Сбитые летчики, продвинутые угловые и на миллиард евро меньше: как Ланс бросает вызов ПСЖ во Франции

В чемпионате Франции происходит нечто странное. Записной середняк Ланс стал зимним чемпионом в декабре и продолжает держать темп.
После 19 туров команда Пьера Сажа отстает от суперзвездного ПСЖ всего на 2 очка.
Как они это делают? В чем секрет?
И, главное, стоит ли ожидать сенсации в конце сезона?
Чемпион рассказывает истории игроков, которые уже и сами не надеялись, что о них когда-нибудь будут писать.
***
Прежде всего, всем, кто далек от Лиги 1, надо понять – это больше, чем Давид против Голиафа.
Годовой бюджет ПСЖ оценивается в 850 млн евро, Марселя – 260 млн, а Ланса – всего 60 млн.
Суммарная стоимость игроков ПСЖ оценивается Transfermarkt в 1,2 млрд евро, Марселя – 446 млн, а Ланса – 117 млн.
Тем не менее, в таблице они словно на одном уровне.

То, что делают Пьер Саж и его ребята, войдет в историю скромного клуба из Артуа, который до сих пор выигрывал чемпионат только раз – в 1998-м, после чего памятно противостоял киевскому Динамо в Лиге чемпионов.
Еще никогда в своей истории Ланс не набирал 43 очка за первый круг.
Более того, за всю историю Лиги 1 только трижды команда, набравшая 43 очка за полгода, не становилась чемпионом Франции.
"Меня никто не убедит в обратном. Я считаю ПСЖ лучшим клубом мира", – говорит Пьер Саж.
Возможно, так и есть.
А может, тренер так снимает давление с ребят, которые выдают сезон жизни, когда никто не ожидал, даже он.
***
Итак, что нужно, чтобы бросить вызов ПСЖ?
Во-первых, устойчивое развитие.
Ланс не взялся из ниоткуда. С 2020 года команда не опускалась ниже 8-го места в чемпионате, а в сезоне-2022/23 даже стала 2-й. Лоис Опенда тогда блистал, забив 21 гол. Сейчас он в Ювентусе.
Ланс на этом отрезке менял тренеров, однако Франк Эс, Уилл Стил и теперь Пьер Саж ставили похожий футбол – прессинг, контратаки, навесы.
Преемственность обеспечивает владелец Ланса Жозеф Угурлян, который знает, чего хочет от клуба. Он из армян; жесткий, успешный, наследственный бизнесмен. Его дед руководил Банком Ливана до появления Хезболлы.
Угурлян пришел в футбол ради денег и статуса. Для этого Ланс много работает с агентами, дружит с футбольной лабораторией CIES.
Они откопали Опенда в Брюгге, а продали Лейпцигу за 40 млн.
Абдукодира Хусанова нашли аж в Беларуси – и тоже за 40 млн отправили в Ман Сити.
Секу Фофана приходил сбитым летчиком из Удинезе, а ушел в Аль-Наср за 25 млн.
Только за прошедшее лето Ланс продал игроков на 97 млн, в частности Кевин Дансо уехал в Тоттенхэм за 25, Нил Эль-Айнауи – в Рому за 23, Анди Диуф – в Интер за 20.
Клуб не боится отпускать лидеров, потому что скаутинг гарантирует адекватные замены. Это не случайные заработки, как бывает, а отточенная система.
Именно система и преемственность лежат в основе мечты о титуле.
Ланс доказывает – во Франции реально быть небольшим, но успешным проектом.
***
Что еще?
Сильный директор, который редко ошибается – и это о Жан-Луи Лека.
Вообще он корсиканец. В 2017-м, когда Бастию за долги выгнали из элиты, он еще год продержался в Аяччо, а дальше переехал в Ланс доигрывать в 33 года. Никто не верил, что Жан-Луи будет играть до 40 и приживется в клубе.
Прошлым летом Угурлян назначил Лека спортдиром, и тот сразу подписал двух больших талантов – это 21-летний Самсон Байду из Зальцбурга и 23-летний Мамаду Сангаре из Рапида.
Лека как-то псдружился с влиятельным агентом Мейсой Ндиайе, с которым вдвоем летал в Австрию, а возвращался уже с новичками.
Сейчас без центрбека Байду и центрхава Сангаре команду не представить.
А обошлось все в 16 млн – меньше, чем принес продажа Диуфа.
"Мы перестраиваем клуб. Задача – хитро и дешево вербовать новичков, соответствующих нашим ценностям. И наращивать валовой доход", – говорит Лека.
