Гонка среди старых замков: история Гран-при Азербайджана

В ближайшие выходные "Формула-1" в девятый раз заглянет в Баку, где зрителей ждёт восьмой* по счёту Гран-при Азербайджана.
Несмотря на сравнительно короткую историю, эта городская трасса уже успела подарить болельщикам немало драматических событий. Сегодня мы предлагаем поближе рассмотреть это необычное гоночное кольцо и вспомнить яркие страницы его пусть и недавней, но уже богатой истории.
*Первая гонка в Баку в 2016 году имела название "Гран-при Европы".
Трасса среди старых замков
Городские трассы довольно часто проходят через интересные места, где зрителям есть чем полюбоваться за пределами гоночного полотна.
Но кольцо в Баку по этому показателю просто вне конкуренции – множество прекрасных древних оборонительных сооружений вряд ли оставят кого-то равнодушным. Таким образом, в местах, где когда-то в прошлом творилась история местных жителей, теперь творится история автоспорта.

Но не только внешняя красота делает трассу в Баку такой особенной. Она требует от участников заезда универсальности: умения справляться со сложными поворотами на узких улочках и при этом находить оптимальные настройки для быстрых участков. Команды часто сталкиваются с дилеммой – настроить болид под стабильность на медленных отрезках или пожертвовать этим ради максимальной скорости.
А главной изюминкой этого гоночного кольца является самая длинная прямая во всём календаре "Формулы-1": более двух километров гонщики мчатся по проспекту Нефтянников, утопив педаль газа в пол.

Именно здесь и происходит большая часть обгонов. Порой даже просто зацепиться за самый край зоны DRS бывает достаточно для проведения атаки. А дальше следует пусть и "простой 90-градусный", но весьма коварный поворот на улицу Пушкина, в котором часто решалась судьба победы в гонке, а иногда – и в чемпионате.
Исторический факт: Азербайджан — это вторая постсоветская страна, принявшая этап Формулы-1, и единственная из ныне присутствующих в календаре сезона.
Таран Феттеля
Уже вторая гонка в Баку – в 2017 году – подарила "Формуле-1" первый громкий скандал на этой трассе. В том сезоне за титул сражались Льюис Хамильтон и Себастьян Феттель. И именно между ними произошёл тот самый прецедент.
Пока на трассе находилась машина безопасности, в один из моментов немец посчитал, что британец специально слишком сильно замедлился прямо перед ним, что вызвало у него жёсткое негодование. Свои эмоции Себастьян выразил тем, что поравнялся с Льюисом и ударил его колесом в бок.

Судьи расценили действия Феттеля как неспортивное поведение и дали ему за опасное вождение самый суровый из возможных штрафов, при котором гонщик всё же может продолжить заезд – десятисекундный стоп-н-гоу. С учётом движения по пит-лейн, это оборачивается потерей примерно 30 секунд.
Но радоваться Хамильтону не пришлось – на болиде британца сломался подголовник, и ему пришлось совершить внеплановый пит-стоп для ремонта. Из-за этого он оказался позади немца даже после того, как тот отбыл наказание.
В итоге Себастьян финишировал четвёртым, Льюис – пятым. Победа же досталась Даниэлю Риккардо. А за второе место развернулась борьба между Вальттери Боттасом и добывшим свой первый подиум Лэнсом Строллом. Финн опередил канадца прямо перед самой финишной чертой.
Столкновение Ред Буллов и колесо Боттаса
Большую часть гонки 2018 года проходили стратегические игры между Феррари и Мерседесом в борьбе за победу.
Льюис Хамильтон совершил явно преждевременный пит-стоп, из-за чего "в обычных условиях" он претендовал лишь на третье место. Себастьян Феттель остановился на восемь кругов позже – мало того, что немец сохранял позицию впереди британца, так ещё и имел преимущество по состоянию шин.
В то же время второй пилот "серебряных стрел" Вальттери Боттас постарался оттянуть посещение боксов ещё дольше – в надежде на то, что на трассе появится машина безопасности. И это решение оказалось весьма оправданным.
В том году команда Ред Булл имела статус "третьей силы" и находилась где-то посредине между фаворитами и "всеми остальными". А на длинной прямой Баку бороться Максу Ферстаппену и Даниэлю Риккардо оставалось разве что друг с другом.
На 40-м круге это сражение закончилось столкновением в конце проспекта Нефтянников, что привело к обоюдному сходу "быков" и появлению сейфти-кара.

