Украинская правда

Остаться без звезд футбола: травмы игроков, как следствие перегрузки календаря

Getty Images
Остаться без звезд футбола: травмы игроков, как следствие перегрузки календаря

Игроки ведущих футбольных клубов мира все чаще получают очень тяжелые травмы, разрыв крестообразных связок, и выбывают из строя на неопределенный срок, от нескольких месяцев до года. И если раньше травмы вызывали "естественные" причины, то в последнее время футболисты все больше жалуются на перегруженный календарь и невозможность полноценного восстановления. Именно разрыв крестообразных связок относится к категории тех травм, которые игроки получают из-за чрезмерных нагрузок.

Футболисты, зачастую, проводят матчи через два дня на третий, а нововведение ФИФА – полноценный клубный чемпионат мира, который должен пройти летом в течение месяца на полях США, сократит отпуск ведущих исполнителей клубов-грандов до двух-трех недель. При том, что ФИФА настаивает на участии игроков основного состава команд в матчах клубного ЧМ.

От Карвахаля до тер Штегена

Четыре дня назад, в минувшую субботу, 5 октября, ужасная травма настигла Дани Карвахаля. Лидер обороны мадридского Реала в матче чемпионата Испании против Вильярреала порвал кресты в самой концовке игры, что вдвойне обидно. Футболист со слезами покинул поле на носилках. Теперь сезон для испанской легенды, скорее всего, завершен. Уже в воскресенье, Реал сделал благородный жест, продлив с Дани контракт до 2026 года.

На следующий день, в воскресенье, 6 октября, нападающий Торино Дуван Сапата порвал крестообразные связки в матче 7 тура итальянской Серии А с миланским Интером (2:3). Позже пресс-служба "быков" сообщила, что у колумбийца диагностировано серьезное повреждение передней крестообразной связки, а также медиального и латерального мениска. Сроки восстановления колумбийца не уточняются. В этом сезоне Сапата отыграл за Торино девять матчей и забил четыре гола, что говорит о важности футболиста для команды.

Неделю назад, в прошлый вторник, аналогичную травму в матче Лиги чемпионов получил защитник Ювентуса Глейсон Бремер. 23 сентября, в один день, аналогичные травмы получили вратарь испанской Барселоны Марк-Андре тер Штеген и полузащитник Ман Сити Родри.

Этот список можно продолжать бесконечно. Игроки ведущих (и не только) клубов мира продолжают получать серьезные травмы на фоне тех сверхнагрузок, которым они подвергаются на футбольном поле. Между тем, чиновники ФИФА не хотят слышать жалоб игроков, постоянно расширяя календарь. Вместо 6 матчей на групповом этапе Лиги чемпионов и Лиги Европы, команды будут проводить по 8 игр (повезло только клубам из Лиги конференций, где оставили 6 матчей), а клубный ЧМ теперь будут проводить не зимой, с участием 8 команд, а летом, где в полноценном турнире примут участие 32 сильнейших коллектива с разных континентов.

Травма не имеющая возрастного ограничения

При этом, если раньше считалось, что разрыв крестообразных связок – травма возрастных игроков, организм которых уже пресытился футболом и начинает давать сбой от больших нагрузок, то сейчас подобную травму может получить любой, даже начинающий футболист. Увеличение количества игр за сезон до 70-80 сказывается даже на самом крепком молодом организме.

Так, 17-летний игрок Барселоны Марк Берналь должен был стать открытием нового сезона-2024/25 в составе "сине-гранатовых", но травмировался в матче с Райо Вальекано еще в конце августа, в самом начале сезона. Повреждение с самого начала выглядело очень тревожно, а спустя пару дней худшие опасения подтвердились – разрыв передней крестообразной связки левого колена и связанная с этим травма бокового мениска. Берналю предстоит операция и тяжелое восстановление на старте карьеры. Марк пропустит примерно 10-12 месяцев и больше в этом сезоне не сыграет.

Также летом менее чем за месяц порвали кресты три игрока Реала U-19. Так, Хоан Мартинес получил травму во время тренировки с основной командой Реала. 16-летний центральный защитник хорошо проявил себя в составе мадридцев в турне по США и уже считается одним из лидеров юниорской команды. Ранее в предсезонном матче с Миланом "кресты" порвал 19-летний хавбек Сезар Паласиос, а еще несколькими неделями ранее – 18-летний полузащитник Даниэль Месонеро.

Главный тренер Реала U-19 Альваро Арбелоа опустошен из-за обилия травм, а руководство клуба пытается разобраться в случившемся.

Все это говорит о том, что календарь крайне перегружен. И то количество матчей, которое чиновники из УЕФА и ФИФА предлагают провести командам за сезон – однозначно чрезмерное. Но, похоже, "дельцы от футбола" вошли в раж и не хотят останавливаться. Да, заслуга УЕФА и ФИФА в том, что в свое время они коммерциализировали футбол и, тем самым, дали возможность игрокам и клубам зарабатывать большие деньги. Но сейчас это уже превращается в какую-то нездоровую погоню за прибылью, где чиновники жертвуют всем, в том числе, здоровьем ведущих игроков.

"Какие футболисты выйдут на поле? Я решу это сам"

Все больше раздражения перегруженный календарь вызывает и у тренеров. Пеп Гвардиола говорил о том, что календарь футбольного сезона сильно перегружен еще осенью 2018-го, когда УЕФА только запустил новый турнир Лигу наций, задолго до расширения календаря Лиги чемпионов и клубного ЧМ в новом формате. Не устает он повторять об этом и сейчас, уже спустя 6 лет.