Каждое решение они принимают вместе – скауты Валентин Михальский, Джонатан Мартинс-Перейра и Алладин Яхья; директор юрдепартамента Виктор Лингларт; генменеджер Бенжамен Паррот.
Они долго колебались летом по поводу чемпиона мира-2018 Флориана Товена. Вообще-то стареющая 33-летняя звезда, любящая "чистые" мячи, – не профиль Ланса, однако когда Фло согласился уменьшить зарплату вдвое, ему дали шанс.
И еще раз угадали.
***
Кто еще нужен?
Конечно, тренер – и это Пьер Саж сейчас тянет команду в ЛЧ.
По сути, он физрук. На профессиональном уровне не играл, да и тренировал сначала любителей, детей, и только в Лионе имел "взрослый" опыт в 2023-25 годах.
"Еще до подписания контракта я знал, что Ланс – стабильный клуб, который дает людям время работать. С первых спаррингов я понял, что у команды есть потенциал. Единственная неопределенность заключалась в том, когда и насколько все сложится", – говорит Пьер.
На "Боллар-Делелис" он приехал с помощником, который сопровождал его еще в любителях – Джамалом Алиуи.
"Мы много говорим о данных и беге, но забываем о чем-то важном: это чувствительность к игре, синхронизация с товарищами по команде. Интенсивность без размышлений бесполезна", – говорит тот.
Поэтому Ланс в этих двух бегает и думает.
В основе философии Сажа лежит интенсивность. Уже в стартовых 8 турах чемпионата команда сделала те же 90 перехватов, что и Челси в АПЛ. Сейчас, на экваторе сезона, Ланс лидирует в Лиге 1 по отборам мяча (19,4 за 90 минут) и идет вторым по перехватам (10,8).
"Многие команды прессингуют персонально, тогда как мы, наоборот, отдаем предпочтение зональному прессингу. Мы просим игроков закрывать пространства и линии передач; тогда, естественно, они перехватывают мячи", – говорит Саж.
Контроль при такой модели необязателен. Главное – нажать, перехватить и быстро довести атаку до удара.
Изысканных игроков мало, поэтому много навесов.
Такой стиль изматывает, и Саж много работает над командным духом. Артуа – горнодобывающий регион, и игроки водят на заводы, в музеи; общаются с фанатами напрямую.
"Мы как-то на террикон поднялись, чего я не делал годами. Саж привел своих игроков выпить в одно из легендарных мест, которое часто посещают фаны Ланса. Мы сидели там все вместе. Саж как будто из этих мест, наш человек", – рассказывает тренер вратарей Седрик Бертелен.
Когда ты лично пообещал фанатам победу – твоя самоотдача на другом уровне.
Пьер, может, и не звезда футбола, но умеет создать коллектив.
***
Угловые и стандарты – куда без них?
После Арсенала их уже никогда не будут недооценивать, и в Лансе есть человек, выполняющий работу Николя Жовера, – это 25-летний Пьер Капитэн.
"Его работа – настоящий актив. Я знаю, в какую зону подавать, и у меня всегда есть 2-3 разных варианта. На тренировках это не занимает много времени – я бы сказал, 15-20 минут. Но я всегда знаю, что делать с каждым типом подач", – говорит основной "подающий" Адриен Томассон.
Ланс подает примерно поровну угловых на переднюю и дальнюю штангу.
Бывало, что результат приносил пас под удар Сангаре на линию штрафной.
И если в прошлом сезоне команда забила с угловых 8 голов, то в текущем 6 голов было только в 9 стартовых турах.
"Компьютерная программа анализирует все стандарты с начала сезона, а это более 6000 подач в глобальной базе данных. Нас интересуют все инновации", – рассказал однажды Капитан La Voix du Nord.
То есть, кроме скаутинга, тимбилдинга и самоотдачи здесь еще и научный прогресс работает.
***
А что игроки?
Кроме пары молодых талантов "на продажу" Ланс собрал у себя тех, кому есть что доказывать.
Например, Товена.
У него 86 голов за Марсель, но он признается, что в 2022-м в Мексике "достиг дна":
"Я пообещал Пабло Лонгории, что продлю контракт, хотя знал, что переговоры с Тигрес продвинулись слишком далеко. Я не должен был этого делать. Меня это мучило".
За 2 сезона в Удинезе Товен как будто пришел в себя, но только в Лансе, получив статус лидера, вернулся в сборную Франции, где забил вот так.
