Украинская правда

Скандалы вокруг протестующих, Вингегор перешел к обороне. Итоги второй недели Вуэльты-2025

Getty Images
Скандалы вокруг протестующих, Вингегор перешел к обороне. Итоги второй недели Вуэльты-2025

Пропалестинские протесты: как не открыть Ящик Пандоры?

К сожалению, перипетии спортивной борьбы на Вуэльте-2025 отошли на задний план из-за скандальных выходок пропалестинских протестующих во время гонки. Израильско-канадская команда Israel Premier Tech в текущем сезоне является постоянным гостем гонок Мирового тура (и будет им в следующем году), что, казалось бы, могло делать эти спортивные события потенциальной мишенью для пропалестинских активистов.

Однако в течение целого года все было нормально. Да, периодически на обочинах во время гонок в разных уголках Европы можно было увидеть флаги Палестины. Однако они были в основном единичными, а люди с этими флагами вели себя абсолютно адекватно. При этом, и раньше бросалось в глаза, что уровень поддержки Палестины по Европе самый высокий именно в Испании, особенно – в Стране Басков. И на нынешней Вуэльте все эти тенденции проявились сполна, вылившись в громкие скандалы и неприятности для организаторов.

Начались они как только гонка после вояжа в Италию и Францию вернулась на территорию Испании. На 5 этапе активисты с флагами Палестины и плакатами перегородили дорогу Israel Premier Tech во время командной разделки. Гонщикам команды пришлось остановиться и потерять на этом некоторое время. После финиша организаторы компенсировали Israel Premier Tech время, потерянное на той остановке. Казалось бы, это должно было стать месседжем для активистов: своими протестами вы ничего не добьетесь.

Однако не подействовало. И причины этого очевидны. Будем откровенны: большинство этих активистов – люди, далекие от велоспорта, которым безразличны результаты гонки – они здесь ради медиаэффекта. Поэтому после инцидента в командной разделке ситуация не разрядилась, а, наоборот, лишь с каждым днем становилась все более напряженной.

Протестующие вели себя все агрессивнее, подвергая опасности и себя, и гонщиков. На 10 этапе они начали буквально бросаться под колеса спортсменам, и Симоне Петилли из Intermarche Wanty таки упал – к счастью, обошлось без травм, и гонку итальянец смог продолжить.

А тем временем приближалось главное испытание для всех участников Вуэльты-2025 – визит в Страну Басков на 11 этап со стартом и финишем в Бильбао. Пропалестинские активисты планировали устроить в этот день самую массовую акцию протеста, которая могла подвергнуть гонщиков серьезной опасности.

x.com/friebos

В этот момент единство и солидарность всего пелотона могли бы стать очень четким месседжем для активистов. Однако, к сожалению, случился раскол. За кулисами происходили не слишком красивые вещи: несколько команд, среди которых Visma Lease a Bike, EF Education EasyPost и Decathlon Ag2r, выступили за снятие Israel Premier Tech с гонки: мол, их присутствие подвергает опасности всех. Очень некрасивый шаг по отношению к своим коллегам – интересно, как они после такого будут смотреть в глаза гонщикам Israel Premier Tech и ездить с ними бок о бок? К счастью, этот шантаж от нескольких команд результата не дал.

Однако ситуация накалялась. Утром перед стартом этапа местная полиция предупредила, что не может гарантировать безопасного проведения гонки. Существовала большая угроза того, что 12 этап вообще отменят. Однако в итоге организаторы приняли решение стартовать, а если что-то пойдет не так – этап будет нейтрализован. Все пошло не так еще до нулевого километра: на старте активисты перекрыли дорогу гонщикам.

В конце концов, этап таки стартовал. Однако в финишной зоне в Бильбао собралось огромное количество пропалестинских протестующих, которые стремились прорваться на дорогу и сорвать проведение этапа. Во время предпоследнего прохождения финишной прямой им это почти удалось, и организаторы решили не рисковать, нейтрализовав этап. Победа на 11 этапе не разыгрывалась, а в общий зачет шло время, зафиксированное на отметке в 3 км до финиша. К сожалению, протестующие таки добились своего.

В эпоху расцвета сепаратистского движения в Стране Басков и деятельности террористической организации ЭТА Вуэльта в течение многих лет не заезжала на эту территорию. Вполне вероятно, что после нынешнего инцидента мы увидим новое многолетнее отлучение Страны Басков от Вуэльты.

Впрочем, нельзя сказать, что организаторы встали на защиту Israel Premier Tech. Они открыто оказывали давление на команду Сильвана Адамса с целью добиться их снятия.