Конечно же, все остальные пилоты сменили шины. Больше всех от этого выиграл Боттас, ведь для него это был первый и единственный пит-стоп. А гонка была возобновлена всего на четыре круга, за которые произошло сразу два значимых события.
Как только был вывешен зелёный флаг, Себастьян сразу же пошёл в атаку на Вальттери и попытался совершить "дайв-бомбу" (атаку на позднем торможении).
Однако манёвр Феттеля был слишком оптимистичным, и чтобы вообще сохранить болид, ему пришлось настолько сильно замедлиться, что на короткой прямой по улице Пушкина его прошли Хамильтон и Кими Райкконен, а затем немца обогнал и Серхио Перес, который уже тогда имел славу "специалиста по случайным подиумам".
Но главная драма всего уикенда случилась через ещё полторы минуты. Вальттери Боттас проводил отличную гонку и явно заслуживал ее выиграть. Но прокол колеса за три круга до финиша поставил крест на мечтах финна о верхней ступени подиума и привёл к сходу.
Таким образом, проводивший довольно вялый заезд Льюис Хамильтон неожиданно добыл свою первую победу в сезоне-2018, а на подиуме ему компанию составили Райкконен и Перес.
"Откровение Леклера"
Самый запоминающийся эпизод на Гран-при Азербайджана 2019 года произошёл не в гонке, а в квалификации. История Формулы-1 знает множество аварий с участием различных гонщиков, но лишь немногие случаи становятся темой для шуток, которые не утихают даже годы спустя.
Во время второй попытки второго сегмента Шарль Леклер разбил свой болид в живописном месте на изогнутой улице Азиза Алиева. Разочарованный монегаск крикнул по командному радио: "I am stupid", – и именно эта фраза сделала эпизод настоящим народным достоянием.

Забавный факт: во время "ковидного" карантина в 2020 году Шарль Леклер участвовал в виртуальной гонке на симуляторе и попал в аварию в том же самом месте трассы.
Колесо Ферстаппена и "магия" Хамильтона
Сезон 2021 года оброс легендами и вошёл в историю Формулы-1"как год противостояния двух доминаторов разных эпох – Льюиса Хамильтона и Макса Ферстаппена, которое многие зрители до сих пор вспоминают с особым трепетом.
Хотя первые четыре этапа прошли под диктовку Хамильтона (3-1 в пользу Льюиса), слабое выступление британца в Монако позволило нидерландцу отыграться, и в Баку Ферстаппен приехал лидером чемпионата с преимуществом в 4 очка.
В начале Гран-при Азербайджана претенденты быстро прошли стартовавшего с поула Шарля Леклера, а затем обогнал монегаска и Серхио Переса.
Первым из топ-группы в боксы свернул Льюис – всего после 11 кругов. Из-за того, что британцу пришлось пропускать ехавшую по фаст-лейн (проезжая часть пит-лейна) машину Альфа Таури, его остановка немного затянулась, благодаря чему его опередили сразу оба гонщика Ред Булл, совершившие пит-стопы после 12-го и 13-го кругов.
В таком порядке и прошла большая часть заезда: Ферстаппен – Перес – Хамильтон. В боксах австрийской команды уже предвкушали дубль – первый с 2016 года. Но чуть более чем за пять кругов до финиша (немногим не доезжая до черты) на болиде лидировавшего нидерландца лопнуло колесо, что превратило желанную победу в обидный сход с дистанции.
Разочарование, в котором пребывали Макс и его фанаты, сложно передать словами. Вместо увеличения отрыва на 11 очков речь шла уже о том, что Льюис снова выйдет в лидеры турнирной таблицы, причём сразу на большое количество зачётных пунктов. И весь период остановки заезда под красными флагами в Ред Булле царила едва ли не траурная атмосфера.
За два круга до финиша гонка была возобновлена стартом с места. Хамильтон был решительно настроен пройти Переса, чтобы максимизировать свой "доход" в отсутствии Ферстаппена.
И действительно, на рывке к первому повороту британец вырвался вперёд. Но дальше, к всеобщему удивлению, вместо того чтобы повернуть на улицу Пушкина, Льюис продолжил движение прямо по проспекту Нефтянников – в "карман безопасности".

