Старт в Болгарии, сумасшедший этап в Доломитах. Знакомство с маршрутом Джиро д'Италия-2026

В понедельник, 1 декабря, состоялась презентация маршрута Джиро д'Италия-2026. В прошлом году с представлением маршрута тянули вплоть до середины января из-за проблем с организацией старта в Албании, однако в этот раз презентация состоялась в более привычные сроки.
Действующий директор Джиро д'Италия Мауро Веньи покинет свою должность в феврале следующего года, его заменит Паоло Беллино. Поэтому маршрут "Корса роза" 2026 года стал прощальным творением 66-летнего функционера, который занимал свою должность с 2014 года.
Джиро -2026 состоится с 8 по 31 мая, за это время состоится 21 этап с тремя днями отдыха – после 3, 9 и 15 этапов. Дополнительный день отдыха после первых трех этапов – типичное решение от организаторов Джиро в тех случаях, когда гонка стартует далеко от Италии. На такой шаг идут из логистических соображений – дать командам время после трех этапов заграницей переместиться на Апеннинский полуостров.
Еще в августе текущего года появилась информация о том, что в следующем году Джиро стартует в Болгарии, впоследствии это подтвердили официально. Эта страна примет этап не только Джиро, но и любого Гран тура впервые в своей истории. Суммарно в Болгарии состоятся первые три этапа, после чего Джиро вернется в Италию.
Джиро-2026 – это 21 этап суммарной дистанцией 3459,2 км и совокупным набором высоты в 49150 метров. 20 этапов будут групповыми, еще один – это индивидуальная разделка на 40,2 км на 10 этапе. Из 20 групповых этапов 8 будут спринтерскими, 7 – холмистыми и еще 5 – высокогорными.

В последние годы за Джиро закрепилось реноме Гран тура с наиболее консервативным подходом к формированию маршрута: в то время, как Тур де Франс и Вуэльта делают ставку на короткие и интенсивные этапы, итальянцы продолжают включать в маршрут традиционные длинные этапы.
В этом плане маршрут Джиро -2026 стал в определенной степени гибридным. С одной стороны – впервые в новейшей истории средняя дистанция группового этапа "Корса роза" будет меньше, чем на Туре – 170,95 км против 173 км. С другой стороны – если на Туре -2026 будет только один этап с дистанцией в 200+ км, то на Джиро их будет сразу 4. Причем, два из них – значительно длиннее 200 км: 220 и 246 км.
Первая неделя: старт в Болгарии и первые горы
Как уже было сказано выше, начнется Джиро в Болгарии. В первый день гонщиков ждет 156-километровый равнинный этап из Несебира в Бургас. Идеальный шанс для спринтеров примерить розовую майку лидера. Однако и генеральщикам нужно будет ехать внимательно: весь этап будет проходить вдоль побережья Черного моря, а это означает высокую вероятность сильных ветров и, как следствие, эшелонов.

На второй день участники Джиро начнут двигаться от морского побережья вглубь континента. Гонщиков будет ждать второй по дистанции этап всей "Корса роза"-2026: 220 км из Бургаса до Велико Тарново. Там же спортсменам придется столкнуться с первыми трудностями рельефа: 3 перевала третьей категории сложности. При чем, вершина последнего из них расположена в 8,3 км от финиша. Чистые, "паркетные" финишеры вряд ли смогут высидеть в пелотоне – это территория для панчеров и спринтеров-универсалов.

Третий этап соединит между собой два крупнейших города Болгарии: гонщики будут стартовать в Пловдиве, а финишировать в столице, Софии. В середине этапа гонщики заедут в довольно высокие горы – вершина перевала Боровец находится на высоте в 1334 м над уровнем моря.