"Я не могу гарантировать дальнейшее участие Israel Premier Tech, потому что это не в моей власти. Вам нужно спросить их. Мы также обратились к UCI. Мы предупреждали их еще до гонки о возможных протестах.

Мы говорили с командой, я часами вчера вечером разговаривал с менеджером, объясняя ему ситуацию, чтобы понять, чувствуют ли они сами растущее давление. Больше я мало что могу сделать",  заявил технический директор Вуэльты Кико Гарсия после 11 этапа.

Позорный месседж со стороны организаторов, который только будет поощрять активистов действовать еще агрессивнее и решительнее. Еще хуже, что такой месседж поддержало и высшее политическое руководство Испании в лице министра иностранных дел Хосе Мануэля Альбареса, который также призвал к снятию Israel Premier Tech с гонки.

Команде и руководству стоит только поаплодировать: они этому давлению не поддались, и гонку продолжили. Да и главное: неужели люди, которые призывали Israel Premier Tech сняться, действительно верят, что это решит проблему? Эти протесты выглядят слишком четко организованными, чтобы верить в то, что они являются стихийными. Думаю, за эти акции заплачены немалые деньги, и люди будут их отрабатывать, независимо от того, есть Israel Premier Tech в гонке или нет.

После этого в СМИ пошли слухи о том, что Израиль со следующего сезона перестанет спонсировать команду, и она будет называться просто Premier Tech. Руководство проекта эту информацию опровергло, однако уже на старт 14 этапа они вышли в форме обновленного дизайна без надписи"Israel". Конечно, это лишь временная мера до конца Вуэльты, однако, к сожалению, очередная маленькая победа активистов.

Снизить градус напряжения это не помогло. На 15 этапе один из протестующих пытался буквально влететь в большую группу отрыва дня. К счастью, он споткнулся и упал перед дорогой, однако все же сумел дезориентировать Хавьера Ромо из Movistar, и тот упал.

Можно лишь догадываться, какие еще сюрпризы припасли нам неадекватные активисты на третью неделю, и какое давление будет оказываться на Israel Premier Tech в день отдыха с целью добиться их схода. Поговаривают даже, что на день финального этапа в Мадриде запланирована самая массовая акция протеста, из-за чего заключительный этап могут вообще отменить. Хотя, после того, как организаторы Вуэльты решили не бороться со злом, а стать на его сторону, сочувствовать им желания нет: они заслужили на то, чтобы с их гонкой происходило именно такое.

Одно можно сказать точно: идти на поводу у протестующих нельзя ни в коем случае. Любые уступки лишь будут стимулировать их действовать еще активнее. Тем более, что велоспорт для них – идеальная площадка для продвижения своей повестки. Чрезвычайно популярный в Европе вид спорта с высокими телерейтингами, и при этом с максимальными возможностями устраивать подобные акции протеста: если в условном футболе активистов можно просто не допустить на стадион или не позволить провести акцию протеста непосредственно во время матча, то обеспечить аналогичный уровень контроля над ситуацией на всей 200-километровой дистанции велогонки физически невозможно.

Sporza

И если не дать резкий отпор протестующим здесь и сейчас - велоспорт превратится в площадку для регулярных акций такого рода. Вслед за пропалестинскими активистами появятся борцы за экологию, гендерное многообразие и расовое равенство – благо, современная левая повестка довольно разнообразна.

Однако, к сожалению, ни о каком единстве пелотона речь не идет. О чем говорить, если даже сам лидер Вуэльты, Йонас Вингегор, открыто выступил в поддержку протестующих?

"Эти люди протестуют не просто так. То, что происходит в Газе, ужасно. Протестующие хотят, чтобы их голоса были услышаны, и я думаю, что СМИ должны каким-то образом предоставить им такую возможность. Именно поэтому протестующие так поступают. Жаль, что протесты проходят во время гонки, в этом плане у всех в пелотоне одинаковое мнение, но эти люди отчаянно пытаются быть услышанными",  заявил датчанин.

Вингегор перешел в режим обороны

Если же говорить о перипетиях спортивной борьбы, то главное событие второй недели Вуэльты – переход Йонаса Вингегора в режим глухой обороны. Еще на первой неделе мы отмечали, что датчанин и его команда, Visma Lease a Bike, на нынешней Вуэльте действуют непривычно консервативно. На второй неделе эта тенденция еще усилилась.

