Украинская правда

От Лобановского до Залужного. Как Сергей Балтача покинул Динамо – и стал легендой нового дела

Віталій Пасічний — 20 февраля 2026, 09:00
От Лобановского до Залужного. Как Сергей Балтача покинул Динамо – и стал легендой нового дела
Getty Images

Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание "динамовский ветеран"?

Думаю, много кто в эту секунду поморщился. При всех медалях и выдающейся игре, многие легенды после завершения карьеры сделали всё, чтобы их не любили. Они, во-первых, проваливались в Динамо и/или сборной Украины в качестве тренеров – и для целых поколений запомнились именно с грустным лицом у бровки, а не с серебряными кубками в руках.

Во-вторых, эти люди безнадёжно живут прошлым. Разговоры про конспекты Лобановского, о которых мэтр никогда не говорил, возмущения даже теми изменениями, которые Динамо смеет делать, явная отсталость от трендов... Динамовцы ведут себя так, как будто клуб им принадлежит – и не замечают, что в стремительной деградации Динамо есть и их вина.

Но в плеяде великих игроков есть человек, который смог начать другую, совершенно новую жизнь. Человек, который уехал в Англию – и обосновался там так, что остаётся востребован многие десятилетия, хотя его стартовые позиции были стократ хуже, чем у Беланова или Заварова. Человек, которому всю жизнь будут благодарны суперзвёзды новой эпохи, и за помощью к которому обратится даже символ украинского сопротивления во время войны.

Getty Images

Впрочем, обо всём по порядку.

Футболист: парень с Азовстали, один из первых трансферов Лобановского

Отправная точка карьеры нашего героя называется... "Азовсталь". Так, в наши времена особенно громко, звучит первое имя футбольного клуба Мариуполь – который в промежутках назывался Азовец, Металлург, Ильичёвец и ещё много как. Нет ничего удивительного в том, что мариуполец Сергей Балтача начал заниматься футболом в местной школе.

Первым профессиональным клубом в карьере Балтачи стал харьковский Металлист. Сергей демонстрировал огромный потенциал, следствием чего стало приглашением в Динамо в экстремально юные для той эпохи 17 лет. Впрочем... Дадим слово нашему герою:

"В команду меня пригласили в январе 1976-го. В мае закончил спортинтернат, до августа поиграл еще за Металлист, а потом вместе с [вратарём Юрием] Сивухой приехали поступать в институт физкультуры. Тогда же написали и заявления в Динамо. Но там было не до нас – в команде как раз разгорелся конфликт между тренерами и игроками, которые требовали отстранить Лобановского с Базилевичем от руководства команды.

Следовательно, ни Лобановский, ни другие не хотели принимать какие-то кадровые решения. Мы же с Юрой в институт не поступили, поэтому и поехали обратно доигрывать сезон за Металлист. А под конец сезона, где-то в ноябре, когда все улеглось [Базилевич ушёл в отставку, Лобановский сохранил пост], о нас опять вспомнили.

Вернулись в Киев, и нас сразу же забрали в армию... А тогда так было – мы же были призывного возраста. Правда, служить пришлось всего полтора месяца (во внутренних войсках под Киевом). После "школы молодого бойца" "дослуживали" уже в команде – динамовцы к тому времени уже вернулись из отпусков".

Именно в Металлисте Балтача стал играть в обороне: до этого он играл полузащитника, а ещё ранее, в 13 лет, становился лучшим бомбардиром турнира "Кожаный мяч". В Динамо он первый сезон был игроком молодёжной команды (и это неудивительно: Металлист на момент дебюта Сергея был командой второй лиги), но уже был на отличном счету. Об этом свидетельствует включение в состав молодёжной сборной СССР, в составе которой Балтача стал чемпионом мира-1977.

Запоминающимся был и первый матч Балтачи в Динамо. Его выпустили сразу в главном дерби страны: против московского Спартака. Наш герой заменил уже возрастного Михаила Фоменко – и помог команде победить 3:0!