Однако на общий характер этапа штурм этого перевала вряд ли повлияет. Все же, подъем на такую высоту будет постепенным и пологим, а после его вершины будет немало времени на передышку и восстановление свежести в ногах перед финишным спринтом – это территория для чистых финишеров.
После трех этапов в Болгарии гонщиков ждет ранний первый день отдыха, во время которого гонка переместится на юг Апеннинского полуострова и начнет свое движение в северном направлении. Четвертый этап из Катандзаро в Козенцу будет чем-то похож на третий: довольно непростой подъем в середине, который, впрочем, на фоне равнинного общего характера гонки вряд ли выведет из игры спринтеров.
Впрочем, четвертый этап для спринтеров все же менее благоприятен, чем третий. Во-первых, перевал Коццо Тунно (14,3 км, средний градиент – 6%) – все же значительно сложнее, чем подъем на Боровец, и расположен ближе к финишу. При желании здесь можно устроить серьезную селекцию и вывести чистых спринтеров из игры, но шансы увидеть спринтерскую развязку все равно довольно высоки.

Бугристым будет 5 этап с Прайя а Маре до Потенцы. Для разборок в общем зачете он не подходит, для спринтеров также – идеальная территория для первого результативного отрыва. На Подъеме Престьери в самом начале группа беглецов сформируется, а на Монтанья Гранде ди Виджано – выяснит, кто из них сильнее.

На следующий день – равнинный этап до Неаполя. Небольшой подъем Фуоригротта с вершиной за 7,3 км до финиша может попортить нервы чистым спринтерам, однако вряд ли выведет их из игры. Развязка чем-то похожа на Милан – Сан Ремо, однако, если Поджо после 290 км дистанции дает хорошие шансы панчерам, то на коротком равнинном этапе спринтеры своего не отдадут.

На 7 этапе гонщиков ждет первое по-настоящему тяжелое испытание Джиро-2026: самый длинный по дистанции этап (246 км) и первый горный финиш, причем, сразу сложный. Первая половина дистанции будет равнинной, после чего гонщики въедут в Апеннины и будут штурмовать подъем на Роккаразо, который неоднократно появлялся в маршрутах как Тиррено – Адриатико, так и Джиро, причем и в качестве финишной горы.
Впрочем, на этот раз Роккаразо будет лишь разминкой. Финишировать гонщики будут на Блокхаусе – очень сложном подъеме (13,5 км, 8,5%) со стабильным градиентом и вообще без выполаживаний. Этот подъем появится на карте Джиро в седьмой раз в истории и в третий раз – в ХХІ веке. О первых горных этапах часто принято говорить заезженной фразой "это день, когда гонку нельзя выиграть, но можно проиграть". Однако 7 этап Джиро -2026 слишком сложен для такой формулировки: здесь можно добиться разрывов, которые станут фундаментально важными в борьбе за розовую майку.

После такого тяжелого горного этапа передышки у гонщиков не будет. 8 этап начнется с равнины, однако на второй половине дистанции спортсменов ждет частокол из 6 подъемов, 4 из которых – категорийные, в том числе и финишный в Фермо. Идеальная территория для панчеров, хотя и в общем зачете возможны перестановки.

Завершать первую неделю будет еще один этап с горным финишем, который, впрочем, из-за равнинного характера первых 3/4 дистанции был отнесен к категории холмистых. Финишировать гонщики будут на апеннинской вершине Корно Алле Скале, которая в последний раз появлялась на Джиро еще в 2004 году. Тогда этот подъем завершал 3 этап гонки и принес убедительную победу действующему на тот момент чемпиону, Джильберто Симони.
Финальный подъем в целом заметно легче, чем Блокхаус – 12,8 км со средним градиентом в 5,9%. Большая часть подъема идет вперемешку с выполаживаниями, однако последние несколько километров действительно сложные, с градиентами более 10%. Такая конфигурация практически исключает ранние атаки грандов, однако крутые последние километры непременно подарят какие-то разрывы в общем зачете – тем более, перед днем отдыха.

В целом, логичнее было бы, если бы 7 и 9 этапы поменяли местами – Корно Алле Скале лучше подходит для первой пробы сил в горах, а Блокхаус – для бескомпромиссной битвы перед первым днем отдыха.
Вторая неделя: разделка, горы и визит в Милан
Вторая неделя Джиро начнется с единственной разделки 109-й версии "Корса роза" – 40,2 км из Вьяреджо до Массы. Безусловно, этот этап станет очень важным с точки зрения общего зачета. Во-первых – дистанция в 40 км – почти марафонская для Гран туров по реалиям современности. Во-вторых – состоится она сразу после дня отдыха, а это всегда риск того, что кто-то из грандов не войдет в гоночный ритм после паузы.

