Отдал лучшие годы Лобановскому и выиграл Золотой мяч. История карьеры Игоря Беланова

Сегодня экс-нападающий киевского Динамо Игорь Беланов празднует свое 65-летие. Он стал вторым в истории украинским футболистом, выигравшим Золотой мяч.
В истории нашего футбола только три украинца выигрывали "Золотой мяч". Двое еще при СССР – Олег Блохин в 1975 году, Игорь Беланов в 1986-м. Андрей Шевченко сделал это уже при суверенной Украине (в 2004 году).

Кто-то из специалистов счел победу Беланова случайной. В том же 1986 году лучшим футболистом СССР был признан его одноклубник по киевскому Динамо Александр Заваров. Победить Игорю на континентальной арене помогло выступление на чемпионате мира в Мексике.
В драматическом поединке с бельгийцами в рамках 1/8 финала Беланов сумел оформить хет-трик, а чуть раньше киевское Динамо, составлявшее скелет сборной СССР, выиграло Кубок обладателей Кубков. Игорь сверкнул кометой и быстро растворился в футбольном европейском горизонте. Через пять лет форвард выступал уже за Айнтрахт Брауншвейг, вылетевший из второй германской Бундеслиги в третий дивизион. Но Беланов всё равно вошел в историю украинского и европейского футбола.

Автор этих строк делал несколько эксклюзивных интервью с Игорем Ивановичем. Квинтэссенцию ответов лучшего футболиста Европы-1986 приводим ниже.
Безжалостный Лобановский
– Господин Игорь, вы один из немногих игроков Динамо, кто после завершения футбольной карьеры не остался жить в Киеве. Почему?
– При желании мог жить в столице, но желания такого не было. Я – одессит. Это мой город. Вырос на Молдаванке. Бегал босиком, купался в море – все это откладывается в памяти. Одесса – это радость, это жизнь. Впрочем, меня наверняка поймут только одесситы. Помню, как усопший Виктор Прокопенко говорил:
"Жизнь дана человеку один раз, и он должен прожить его у моря".
Я с этим тезисом полностью согласен. Мог и в Германии остаться. Но не захотел.
– Какая у вас была зарплата в менхенгладбасской Боруссии?
– 300 тысяч марок в год. Также клуб предоставил двухэтажное здание, мерседес. Было такое чувство, что попал в рай. Наверное, чуть-чуть расслабился – психологически это трудно сразу все принять. Но не стоит забывать и, что в Боруссию приехал почти в 30. А до этого шесть лет провел в киевском Динамо. Где год идет через три.
Олег Блохин в австрийский Форвертс вообще в 36 лет уехал. Кому мы в таком возрасте были нужны? Это если в 23-25 ехать, тогда можно хорошо поиграть. Согласен с мнением, что футболисту, как правило, дается шесть лет успешной карьеры. Затем идут спады, падения. Свои шесть лет я отыграл в Динамо. Валерий Лобановский нас не жалел. Но мы не только бегали кроссы, мы и выигрывали. И в СССР, и в Европе.

– Слышал, что вы выигрывали не только на футбольном поле, но и в бассейне.
– Была история. Из сборной СССР восстанавливались на базе в Новогорске. Ассистент Лобановского Владимир Веремеев хорошо плавал. На спор обгонял кого угодно. Я с ним решил посоревноваться по-одесски. Тихонько натянул ласты на ноги, спустился в бассейн. И кричу оттуда, мол, слабо, Григорьевич со мной, человеком, выросшим у моря, посоревноваться. Веремеев вызов принял.
После заплыва на него было больно смотреть – я финишировал, когда он еще и треть дистанции не преодолел. Я ласты на дно сбросил – вылезал без них, чтобы оппонент не заподозрил ничего. По-моему, Веремеев об этом так и не вызнал. Если, конечно, Лобановский ему о ластах не рассказал. Валерий Васильевич видел, как я их одевал, а после финиша со смехом сказал мне:
"Ну ты, Игорь, и дал!"
– Зато вам самому наверняка было не до смеха, когда Совинтерспорт забирал гонорары за участие в матче сборная мира – сборная Великобритании, посвященном столетию британского футбола.
– Игру на "Уэмбли" помню. В Лондон мы улетели втроем – я, Ринат Дасаев и Саша Заваров. Сыграли, нам вручили чеки на пять тысяч долларов. Вернулся домой, Лобановский вызывает и говорит:
"Нужно отдать деньги Совинтерспорту".
Я упорствовал, мол, как же так, это было персональное приглашение. Валерий Васильевич в ответ только развел руками:
"Нужно отдать".
Логофет, по-моему, деньги забирал. Все трое чеков и отдали. Нам суточные должны были дать за эту поездку около 300 или 400 долларов. Наверху посчитали, что этой суммы нам будет вполне достаточно.
– Правда, что когда вам вручали "Золотой мяч", у вас еще своей квартиры в Киеве не было?
– Правда. Когда приехала делегация France Football брать интервью, постеснялся приглашать их в служебную квартиру. Сказал, что у меня ремонт идет. Собственное жилье появилось только через год. Но я не жалуюсь. Мы ведь своим нехитрым футбольным бизнесом занимались. Пока играл в "Динамо", получил пять "Волг". Продавал их по сорок тысяч. А из-за границы компьютеры привозили. Их вообще по 60 тысяч забирали.

