Второй подряд титул Погачара, приключения Эвенепула на чемпионате мира. Итоги недели

Гонка недели
28 сентября - чемпионат мира-2025, Кигали (Руанда), групповая гонка
Чемпионат мира по традиции завершал "королевский" вид программы – групповая гонка среди мужчин. Учитывая сложность ее рельефа, главный фаворит был очевиден – Тадей Погачар. Впрочем, болезненное поражение словенца в разделке неделей ранее дарило надежду на интригу в борьбе за радужную майку. Однако все эти надежды оказались напрасными – Погачар в очередной раз деклассировал соперников и во второй раз подряд стал чемпионом мира.
Словенец снова решил начать активные действия очень рано. В первую атаку он пошел примерно за 105 км до финиша, когда гонщики выехали на большой круг дистанции и штурмовали самый тяжелый подъем дня – Мон Кигали. Перед вершиной этого подъема словенец решил просеять группу, и пройти этот просев сумели лишь Хуан Аюсо и Исаак Дель Торо. Причем, для последнего ускорение Погачара стало неожиданностью, мексиканец в тот момент находился в глубине пелотона и был вынужден самостоятельно закрывать просвет к дуэту лидеров.
Таким образом, впереди остались три гонщика UAE Emirates. И сразу же вспоминались разговоры о том, что представители UAE Emirates из других сборных будут в этой гонке помогать Погачару – особенно активно эту тему "разгоняла" бельгийская пресса.

Однако трио очень быстро превратилось в дуэт. Уже на следующем подъеме, Мур де Кигали, Аюсо резко отстал от своих коллег по группе лидеров. Мур де Кигали – это короткий (всего 300 метров), но очень крутой (средний градиент – 14,7%) подъем, покрытый брусчаткой. Это усилие примерно на одну минуту работы, и на таком коротком отрезке Аюсо отстал аж на 20 секунд!
Как оказалось в дальнейшем, это не был внезапный кризис Хуана – просто с преодолением брусчатки у него возникли колоссальные проблемы. Он прекрасно чувствовал себя на асфальтированных подъемах, однако страдал и на другом покрытом брусчаткой подъеме – Кот де Кимихуруруа. В итоге Аюсо финишировал восьмым, хотя, если бы все подъемы трассы были асфальтированными, то имел бы отличные шансы на медаль.
Возвращаясь к теме помощи Погачару со стороны его партнеров по UAE Emirates – от Аюсо ее никто и не ожидал, зная очень непростые отношения испанца с Тадеем и тот факт, что в конце сезона он команду покидает.
А вот Дель Торо действительно отработал на Погачара как грегари – даже несмотря на то, что перед стартом мексиканец входил в пятерку главных фаворитов. Как бы там ни было, в дуэли против словенца Исаак в любом случае выглядел явным андердогом. И большинство гонщиков в такой ситуации начали бы сачковать и отсиживаться на колесе у фаворита, а Дель Торо добросовестно кооперировал с Погачаром, даже тогда, когда было видно, что силы уже покидают его.

За 78 км до финиша мексиканцу уже было трудно и он начинал отставать от Тадея, однако тот решил его подождать, понимая, что, переведя дыхание, Исаак еще может быть ему полезным. Даже после этого Дель Торо не перестал выходить на смены и помогать Погачару, а за 66 км до финиша таки отстал окончательно. И то, как резко Исаак выпал из колеса словенца, больше напоминало грегари, который отдал все силы работе на капитана и практически встал, а не гонщика, который был озабочен максимально высоким личным результатом.
В итоге Дель Торо финишировал седьмым. Конечно, можно говорить о том, что просто его молодой организм не переварил должным образом столь длинную и сложную дистанцию. Однако, откровенно говоря, мексиканец выглядел гонщиком, который думал о помощи капитану не меньше, чем о собственном результате. Конечно, не очень хочется видеть такое на чемпионатах мира, однако как-то бороться с таким явлением крайне трудно.
Впрочем, стоит сказать, что далеко не все гонщики UAE Emirates в этой гонке работали на Погачара наперекор интересам своей сборной. Тот же Джей Вайн добросовестно отработал на Джея Хиндли и сошел с гонки. Ставка австралийцев на гонщика Red Bull Bora не сработала – он попал в глубокий кризис в конце гонки, и вместо борьбы за медали финишировал лишь 16-м. Думаю, Вайн, который неделю назад завоевал серебро в разделке, точно был способен на нечто большее.
Так или иначе, Погачар, воспользовавшись помощью Дель Торо, ушел в 66-километровое победное соло – самое длинное на чемпионатах мира со времен Витторио Адорни (90 км на ЧМ-1968 в Имоле). Тадей стал первым гонщиком в истории, который дважды подряд в одном сезоне выиграл Тур де Франс и групповую гонку чемпионата мира. Дважды это удавалось сделать и Эдди Мерксу, однако не подряд: в 1971 и 1974 годах.