В то же время, главный (и, будем откровенны, единственный) соперник Вингегора в борьбе за красную майку, Жоау Алмейда атаковал практически на каждой финишной горе. Наиболее решительным португалец был на 13 этапе с финишем на легендарной Англиру. Там он и его команда, UAE Emirates, решили проверить Вингегора "на все деньги". Сбросить датчанина с колеса и привезти ему чистое время не удалось, однако победа на такой легендарной горе и бонификационные секунды – уже прекрасный результат. А тот факт, что Йонас за весь подъем ни разу не вышел из колеса у своего соперника и не решился на хоть какие-то контратакующие действия - это еще и важный психологический момент.

Несмотря на все атакующие потуги Алмейды, за вторую неделю его отставание в общем зачете не сократилось, а даже выросло на 10 секунд – с 38 до 48. Это связано с тем, что на нейтрализованном 11 этапе до Бильбао португалец, в отличие от Вингегора, не сумел ответить на атаку Тома Пидкока на последнем подъеме, и проиграл 10 секунд на отметке в 3 км до финиша, где и фиксировалось время в общий зачет.

Жоау Алмейда и Йонас Вингегор
Жоау Алмейда и Йонас Вингегор
Getty Images

Тем не менее, третьей недели Вуэльты Алмейда может ждать с оптимизмом и надеждами. Первая неделя гонки завершилась убедительной победой Вингегора на этапе до Эстасьон де Вальдескарай, на второй неделе в больших горах Жоау точно был как минимум не слабее своего дуэльного соперника – динамика формы точно в его пользу.

И на третьей неделе эта динамика может усилиться, в итоге склонив чаши весов в пользу капитана UAE Emirates. О том, что фактор свежести и восстановления должен быть в пользу Алмейды, мы говорили еще перед стартом Вуэльты: португалец, в отличие от Вингегора, не проехал все три недели Тура и залечивал перелом ребра в тот момент, когда датчанин вел ожесточенную борьбу с Тадеем Погачаром.

Свежесть и восстановление – далеко не единственные факторы в пользу Алмейды в этой дуэли. Не будем забывать, что на третьей неделе гонщиков ждет индивидуальная разделка на 27 км. Похожую гонку на Тур де Франс Вингегор неожиданно провалил, и, если это повторится хотя бы частично, то на разделке капитан UAE Emirates лишь там может отыграть львиную долю своего отставания в общем зачете.

Еще один фактор в пользу Алмейды – феноменальные успехи его команды на второй неделе Вуэльты. UAE Emirates выиграли 4 этапа усилиями 4 разных гонщиков. При чем, для Джея Вайна и Хуана Аюсо эти победы стали уже вторыми на нынешней Вуэльте. Суммарно подопечные Мачина Фернандеса выиграли уже 7 этапов Вуэльты-2025 – ровно половину, учитывая нейтрализацию этапа в Бильбао. Результат в любом случае феноменальный, а тот факт, что добывался он не усилиями одного доминатора вроде Погачара, а 4 разными гонщиками, делает его еще более впечатляющими.

Хуан Аюсо
Хуан Аюсо
Sprint Cycling

На протяжении нынешней Вуэльты немало говорилось о плохой атмосфере в UAE Emirates и недостаточной сплоченности команды вокруг Алмейды. И теперь, когда Вайн, Аюсо и Марк Солер удовлетворили свои личные амбиции победами на этапах, можно надеяться, что на третьей неделе они будут более охотно помогать Алмейде в борьбе за красную майку. И мы это уже увидели: даже Аюсо после своей второй победы добросовестно отработал на капитана на 13 этапе в Англиру.

А максимальная помощь от команды Алмейде вполне может понадобиться. Несмотря на то, что португалец на второй неделе заставил Вингегора действовать в горах от глухой обороны, ни разу – даже на Англиру – не возникало впечатления, что Йонас уже на пределе своих возможностей и вот-вот выпадет из колеса своего соперника. Датчанин все еще очень силен, и, вполне вероятно, чтобы победить его, всей UAE Emirates придется лечь костьми.

Пидкок проводит свой лучший Гран тур. Но на подиуме он не удержится

На второй день отдыха Вуэльты-2025 Том Пидкок ушел на третьем месте в общем зачете. Несмотря на многочисленный скепсис в отношении лидера Q36.5, на второй неделе он не рассыпался и не провалился в общем зачете, достойно пройдя даже испытание Англиру. В какой-то момент казалось, что тот день для Пидкока может оказаться кризисным, однако под конец подъема он обрел второе дыхание, очень хорошо разложившись по дистанции – очень нетипичное явление для гонщиков его типажа.

