Традиции важнее Роналду, или Как Саудовская Аравия терпит поражение в футболе

Один из грандов Саудовской Аравии Аль-Хилаль стартует сегодня на клубном чемпионате мира, и это хороший повод присмотреться повнимательнее к реалиям арабского футбола.
Криштиану Роналду, Карим Бензема, Садио Мане, Неймар и еще десятки звезд перебирались туда из топ-лиг – и что?
Чемпион рассказывает, как выглядит сегодня саудовский футбольный пузырь.
***
Зачем Саудовской Аравии звезды футбола?
Мало кто знает, но они лишь винтики в системе.
И даже весь спорт как отрасль не является для Эр-Рияда чем-то приоритетным.
Для Саудовской Аравии вся эта история – о развитии государства и видении его будущего.
Оглядываясь назад, нефть в этих краях начали промышленно добывать еще в 1938 году, а уже к 1976-му Аравия стала крупнейшим ее производителем в мире.
США, СССР, Иран – всех обогнали.
Тогда-то в Эр-Рияд, который веками был мировым захолустьем, и потянулись миллиарды долларов. Гиперконсервативные саудовцы за них переехали из лачуг в шикарные особняки, и уже скоро страну было не узнать. Вместе с тем, их уклад жизни оставался религиозным, а страна – закрытой. Говорили, что женщинам туда вообще лучше не совать нос.
И вот тут появился принц Мохамед ибн Салман.
В 2016 году наследник и любимый сын короля Саудовской Аравии представил Vision 2030 – план реформ, который должен был кардинально изменить страну.
Идея такова, что "нефть когда-нибудь закончится", поэтому надо нарастить несырьевые доходы до 50% бюджета. А чтобы все получилось, Эр-Рияд должен был стать новым финансовым и туристическим центром планеты.
"Основой успеха Саудовской Аравии станут терпимость, совершенство, дисциплина и прозрачность", – объявил принц.
И он действительно сделал много прогрессивного по меркам региона. Дабы не отпугивать туристов, саудовским женщинам разрешили водить машину, посещать спортзал и покидать страну. Неженатые пары получили право встречаться в ресторанах, а иностранцы-геи – просто не быть арестованными.
Касательно экономики, то Салман начал масштабную застройку страны архитекторами со всего мира за деньги от продажи нефти, которые аккумулировались в Суверенном фонде благосостояния (PIF).
Мосты, аэропорты, курорты и целый инновационный город Neom, который должен вырасти среди пустыни, – планировалось, что Vision 2030 обойдется PIF в 7 трлн долларов.
И вот именно в эту сумму как часть общей Vision 2030 входит профессиональный спорт.
Они активны только в футболе?
Наоборот – футбол является тем видом спорта, который дается арабам хуже всего.
Например, бокс они уже завалили деньгами, и бои Александра Усика с Тайсоном Фьюри прошли именно в Эр-Рияде. Так же в Аравию едут Деонтей Уайлдер, Энтони Джошуа, Девин Хейни, Теофимо Лопес и еще десятки атлетов.
"С этого момента я больше не хочу организовывать бои типа "Том и Джерри", где один боец бегает по рингу, а другой его догоняет", – пишет главный "боксер" Саудовской Аравии Турки Аль-Шейх, и все это глотают, ведь у него безлимит на кэш.
Новая элитная лига гольфа LIV Golf – из этой же оперы. Своими миллионами они уничтожили традиционный сезон, но в итоге победили и все топы соревнуются у них.
За последние 2 года саудовцы провели чемпионаты мира по гандболу, баскетболу 3х3, тяжелой атлетике, конному спорту, боевым искусствам и еще куче всего. В Джидде также построили трассу Формулы-1, которая дебютировала в 2021-м.
В футболе саудовцы поначалу заняли ту же нишу, что и везде – просто купили право провести Суперкубки Италии и Испании; клубный чемпионат мира старого формата.
Еще дальше они подали заявку на проведение ЧМ-2034, и она стала удачной – правда, после того, как саудовские инвесторы влили 1 млрд евро в бродкастера DAZN, который, в свою очередь, за 1 млрд купил телеправа на клубный чемпионат мира-2025. И смех, и грех.
Ну, а главное фиаско их ожидало, когда они взялись обустраивать внутренний футбольный чемпионат.