А за спиной Погачара разворачивалась интересная борьба за серебряную и бронзовую награды. Ремко Эвенепул после блестящей победы в разделке собирался бросить вызов словенцу в групповой гонке. Однако сперва он не сумел ответить на атаку Тадея на Мон Кигали, а затем дважды останавливался для замены велосипеда. При чем, вторая замена была проведена крайне неудачно: Ремко пришлось долго ждать техничку сборной Бельгии, на этом он потерял минимум 30 секунд лишнего времени.
После финиша Эвенепул рассказал, с чем были связаны эти замены велосипеда. Он заявил, что на атаку Погачара на Мон Кигали он не сумел ответить из-за того, что на его байке сломалось седло – первая замена велосипеда была связана именно с этим.
Причина второй замены, по словам гонщика, также была связана с седлом. Эвенепул утверждает, что оно было в установлено под неправильным углом, из-за чего Ремко пришлось работать в некомфортной для себя позиции, а это вызвало боль в пояснице и подколенных сухожилиях. Хотя механик гонщика, Дарио Клук, после финиша заявил, что не понимает причины второй замены велосипеда: он проверил его трижды, и, по его словам, все было в порядке.
Также Эвенепул заявил, что приехал на чемпионат мира в отличной форме, однако в четверг у него начались проблемы с пищеварением. Все это просто попытки найти оправдание поражению или реальные факты? Сказать трудно, особенно зная сложный характер бельгийца и его неумение принимать поражения. Отделить мух от котлет здесь очень трудно. Однако вряд ли Ремко стал бы дважды останавливаться для замены велосипеда просто для того, чтобы найти оправдание для своего поражения.

В итоге Эвенепул завоевал серебро, проведя результативную атаку из группы преследователей за 21 км до финиша. Мог ли Ремко добиться чего-то большего, чем просто завоевание серебра на отставании в полторы минуты от Погачара? Сказать трудно.
То, что бельгиец дважды догонял группу после замены велосипеда и, несмотря на все это, стал вторым, говорит о том, что в тот день он действительно был очень сильным. Достаточно ли сильным для того, чтобы обыграть Погачара? Вряд ли. В этом плане очень показательно было то, что после того, как Эвенепул сбросил своих попутчиков за 21 км до финиша и начал работать один-на-один против словенца, его отставание не сократилось, а, наоборот, выросло.
Поэтому, думаю, Ремко было под силу создать видимость борьбы со словенцем и проиграть ему значительно меньше времени, чем разделило их на финише. Однако обыграть Тадея в тот день он бы не смог, даже если бы гонка сложилась для него идеально.
Как бы там ни было, даже серебро позволило Эвенепулу установить ряд рекордов. Для этого эта медаль стала восьмой в карьере на чемпионатах мира в элитной категории. По этому показателю он обошел Алехандро Вальверде, Фабиана Канчеллару и Тони Мартина и стал единоличным рекордсменом.
Также чемпионат мира-2025 в исполнении Эвенепула – это лишь пятый случай в истории, когда на одном чемпионате мира гонщик взял медаль и в групповой гонке, и в разделке. При чем, Ремко – единственный в истории, кому это удавалось сделать дважды за карьеру.
Отметим, что партнер Эвенепула по сборной Бельгии, Илан Ван Вилдер, который в разделке неожиданно завоевал бронзу, в групповой гонке ничем помочь Ремко не смог. Он рано попал в завал вместе с Марком Солером, и оба были вынуждены сойти с дистанции. Ван Вилдер сломал запястье и пропустит заключительную часть сезона.
Кроме этого, рано сошли с дистанции Жулиан Алафилипп и Эган Берналь. Причем, француз перед сходом успел даже совершить выставочную атаку. Типичное для него поведение – если умирать, то с песней.
Ну а в борьбе за бронзу Бен Хили оказался сильнее Маттиаса Скьелмосе, проведя результативную атаку за 6 км до финиша. До этого они вместе с Эвенепулом втроем длительное время преследовали Погачара, сумев далеко оторваться от других соперников. Однако в этой борьбе за 2 медали третьим лишним оказался датчанин. Ну а Хили принес Ирландии первую медаль в мужской групповой гонке чемпионата мира с 1989 года, когда легендарный Шон Келли также завоевал бронзу.