Самые опасные для себя испытания на нынешней Вуэльте Том уже прошел, и прошел достойно. На третьей неделе будет лишь один этап, на котором существует вероятность того, что Пидкок может посыпаться и проиграть много: 20-й с финишем на Бола дель Мундо. Остальные горные этапы третьей недели будут, по сути, формата "унипуэрто".

Перспективы Пидкока как генеральщика у многих (у вашего покорного слухи в том числе) вызывали немало скепсиса, все предыдущие потуги не вызывали ничего кроме смеха. Однако стоит признать: сейчас Том проводит безоговорочно лучший Гран тур в своей карьере. И, помимо высокого места в общем зачете, вполне мог бы уже иметь в своем активе победу на этапе, если бы протесты не привели к нейтрализации 11 этапа.

Том Пидкок
Том Пидкок
instagram.com/tompidcock

Впрочем, еще один очень хороший шанс победить у Пидкока будет – 16 этап подходит ему отлично. Вопрос лишь в том, хватит ли у Q36.5 в этот день ресурсов не отпустить отрыв и найдет ли команда в пелотоне союзников для преследования беглецов.

Несмотря на очевидный факт того, что Пидкок проводит очень классный Гран тур, удержаться на подиуме ему будет крайне трудно. Причина здесь одна, и имя ей – Джей Хиндли. Чемпион Джиро-2022 впервые за два года получил капитанский статус в команде на Гран туре, и оправдывает этот выбор менеджмента сполна, после многочисленных неудач напоминая, что его высоченный класс никуда не делся.

Хиндли проигрывает Пидкоку всего 32 секунды – отставание, которое ему вполне по силам отыграть на третьей неделе. Джей просто сильнее в горном ходе британца, класс многодневки, динамика формы и фактор восстановления – абсолютно все в этом противостоянии говорит в пользу капитана Red Bull Bora.

А еще - Хиндли уже показал, что полон решимости забрать это третье место, еще на 14 этапе перейдя к атакующим действиям. Еще один фактор в пользу австралийца – сила его команды: здесь Q36.5 тягаться с Red Bull Bora точно не может. Тем более, что даже вице-капитан команды Ральфа Денка, Джулио Пеллиццари, продемонстрировал свою готовность работать на Хиндли – даже несмотря на собственные амбиции в общем зачете и в борьбе за белую майку лучшего молодого гонщика. И талантливый итальянец может стать ключевым фактором для австралийца в борьбе за первый подиум Гран тура со времен победной Джиро-2022.

Джей Хиндли
Джей Хиндли
Maximilian Fries

Что касается Пеллиццари, то его главный (и единственный реальный) конкурент в борьбе за белую майку – это Мэттью Риккителло. Сейчас от проигрывает итальянцу 32 секунды – ровно столько же, сколько разделяют Пидкока и Хиндли в борьбе за подиум. Однако и здесь фаворитом выглядит не лидер, а преследователь. Во-первых – потому, что Пеллиццари, как уже было сказано выше, готов жертвовать собственными амбициями ради подиума Хиндли.

Во-вторых – потому что фактор свежести точно будет в пользу американца, который едет свой первый Гран тур в сезоне и готовился к нему целенаправленно. Хотя здесь не стоит забывать, что Риккителло выступает за Israel Premier Tech и на протяжении всей нынешней Вуэльты находится под бешеным моральным давлением. Справится ли с ним молодых парень – трудно сказать.

К слову, в СМИ уже активно говорят о том, что Риккителло свою команду в конце нынешнего сезона покинет и перейдет в Decathlon Ag2r. Трудно сказать, повлияли ли события нынешней Вуэльты на решение Мэттью, однако и без них такой выбор выглядит вполне логичным. Все-таки, нынешний Israel Premier Tech – далеко не лучшее место для развития молодых талантов. В то время как Decathlon Ag2r – одна из лучших команд последних лет по соотношению бюджет/результат. Только за последние годы они вывели на элитный уровень таких людей, как Бен О'Коннор и Феликс Галль.

Австралийцу уход из французской команды на пользу точно не пошел, а вот Галль остался, и он в полном порядке. Впрочем, австриец на нынешней Вуэльте завис где-то между небом и землей: он проигрывает всего 20 секунд Хиндли (мог бы и не проигрывать, но австриец плохо вошел в гонку после дня отдыха, проиграв 26 секунд на низкоселективном 10 этапе), однако до подиума вряд ли уже дотянется.