"Лобановский, нужно отдать ему должное, был очень тонким психологом. Если бы он сказал мне, что я буду играть, за день до матча или раньше, я бы, наверное, волновался, а возможно, и "перегорел" бы. Но о своем участии в первом поединке за Динамо я узнал буквально где-то за час до начала.

Перед объявлением состава Васильич позвала меня к себе. Говорит: "Сережа, ты выиграл чемпионат мира среды ровесников. Теперь будешь играть против взрослых. Но ты чемпион, значит ты – лучший. Помни это! Никого не бойся – ты должен быть уверен в себе! В том матче я, как говорили потом, сыграл хорошо".

Одиннадцать последующих лет в основе Динамо – это одиннадцать лет абсолютно элитного защитника в системе Лобановского. Балтача специализировался на позиции либеро: последнего защитника перед вратарём. В составе Динамо он выиграл по четыре чемпионата и Кубка СССР, а также победил в Кубке обладателей Кубков-1986.

Важной частью Балтача был и в сборной СССР, которую в те времена тренировал Лобановский. Вызывался он в течение восьми лет, сыграл 45 матчей и стал частью "серебряной" команды на Евро-1988. Правда, на самом турнире наш герой вышел на только раз, когда его выпустили на замену в финале. До сих пор невыход Балтачи на финал, при травме Бессонова и дисквалификации Кузнецова, многими считается главной ошибкой в карьере Лобановского.

Англия: Mr. "No Problem", шея уставала больше, чем ноги

И именно летом 1988-го в Спортивный комитет СССР обратился Ипсвич. Команда, которая всего за семь лет до этого выиграла Кубок УЕФА, а за шесть становилась второй в чемпионате, в конкретный момент находилась во втором дивизионе и искала усиление в опыте.

При этом Балтача был не единственным титулованным игроком в команде: тем же летом 1988-го в клуб вернулся Джон Уорк, который, во-первых, застал те самые успехи, а во-вторых, совсем недавно выиграл пару чемпионств с Ливерпулем.

За время с Балтачей в составе "трактористы" заняли скромные 8-9 места в лиге, которая скоро станет Чемпионшипом – но вклад Сергея в это был невелик. 19 матчей в первом сезоне, девять во втором (и только три из них в основе!) – маловато для лиги, где уже тогда играли по 46 матчей. Почему же защитнику, который оборонялся против Марадоны, ван Бастена, Бонека, Руммениге, Платини, не получилось о себе заявить во второй английской лиге?

Одна из причин заключается в самом прозвище Балтачи. В Ипсвиче его назвали "No Problem", но не из-за безупречности, а потому что на английском от него можно было услышать только эту фразу. Иностранных языков Сергей не знал, но проблемы исчерпывались далеко не только этим.

Вот как Сергей вспоминает английский этап:

"Сейчас Ипсвич играет в симпатичный футбол, владеет мячом по 70-80%, много легионеров. Когда я пришел, это была очень простая команда – бей-беги, как говорится. В то время командой руководил шотландец Джон Данкан, поэтому футбол в стиле cross&shoot был ему понятен. Он всегда любил повторять: Серега, не пасуй, бей этот мяч в борьбу. А я ему всегда говорил: В киевском Динамо я играл в футбол".
The Sun

И ещё:

"Я недели две потренировался и в первом матче Данкан поставил меня, привыкшего играть в центре защиты, правым хавом. За первый тайм я только раз мяча коснулся! У нас если ты в полузащите, значит, ты дирижер игры. А в Англии мяч от защитников, минуя середину поля, направлялся нападающим. Ты стоишь и только взглядом провожаешь мяч – у меня шея больше болела, чем ноги".

Да, сейчас это даже сложно понять, но в восьмидесятые футболист мог ехать в Англию из Динамо и сталкиваться с тем, что партнёры и тренер слабоваты для него, а не наоборот.

"Двенадцать лет играл с футболистами высшего класса и думал, что такой уровень везде. В Англии понял, что больших профессионалов, чем в Динамо и сборной, уже не увижу".

После Ипсвича Балтача попросил найти ему команду, играющую с либеро – и единственным таким претендентом стал новичок шотландской "вышки" Сент-Джонстон. И там Сергей просто расцвёл! Хотя он отыграл за "святых" всего три сезона, его включали в символическую сборную команды за 20 лет, а болельщики называли его сильнейшим защитником в истории клуба.