Топ-5 замкнул Томс Скуиньш. "Неожиданно" скажете вы? А латвиец финишировал в топ-5 и на прошлогоднем чемпионате мира, и на Олимпиаде в Париже. Кроме него, финишировать в первой пятерке во всех трех этих гонках удалось лишь Ремко Эвенепулу. Гонщик Lidl Trek просто прекрасно терпит рельеф как для него нескромных антропометрических данных. Сам Скуиньш после финиша пошутил на эту тему, назвав себя чемпионом мира в весовой категории 70+ кг.
Долгое время в группе со Скьелмосе, Эвенепулом и Хили ехал и Том Пидкок. Однако за 45 км до финиша он выпал из этого формирования вместе с Хиндли. Кризис британца оказался не столь глубоким, и он по крайней мере финишировал десятым.

Примож Роглич провел довольно бледную гонку, не сумев ни оказать весомой помощи Погачару, ни самому показать высокий результат – лишь 11 место на финише. Стоит отметить, что словенец выбрал довольно сомнительную стратегию подготовки к чемпионату мира. Он провел высотный сбор и прилетел в Кигали лишь в пятницу, оставив себе минимум времени на акклиматизацию.
Вундеркинд Поль Сейксас, который во время чемпионата мира отпраздновал свой 19-й день рождения, проехал полную взрослую программу: разделку, смешанную эстафету и групповую гонку. Причем, в этой адской групповой гонке он не только сумел добраться до финиша, но и стал лучшим в составе сборной Франции – 13 место.
Не добрался до финиша единственный представитель Украины – Анатолий Будяк. Можно только удивляться, почему год за годом сборную Украины на чемпионате мира представляет далеко не самый сильный гонщик страны, который на эти чемпионаты мира не должен был бы попадать по спортивному принципу.
Какие же впечатления остались от групповой гонки чемпионата мира? Неоднозначные. С одной стороны – интересная, разнообразная трасса в необычной локации, отличная атмосфера с огромными толпами болельщиков у дороги.

С другой – трасса слишком тяжелая. 267 км, рекордные 6000 метров (цифры, которые даже на королевских этапах Гран туров встречаются крайне редко) вертикального набора высоты – это точно перебор. Об этом говорили и сами гонщики: это была чистой воды гонка на выживание, где было ноль тактики – все решало просто то, сколько сил у тебя в ногах. А это уже, извините, не велоспорт, а какая-то легкая атлетика или триатлон.
Еще нелепее все это выглядит в многолетнем контексте. Нынешний чемпионат мира стал лишь вторым в серии из четырех подряд горных трасс групповой гонки – это явный перебор. Ставить такие трассы раз в 10 лет для разнообразия – это круто. 4 года подряд, еще и в эпоху доминирования Погачара – это идиотизм и выглядит как полное содействие словенцу на пути к статусу рекордсмена чемпионатов мира.
Цифры подтверждают и прекрасно иллюстрируют чрезмерную сложность групповой гонки. Разрыв между первым и десятым местом на финише составил 9 минут и 5 секунд. После Второй мировой войны только 6 раз эта цифра была больше.
Суммарно до финиша добрались лишь 30 гонщиков – меньше всего со времен другого супергорного чемпионата мира, который состоялся в 1995 году в колумбийской Дуитаме. Если брать не в количественном, а в процентном соотношении, то до финиша добрались лишь 18,2% гонщиков, вышедших на старт. Лишь однажды этот показатель был меньше – 13,2% в 1980 году. Тогда чемпионат мира принимал Салланш во французских Альпах, и на каждом круге дистанции гонщики преодолевали подъем Кот де Доманси. Все то же самое ждет их и на чемпионате 2027 года.