Феликс Галль
Феликс Галль
instagram.com/gall_felix

Во-первых – потому, что не третьей неделе гонщиков будет ждать индивидуальная разделка, с которой у австрийца дела очень плохи. Во-вторых - существует риск того, что на 16 этапе Галль снова плохо войдет в гоночный ритм после дня отдыха. А сам 16 этап создан под панчеров, и темповому горняку из Decathlon Ag2r явно не подходит.

Чикконе и Берналь выпали из борьбы за подиум

Вторая неделя Вуэльты ощутимо просеяла круг претендентов на самые высокие места в общем зачете Вуэльты. Например, стало очевидно, что сенсационный ранний лидер гонки Торстейн Трен бороться за что-то серьезное не способен. Однако это было довольно ожидаемо, а вот провалы Эгана Берналя и Джулио Чикконе для многих стали действительно сюрпризом.

Проблемы с восстановлением у Берналя были заметны еще на Джиро, где он на второй день отдыха шел вполне реальным претендентом на подиум, а завершил гонку лишь седьмым без реальных шансов на что-то серьезнее. На нынешней Вуэльте негативная динамика формы капитана Ineos Grenadiers еще более очевидна.

Еще на не слишком селективном 10 этапе он проиграл группе фаворитов 37 секунд. Похожие проблемы того имел и Феликс Галль. Однако если в случае австрийца это было связано с тем, что он плохо вошел в гоночный ритм после дня отдыха, то у Берналя все было ровно наоборот. С каждым днем его самочувствие ухудшалось, а шансы на высокое место в общем зачете становились призрачными.

Эган Берналь
Эган Берналь
x.com/giroditalia

Окончательно черту под амбициями Эгана в генеральной классификации подвел 14 этап, где он проиграл более 20 минут. После своих ужасных травм в начале 2022 года колумбиец очень долго боролся за то, чтобы начать показывать хоть какие-то неплохие результаты в отдельные дни.

Это ему удалось, однако огромные проблемы с восстановлением не позволяют ему вернуться к реальной борьбе за самые высокие места на Гран турах. Этим он напоминает своего соотечественника Эстебана Чавеса, который после черной полосы в своей карьере на Гран турах мог выдавать хорошие выступления лишь на первом горном этапе: дальше его накрывала усталость.

Хуже всего то, что восстановление – это тот компонент подготовки, который практически невозможно целенаправленно прокачать: каких-то известных рецептов для этого не существует. Чавесу вернуть себе восстановление пиковых времен так и не удалось, что полностью похоронило его как генеральщика. К сожалению, нечто похожее может случиться и с Берналем.

На 14 этапе все шансы в общем зачете потерял не только Берналь, но и Джулио Чикконе. Впрочем, его фиаско было довольно ожидаемым. Если Берналь свое сильное восстановление потерял, то у итальянца его никогда и не было. Нынешняя Вуэльта должна подвести черту под попытками слепить из Чикконе генеральщика. Если у него ничего не получилось на нынешней Вуэльте – Гран туре, который для панчеров подходит лучше всего, и к которому он подходил в такой роскошной форме - то рассчитывать на то, что получится в будущем, не приходится. Тем более, что в 30-летнем возрасте кардинально изменить природу гонщика уже невозможно.

Джулио Чикконе
Джулио Чикконе
x.com/dklasikoa

После фиаско на 14 этапе уже на следующий день и Чикконе, и Берналь отобрались в большой отрыв дня, который пелотон отпустил более чем на 13 минут. Впрочем, до этого оба проиграли настолько много, что даже не сумели вернуться в топ-10 общего зачета – в отличие от Жуниора Лесерфа из Soudal Quick Step, который ушел на день отдыха 9-м в генерале.

Берналь никаких целей благодаря участию в отрыве дня не достиг, а Чикконе по крайней мере помог одержать победу партнеру по команде Мадсу Педерсену. Вернее, не добыть, а вымучить, выстрадать. Датчанину, который до этого имел колоссальные проблемы в позиционной борьбе на спринтерских этапах, удалось наконец победить только после очередного участия в отрыве дня, и только тогда, когда рядом с ним было сразу четыре партнера по команде.

Мадс Педерсен
Мадс Педерсен
Getty Images

Благодаря результативному участию в отрыве дня Педерсену удалось не только одержать долгожданную победу на этапе, но и практически обеспечить себе зеленую майку лучшего спринтера. В очковом зачете он теперь опережает ближайшего преследователя, соотечественника Йонаса Вингегора, на 98 баллов. Отыграть такое на третьей неделе, где будет разделка и финальный спринтерский этап в Мадриде (хотя не счет последнего, как уже было сказано выше, есть сомнения), Вингегору будет практически нереально. Тем более с той защитной тактикой, которую он выбрал.