Лицом вниз
– Говорят, вас однажды представители украинских спецподразделений укладывали лицом вниз. Было такое?
– Неплохо попил тогда кофе у товарища. Это было давно. Приятель – глава одной из оппозиционных партий. Зашел к нему в офис в гости, спокойно пью кофе. Вдруг врываются силовики с автоматами. Пытаюсь сохранить невозмутимость и продолжаю пить кофе. Ко мне подлетает какой-то амбал в маске, наводит автомат и кричит "лицом вниз". Я ему говорю:
"Сынок, ты же через пять минут передо мной извиняться будешь. Давай я лучше и дальше буду спокойно сидеть. Обещаю, что не убегу".
Но он автомат привел и кричит как бешеный. Пришлось подчиниться грубой силе. Этот сумасшедший еще мне ногу на спину поставил и подтолкнул типа, чтобы я сильнее к полу лицом прижался. Минут пять так и лежал, пока их начальник не пришел. Посмотрел на меня и попросил представиться. Когда себя назвал, у него челюсть чуть-чуть не отпала:
"Игорь, я столько лет был вашим фаном. Извините за недоразумение".
Бойца отозвал в сторону, тот сразу ко мне извиняться пришел.
– Не разозлились после этого инцидента?
– А смысл? Напротив, с возрастом почему-то добрее становлюсь. После 40 лет вообще добряком стал.
– Правда, что на определенном этапе вы могли вернуться в Динамо?
– Звонок от Игоря Суркиса раздался после моего интервью в одном из украинских СМИ. В преддверии Динамо в групповом турнире Лиги чемпионов уступило дома Стяуа с разницей в три мяча. Мне позвонили журналисты, и я сказал все, что думаю на этот счет. Подчеркнул, что нынешние динамовцы просто позорят людей, которые годами создавали славу этой команде.
Игорь Михайлович позвонил по телефону на следующий день. Говорит, что ему понравились мои слова. Мол, видно, что переживаешь за Динамо. И продолжил, что ко мне есть серьезное предложение. По-моему, речь шла о должности спортивного директора. Но тогда этот пост занимал Леонид Буряк. Не мог уйти на его место.
– Вашему "Золотому мячу" уже много лет. Как он сейчас выглядит?
– Еще блестит, если вы об этом. Я его часто беру с собой на какие-нибудь выступления. Демонстрирую перед простыми людьми. Фанам и детям приятно прикоснуться к этому трофею.

Просто факт
За Айнтрахт Брауншвейг, вылетевший из второй немецкой Бундеслиги в третий дивизион, выступали три легионера. В "желто-синих" цветах клуба выходили уроженец Одессы обладатель Золотого мяча-1986 нападающий Игорь Беланов, уроженец Закарпатья вице-чемпион Европы-1988 в составе сборной СССР полузащитник Виктор Пасулько и олимпийский чемпион Сеула-1988 в составе сборной СССР защитник.
После завершения игровой карьеры Пасулько и Фокин остались жить в ФРГ, приняв германские гражданства. Беланов вернулся в Одессу.
Личное дело
- Родился 25 сентября 1960 в Одессе.
- Выступал за команды Черноморец Одесса (1978, 1981-1984, 1995), СКА Одесса (1979 – 1980), Динамо Киев (1985 – 1989), Боруссия Менхенгладбах, Германия (1989 – 1990), Айнт19 , Металлург Мариуполь (1996).
- Чемпион СССР 1985, 1986 гг. Обладатель Кубка СССР 1985, 1987, 1990 гг.
- Обладатель Кубка обладателей Кубков –1986.
- Обладатель Золотого мяча -1986
- Серебряный призер чемпионата Европы-1988.
- За сборную СССР провел 33 матча, забил 8 голов.
