Шамони, 1924 год. 11-летняя будущая звезда Голливуда, потомственный Гарри Поттер на первой Зимней Олимпиаде

Зимние Олимпийские игры 2026 года – двадцать пятые по счету, а начиналось все в 1924-м во французском селе.
Основатель современного олимпийского движения барон Пьер де Кубертен выбрал удивительно подходящий момент для "легализации" зимних видов спорта под эгидой отдельных комплексных соревнований. До 1924 года, когда восьмые по счету Игры готовился принять его родной Париж, отдельные дисциплины, такие как хоккей или фигурное катание, входили в программу летних спортивных форумов.
XXV зимние Олимпийские игры 2026 года: все самое интересное о главных спортивных соревнованиях четырехлетия
Крупнейший в мире стадион загнал организаторов в долги
Идеи отделения наталкивались на активное сопротивление скандинавов, которые трепетно оберегали статус своих Северных Игр, саркастически подчеркивая: "При чем здесь Олимпия, если древние греки и понятия не имели ни о лыжах, ни о коньках!"
Впрочем, и норвежцы, и финны со шведами охотно откликнулись на предложение принять участие в "Международной спортивной неделе по случаю VIII Олимпиады". Представители первых двух стран как раз и оккупируют верхние строчки в таблице медального зачета – соответственно 17 наград (4 золотые, 7 серебряных, 6 бронзовых) и 11 (4+4+3).
Крохотный городок Шамони, расположенный у подножия величественного Монблана, оказался единственным курортом Франции с соответствующего уровня гостиничным сервисом и железнодорожным сообщением. Кубертену удалось уговорить местные власти на немалые расходы – ведь инфраструктуру для соревнований нужно было строить фактически с нуля.

Олимпийские игры-2026. Расписание
В итоге через восемь месяцев здесь появились ультрасовременные и крупнейшие в мире на ту пору трамплин, бобслейная трасса и каток с трибунами и павильоном (на площади более 36 тысяч квадратных метров размещались две хоккейные площадки, две площадки для фигурного катания, 400-метровая дорожка и стенд для керлинга). Строительство обошлось в 3,5 млн франков: французский Олимпийский комитет выделил лишь 250 тысяч (вдвое меньше, чем обещал), остальное покрыли муниципалитет, займы банков и частных предпринимателей.
Понятно было, что продажей билетов финансовую ситуацию не исправить (так и получилось, заплатить за зрелище смогли чуть больше 10 тысяч зрителей, а общий доход составил всего 120 тысяч франков). А до завоевания места в истории спорта – со всеми туристически-сувенирными выгодами – еще надо было дожить.
Как бухгалтеров шокировали подсчеты, так загоняли в отчаяние де Кубертена срывавшиеся графики сооружения объектов.
"В мэрии города уверяют, что Шамони вовремя и полностью будет готов к соревнованиям, но говорят об этом с какими-то натянутыми улыбками, – писал барон в письме одному из своих друзей. – Складывается впечатление, что над нами просто смеются".

Свою роль сыграл в этой эпопее премьер-министр Франции Гастон Видаль. Известие, что именно он, с подачи Кубертена, будет открывать форум, ускорило темпы работ. Помехой не стали даже капризы погоды. За несколько недель до начала в течение суток навалило более полутора метров снега, от которого стадион пришлось расчищать вручную, с помощью лишь лопат и санок. Когда в конце-концов усилиями более 600 волонтеров последствия стихии были преодолены, наступила оттепель – от таяния снега сошла лавина, перерезав железнодорожные пути, а каток превратился в озеро. Рассматривалась возможность отмены Игр, но морозы таки вернулись, позволив организаторам вздохнуть с облегчением.
Первый чемпион стал жертвой "морской болезни"
Церемония открытия напоминала городской праздник с альпийским колоритом: наряду со спортивными делегациями Франции, Австрии, Бельгии, Канады, Великобритании, Венгрии, Италии, Латвии, Норвегии, Польши, Швеции, Швейцарии, США и Югославии от ратуши до ледового стадиона шагали представители Спортивного союза Шамони, воспитанники местной лыжной школы, рядовые болельщики. Атлетов обязали продемонстрировать свое снаряжение, поэтому функции флагов и транспарантов выполнили хоккейные клюшки, лыжи и палки, на плечах конькобежцев висело по паре "рабочей" обуви, кто-то появился с санями и бобами. А мастера керлинга, горделиво неся метлы, напоминали то ли передовой отряд дворников, то ли команду по квиддичу, которая сбежала со страниц романов о Гарри Поттере и перенеслась на 50 лет в прошлое.

Согласно разным источникам, соревнования охватили от 258 до 293 участников, разыгравших 16 комплектов медалей в 9 видах.
Обладателем первого золотого жетона диаметром 55 мм, изготовленного в мастерских Парижского монетного двора по эскизу гравера Рауля Бенара, стал 23-летний американский конькобежец Чарльз Джетроу. Он преодолел спринтерские 500 метров за 44 секунды (действующий рекорд – 33,61).
"Для меня, бедного парня из Лейк-Плесида, это была сказка со счастливым концом, – рассказывал триумфатор впоследствии. – Когда поступило приглашение в олимпийскую сборную, я, по сути, уже окончательно завершил карьеру. В свое время именно из-за спорта бросил школу, но потом решил получить образование, и поездка во Францию напрочь ломала планы о поступлении в колледж...
В день соревнований я абсолютно не нервничал. Во-первых, самое страшное уже пережил – путешествие через океан едва не убило, было так плохо, что в молитвах я просил потопить этот проклятый корабль. Во-вторых, был убежден, что не выиграю..."