Накануне тренер Ман Сити рассказал, что он думает о регламенте обновленного формата клубного чемпионата мира, в котором ФИФА прямо настаивает на том, чтобы команды, участвующие в турнире, задействовали своих сильнейших футболистов. Вернее, не рассказал, а очень резко отреагировал этот регламент:

"Кто является сильнейшими игроками? ФИФА скажет мне вместо футболистов, кто из них более сильный? Я этого не понимаю. Мы отправимся туда всем составом. Сильнее – это значит в хорошей форме прямо сейчас. Возможно, сильнейшие игроки, по их мнению, на текущий момент действительно плохи, что может быть обусловлено множеством причин: личными, физическими, травмами. Не собираюсь говорить перед матчами, какие футболисты выйдут на поле, я решу это сам", – отмечает специалист.

Травма, которая прерывает карьеру на год

Чтобы понимать насколько серьезная эта травма, достаточно привести один пример – только на днях приступил к тренировкам защитник Реала Давид Алаба, получивший разрыв крестообразных связок в декабре прошлого года. Получается, он пропустил половину прошлого сезона-2023/24 и, скорее всего, пропустит половину нынешнего-2024/25. Его возвращение на поле ожидается не раньше конца ноября-декабря.

Выше приведен пример с Берналем, который будет восстанавливаться 10-12 месяцев и точно пропустит остаток сезона-2024/25, в котором успел сыграть только в трех матчах Ла Лиги.

При этом, в данном случае не важно, молодой игрок, среднего возраста, или уже ветеран, заканчивающий карьеру. Травма, которая ставит крест на амбициях футболиста на год вперед, в любом случае, крайне неприятна и негативно скажется на перспективах игрока. А в молодом возрасте может еще сопровождаться и проблемами с психологией игрока, который долгий период времени не сможет выходить на поле.

"Прямой корреляции между количеством игр и крестообразными связками не вижу"

Спортивный доктор Николай Линевич, работавший в свое время в медицинской службе немецкого Гамбурга, саудовском Аль-Хиляле и Днепре, в комментарии Чемпиону отмечает:

"Нужно себе четко представить, что крестообразная связка – одна из самых мощных, которые у нас есть в организме, исключая, например, ахилловые сухожилия. Поэтому порвать ее не так просто. И исходным материалом для разрыва является связка, в которой накопилось очень большое количество микроповреждений. А эти повреждения возникают в результате не игр в основном, а в результате тренировочного процесса и укороченного времени восстановления.

Смысл такой, если человек бежит, а потом резко останавливается, то нагрузка передается так, что в связке возникают порывы некоторых волокон. И понятия растяжения связок не существует. Это просто на разном уровне небольшое количество волокон разорвалось. И у организма есть возможность эти связки в течение реабилитации или восстановления, или за ночь восстановить. Но у организма ограниченная возможность.

Например, если организм может тысячу волокон восстановить, а разорвалось 500, то связка будет такой, как и была. А если у человека 2000 волокон разорвалось, а он может восстановить тысячу, то он заменяет разорванные связки не собственной тканью, а рубцом. Рубцы вообще образуются в организме в большом количестве случаев – порез кожи, инфаркт мозга, инфаркт сердца… А рубцовая ткань имеет другие механические свойства. И поэтому, сухожилие, будь то ахиллово, или крестообразное, накапливает большое количество микроповреждений. И это очень сильно коррелирует не столько с интенсивностью и количеством игр, сколько с тренировочным процессом".

Также врач отмечает:

"Важно, где тренируются игроки, на каком поле, в какой обуви. Например, на искусственном поле значительно увеличивается количество повреждений. Что касается обуви, то примерно в начале 20-х годов одна фирма ввела в бутсы специальную планку, которая позволяла футболистам резко останавливаться. И носители этих бутс со временем поплатились. Примерно в два раза чаще у них были повреждения связок. Это первое.
Да, не исключено, что примерно половина всех повреждений, это прямое воздействие. Если человек падает тебе на ногу, тут какая бы ни была связка, она разорвется. И такие случаи тоже есть. Например, как с Карвахалем, в последнем случае. Но в основном связка повреждается, когда человека легко толкают. Он теряет равновесие, делает неловкое движение, либо нога попадает в яму и связка рвется. И так далее, и так далее".

А говоря о том, что нужно сделать для того, чтобы уменьшить количество повреждений, заключает:

"Необходима правильная методика тренировки. Это моя точка зрения. Футбол – это не гармоничный вид спорта. Если человек занимается футболом, в основном он бьет по мячу. И усиливает переднюю поверхность бедра и нижний отдел мышц спины. Потому что мышцы тоже участвуют в ударе. А задняя поверхность бедра и пресса значительно не тренируются. И хотя они у футболистов сильные, но мышцы спины и передней поверхности гораздо сильнее. Это вносит очень сильный дисбаланс.

Проведено огромное количество исследований по профилактике и так далее. Реально уменьшить количество повреждений крестообразной связки, можно усилив заднюю поверхность бедра. Это одна сторона. Вторая сторона – есть индивидуальные анатомические особенности каждого человека. Например, у женщин примерно в два раза чаще крестообразная связка разрывается. Потому что такова анатомия, у них центр тяжести ниже и биомеханика коленного сустава немножко отличается. 

И третья сторона – это, конечно, концентрация. Если винить количество игр, которые постоянно увеличиваются, то тут гораздо важнее качество игр. Те, которым футболист полностью отдается, на которых полностью концентрируется. И когда он уже устал, теряются некоторые координационные возможности, вероятность повреждения связок увеличивается.

Но прямой корреляции между количеством игр и крестообразными связками лично я не вижу. Гораздо важнее – правильная подготовка и хорошая регенерация после игры", – подытоживает доктор.

ФІФА Карвахаль Клубний чемпіонат світу Ліга Європи Ліга націй УЄФА Ліга чемпіонів Родрі Тер Штеген травма Микола Ліневич