Сент-Джонстон не выигрывал титулов, но для скромной команды сами сезоны в высшей лиге и перфомансы типа 5:0 с Абердином, недавно побеждавшим Реал и Баварию, были счастьем.

Несмотря на серьёзнейшие 35 лет, закончил карьеру Балтача не из-за возраста. В Сент-Джонстон пришёл Джон Макклелланд – бывший игрок сборной Северной Ирландии, который стал играющим тренером. Балтача не считал Макклелланда способным руководить командой – и не остался при нём. Кстати, вскоре его Джон действительно был уволен и никого больше так никогда и не тренировал.

Тренер: первый тренер в истории клуба, возвращение на поле

Тренерская карьера Сергея, которого уже пора называть Сергеем Павловичем, вышла короткой, но от этого не менее интересной.

Балтача решил не покидать Шотландию и стал тренировать в Инвернессе. Несмотря на фантастическую историю (его ещё в VI веке посетил святой Колумба, проповедник христианства на острове, в произведении Шекспира здесь находился замок Макбета, а в реальности он был местом важнейших сражений самых разных войн), статус города Инвернесс получил только в 2001-м году.

Поэтому не должно удивлять, что уже через год после того, как Балтача возглавил Инвернесс Каледониан, тот решил стал частью более амбициозной команды. Причинами поступить так именно в тот момент, в 1994-м году, стало появление в Шотландии четвёртого дивизиона, улучшение логистики – в общем, клуб Балтачи объединился с клубом Инвернесс Тисл в клуб с вычурным названием Инвернесс Каледониан Тисл.

https://t.me/V_Pas/2018

Часто в таких случаях состав становится более глубоким и разнообразным, но здесь вышло наоборот. Снова слово нашему герою:

"В начале первого сезона, когда мы шли на первом месте, двенадцать игроков (из восемнадцати!) получили травмы, и я вернулся на поле, добавив в состав ребят из дубля.".

Просто представьте: человек с медалью Евро, победитель Кубка Кубков и множества чемпионатов СССР, выходил на поле в четвёртом шотландском дивизионе, и против полулюбителей...

Следующий шаг: академия, воспитанники "на 200 миллионов"

Чемпионат, впрочем, команда из Инвернесса закончила только шестой, и на этом работа Балтачи в Инвернессе закончилась. Он даже вернулся в Киев, где несколько лет работал ассиистентом Владимира Лозинского и Бернда Штанге в ЦСКА. И в тот момент вряд ли кто-то мог представить, что, возможно, главные вызовы и победы у нашего героя ещё впереди.

Уже в 1998-м Балтача вернулся в Шотландию, там работал ассистентом в Данди Юнайтед – но стократ важнее тот оффер, который Сергей Павлович получил очень скоро. Его пригласила уникальная команда, которых, наверное, в Англии уже никогда не будет.

Getty Images

Чарльтон Атлетик, не факт, что войдёт даже в десятку самых лучших команд Лондона, но на пике это был уникальный авторский проект – и всё благодаря одному человеку. Алан Кёрбишли трудился там 15 лет, ему прощали средние сезоны с болтанием в Чемпионшипе или вылетом из АПЛ – а он отвечал на доверие результатами, о которых болельщики даже не мечтали.

Балтача приходил в 2001-м в команду, которая готовилась проводить второй сезон после выхода в АПЛ – но также в команду, занявшую 9-е место. Чуть позже было седьмое, было множество уверенных финишей в середине – и всё это в статусе едва ли не слабейшей по ресурсам команды лиги.

Каким образом? Кёрбишли строил настоящую британскую банду. Здесь заявил о себе Скотт Паркер – сейчас тренер Бёрнли, в качестве игрока пригодившийся лучшим образцам Челси и Тоттенхэма. Здесь за звание лучшего бомбардира лиги боролся Даррен Бент: его 18 голов за Чарльтон превзошли только Анри с ван Нистелроем.

