Украинская правда

Несмотря на страшную аварию и нелюбовь Энцо Феррари: как Ники Лауда завоевал второй титул Формулы-1

Getty Images
Несмотря на страшную аварию и нелюбовь Энцо Феррари: как Ники Лауда завоевал второй титул Формулы-1

Ровно 48 лет назад, 2 октября 1977 года, свой второй чемпионский титул завоевал Ники Лауда. И дорога к второй короне оказалась ещё сложнее, чем к первой.

Сегодня же мы продолжим листать страницы истории Формулы-1, изучая жизненный путь и карьеру легендарного австрийца. А если вы не читали первую часть, можете ознакомиться с ней по ссылке ниже:

Лауда против Феррари

Постепенно наша история подошла к её самому знаменитому фрагменту, и, возможно, некоторые читатели именно ради этого и открыли данную статью – сезону 1976 года и противостоянию Ники Лауды и Джеймса Ханта. 

Ники Лауда и Джеймс Хант в сезоне 1976
Ники Лауда и Джеймс Хант в сезоне 1976
Формула-1 в социальной сети X (ранее Twitter)

Однако в реальности главной проблемой австрийца оставалась его собственная команда.

Ещё одним важным фактором стало то, что Скудерию покинул Лука ди Монтедземоло – единственный человек из окружения "Командаторе", который был на стороне Ники. С того момента нашему герою приходилось в одиночку противостоять всем внутренним недоброжелателям, включая Мауро Форгьери.

Что же касается результатов на трассе, сезон начинался для австрийца весьма успешно – победы в Бразилии и ЮАР, а затем второе место на Гран-при США-Запад – позади напарника Клея Регаццони. А дальше произошёл первый серьёзный конфликт между Лаудой и Энцо Феррари.

Дело в том, что между гонками Ники поехал на Ибицу, где у него был дом вместе с женой Марлин Кнаус. Она и попросила нашего героя помочь распланировать участок земли, для чего был арендован трактор.

Супружеская пара: Марлин Кнаус и Ники Лауда
Супружеская пара: Марлин Кнаус и Ники Лауда
Getty Images

Несмотря на то что австриец уже зарабатывал весьма большие деньги, его экономность никуда не делась, и потому никто не стал нанимать работника. В итоге чемпион мира Формулы-1 в процессе хозяйственных работ перевернулся и сломал несколько рёбер.

Конечно, об этом узнали журналисты, и разразился огромный скандал. Итальянская пресса даже сейчас часто становится проблемой для гонщиков-иностранцев в Скудерии, а в те времена всё было ещё сложнее.

И, разумеется, все газеты старались помочь своему соотечественнику Фламини сесть за руль. А Энцо Феррари, не до конца разобравшись в ситуации, даже подтвердил замену. Поэтому многие удивились, когда Лауда всё-таки вышел на старт Гран-при Испании.

Что же касается самой гонки – в начале заезда Ники обогнал стартовавшего с поула Джеймса Ханта. Но на 34-м круге действие обезболивающих таблеток закончилось, и австриец начал терять скорость, в итоге пропустив британца на первую строчку.

Переговоры

Дальнейшая ситуация на трассе продолжала складываться в пользу нашего героя: гонки в Бельгии и Монако снова выиграл Лауда, а в Швеции он приехал третьим – позади двух пилотов Тиррелла на шестиколёсных болидах.

А затем начались знаменитые переговоры о чемпионате 1977 года. Обычно Энцо Феррари славился тем, что продлевал контракты в самый последний момент. Делалось это из расчёта на то, что к тому времени места во всех остальных коллективах уже будут заняты, а значит, гонщик окажется в более слабой позиции.

Но с Лаудой всё было иначе. Все прекрасно понимали, что чемпион мира может перейти в любую команду, и та разорвёт все договорённости с уже имеющимися пилотами. Осознавая это, "Командаторе" ещё в середине сезона 1976 инициировал разговор о продлении сотрудничества, который состоялся в ресторане "Каваллино".

Ресторан Каваллино
Ресторан "Каваллино"
Getty Images

Пока диалог шёл о различных организационных моментах, вроде судьбы других гонщиков, всё проходило спокойно. Но когда речь зашла о деньгах – разразился настоящий скандал.

Энцо Феррари то и дело поливал Ники резкими словами и даже предлагал ему покинуть команду. Лауда парировал тем, что в любой момент может это сделать, и напомнил, что именно он вернул Скудерию из кризиса.

