Украинская правда

Блохин: Зарабатывал тысячу долларов в месяц

Блохин: Зарабатывал тысячу долларов в месяц

Сегодня Олегу Блохину исполняется 72 года. Он стал первым украинцем, признанным лучшим футболистом Европы.

Предлагаем вам материал Максима Розенко о выдающемся украинском футболисте.

С Олегом Блохиным я познакомился в 2006 году в городе-курорте Белека в Турции. Сборная Украины проводила там втягивающий сбор перед чемпионатом мира в Германии, а мы с коллегой-фотографом прилетели и поселились в той же 5-звездочной гостинице, чтобы освещать эту подготовку.

Затем мы познакомились с отцом Блохина Владимиром Ивановичем. Вскоре его сыну исполнялось 55 лет, нам требовались детские и юношеские фото легендарного футболиста и тренера. 85-летний Владимир Иванович не пригласил нас домой и вынес фото в машину. Мы начали.

Вскоре автор этих строк сделал интервью и с мамой Блохина Екатериной Захаровной. Позвонил ей на домашний телефон и 90-летняя (!) женщина рассказала несколько интересных историй о сыне.

Дальше было еще несколько встреч с Олегом Владимировичем. Квинтэссенцию сказанного мне Блохиным и привожу в этом материале.

Господин Олег, какое упражнение Лобановского во время карьеры футболиста не любили больше всего?

— Тест американских космонавтов. Нам приходилось перепрыгивать с гирей через барьер.

— Гири к ногам подвешивали?

— (Смеется) Да нет, мы их в руках держали. Было там еще несколько упражнений, после которых мы просто падали – 5 по 300, еще несколько тестов.

Идеологическая основа была в команде? В советское время на заводах устраивали идеологическую обработку людей…

— Было, как и всюду. С меня два раза снимали звание заслуженного мастера спорта. Правда, оба раза потом возвращали. Снимали за то, что не забивал мяч за сборную. Приезжало руководство, тренеры рассказывали о своих проблемах. Мол, Блохин перестал забивать. Руководство принимало решение: снять звание "заслуженного". Помню, как это произошло в 1978 году. Тогда три месяца не забивал – при том что сборная раз в месяц играла.

— Игроки Динамо 70-80-х говорили, что дедовщина в команде начиналась с Блохина. Действительно любили "напихать" молодым?

— Ёлки-палки! Все почему пытаются на меня натравить всех собак. Что значит дедовщина? В команде во все времена были более опытные игроки. Была молодежь. В свое время я тоже носил мячи и форму. Так что вообще не могу понять, о какой дедовщине речь.

Владимир Бессонов однажды сказал, что водки выпил больше, чем журналисты съели борща. Он был вне конкуренции в Динамо в этом плане?

— (Смеется) Пусть Володя сам на этот вопрос отвечает.

— Вы дослужились в Динамо до звания майора МВД. Помните, когда последний раз надевали военную форму?

— Когда майора получил, тогда и одевал лет 35 назад. Затем, когда переходил из Динамо в австрийский Форвертс, намучился с этим офицерским званием. Мне долго не давали "добро" на отъезд. Говорили, как может советский офицер уехать на заработки в Западную Европу. С трудом отправили в запас.

— Экс-защитник сборной СССР Вагиз Хидиятуллин с зарплаты в 30 тысяч долларов в месяц, которые ему платила Тулуза, первый сезон был вынужден 29 тысяч относить в посольство СССР во Франции – советским футболистам нельзя было иметь зарплату больше, чем у посла СССР. Вас, когда поехали в австрийский Форверт, эта горькая чаша прошла?

— Хидиятуллин ехал в Европу уже после меня. Я был, если не ошибаюсь, вторым советским футболистом, уехавшим за границу – после нападающего Зенита Анатолия Зинченко. Но Зинченко ехал в австрийский Рапид по коммунистической линии – своего рода для обмена опытом. В Форвертсе я получал 1000 долларов в месяц. Причем выплачивал из них партийный взнос три процента – как коммунист. А у посла была тогда зарплата около 1200 долларов. Так что делиться своей зарплатой мне не пришлось.

Считалось, что у Динамо Лобановского для футболистов год идет за три – столь тяжелые нагрузки тренер предлагал игрокам. Как вы умудрились отыграть в Киеве более 15 сезонов?

— Значит, хватило запаса крепости. Уникум был в какой-то степени. Многое было дано природой. Наверное, генетика сказалась. Мама до 92 лет работала заведующей методическим кабинетом в Киевской национальной академии строительства и архитектуры. Проработала там более 50 лет. До этого легкой атлетикой занималась, была первым номером сборной СССР перед Олимпийскими играми в Хельсинки-1952. Должна была ехать в Финляндию. Но не сложилось – из-за моего рождения.

Максим Розенко, Чемпион
Ответственный редактор
– Николай Дендак

Олег Блохін Динамо Київ Золотий м'яч Валерій Лобановський