Здесь раскрылся списаннный из Ливерпуля Данни Мёрфи, здесь заиграл не пригодившийся Тоттеннхэму Люк Янг, здесь раскрылся Пол Кончески... Никакого национализма, в Чарльтоне провёл отличные сезоны и южноафриканец Марк Фиш – видимо, Кёрбишли было важнее, чтобы для игроков родным языком был английский.

И для такой команды была критично важна подпитка из академии: те же Паркер и Кончески были воспитанниками Чарльтона. Балтача получил приглашение на должность тренера академии.

Любопытно, что уже в 2005-м Бент, который моментально "взорвёт" АПЛ (18 он забил в дебютный сезон), перешёл именно из Ипсвича. Не Балтаче ли подсказали о таланте через старые связи? Впрочем, не будем навешивать легенде лишних медалей – у него настоящих хватает.

Например, Джонджо Шелви, который поступил в академию Чарльтона в 2004-м, а все 2010-ые был одним из самых звёздных полузащитников Премьер-лиги. Ливерпуль взял его совсем молодым, за 1,7 миллиона фунтов – и парень с алопецией, пушечным ударом и талантом подключаться к атакам провёл больше трёхсот матчей в АПЛ за "красных", Суонси, Ньюкасл, Ноттингем и Бёрнли.

Или один из самых ярких и креативных форвардов современности Адемола Лукман. Когда Аталанта сокрушила непобедимый, казалось бы, Байер в финале Лиги Европы, хет-триком в финале отметился именно он – и это единственный хет-трик в финале еврокубка за последние 50 лет.

Недавно Лукман перешёл в Атлетико – и помог "индейцам" сотворить новое чудо, обыграть Барселону 4:0. Суперзвезда, что тут ещё сказать – и за него в 2017-м Эвертон заплатил Чарльтону 7,5 млн фунтов.

Вот что вспоминал наш герой про Адемолу:

"Лукман был очень скромным и тихим человеком. большей частью молчал, никогда не выпячивал себя и свое "Я" не показывал. Конфликтов у него ни с кем не было. Лукман – порядочный, воспитанный и хороший человек. Но если кто-то не отдавался в игре, Адик мог подойти к нему и сказать: "Послушай, не подводи нас".
У меня было правило – когда мы заходили после первого тайма в раздевалку, все должны были смотреть друг другу прямо в глаза. Однажды я подошел с опозданием и услышал, как Лукман говорит ребятам: "Ну что, все могут поднять глаза, как говорит Сергей?". Также он с большим уважением относился к рабочему персоналу, поварам. Со всеми здоровался, женщин всегда пропускал вперед".

Джо Гомез – главный старожил Ливерпуля. Даже Салах с ван Дейком перебрались позже защитника, который застал мерсисайдцев ещё при Брендане Роджерсе. Летом 2015-го Джо перешёл за 3,5 млн – и, честно говоря, "красным" надо бы доплатить, отправить в Лондон пару месячных зарплат Исака.

Место в основе Гомезу не было гарантировано никогда, но за эти годы самый универсальный защитник команды провёл 260 матчей – и, естественно, приложил ноги и голову ко всем титулам последних лет.

Карлу Дженкинсону такого же статуса в Арсенале добиться не удалось. Болельщик "канониров", он в первом же товарищеском матче после перехода застал врасплох Войцеха Щенсны, перебросив своего вратаря парашютом из-за пределов штрафной.

Дальше были 2:8 от МЮ, травма, 0:6 от Челси, ещё травмы – и карьера защитника (по юношам очень талантливого – именно поэтому Арсенал заплатил миллион за игрока из третьего дивизион пошла по наклонной. Сейчас Карл играет за Бромли из четвёртого дивизиона.

Даже единственный матч Карла за сборную обернулся пощёчиной: через какие-то минуты после выхода на замену в товарняке со шведами Ибрагимович положил этот гол

Эзри Конса – один из самых актуальных героев сборной Англии. При Тухеле он стал регулярно играть за "трёх львов", а за Астон Виллу сыграл уже почти 300 игр. Цепкий и мощный, Эзри в последнее время выводит "вилланов" с капитанской повязкой – с ним Вилла сильнее, чем с Мингзом. В 2018-м Чарльтон продал Консу в Брентфорд за 2,5 млн фунтов – Вилла уже через год заплатила впятеро дороже...

