Без медалей и без иллюзий: что ждет украинский биатлон после Олимпиады-2026?

Сборная Украины по биатлону завершила выступление на Олимпийских играх 2026, не завоевав ни одной медали. Ожидали ли мы медалей от украинских биатлонистов? Скорее нет, чем да. Несмотря на то, что в составе были олимпийская чемпионка Сочи-2014 Юлия Джима и чемпион мира 2019 года Дмитрий Пидручный, лучшие сезоны которых уже давно позади.
В личных гонках лучший результат продемонстрировал Виталий Мандзын, который финишировал 10-м в масс-старте. В женской эстафете украинки заняли 9 место, однако этот результат уже воспринимается как прыжок выше головы, учитывая, что на Кубке мира в этом сезоне наша команда так высоко не оказывалась.
Лучше всего для наших биатлонистов сложилась стартовая смешанная эстафета, где Пидручный, Мандзын, Городна и Александра Меркушина стали 8-ми. Зато в мужской эстафете Пидручный и компания финишировали лишь 16-ми, а в женском масс-старте, который закроет биатлонную программу Игр-2026, украинки впервые в истории не примут участие, поскольку не выполнили квалификационных условий.
Могли ли украинские биатлонисты выступить лучше? Безусловно, но для этого должны были сложиться наилучшим образом куча обстоятельств. Где-то как у 22-летней болгарки Лоры Христовой, которая до этой Олимпиады ни разу не забегала даже в десятку на Кубке мира, а здесь смогла сенсационно получить бронзовую медаль в индивидуальной гонке, закрыв все 20 мишеней.
Более того, 11 и 7 места Христовой в спринте и гонке преследования, а также 4 место в спринте ее землячки Милены Тодоровой свидетельствуют о том, что болгарская медаль не стала обычной случайностью – тренерский штаб этой сборной смог выжать максимум, выведя подопечных на пик формы к важнейшему старту 4-летнего цикла. К сожалению, Николаю Зоцу и Надежде Беловой этого сделать не удалось.

Лучшие годы украинского биатлона уже далеко позади, и перспектив, при которых мы могли бы вернуть медальные традиции в этом виде спорта, пока не видно на горизонте. Особенно остро ощущается проблема в женской сборной – даже с нулями на огневых рубежах в текущей функциональной готовности наши девушки не смогли бы забежать на олимпийский пьедестал.
Юлии Джиме уже 35, и даже если она останется в биатлоне после этого сезона, ее результаты с каждым годом будут только регрессировать. Дмитрию Пидручному 34 – для него, скорее всего, это последние Олимпийские игры в карьере.
К счастью, молодежь, которая подает надежды, еще есть. В частности, Виталию Мандзыну всего 22 года, Богдану Борковскому – 21. Они еще могут и должны прогрессировать. Главное, чтобы не получилось как с Антоном Дудченко, который в 24 года занимал 5 место на Кубке мира, а в 29 только один раз за сезон попал в топ-40.
Но что мы имеем в более долгосрочной перспективе? Есть ли условия для талантливых детей заниматься биатлоном в воюющей стране? В Чернигове, который вблизи от границы с врагом, разрушена лыжная база, на которой первые шаги делали чуть ли не половина легенд украинского биатлона. В большинстве украинских городов стать биатлонистом просто невозможно – нет секций. Нужно либо переезжать в другой город, либо отбросить эту идею.
И если нынешнее поколение могло влюбиться в биатлон благодаря триумфу сестер Семеренко, Джимы и Пидгрушной 12 лет назад, то у нынешних детей вряд ли могут загореться глаза при просмотре соревнований стреляющих лыжников.
Хочется верить, что руководство Федерации биатлона Украины сможет вывести нас из этого кризиса, однако в этот конкретный момент, пока мы в лучшем случае стоим на месте, другие страны прогрессируют. Уровень конкуренции в биатлоне будет только расти, и мы в этом виде на празднике спорта рискуем на очень долгое время стать "массовкой".