"Он привносит в команду опыт топ-игрока. Поднимает нашу планку амбиций. Некоторым ребятам нужен такой партнер, чтобы сделать скачок от хорошего сезона к очень хорошему", – говорит Саж.
Ну, или Маланг Сарр – помните такого? В 2020-м он с помпой перешел из Ниццы в Челси, где потерял все.
В 2023-м Маурисио Почеттино спросили о Сарре на пресс-конференции, а тот иронично переспросил: "Вы сейчас о ком?"
"Я плохо это воспринял. Это было абсолютно неоправданно. Он знал меня; даже хотел подписать раньше в Тоттенхэм. Жертва футбольного бизнеса? Это громко сказано, но да, я заплатил цену", – говорит Маланг.
В Челси бывали сезоны, когда он не играл ни минуты.
Саж подпитывает желание Сарра доказать, что его зря списали, – и он среди лучших в Лансе.
Есть что доказывать и Матье Юдолю, который пережил три (!) разрыва крестообразных связок – в 2016-м, 2018-м и 2021-м. На нем поставили жирный крест, а он все равно играет латераля от своих ворот до чужих и уже отдал 5 голевых пасов. Этот характер сделал Юдоля капитаном Ланса.
Саж говорит, что вызов 29-летнего Матье в сборную Франции является его личной целью на сезон.
Ну, а ветеран лиги Джимми Кабо по делу обвиняет Globe Soccer Award:
"Они дали приз за лучший камбэк Погба. Но где он? И что пережил? У Юдоля три разрыва крестов – и он основной в каждом матче Лиги 1".
Немногим меньше пережил техничный гуляка Уэсли Саид – разрыв связок в 2020-м, а затем более 500 дней в лазарете. Он почти бросил футбол, но потом взял себя в руки:
"Теперь я хозяин своей жизни. Я лучше забочусь о себе, стараюсь лучше спать и сосредоточиться на футболе".
И получается! У него 8 голов в чемпионате.
Еще больше – 9 раз – забил Одсонн Эдуар, один из золотой молодежи ПСЖ 2010-х.
"Златан и Кавани постоянно следили за мной, давали много советов. Мы тренировали удары, и я пытался их копировать. Каждый раз, когда я терял мяч или не реализовывал моменты, Златан говорил мне оставаться после тренировки и работать над этим снова и снова", – Эдуар потерял голову от внимания селебрити.
В 2017-м в Тулузе он пьяным выстрелил из страйкбольной винтовки в прохожего, и тот потерял слух.
В итоге, от тюрьмы отмазали, но карьера Эдуара никогда не вернулась к 17 голам в 14 матчах за Францию U21.
Сейчас он стремится "вернуться": "Сегодня я чувствую себя на 70%. Но становится все лучше и лучше".
Ну, или взять Адриена Томассона – до 32 лет он объездил кучу середняков, но только сейчас вышел на пик. Он лидер Лиги 1 по пасам под удар (37) и прессингам (1265), а также в топ-5 по подкатам, блокам и действиям, которые создают моменты.
"Мне очень нравится играть чуть глубже, создавая связь между атакой и защитой. Это позволяет мне больше владеть мячом, строить игру, а также иметь возможность продвигаться вперед, попадать в штрафную площадь", – Саж придумал для Томассона роль, в которой он засиял.
***
Ну, и вот так они и держатся.
Стратегия, скаутинг, тимбилдинг, вертикальность и угловые, приправленные желанием доказать, что мир обошелся с ними несправедливо.
Хватит ли этого для чемпионства?
В любую другую эпоху ответ был бы "да", но сейчас существует ПСЖ Луиса Энрике.
К тому же, класса Ланса недостаточно, чтобы его прессинг ломал игру больших звезд, поэтому именно ПСЖ, Марселю и Лиону команда Сажа уступила.
И этой же причине в Лансе не говорят лишнего.
Конечно, они помнят Лилль-2021 и Монпелье-2012, но на улицах их не обсуждают. Север Франции – индустриальный регион, где живут приземленные люди. Когда репортер L'Equipe прошелся по городу, то услышал много хорошего о Саже, но не о трофеях.
"Секрет успеха – это менталитет Ланса. Мы не ищем медалей или звезд. На первом месте – сердце", – гордо уверяет владелец бистро Фред.
Его друг Бертран соглашается: "Имея в качестве соперников ПСЖ и Марсель, нужно быть реалистами. В конце концов, мы пробыли первыми целую неделю. А сама перспектива матчей ЛЧ для нас здесь – это уже как выиграть титул".