Однако стоит отметить, что такое малое количество гонщиков, добравшихся до финиша, связано не с тем, что все остальные сходили с дистанции по собственной инициативе. Дело в том, что организаторы установили правило, согласно которому в конце каждого круга дистанции с гонки снимаются все гонщики, которые на данный момент уже проигрывают более 10 минут.
Следующая неделя
1 – 5 октября – чемпионат Европы, Дром-Ардеш (Франция)
Сразу после чемпионата мира гонщиков ждет еще и чемпионат Европы, который в этом году состоится не в привычный августовский временной слот, а в начале октября. Отметим, что в этом году чемпионат Европы отмечает своего рода юбилей – только в десятый раз в истории на нем будет соревноваться элита, а не только молодежные возрастные категории.
Состоится он в департаментах Дром и Ардеш региона Овернь-Рона-Альпы во Франции. По сравнению с чемпионам мира, маршрут будет более лайтовым. Разделка у элиты состоится в среду, 1 октября. Ее дистанция составит всего 24 км. Большая часть дистанции – равнинная, лишь на финише гонщиков ждет подъем дистанцией в 1,1 км со средним градиентом в 5%. Определенным образом повлиять на итоговые результаты он может, однако точно не станет приговором для "паркетных" раздельщиков.

Состав участников будет, откровенно говоря, даже сильнее, чем на чемпионате мира, где тяжелый рельеф отпугнул многих чистых раздельщиков. Ремко Эвенепул планирует выступить в разделке, несмотря на то, что на перелет и акклиматизацию после групповой гонки у него будет меньше трех суток. Именно поэтому его статус как главного фаворита под большим вопросом: восстановиться после адской групповой гонки в Кигали за такой короткий срок и в условиях перелета будет очень трудно.
Зато целенаправленно готовились к чемпионату Европы такие чистые раздельщики, как Филиппо Ганна и Джошуа Тарлинг. Интересно будет понаблюдать за молодым партнером Эвенепула по сборной Бельгии Алеком Сегартом, который в конце сезона перейдет из Lotto в Bahrain Victorious.
Боевой состав привезли швейцарцы – за медали могут побороться и Штефан Кюнг, и Штефан Биссеггер. Тем более, что оба тяготеют именно к разделкам не слишком большой дистанции. Сильный состав привезли и хозяева, сборная Франции – Бруно Армирай и Реми Каванья. Есть большие вопросы относительно силы в разделках однодневного формата Жоау Алмейды. Зато стабильно сильно в гонках такого формата выступает его партнер по сборной Португалии Нельсон Оливейра.
Что касается групповой гонки, которая состоится в воскресенье, 5 октября, то она также будет горной, однако не настолько экстремальной, как на чемпионате мира. Это касается и дистанции: "всего" 203 км вместо 267.
Что касается рельефа (суммарный набор высоты – 3400 метров против 6000 на ЧМ-2025), то главные его сложности будут расположены на первой половине дистанции. Буквально со старта гонщики начнут штурмовать подъем Коль ду Мулен – 4 км со средним градиентом в 5,1%. Далее – спуск и равнина. Через 47,5 км после старта гонщики заедут на первый из трех больших кругов. Там главным испытанием будет перевал Сен Ромен де Лерпс – 7 км со средним градиентом в 7,2%. Кроме него, на большом круге также будет преодолеваться короткий, но крутой подъем Валь д'Энфер – 1,6 км, 9,7%.

После трех больших кругов гонщики заедут на три малых круга. На них перевала Сен-Ромен де Лерпс уже не будет, только Валь д'Энфер, который преодолеют еще трижды. Безусловно, тройное прохождение Сен Ромен де Лерпс в середине гонки приведет к ощутимой селекции и серьезно ударит по ногам гонщиков. Однако решаться судьба гонки будет на более панчерских последних трех кругах дистанции, что дает шансы побороться за победу более широкому кругу гонщиков.
Впрочем, главный фаворит гонки все равно тот же – Тадей Погачар. Главный вопрос может заключаться в восстановлении словенца после чемпионата мира и в его мотивации, помня, что через 6 дней после этого его будет ждать еще и Ломбардия. Приможа Роглича на чемпионате Европы не будет, однако в целом состав сборной Словении очень сильный. Вероятность того, что в следующем году в пелотоне мы не увидим майки чемпиона Европы, очень высока.