В конце концов, выплеснув все эмоции, "Командаторе" понял, что его манипуляция не сработала, и всё же согласился на условия австрийца. Позже в своей автобиографии Ники иронично отметил, что терпеть оскорбления – это тоже входило в сумму его гонорара.

Выживший чемпион

На следующем же этапе после этих переговоров, 1 августа 1976 года, в "Зелёном аду" Нюрбургринга произошло событие, о котором узнали во всём мире даже те, кто никогда не интересовался автоспортом.

На втором круге в повороте "Бергверк" Лауда врезался в ограждение. Его болид вспыхнул, а затем в него врезались ещё несколько машин.

Авария Ники Лауды на Нюрбургринге в 1976 году
Авария Ники Лауды на Нюрбургринге в 1976 году
Кадр из художественного фильма "Гонка" (Rush)

Именно другие гонщики бросились спасать Ники из горящей машины: Харальд Эртль, Брет Ланджер, Гай Эдвардс и Артуро Мерцарио. А Ханс-Йоахим Штук показывал скорой помощи кратчайшую дорогу до больницы.

Лауда был госпитализирован с многочисленными тяжёлыми ожогами и отравлением продуктами горения. Мало кто верил даже в то, что он вообще выживет после такого. И пока австриец находился в руках врачей, в Феррари уже мысленно похоронили своего гонщика.

Представители Скудерии всячески пытались скрыть от журналистов правду о том, что причиной аварии стала поломка подвески, и свалить всё на пилота, выставив ситуацию так, будто он сам допустил ошибку.

Тем не менее, несмотря на огромное количество недоброжелателей, Ники выжил. Конечно, на его теле остались ужасные шрамы. Но и здесь он остался верен себе – прикрывал ожоги на лице кепкой с логотипом спонсора, тем самым даже заработав на случившемся.

Вернувшийся чемпион

В фильме "Гонка" говорится о том, что больше всего смотивировали Лауду вернуться успехи Джеймса Ханта, пока Ники боролся за жизнь.

И действительно, в отсутствие австрийца британец значительно сократил своё отставание в личном зачёте.

Но главной проблемой для Лауды снова стала его команда. Энцо Феррари долго думал над тем, пускать ли гонщика за руль. "Комендаторе" тогда казалось, что для имиджа команды будет гораздо лучше, если лучшая машина проиграет титул из-за обстоятельств, чем если это произойдёт на трассе.

И наличие столь сильной преграды со стороны собственного коллектива ещё больше мотивировало Лауду выйти на старт как можно скорее. Конечно же, гонщик невероятно боялся снова садиться за руль, но понимание того, что множество недоброжелателей, включая работников Скудерии, хотят видеть его поверженным, только укрепляло решимость. Преодолев страх, всего через шесть недель после аварии Ники вышел на старт Гран-при Италии.

Ники Лауда на Гран-при Италии 1976
Ники Лауда на Гран-при Италии 1976
Getty Images

Конечно, всё ещё мучаясь от болей, он был блеклой тенью самого себя. И всё, чего удалось добиться в легендарной Монце – это четвёртое место. Но главное заключалось в том, что даже раненый Лауда оказался быстрее Карлоса Ройтемана, которого Феррари присматривал на замену.

Ники Лауда и Джеймс Хант

Насколько бы ни были важны все закулисные интриги, зрителей, конечно же, интересовали в первую очередь гонщики. Между претендентами на титул нередко случались словесные перепалки, однако это был скорее выброс эмоций, нежели серьёзные оскорбления. К тому же, в те времена не было столь жёсткой цензуры относительно того, что пилоты должны говорить публично.

А дальше уже включалась пресса и активно подхватывала любое сказанное слово. Таким образом именно журналисты раздули сражение Ники Лауды и Джеймса Ханта до ненависти вселенского масштаба.

Вот только сами гонщики вполне нормально ладили за пределами камер. Более того, порой они вместе пролистывали стопки газет и откровенно смеялись над тем, как печатные издания преподносили то или иное событие.

Джеймс Хант и Ники Лауда в 1976 году
Джеймс Хант и Ники Лауда в 1976 году
Getty Images, раскрашено при помощи ChatGPT

Следует также отметить, что к показанным в фильме "Гонка" протестам Феррари против "нелегальности" болида Макларена Ники не имел никакого отношения. Всем этим занимались высокопоставленные люди Скудерии, а её гоночный менеджер Даниэле Аудетто прямо заявлял: "Это моя работа – найти, за что зацепиться".

Авария Лауды действительно сблизила гонщиков ещё больше. Для Ханта стало невероятно важным, чтобы его соперник выжил и вернулся – британец начал осознавать, что именно желание победить австрийца мотивировал его мчать на пределе, а без этого гонки просто теряли вкус.