По-третье – все 40 км дистанции будут пролегать вдоль побережья Лигурийского моря, а это означает – серьезные ветры и большие проблемы для легких горняков, которые могут проиграть очень много. С точки зрения борьбы за победу на таких этапах ветер часто бывает ключевым фактором – направление ветра по ходу гонки может кардинально измениться и поставить разные стартовые группы в совершенно неравные условия.
Однако с точки зрения общего зачета лотереи не будет – первая неделя достаточно селективна для того, чтобы гранды общего зачета уже оккупировали первые позиции в генеральной классификации и стартовали примерно при одинаковых ветровых условиях.
После разделки легкой жизни также не будет – гонщиков ждет панчерский этап с тремя подъемами. Очередной шанс для отрыва, однако возможны и попытки генеральщиков взять инициативу на себя.

После этого – два подряд равнинных этапа для спринтеров. Впрочем, ни один из них не будет лишен сложностей рельефа. На 12 этапе гонщики снова окажутся на побережье Лигурийского моря, вдоль которого будут ехать в течение первой половины дистанции. Теоретически – имеет шансы на создание эшелонов, на практике – слишком далеко от финиша, чтобы эти попытки оказались результативными.
После того, как гонщики отъедут от Лигурийского моря в глубину континента, их будут ждать два подъема 3 категории – Колле Джово и Брик Бертон. Впрочем, они недостаточно сложные и расположены слишком далеко он финиша, чтобы сорвать битву чистых спринтеров.

А вот на 13 этапе варианты возможны. Оба подъема дня – Бьено и Унжаска – расположены значительно ближе к финишу, поэтому создадут спринтерам гораздо больше проблем. Однако массовый спринт из пелотона на финише – все равно наиболее вероятный сценарий.

После двух подряд спринтерских этапов гонщики окажутся в регионе Валле д'Аоста у границы с Францией, а это означает лишь одно – горы, горы, и еще раз горы. С самого старта – подъем 1-й категории Сен-Бартелеми (20,3 км, 5,3%). После этого – более простые перевалы Дуэс, Лин Нуар и Веронь – последний был в маршруте Джиро не так давно, на 15 этапе в 2022 году.
Финальный подъём на Пилу – очень сложный, и типично французский: длинный, с не заоблачными, но стабильными градиентами: 16,5 км, 7,1%. Более 4000 метров вертикального набора на всего 133 км дистанции – невероятная насыщенность и идеальная сцена для бескомпромиссной битвы грандов общего зачета. Тем более, что после этого – абсолютно проходной для генеральщиков этап.

Завершать программу второй недели будет абсолютно столоподобный этап в Милан 5 кругами по 9 км непосредственно в столице Ломбардии. К слову, финиш этапа будет не на центральной площади Пьяцца дель Дуомо, а неподалеку от главного парка города, Семпионе. Как бы там ни было – идеальный шанс для чистых спринтеров: ноль сложностей рельефа.

Третья неделя: визит в Швейцарию, Доломиты и финиш в Риме
Третья неделя начнется с визита в Швейцарию, на территории которой пройдет весь 16 этап. Гонщики будут стартовать в Беллинцоне, после чего преодолеют два круга по перевалам Торре и Леонтика. Дили – участок равнины и сложный финальный подъем Кари: 11,6 км, 8%.

Хорошая территория для битвы грандов общего зачета, однако могло быть еще лучше. Говорят, что в первоначальном проекте маршрута этот этап был значительно сложнее, с несколькими высокими перевалами в середине дистанции, однако менее чем за месяц до презентации их с маршрута убрали.
Решение организаторов можно понять. В мае на высоких перевалах еще много снега, который, вероятно пришлось бы расчищать. А договориться об этом на территории другого государства значительно сложнее, как и организовать запасной вариант маршрута на случай, если погода эти перевалы не позволит штурмовать.
После швейцарских гор гонщики вернутся в Италию, где их будет ждать холмистый этап с финишем у холма в Андало. Этап для отрыва с определенными шансами на активность от грандов общего зачета.