Кто же может бросить вызов Погачару? Конечно, стоит вспомнить того же Эвенепула. Однако тот факт, что он планирует ехать и разделку, бьет по его шансам – тем более, что в текущем сезоне у Ремко с восстановлением серьезные проблемы. Запасным планом для сборной Бельгии может стать Максим Вал Гилс, которому такая трасса подходит идеально. Проблема лишь в том, что в текущем сезоне он очень далек от самого себя образца прошлого года.
Очень сильный состав привезла сборная Дании. Кроме Маттиаса Скьелмосе, который на чемпионате мира остановился в шаге от медалей, на старт выйдут и такие звезды как Мадс Педерсен и Йонас Вингегор. Хотя не исключено, что лидером датчан все равно будет Скьелмосе. Для Педерсена рельеф может оказаться слишком сложным, а способности Вингегора как однодневщика вызывают немало сомнений.
В отличие от чемпионата мира, в групповой гонке чемпионата Европы не будет брусчатки, поэтому Хуан Аюсо имеет гораздо лучшие шансы таки заехать на подиум. Жоау Алмейда также может побороться за подиум – здесь его шансы выше, чем в разделке. Главной ставкой хозяев, сборной Франции будет тот же Жулиан Алафилипп – вопрос лишь в том, успеет ли он восстановиться после болезни. Запасным вариантом может стать Валентен Паре-Пентр.
Рафал Майка решил попрощаться с большим спортом все же не на Туре Польши, а на чемпионате Европы – и маршрут ему подходит неплохо. Опасной темной лошадкой будет и чех Матиас Вачек.
Дайджест новостей
– Потакание пропалестинским протестам во время Вуэльты прогнозируемо открыло ящик Пандоры. Вслед за испанцами активизировались и итальянские ультралевые, которые пообещали серьезные акции протеста во время Джиро дель'Эмилия (4 октября), если на старт выйдет Israel Premier Tech.

Команда Сильвена Адамса сначала предложила вариант с выступлением без слова Israel в названии, однако такой вариант активистов не устроил. И снова мы столкнулись с тем же самым, что и в Испании: потаканием со стороны местных властей. Правительство региона Эмилия-Романья, которое, к тому же, является одним из спонсоров гонки, также выступило против участия Israel Premier Tech. В итоге команда в гонке участия таки не примет.
Также активно ходят слухи, что на следующий сезон Israel Premier Tech такие сменит свое название и откажется от израильской регистрации. Тем более, что такое требование поставил команде и производитель велосипедов Factor, который является техническим спонсором команды. Пока что в команде слухи о смене названия опровергают, однако чем дальше, тем меньше верится в то, что команда выстоит в этой борьбе.
– Словенский талант Якоб Омрзел со следующего сезона перейдёт из молодёжной во взрослую команду Bahrain Victorious. 19-летний гонщик, который в этом году выиграл молодежную Джиро д'Италия, подписал контракт на два года – до конца 2027 года.
– Третий в истории объединенный чемпионат мира в 2031 году состоится в Трентино (Италия). А это значит, что групповая гонка на шоссе, вполне вероятно, снова будет горной по рельефу. В последние годы пошел явный перекос в эту сторону.
– Lidl Trek наконец-то официально объявил о подписании 5-летнего контракта с Хуаном Аюсо. 23-летний испанец еще не успел перейти в новую команду, как первый конфликт уже возник. Маттиас Скьелмосе заявил, что команда ничего не говорила ему о возможном подписании Аюсо, и что он не хочет делиться своими капитанскими полномочиями на Гран турах.
– Международный союз велосипедистов (UCI) утвердил календарь Мирового тура на 2026 год. Тур Швейцарии будет сокращен с 7 этапов до 5. Дело в том, что женская версия гонки состояла всего из 3 этапов, и это в Швейцарии воспринималось как проявление гендерного неравенства. Со следующего года и мужчины, и женщины проедут по 5 этапов с 17 по 21 июня. Сокращение Тура Швейцарии с 7 до 5 этапов может ударить по репутации гонки как важной стадии подготовки к Тур де Франс – все больше гонщиков будут выбирать Критериум Дофине.

Очередная иллюстрация того, что борьба за гендерное равенство в велоспорте до добра не доводит. Сразу вспоминается история Тура Калифорнии, где для женской версии гонки требовали одинаковые с мужчинами размеры призовых. Снизить призовые для мужчин организаторы не могли, а повысить женские до уровня мужских не хватало денег. Как итог – гонка просто закрылась.
– Давид Лаппартьен в третий раз избран президентом UCI – он будет занимать свою должность еще в течение четырех лет.
– Легендарный норвежец Александер Кристофф объявил о завершении карьеры. Последней гонкой для него будет Тур Лангкави (28 сентября – 5 октября). Последняя цель 38-летнего гонщика UnoX – достичь отметки в 100 профессиональных побед. Сейчас их 98, однако скромный уровень Тура Лангкави дает ему шансы достичь поставленной цели.