Раньше многие, включая Джеймса, считали Ники слегка трусливым за то, что он за рулём вёл себя как калькулятор – предпочитал точный расчёт и никогда излишне не рисковал.

Однако то, как Лауда, пройдя весь ад в больнице и побывав одной ногой на том свете, вернулся в гонки, – именно это показало его настоящее мужество. И в глубине души Хант понимал, что, возможно, сам он вполне мог бы сломаться, если бы ему выпали подобные испытания.

После случившегося пилоты начали общаться чуть ли не каждый день, а в дни Гран-при часто селились в соседних номерах гостиницы. Они разговаривали как настоящие друзья – и не только о спорте, но и обо всём в жизни. Например, могли в пикантных подробностях обсуждать девушек из паддока.

Ники Лауда после аварии и Джеймс Хант
Ники Лауда после аварии и Джеймс Хант
Getty Images

Что же касается борьбы на трассе – обстановка в чемпионате начала накаляться. Пока Ники проходил долгий путь к тому, чтобы вернуть былую скорость, Джеймс стремительно сокращал разрыв в турнирной таблице. И к финальному этапу в Японии их разделяло всего три очка.

Титул или жизнь

24 ноября 1976 года над трассой "Фудзи Спидвей" лил проливной дождь. Многие гонщики, включая претендовавшего на титул Ханта, говорили, что проводить гонку в таких условиях – откровенное безумие, и требовали её отмены. Однако, прождав полтора часа, организаторы, уже продавшие тысячи билетов на финал чемпионата, объявили, что заезд состоится.

Стартовая решетка на Гран-при Японии 1976
Стартовая решетка на Гран-при Японии 1976
Кадр из художественного фильма "Гонка" (Rush)

Проехав всего один круг, гонщик Брэбэма Ларри Перкинс остановил машину, отказавшись продолжать гонку. А кругом спустя то же самое сделал и Ники Лауда. В тот момент, выбирая между ещё одним титулом и жизнью, австриец предпочёл второе.

Вслед за ним сошли Карлус Пасе и Эмерсон Фиттипальди. Таким образом сразу четыре пилота добровольно покинули дистанцию.

Пусть и не без трудностей, но оставшийся на трассе Джеймс Хант сумел занять необходимое ему третье место и стал чемпионом мира. Причём о том, что цель достигнута, британец узнал лишь через несколько минут после финиша.

Второй пилот

Но для истории Лауды важнее оказался не факт упущенного второго титула, а то, что этот эпизод окончательно испортил его отношения с Энцо Феррари. "Комендаторе" пришёл в бешенство из-за того, что его гонщик добровольно отказался от участия.

Ники Лауда сходит с дистанции на Гран-при Японии 1976
Ники Лауда сходит с дистанции на Гран-при Японии 1976
Getty Images

Это стало поводом для новых и очень непростых переговоров между пилотом и руководителем.

С одной стороны, Энцо всё больше склонялся к мысли, что Ники уже не тот, кем был раньше, и смысла доверять ему болид больше нет. С другой же – он понимал: Лауда всё ещё оставался ценным "активом". И если бы австриец стал побеждать после ухода в другую команду, Скудерия оказалась бы в положении посмешища.

Феррари попытался совместить обе позиции и предложил Лауде работу в команде, но не связанную с гонками. Ники же, оскорблённый самим намёком, напомнил о контракте, подписанном ещё до аварии, и жёстко заявил: есть только два варианта – либо он выступает в сезоне 1977, либо договор расторгается, и он спокойно уходит в Макларен, где его примут с распростёртыми объятиями.

После долгого совещания со своей свитой "Комендаторе" принял решение: Ники остаётся в команде как гонщик, но уже в роли "второго пилота", ведь первым номером становился новоподписанный Карлос Ройтеман.

Лауда против Феррари, часть 2

Нашему герою и до этого приходилось бороться против собственной команды, но в сезоне 1977 это вышло на новый уровень. Конечно, Лауда был уверен в своих силах, да и закреплённые за ним по контракту механики оставались верны австрийцу. Но политика "Скудерии" проявилась уже в том, что Ники не пустили на предсезонные тесты, и привыкать к новой машине пришлось прямо по ходу Гран-при. Первый этап закончился сходом по технической причине.

В Бразилии Ройтеман первым получил пакет обновлений, и его болид буквально летел по трассе – второе место в квалификации и победа в гонке. Но то, что сделал Лауда, выглядело куда эффектнее: со старыми аэродинамическими элементами австриец прорвался с тринадцатой стартовой позиции на подиум.