Так кто же играет в лиге Саудовской Аравии?
Глобально все, кто согласился туда переехать.
Летом 2023 года журналист Бен Джейкобс писал, что бюджет на покупки у саудовских клубов – аж 19 млрд долларов.
По факту с тех пор они потратили примерно 1,5 млрд, но даже это гигантские деньги.
Первым на них клюнул Криштиану Роналду, который в 37 оказался невостребованным в Европе, а здесь вдруг предложили самую большую зарплату футбольного мира – целых 200 млн в год. Он перебрался в Эр-Рияд сразу после ЧМ-2022.
Далее были Неймар со 100 млн зарплаты, 50-миллионные Рияд Марез и Карим Бензема плюс большая группа других ветеранов, вроде Фабиньо, Нголо Канте и Садио Мане.
Начало вроде неплохое, но молодежь и игроки в расцвете сил со старта отказывали. Были примеры Рубена Невеша, Малкома, Ренана Лоди, Габри Вейги, но они не звезды первой величины.
Ко всему прочему, бытовало и общественное осуждение. Когда 21-летний Вейга, на которого засматривался Реал, выбрал Аравию, Тони Кроос просто написал: "Позор".
С позором жить хотели не все, поэтому многие игроки отвечали, как Такефуса Кубо из Реала Сосьедад:
"Я получил предложение из Саудовской Аравии, но отклонил его. Я хочу играть с лучшими против лучших. Если саудовская лига когда-нибудь станет такой, я поеду. А сейчас там только деньги".
Так вот именно в футболе саудовцы впервые столкнулись с проблемой, когда к ним не хотели ехать из-за морали и традиций. Купить их PIF не мог, а других аргументов не оказалось – в результате саудовцы собрали в основном пенсионеров, приехавших за последним контрактом в карьере. Вместе с жарким пустынным климатом это гарантирует невысокий темп и огромные разрывы между линиями. На топ-лиги Европы это даже близко не похоже.
И каковы шансы, что лига еще выстрелит?
Мизерные, если честно.
Ветераны стареют и деградируют на глазах, а молодым в саудовской лиге скучно, они просят разрешения вернуться в Европу.
Тот же Вейга начнет новый сезон в Порту, который купил его вдвое дешевле, чем в свое время заплатил Аль-Ахли.
Другой путь выбрал 21-летний Джон Дуран, за которого Астон Вилла получила аж 77 млн. Колумбиец как будто с цепи сорвался – на тренировки летает самолетом! Пишут, что саудовцы уже хотят от нахала избавиться.
Между тем классных доморощенных исполнителей у них нет. PIF не финансирует футбольные академии, а клубы и подавно на них "забили". Последний раз Саудовская Аравия выигрывала Кубок Азии еще в 1996-м, а в финале играла в 2007-м. Даже те 2-3 местных парня, которые выходят рядом с престарелыми звездами из Европы, существенно понижают общий уровень команды.
Роберто Манчини приезжал сюда тренировать сборную, но когда ему поставили цель выйти на чемпионат мира-2026, быстро сбежал:
"Проблема в том, что у сборной недостаточно опыта, чтобы играть в более качественный футбол".
Лига не просто искусственная, но и крайне неоднородная. Есть 4 клуба, финансируемых из PIF – Аль-Иттихад, Аль-Наср, Аль-Хилаль и Аль-Ахли. Между ними и остальными – пропасть. Счета 5:0, 6:1, 7:0 – это норма. У середняков и аутсайдеров бывают даже невыплаты зарплат – это уже испытал на себе Георгий Бущан в Аль-Шабабе.
И вот на этом фоне Криштиану Роналду то персонал толкает, то гениталии показывает, то пробивает 22 пенальти за 2 сезона.
И где здесь предпосылки для прогресса?
Даже на трибунах их нет. Там звездный Аль-Наср собирает в среднем 16 000 болельщиков, а пятерка аутсайдеров не дотянула и до 3000 за матч.
Да и разве это болельщики? На Суперкубке Испании они просто напали на несчастных жен футболистов Мальорки, которых оставили без охраны!
Так какая польза от футбола?
Если она и есть, разглядеть ее сложно.
