальных трасс".
Современные болиды
И чтобы понять влияние особенностей итальянской трассы на расстановку сил между командами, следует немного изучить техническую составляющую чемпионата.
Последние несколько десятилетий, в каждом сезоне можно провести очень четкую грань между топ-командами, ведущими борьбу за победы и титулы, и середняками, которые представляют некую «серую массу» где-то позади.
Но при этом, чистая скорость на длинной прямой далеко не всегда лучше у лидеров, обычно даже наоборот – у "массовки" оказывается даже более высокая "максималка", или, как минимум, равная. Основное же преимущество топ-машин чемпионата проявляется в способности лучше проходить медленные участки трасс. Именно в поворотах болиды-доминаторы добывают свой перевес над остальными.
По этой причине, в высокоскоростной Монце, иногда, разрыв между двумя лигами сокращается, а гонщики «второй лиги», периодически, получают шанс проявить себя.
Неожиданные победители
Если сейчас МакЛарен является доминирующей командой с самым сильным болидом, то в сезоне 2021 они были во втором эшелоне, пока первые пилоты Мерседеса и Ред Булла вели ожесточённые борьбу за чемпионство. Но в "храме скорости" оранжевая команда боролась с лидерами за победу. А после столкновения и обоюдного схода претендентов на титул, уже никто не мешал коллективу из Уокинга приехать к дублю.
Годом ранее, в ковидном сезоне 2020, свою единственную победу сенсационно добыл Пьер Гасли. На момент старта гонки, француз особо ни на что не претендовал, однако красные флаги и самоустранения всех пилотов «первой лиги» сделали своё дело.
А «старожилы» могут помнить еще и Гран-при Италии 2008 года: сенсационно в Монце нашел скорость болид Торо-Россо и поул в квалификации достался молодому немцу Себастьяну Феттелю, а в гонке он уверенно довёл дело до первой победы в карьере. Именно этот результат стал для него билетом в основную команду «Быков» и открыл путь к будущим чемпионствам.
Прост и Сенна
Знала Монца и множество скандалов, один из которых произошел на Гран-при Италии 1989 года: выиграв гонку, Ален Прост демонстративно бросил свой кубок в толпу итальянских фанатов.
Сейчас многие зрители романтизируют эпоху противостояния этих пилотов. В сезоне 1989 два напарника по МакЛарену ожесточенно сражались за звание чемпиона, находясь в отдельной лиге по отношению ко всем остальным.
Часто можно услышать фразу "главное одолеть того, у кого точно такой же болид". Вот только бой не был равным: гоночному таланту Проста противостоял не только сам по себе "плохой парень" Сенна, но и собственная команда, которая была полностью на стороне бразильца. Все лучше специалисты были собраны на одной стороне гаража.
Скандалы продолжились и дальше, но в конце сезона эта история имеет хэппи-энд: даже в таких условиях, французский "Профессор" победил самоуверенного соперника в борьбе за титул. А до этого он сменил коллектив на Феррари. Подаренный же итальянским зрителям трофей, был символом предстоящего перехода.
Альберто Аскари
Помимо легендарного автодрома и команды Феррари, в историю Формулы-1 вписали своё имя и итальянские пилоты. Первым чемпионом «королевских автогонок» в 1950 стал Джузе́ппе (Нино) Фари́на. А в 1952 и 1953 годах сразу два чемпионских титула выиграл Альберто Аскари, который по сей день остаётся самым успешным пилотом своей нации. И именно его история наиболее тесно связана с Монцей.
Страсть к скорости у него была заложена с самого детства и будучи подростком он периодически арендовал мотоцикл и наматывал круги по «храму скорости». А с 19 лет, регулярно участвовал в различных автогоночных соревнованиях.
К моменту появления официального чемпионата мира в 1950 году, Альберто уже являлся опытным и известным пилотом, с множеством наград. А фанаты прозвали его "Чиччо", что в переводе означало "Толстячок".
И если первые сезоны Формулы-1 прошли не очень успешно, то в 1952 и 1953 Аскари доминировал, не оставляя соперникам ни шанса. Возможно титулов было бы и больше, но в 1955 году, легендарный гонщик разбился, тестируя спорткар Ferrari 750. Трасса, с которой он был так тесно связан с раннего детства таки забрала его жизнь.
Спустя более чем 70 лет, Альберто Аскари так и остаётся крайним итальянским чемпионом. Но его имя навеки вписано в историю автоспорта. А рекордная серия в 9 побед была недостижима для многих поколений автогонщиков, и лишь в 2023 году этот показатель превзошел Макс Ферстаппен, после победы… В Монце!