Ники Лауда на Гран-при Бразилии 1977
Ники Лауда на Гран-при Бразилии 1977
Getty Images

После заезда у Ники снова состоялся тяжёлый разговор с Энцо Феррари. Нашему герою хватило хитрости не предъявлять претензий напрямую. Он лишь пытался донести уверенность в своих силах, чтобы перед следующим этапом ему дали больше возможности поупражняться с новой машиной. В конце концов "Комендаторе" согласился.

Быстрее чем был

И результат не заставил себя ждать. В ЮАР австриец, стартовав третьим, уже к первому повороту вышел на вторую позицию, а на шестом круге обогнал Джеймса Ханта и умчался вперёд.

Казалось, что Ники обеспечена лёгкая победа. Но на 22-м круге случилась трагедия, унёсшая жизни работника трассы и одного из пилотов – Тома Прайса. Что же касается Лауды – он наехал на обломок, и весь остаток дистанции ему пришлось мучиться с техническими проблемами.

Вполне возможно, любой другой гонщик сдался бы в этой ситуации, но снова сыграла свою роль техническая грамотность австрийца. Он сумел адаптировать стиль пилотирования под неисправность болида, чтобы дотянуть до финиша.

Единственным, кто мог реально угрожать его лидерству, был Джоди Шектер, яростно стремившийся победить перед родными трибунами. Но любимец местной публики имел шанс для атаки лишь в одной точке трассы – именно там Ники прикладывал максимум усилий, защищая позицию. В конце концов, выдержав борьбу и с соперником, и со своей машиной, Лауда выиграл гонку.

Ники Лауда на Гран-при ЮАР 1977 года
Ники Лауда на Гран-при ЮАР 1977 года
Getty Images

Позже он назвал эту победу лучшей в своей карьере. Это был первый триумф австрийца после аварии. Именно в тот момент он доказал всем, что всё так же быстр. Что ещё важнее, признал это и Энцо Феррари, который сказал, что Ники стал ездить ещё лучше, чем раньше. По сути это было возвращение статуса "первого пилота".

Что же касается поломки, после заезда Лауда осмотрел свою машину. Оказалось, что обломок от болида Тома Прайса пробил систему охлаждения. Позже механики Скудерии констатировали: масла в двигателе оставалось в шесть раз меньше необходимого, а воды в радиаторе – в четыре раза меньше нормы.

Блеф ради титула

Хотя Энцо Феррари фактически вернул Лауде статус первого номера, сам Ники не забыл того, как с ним обошлись после аварии. И долго оставаться в Скудерии австриец не планировал.

Тем не менее, на борьбу за второй титул в 1977 году наш герой всё ещё рассчитывал, а потому ему приходилось перед руководителем играть нужную роль. Когда заходили разговоры о новом контракте, Лауда аккуратно уходил от темы под любыми предлогами, а сам тайно вёл переговоры с другими коллективами.

Тем временем борьба за чемпионство на трассе шла в самом разгаре. Ни о каком преимуществе болида Феррари речи не шло. Сразу два соперника составляли Ники серьёзную конкуренцию – Марио Андретти и добывший пять подиумов в шести первых гонках Джоди Шектер.

Наш герой снова включил режим "калькулятора", и в итоге его стабильность сыграла решающую роль: у австрийца было лишь три схода за сезон, тогда как южноафриканец и американец по семь раз заканчивали заезд раньше клетчатого флага.

Ханс-Йоахим Штук (3 место), Ники Лауда (1 место) и Джоди Шектер (2 место) после Гран-при Германии 1977
Ханс-Йоахим Штук (3 место), Ники Лауда (1 место) и Джоди Шектер (2 место) после Гран-при Германии 1977
Getty Images

Всё это привело к тому, что на Гран-при США Ники Лауда досрочно оформил свой второй чемпионский титул.

А дальше наш герой наконец-то публично объявил о контракте с командой Брэбэм на 1978 год, а на два оставшихся этапа сезона 1977 австриец просто не приехал. Конечно, Энцо Феррари воспринял подобный поступок как предательство. Но Ники уже просто не мог терпеть такого отношения к себе в Скудерии.

Что же касается дальнейшей карьеры Ники Лауды, 21 октября выйдет третья и заключительная часть истории австрийца, в которой он также преодолел немало трудностей и сразился за титул с самим "Профессором" Аленом Простом, когда тот был ещё только восходящей звездой. Далее будет.