Наши дни: Залужный, создание национального символа

Странное дело: слава Балтачи связана именно с Чарльтоном, хотя в 2008-2012 он был связан с намного более сильным клубом. Вот как он сам рассказывает о приключении имени Челси:

"Я не работал в структуре Челси. Я был директором Beacon Academy три года и на меня вышли представители клуба, тогда владельцем клуба был Роман Абрамович. Он через своих людей прислал ко мне своего уполномоченного представителя... У нас было партнерство, между мной, Beacon Academy и Челси, скажем так".

В общем, Бруму, ван Анхольта и Борини в бриллианты, открытые Сергеем Павловичем, не пишем – может, у "синих" и было бы получше с академией, если бы они сотрудничали с Балтачей по-настоящему.

В 2024-м Балтача покинул и Чарльтон. На вопрос, почему, отвечает просто: настало время что-то менять. Где-то здесь надо отметить, что в самом клубе такому человеку становилось всё теснее. В АПЛ Чарльтон не играет с 2007-го, а на момент ухода Балтачи пятый год проводила и за пределами Чемпионшипа. Тандем с Кёрбишли был золотым: по отдельности и клуб полетел в пропасть, и тренер не смог себя реализовать...

И кто бы мог подумать, что прощание с Чарльтоном, в более чем приличные 66 лет, готовит Балтаче новый вызов. Вызов имени одного из самых известных украинцев современности, одного из символов украинского сопротивления.

В марте 2025-го Валерий Залужный, незадолго до этого ставший послом Украины в Великобритании, написал в телеграм-канале:

"Розкажу вам про українських дітей, які попри все вперто йдуть до своєї мети. Про дітей, які не просто люблять футбол, а мріють стати професійними гравцями. Я бачив, як горять їхні очі і як улюблена справа робить їх щасливими. А ще – вони дуже хочуть мати таке місце, де їх навчать і натренують. І ми вже над цим працюємо.

Разом з ветераном Динамо Сергієм Балтачею, ініціатором проєкту Андріаном Силівестру та командою тренерів йдемо до створення Української футбольної академії в Лондоні. Хто знає, можливо, через роки хтось з цих дітей буде в збірній України".

Все знают, что дети сейчас стремительно покидают Украину. Все понимают, что нужно как-то сохранять связи с ним. Для послов любой страны эта задача – одна из самых животрепещущих, и "Железный генерал" нашёл, на мой взгляд, самого подходящего во всём мире человека для поиска и воспитания украинских талантов в Англии. Как говорил сам Балтача, который cейчас трудится в академии (пока под названием Inter London) c утра до вечера, и даже день рождения для него не стал поводом сделать исключение:

"Когда Адемола Лукман и Эзри Конса выиграли юношеский чемпионат мира, они прислали мне фото и написали: "Серж, мы выиграли тот же турнир, что и ты. Только 40 лет после. Спасибо за помощь в этом". Много ребят в Премьер-лиге и за рубежом. Немногие понимают, как воспитывать детей. Главное, что у меня получается."

Вместо послесловия

Почему Балтача оказался не востребован в Динамо? Казалось бы, он так соответствует "профилю": столько лет в Динамо, множество побед и титулов в статусе игрока. Балтача и в Англии не скрывает, что его главным ориентиром является Лобановский, и на прямой вопрос о возвращении отмечает, что рассмотрит предложение.

Ответа на этот вопрос не знаю и я. Но скажу с полной уверенностью: слава богу, что сложилось именно так. Вместо очередного "ветерана" на почётной пенсии, занимающего чужое место на очень важной должности, мы все получили актуального и востребованного специалиста, который не просто соответствует требования, а и превосходит самые смелые ожидания.

И который проходит путь от мистера "No problem" доходит до того, чтобы находить подход к исключительно англоговорящим детям.

Иногда не пойти по пути наименьшего сопротивления приносит максимальную пользу.