На 18 этапе генеральщиков ждет динамичная пауза накануне решающих битв в больших горах – равнинный этап для чистых спринтеров.

19 этап будет по-настоящему королевским, или, как говорят в Италии, Tappone: безжалостный маршрут по легендарным доломитовым перевалам, более 5000 метров набора высоты на 150-километровой дистанции. Первые 45 км этапа равнинные, а потом начинается настоящий ад.
Первый перевал дня – Пассо Дуран: 12,3 км, 8,1%. Последние несколько километров довольно пологие, однако в средней части подъема крутизна не опускается ниже отметки в 9%. После спуска – подъём на Форчелла Стауланца транзитом через очень крутой перевал Кои: 5,9 км, 9,6%.
Преодолев вершину Форчелла Стауланца, гонщики спустятся в Сельва ди Кадоре, после чего их ждет главное испытание этапа и, возможно, всей Джиро: подъем на легендарный Пассо Джау, один из самых сложных перевалов в Доломитах: 9,8 км со средним градиентом 9,5%. Вершина Пассо Джау расположена на высоте 2233 метра над уровнем моря, что дает ей статус Чимы Коппи – самой высокой точки маршрута Джиро -2026.
После спуска с Джау – штурм еще одного перевала высотой более 2000 м, Пассо Фальцарего (10,5 км, 6,5%). Далее – длинный спуск в Аллеге и финальный крутой и короткий подъем на Пьяни ди Пецце – 4,7 км, 9,6%.

Безумный этап – главное, чтобы он состоялся в таком первозданном виде, без сокращений и отмен штурмов сверхвысоких перевалов – в мае в Альпах это, к сожалению, частая ситуация. Главные опасения связаны, конечно же, с Пассо Джау. Однако все же речь идет не о Стельвио, Аньелло или Гавии с высотами более 2600 метров. Если зимние снега не успеют растаять – расчистить их не проблема. Главное – чтобы в день гонки температура на вершине не опускалась ниже 0 градусов и не падал свежий снег.
Безумный 19 этап будет лишь первым в связке из двух подряд доломитовых. Окончательно общий зачет Джиро-2026 сформируется на 20 этапе до Пьянкавалло. Финишный подъем (14,4 км, 7,9%) будут штурмовать дважды, впервые его вершину пройдут за 52,7 км до финиша. За последние 10 лет Пьянкавалло будет принимать финиш этапа Джиро уже в третий раз – после 2017 и 2020 годов.

После решающих битв в Доломитах "Корса роза" переместится на юг, в Рим, где и завершится равнинным этапом для спринтеров. Столица Италии примет финиш Джиро уже в четвертый раз подряд – Вечный город постепенно перенимает у Милана статус традиционной локации завершения Джиро.

Резюме
Маршрут Джиро д'Италия-2026 в целом неплох, однако не все оценивают его настолько высоко из-за завышенных ожиданий – По сравнению с промежуточными его вариантами, которые регулярно сливались в СМИ, финальный получился немного упрощенным: без горного этапа до Мадонна ди Кампильо, второй разделки (поговаривают, ее планировали провести в Милане в конце второй недели) и с лайт-версией визита в Швейцарию.
Из негатива стоит отметить не совсем логичный порядок горных этапов в конце первой и третьей недель. О том, что 7 и 9 этапы логичнее было бы поменять местами, мы уже сказали, то же касается и связки из 19 и 20 этапов.