Пока это одностороннее движение – футбол только берет и практически ничего не дает Саудовской Аравии, кроме громких заголовков.
Вы же видели цифры по посещаемости? Если и была надежда на туристов, то тщетная.
Лига также не генерирует доходов. Суммарно саудовцы продали телеправа за неполные 100 млн евро, однако из них 80 – это внутренний рынок, где их покупает... государственная компания. То есть, опять-таки дотация.
Иностранных, частных инвесторов не видно. Больше всего спонсорских денег в сезоне-2024/25 привлек Аль-Наср, однако если копнуть, то из его 109 млн едва ли не всю сумму заплатил риелтор KAFD – King Abdullah Financial District.
Удачных продаж нет вообще. 19 из 20 самых дорогих игроков саудовской лиги подешевели за последние полгода на Transfermarkt.
Чтобы как-то придумывать прибыль, клубы мухлюют с трансферами местных. Так, Мотеба Аль-Харби, которого Transfermarkt оценивает в 0,9 млн, летом 2024-го Аль-Хилаль "купил" у Аль-Шабаба за 28 млн.
Даже какие-то имиджевые успехи сложно найти. В слабой Лиге чемпионов Азии, где победитель получает 10 млн призовых, титул-2024 завоевал Аль-Айн из ОАЭ, чей самый дорогой игрок стоит 7 млн.
Только в 2025-м Аль-Ахли все-таки удалось выиграть трофей для Саудовской Аравии. В финале Франк Кессье, Роберто Фирмино, Рияд Марез, Мерих Демирал, Эдуар Менди победили Кавасаки Фронтале, где нет ни одного исполнителя с ценником хотя бы в 3 млн.
Вместе с тем, в полуфинале этот Кавасаки все равно прибил Роналду, Мане, Ляпорта, Симакана, Отавио и других.
Криштиану там исполнил так исполнил.
Если это успех – ну хорошо, тогда один все-таки есть.
И чего ждать дальше?
На этот вопрос есть два ответа.
Если чисто о футболе, то еще в прошлом году саудовцы потихоньку сворачивали лавочку. В 2022-23 годах их расходы на трансферы выросли в 12,5 раза, а в течение 2024-го наблюдалось падение на 45,3%.
Этому способствуют и игроки, которые все чаще им отказывают. Винисиус Жуниор, Бруну Фернандеш, Кевин де Брейне – это из самых известных.
Все указывает на то, что саудовский футбольный проект прошел свой пик. Еще 2 года назад его рассматривали как амбициозную лигу, говорили даже о вхождении в европейскую Лигу чемпионов. Сейчас уже очевидно, что это как был "пенсионерский чемпионат", так и остался.
Вместе с тем, существует более глобальное измерение – тот же PIF и Vision 2030, которую не так давно сменила Vision 2040. И куда хуже для арабов, что там тоже все буксует.
"Саудовская Аравия столкнется с двойной проблемой в 2025 году – давлением от падения цен на нефть и резким сокращением торгового профицита из-за увеличения импорта для выполнения государственных проектов", – говорит научная сотрудница Ближневосточного института Карен Янг.
Уже в 2024 году дефицит бюджета Саудовской Аравии составил 1,6% ВВП, а в 2025 году прогнозируют 2,3%.
Грубо говоря, их экономика не может справиться с превращением страны в Эльдорадо, которое запланировал Салман.
Потому-то PIF уже отменил 20% всех расходов на 2025 год. Проекты не закрыли окончательно, но заморозили до лучших времен.
Частью изменения саудовского гиперплана является фокус исключительно на проектах, необходимых для проведения крупных событий – Азиатских зимних игр-2029, Экспо-2030, чемпионата мира по футболу-2034.
То есть, стадионы, отели, аэропорты – все это будет на 100%.
А вот что касается внутреннего чемпионата и набитых звездами пустынных псевдограндов – это пока неясно.
Всего за последние 5 лет Аль-Хилаль потерял на трансферном рынке чистыми 507 млн, Аль-Наср – 363, Аль-Ахли – 282, Аль-Иттихад – 269.
Очень похоже, что их будущее, как и всей Саудовской Аравии, зависит от цен на нефть. Чем ниже она упадет – тем больше внимания власти в Эр-Рияде будут уделять убыткам своего карманного футбола.