Как позже выяснилось, во время прогревочного круга перед рестартом Хамильтон случайно активировал "магическую кнопку", отвечавшую за баланс тормозов. Именно это привело к тому, что его болид не смог замедлиться вовремя. В итоге британца прошли абсолютно все гонщики, и он финишировал последним, не набрав ни единого очка.
В то мгновение все поклонники Ферстаппена вздохнули с облегчением. Да и настроение самого Макса хоть немного, но улучшилось – по крайней мере ситуация в чемпионате сохранилась прежней и уже не шло речи о гигантском отставании.
А если фанаты Льюиса хотят знать, где именно британец упустил титул в том году, то пожалуй это именно тот момент.
Выиграл же гонку Серхио Перес и стал первым гонщиком в "гибридную турбоэру", который одержал победы за рулём двух разных болидов.
Статистический факт: 6-го числа 6-го месяца, на 6-м этапе чемпионата, стартовав с 6-й позиции, фактически пролидировав 6 кругов, Серхио Перес выиграл гонку ровно через 6 месяцев после своей первой победы.
Перес-Леклер: 2:0
Сезон 2023 года стал третьим чемпионатом, в котором присутствовали "спринтерские" уикенды. Однако именно тогда короткий заезд стал полностью отдельным мероприятием, никак не связанным с основной гонкой. Более того, для двух событий начали проводить две отдельные квалификации.
И это позволило случиться статистически необычному событию, которое до сих пор, два с половиной года спустя, остаётся уникальным. Серхио Перес смог выиграть оба заезда после того, как на поул-позиции находился один и тот же соперник – Шарль Леклер.
Таким образом, за один Гран-при случилось своеобразное 2:0 между мексиканцем и монегаском.
Ошибки фаворитов и мини-DRS
В сезоне 2024 года Гран-при Азербайджана переместилось с первой половины гоночного календаря во вторую.
К тому моменту уже была чётко вырисована ситуация в чемпионате: с одной стороны, у Макларена был доминирующий болид, а с другой – Макс Ферстаппен всё ещё сохранял отрыв по очкам от Ландо Норриса, добытый в начале года. Главный же вопрос заключался в том, хватит ли нидерландцу этого запаса.
В первом сегменте квалификации Норрис совершил ошибку, из-за чего стартовать ему пришлось лишь 15-м. После этого многие начали говорить, что с таким пилотажем ему точно нет смысла мечтать о титуле. Но в гонке стратеги Ред Булл решили "сыграть в благородность" и преждевременно зазвали Ферстаппена в боксы.
Столь грубая ошибка командного мостика "быков" привела к тому, что на финальном отрезке гонки комплект шин Макса был на целых 25 кругов "старше", чем у Ландо. Такая разница позволила британцу легко настичь нидерландца, и у того не осталось ни единого шанса защитить свою позицию в борьбе за шестое место, которое позже превратилось в четвёртое.
В то же время далеко впереди шло сражение за победу между Оскаром Пиастри и стартовавшим с поула Шарлем Леклером. На 19-м круге в конце проспекта Нефтянников австралиец совершил красивую "дайв-бомбу" и на улицу Пушкина въехал уже лидером гонки.

Но борьба на этом не закончилась. Весь оставшийся заезд Шарль держался поблизости от Оскара. В тот момент начала играть большую роль техническая новинка Макларена, которая у многих соперников вызывала сомнения в своей легальности: на большой скорости заднее антикрыло оранжевой машины немного отгибалось, тем самым уменьшая сопротивление воздуха, что помогало австралийцу обороняться от контратак монегаска.
Зрители быстро прозвали это решение "мини-DRS", а организаторы чемпионата сначала признали его законным, однако позже, через несколько этапов, команду из Уокинга всё же обязали отказаться от этого преимущества.
А в конце заезда, за два круга до финиша, произошло столкновение Серхио Переса и Карлоса Сайнца-младшего в борьбе за третье место, что обернулось для них обоюдным сходом с дистанции. К слову, для мексиканца, который в конце того сезона покидал Ред Булл, это фактически был последний шанс показать хороший результат в гонке.
Разнообразие победителей
За 9 гонок в Баку эта городская трасса увидела сразу 8 разных победителей. На данный момент единственным гонщиком, который смог дважды выиграть Гран-при Азербайджана, является Серхио Перес, получивший прозвище "король улиц". И, как уже упоминалось раньше, помимо двух первых мест в основных гонках, на счету мексиканца есть ещё и триумф в спринте.

Но если на "длинной дистанции" царит разнообразие, то с квалификациями всё довольно стабильно: последние 5 заездов (4 гонки и 1 спринт) неизменно с поула начинал Шарль Леклер. Однако каждый раз монегаск если и финишировал, то непременно позади кого-то из соперников.
Помимо вышеупомянутого Переса, после поулов Леклера победы в Баку также добыли Макс Ферстаппен (2022) и Оскар Пиастри (2024) и тем самым улучшили свою статистику.
Ожидания от 2025
Согласно прогнозам букмекеров, как и на остальных этапах этого года, главными фаворитами в борьбе за первое место на Гран-при Азербайджана являются пилоты Макларена – Оскар Пиастри (коэффициент 2.5) и Ландо Норрис (3.0).
Впрочем, не стоит сбрасывать со счётов и Макса Ферстаппена (4.5) после его рекордно быстрой победы в "храме скорости": вполне возможно, что длинная прямая на проспекте Нефтянников даст гонщику "Ред Булл" свои шансы и в предстоящей гонке.
А главной интригой квалификации является то, продлит ли Шарль Леклер свою серию "бесполезных" поулов в Баку.