Также потенциально неудачным решением выглядит этап в Милане 24 мая. Дело в том, что на этот же день запланирован финальный тур футбольной Серии А, Милан на Сан-Сиро будет принимать Кальяри. И если этот поединок не вынесут на вечер, то Джиро потеряет значительную часть болельщиков, которые могли бы прийти понаблюдать за гонкой вживую. Да и для местных правоохранителей обеспечение порядка на двух таких масштабных событиях одновременно может стать проблемой.
Из плюсов – 40-километровая разделка создает в маршруте больший баланс, чем на Туре, где уклон в сторону гор с каждым годом становится все более ощутимым. Еще одно преимущество – нет столь ярко выраженной концентрации решающих этапов на третьей неделе, как это обычно бывает на Джиро: на этот раз они распределены по трем неделям гонки довольно равномерно.
В целом в плане сложности маршрут с суммарным набором высоты менее чем в 50000 метров – это ниже среднего по меркам Джиро. Маршрут упрощен, вероятно, с целью заманить Йонаса Вингегора и Ремко Эвенепула на "Корса роза": при более простом маршруте им будет легче решиться поехать связку Джиро+Тур. И если появление Вингегора выглядит вполне реальным, то Эвенепула мы в Италии, скорее всего, не увидим: по слухам, он планировал ехать Джиро только если в маршруте будет две разделки.

А вот кого заманить на Джиро точно удастся – так это спринтеров, у которых будет минимум 8 реальных шансов побороться за победу. В этом плане "Корса роза" очень выгодно отличается от Тура, который выбрал сознательную стратегическую линию на минимизацию количества спринтерских этапов –, мол, они слишком скучные и отпугивают телезрителей.
Джиро же в этом плане постаралась сохранить баланс, и, кажется, Венье и компании это таки удалось. У спринтеров действительно 8 реальных шансов на победу, однако среди них мало этапов со стопроцентными шансами для финишеров. На большинстве из этих этапов присутствуют трудности рельефа, которые дают простор для реализации альтернативных сценариев развязки.
"Мы постарались избегать банальных этапов", – заявил Веньи. И, похоже, на прощание ему это таки удалось.
Расписание Джиро д'Италия-2026:
Пятница, 8 мая: 1 этап, Несебир (Болгария) – Бургас (Болгария), 156 км, равнинный этап
Суббота, 9 мая: 2 этап, Бургас (Болгария) – Велико Тарново (Болгария), 220 км, холмистый этап
Воскресенье, 10 мая: 3 этап, Пловдив (Болгария) – София (Болгария), 174 км, равнинный этап
Понедельник, 11 мая: день отдыха №1
Вторник, 12 мая: 4 этап, Катандзаро – Козенца, 144 км, равнинный этап
Среда, 13 мая: 5 этап, Прайя а Маре – Потенца, 204 км, холмистый этап
Четверг, 14 мая: 6 этап, Паэстум – Неаполь, 161 км, равнинный этап
Пятница, 15 мая: 7 этап, Фомия – Блокхаус, 246 км, горный этап
Суббота, 16 мая: 8 этап, Кьети – Фермо, 159 км, холмистый этап
Воскресенье, 17 мая: 9 этап, Червия – Корно алле Скале, 184 км, холмистый этап
Понедельник, 18 мая: день отдыха №2
Вторник, 19 мая: 10 этап, Вьяреджо – Масса, 40,2 км, индивидуальная разделка
Среда, 20 мая: 11 этап, Поркари – Кьявари, 178 км, холмистый этап

Четверг, 21 мая: 12 этап, Империя – Новые Лигуре, 177 км, равнинный этап
Пятница, 22 мая: 13 этап, Алессандрия – Вербания, 186 км, равнинный этап
Суббота, 23 мая: 14 этап, Аоста – Пила, 133 км, горный этап
Воскресенье, 24 мая: 15 этап, Вогера – Милан, 136 км, равнинный этап
Понедельник, 25 мая: день отдыха №3
Вторник, 26 мая: 16 этап, Беллинцона (Швейцария) – Кари (Швейцария), 113 км, горный этап
Среда, 27 мая: 17 этап, Кассано д'Адда – Андало, 200 км, холмистый этап
Четверг, 28 мая: 18 этап, Фай делла Паганелла – Пьеве ди Солиго, 167 км, равнинный этап
Пятница, 29 мая: 19 этап, Фельтре – Пьяни ди Пецце, 151 км, горный этап
Суббота, 30 мая: 20 этап, Джемона дель Фриули – Пьянкавалло, 199 км, горный этап
Воскресенье, 31 мая: 21 этап, Рим – Рим, 131 км, равнинный этап