Но он победил, принеся Штатам единственное "золото" Шамони. Самый титулованный из участников, Клас Тунберг из Финляндии, на конькобежной дорожке взял пять медалей, из них три – высшей пробы. Столько же наград у его норвежского коллеги Роальда Ларсена (две серебряные, три бронзовые).
Медаль, полученная спустя полвека
Другому норвежцу, Торлейфу Хаугу, не нашлось равных на лыжне. Праздновал успех на дистанциях 18 и 50 км, а также оставил всех позади в двоеборье.
Хауг к тому же – "соавтор" уникального рекорда. На трамплине он в 1924-м получил "бронзу", опередив своего почти однофамильца – американца с норвежскими корнями Андерса Хаугена. Но полвека спустя (вот вам и обратное направление для "машины времени"!) один из журналистов, изучая кинохронику, подловил судей соревнований летающих лыжников на ошибке. Международный олимпийский комитет (МОК) решил восстановить справедливость, и в сентябре 1974 года на специальной церемонии дочь Хауга передала 85-летнему Хаугену заслуженную им медаль.
Всего 11 лет и 295 дней исполнилось на момент дебюта в Шамони норвежской фигуристке Соне Хени. Финишировала последней, но впоследствии компенсировала это. Главные достижения – шесть титулов чемпионки Европы, десять побед на мировых первенствах и три олимпийских триумфа. Празднуя последний, в 1936-м в Гармиш-Партенкирхене, прима уступила титул самой молодой участницы Олимпиад тогдашней главной сопернице Сесилии Колледж. Возрастной рекорд британки – 11 лет и 73 дня – вряд ли когда-нибудь падет.

Впрочем, это не слишком расстроило первую и единственную трехкратную олимпийскую чемпионку в женском одиночном катании, которую ждала не менее потрясающая карьера в Голливуде. Контракт со студией Twentieth Century Fox сделал Хени одной из самых оплачиваемых актрис кино, она снялась в 11 картинах, самая известная из которых – "Серенада Солнечной долины".
Хоккей с баскетбольными счетами
Именно Шамони стоит считать местом премьеры биатлонных соревнований, прообразом которых стали 36-километровые лыжные гонки военных патрулей. На последней трети дистанции требовалось поразить шесть мишеней с расстояния 250 метров, за каждое попадание от результата отнималось по 30 секунд. Победила швейцарская команда, а одним из участников был львовянин Степан Витковский, представлявший Польшу.

Спор "патрульных" ознаменовал громкий скандал. Когда финский армеец, неуклюже войдя в вираж, оказался в сугробах внизу 60-метрового склона, спасать его бросились не только партнеры, но и члены финской делегации. Для этого они... отобрали лыжи у соперников из Чехословакии, которым не повезло оказаться поблизости. Организаторы приняли протест к сведению, но сослались на форс-мажор и оставили результат в силе: Финляндия – серебряная, "разоруженные" чехи – без медалей.
Больше всего проблем в Шамони имели бобслеисты. По меньшей мере четырем командам пришлось обращаться за медицинской помощью. Британский квартет в полном составе вылетел из болида, один из спортсменов потерял сознание. А капитан французов "домчал" аж до Парижа, куда его доставили с тройным переломом руки.

Естественно, наибольшим спросом у зрителей пользовались хоккейные баталии. Несмотря даже на безоговорочное и беспрецедентное в исторической перспективе преимущество фаворита – сборной Канады. Сформированная на базе любительского клуба Toronto Granites команда поочередно сокрушила оппонентов: Чехословакию – 30:0, Швецию – 22:0, Швейцарию – 33:0, Великобританию – 19:2. А в решающем поединке против США, за которым наблюдали более двух тысяч болельщиков, поставила золотую точку (6:1) и подтвердила титул чемпиона, добытый в рамках летних Игр 1920-го в Антверпене. "Бронзу", одолев шведов, завоевали британцы.
Все эти перипетии живописали в своих репортажах около 200 журналистов. Большинство из них не избегали определения "Олимпиада", впоследствии это послужило одним из аргументов для МОК, который постановил: "Соревнования 1924 года считать полноценными олимпийскими".
"Многие здесь, в Шамони, по-новому посмотрели на зимние дисциплины, – провозгласил Пьер де Кубертен тоном триумфатора, закрывая форум 5 февраля. – Некоторые, наверное, удивлены красотой тех видов, которые до сих пор считались чрезмерно атлетическими и агрессивными – отчасти потому, что отождествляют физическое воспитание со спортом. Первое – хорошо для всех, второе же – гораздо шире, это школа смелости, самоотдачи и силы воли. Можно утверждать, что эти Игры прошли с абсолютным успехом и их ждет увлекательное продолжение в будущем!"
